consensus patrum
26 Апрель 2024, 19:13:04 *
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
   Начало   Помощь Поиск Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: О сущем  (Прочитано 3071 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Виталий
Пользователь
**
Offline Offline

Сообщений: 94


« : 15 Сентябрь 2010, 12:52:50 »

Преподобный Иоанн в ФГ пишет:
"Глава IV. О сущем, субстанции и акциденции. Сущее  есть общее имя для всего существующего. Оно разделяется на субстанцию и акциденцию. Субстанция  есть нечто самое важное, так как она имеет существование в себе самой, а не в другом. Акциденция  же есть то, что не может существовать в самом себе, а созерцается в субстанции."

Вот какие вопросы у меня возникают:
1.   преподобный Иоанн пишет: «Сущее есть общее имя для всего существующего...».
Вопрос: само «имя» - есть существующее?   Означает ли это, что объём понятия «сущее» - включает само понятие «имя»?
Не читается ли тогда эта фраза так: «Сущее есть то, что объемлет всякое имя, и в тоже время объемлется именем»?
Иными словами: «сущее как содержит в себе имя, так и содержится в имени»? Что шире «сущее» или «имя»?
2.   Возникает вопрос о самом имени: что есть «имя» в понимании Преподобного Иоанна? Вот скажем: допустим некто оказался на выставке самых современных  японских супертехнологий, которых в продаже ещё не было. Он видит нечто, и говорит «о…, это наверное пылесос…», а на самом деле это раскладной диван. Вот вопрос: имя  это что? Нечто такое, что существует у нас в голове, это то, как мы именуем нечто внешнее, то, как нечто представлено в нашем «внутреннем мире»?
 Или имя это нечто существующее вне зависимости от каких бы то не было наших представлений о том, что реально существует? Скажем, от того, что ты розу будешь именовать чемоданом она не перестанет пахнуть? Преподобный  имеет в виду именно это обстоятельство т.е. некую объективную вещь, как бы сущность вещи, которая существует вне зависимости от каких-либо наших представлений? Или всё-таки «отпечаток» этой вещи в нашем собственном внутреннем мире вне зависимости от того - адекватен ли он реальности или нет?
Записан
azamat
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 2841



« Ответ #1 : 15 Сентябрь 2010, 18:31:32 »

Не читается ли тогда эта фраза так: «Сущее есть то, что объемлет всякое имя, и в тоже время объемлется именем»?

Не читается. Дамаскин просто имел ввиду то,что "сущее" -- это общее обозначение всего,что существует. Из всего,что существует есть "вещи" субстанциональные,а есть "вещи" акцидентальные. Например,человек пьет. "Человек" - это природа. "Пьет" - акциденция.

Цитировать
имя  это что? Нечто такое, что существует у нас в голове, это то, как мы именуем нечто внешнее, то, как нечто представлено в нашем «внутреннем мире»?

Да. Это человеческое слово,акцидентально существующее в нашем уме,но,в отличие от всех слов,это слово выделено как обозначающее,указующее на объект или субъект.
Записан

Св.Иоанн Дамаскин: "Ибо одну только ревность к Истине я имею как надежду на спасение, и надеюсь, и желаю с нею встретить Господа Христа, предлагая Ему ее, как умилостивление за те постыдные грехи, какие были мною совершены."
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Powered by SMF 1.1.11 | SMF © 2006-2008, Simple Machines LLC Valid XHTML 1.0! Valid CSS!