Цитату из Приходского устава 1918 года приводит о.Павел Адельгейм:
«Приходской Устав 1918 г. спрашивает: «С чего начинать устроение Прихода?» И сам отвечает: «Надлежит прежде всего выяснить, кто действительно принадлежит к Церкви Христовой, кто при всех опасностях за веру, охотно принимает слово Апостолов о Христе Спасителе в жизнь вечную. Надлежит теперь же по приходам произвести запись всех желающих принадлежать к данному приходу при том или ином храме. Непременное личное участие всякого прихожанина в устроении прихода является священным долгом христианина для спасения его души, без исполнения какового долга христианин будет мёртвым членом в Теле Христовом» (Преамбула).»
http://adelgeim.livejournal.com/34070.htmlТакое закрепление приходской жизни - регистрация членов прихода - кажется наиболее здравым.
Здравым - в том плане, что оно позволяет не впадать в две крайности:
Во-первых, устраняется институт «профессиональных православных». Те, кто постоянно находятся при храме в силу жизненных обстоятельств (по работе, или, наоборот, по безделью), перестают смотреть свысока, и как на не-своих, на обычных прихожан, у которых семья, работа и куча дел вне храма.
О том, что при регистрации членов прихода паству уже невозможно не замечать как нечто несуществующее, причем и самому высокому церковному начальству - написал о.Павел (по ссылке).
Во-вторых, становится здоровой принадлежность человека к Церкви в горизонтальном плане. Когда ты - ничто, ты можешь уходить куда угодно - в никуда, в другие юрисдикции, в другие веры - так, что этого никто не замечает. Вопрос - а принадлежал ли ты к тому, откуда уходишь?
Регулируется и вопрос ересей в таком случае. Если священноначалие начинает нести пургу, то полноправный и полноценный православный (знающий свою веру) разрывает (это крайний случай) связь с еретическим сообществом не втихомолку и не тайно, а так, что об этом знают все члены прихода, когда возобладание ереси в сообществе становится очевидным и другие методы уже исчерпаны.
Священноначалию при таком раскладе придется очень долго и хорошенько думать, прежде чем безнаказанно двигать свою собственную политику вразрез вере.
Выпадение отдельных членов прихода из православной веры тоже становится очевидным для всех, благодаря чему и паства и епископы вместе живут внутри Предания, поддерживая и направляя друг друга.
Еще вот какой момент: почему-то распространено представление, что священник - это пастырь (в смысле человек, хозяин), а паства ( как умозаключают большинство верующих) - это стадо баранов (в хорошем смысле).
Это вопиюще ложный взгляд, потому что, по взгляду св.отцов, священник - это главный баран, идущий впереди стада.
А Пастырь (человек) - это Христос.