Речь о другом - о действительности таинств у еретиков.
У ретиетиков нет таинств:
«Если человек, крещѐный в Отца и Сына и Духа Святого, делается храмом Господним; если, по разрушении древнего капища, он созидается в новый храм Троицы: то каким образом выходит у тебе, что у ариан могут быть отпускаемы грехи без низшествия Святого Духа? Каким образом очищается от древних нечистот душа, не имеющая Духа
Святого? Ибо не вода омывает душу, но сама прежде омывается Духом, чтобы потом могла омывать духовно других. Дух Господень, говорит Моисей, ношашеся вверху вод (Быт.1,2). Откуда видно, что крещение не бывает без Духа Святого. Иудейское водохранилище Вифезда получило силу исцелять расслабленные телесно члены только чрез нисхождение ангела; а ты представляешь мне душу, омытую просто водою, будто в купальне. Сам Господь наш Исус Христос, который не столько очистился купелью, сколько в купели своей очистил все воды, едва поднял голову из реки; тот час принял Духа Святого; не потому это, чтобы он был когда либо без Духа Святого; Он и родился во плоти от Духа Святого; но чтобы показать нам, что истинное крещение то, в котором нисходит Дух Святой. Итак, если арианин не может сообщить Духа Святого, не может он и крестить; потому что крещение церковное без Духа Святого ничтожно. Ты же, который принимаешь крещѐнного и потом призываешь (не принимаемого) Духа Святого, ты должен или крестить его, потому что он не мог быть крещѐн без Духа Святого, или, если он крещѐн в Духе, перестань призывать на него Духа, которого он принял во время своего крещения» (блж.Иероним Стридонский – «Разговор против люцифериан»).
Фирмилиан Кесарийский: «Нам следует спросить тех, которые защищает еретиков, какое у них крещение – телесное или духовное? Если телесное, то они крещением нисколько не отличаются от иудеев, употребляющих его просто для обыкновенного омовения нечистот. Если же духовное, то как оно может быть у тех, у которых нет Святого Духа? И потому вода, которою там крещаются, служит только для телесного омовения, но не для таинства крещения»
(Послание к Киприану).
«хотя начало отсупления произошло чрез раскол, но отступившие от Церкви уже не имели на себе благодати Святаго Духа. Ибо оскудело преподание благодати, потому что пресеклось законное преемство. Ибо первые отступившие получили посвящение от отцев, и, чрез возложение рук их, имели дарование духовное. Но отторженные, соделавшись мирянинами, не имели власти ни крестити, ни рукополагати, и не могли преподать другим благодать Святаго Духа, от которой сами отпали» (Василий Великий, 1пр.),
«Сказанное мною направлено против тех, которые без разбора пристают к людям, отделяющимся от Церкви. Если
эти последние содержать противные (нам) догматы, то потому самому не должно с ними иметь общения; если же они мыслят одинаково с нами, то еще больше (должно избегать их). Почему так? Потому что это недуг любоначалия. Не знаете разве, что случилось с Кореем, Дафаном и Авироном? Но одни ли они потерпели? Не вместе ли с ними (погибли) и их сообщники? „Что говоришь ты? У них та же самая вера, и они также православны". Если так, отчего же они не с нами? "Один Господь, одна вера, одно крещение". Если у них хорошо, то у нас худо; а если у нас хорошо, то у них худо. "Младенцами", – говорит, – "колеблющимися и увлекающимися всяким ветром". Скажи мне: ужели вы считаете
достаточным то, что их называют православными, тогда как у них оскудела и погибла благодать рукоположения? Что же пользы во всем прочем, если у них не соблюдена эта последняя? Надобно одинаково стоять как за веру, так и за нее (благодать священства). А если всякому позволительно, по древней пословице, наполнять свои руки, быть священником, то пусть приступят все, и напрасно устроен этот жертвенник, напрасно (установлен) церковный чин, напрасно лик иереев: ниспровергнем и уничтожим это…» (Иоанн Златоуст – Беседа 11 на Еф.),
«Неции же совершеннее крещают армены, вину приемлющее не от великих церквей, но от слова Иоанна митрополита Никейскаго, иже пишет к Захарии соборному великия Армении, сице о них рече, яко ниже рукоположения имут, но чужди суть всякого рукопоставления. Яве же есть отсюду, святый Григорий епископ Арменский, и Леонтий блаженный
архиепископ Кесари каппадокийския, иже святаго Григория поставивый епископа, завет утвержен посреди их сотворив завеща: арменийскому повремени епископу рукоположение приимати от церкве и от архиерея кесарийского, от нея же и сам святый Григорий исперва священничество прият, якоже и в книзе Домна, и мученичества святаго Григория о сих всех опасно сказует. Тии же тмами в ереси впадше, и от соборныя церкве отчуждившееся, и от кесарийския церкве поставления не приемлюще, како не суть всячески не свещеннии и без рукопоставления: и иже от них крещаемии, отнюд язычницы некрещени: и армены убо крещающии, отсюда свидетельства вземлют и ина подобная носят» (Кормчая, гл.70),
«Те, которые дерзнув открыто нарушить Евангелие предали анафеме не хотевших нарушать его, станут ли они заботиться о правилах, даже и запечатленных Духом Святым, хотя определением их решается всѐ, касающееся нашего спасения? Ибо у них нет священства, жертвы и прочих средств врачевания наших душевных болезней» (Феодор Студит – XXXVI. К Еврепиану),
«Господь наш Исус Христос сказал святым своим ученикам и апостолам: ―Примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся‖(Ин. 20, 22 — 23.); и еще сказал: ―Кого вы свяжете на земле, тот будет связан на небе; и кого разрешите на земле, тот будет разрешен на небе‖(См. Мф. 18, 18.). Видишь: связывают и разрешают, прощают грехи и удерживают Святым Духом. Без благодати Святого Духа никто из священников ничего не
может сделать. Еретики же имели в себе нечистый дух сатанинский; как могут они связывать и разрешать на небе и на земле?» (Иосиф Волоцкий – «Просветитель», сл.12).