consensus patrum
19 Апрель 2024, 12:28:52 *
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
   Начало   Помощь Поиск Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: сотворение человека по образу Воплотившегося (?)  (Прочитано 7539 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Новиков Павел
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 654


« : 12 Сентябрь 2010, 14:29:18 »

отделено от http://www.consensuspatrum.ru/index.php?topic=925.0

Прошу прощения, кто-нибудь слышал у святых отцов мнение, что Бог сотворил человека по Образу воплощенного Иисуса.

Т.е. изначален Образ Воплотившегося Бога, а по его "слепку" - создан человек.

« Последнее редактирование: 12 Сентябрь 2010, 14:54:19 от Андрей Белоус » Записан

«Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними; ибо в этом закон и пророки» (от Матфея 7:12).
Новиков Павел
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 654


« Ответ #1 : 12 Сентябрь 2010, 15:19:19 »

Спасибо, Андрей!

Записан

«Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними; ибо в этом закон и пророки» (от Матфея 7:12).
proshin
Пользователь
**
Offline Offline

Сообщений: 61


Прошин Василий (РПЦ МП)


« Ответ #2 : 13 Сентябрь 2010, 12:07:29 »

У Азамата в жж посмотрите
Там была тема иконографическая Христос - творец
Записан
Новиков Павел
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 654


« Ответ #3 : 13 Сентябрь 2010, 12:47:26 »

У Азамата в жж посмотрите
Там была тема иконографическая Христос - творец

Спасибо за подсказку, но не нашел.

Зато нашел здесь:

http://www.consensuspatrum.ru/index.php?topic=51.msg683#msg683

http://www.consensuspatrum.ru/index.php?topic=51.msg2402#msg2402

Записан

«Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними; ибо в этом закон и пророки» (от Матфея 7:12).
Денис В.С.
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 539


« Ответ #4 : 13 Сентябрь 2010, 14:21:01 »

отделено от http://www.consensuspatrum.ru/index.php?topic=925.0

Прошу прощения, кто-нибудь слышал у святых отцов мнение, что Бог сотворил человека по Образу воплощенного Иисуса.

Т.е. изначален Образ Воплотившегося Бога, а по его "слепку" - создан человек.


Об этом прекрасно пишет преподобный Анастасий Синаит в "Путеводителе" :


"Я внимаю некоему [экзегету], наилучшим и наивозвышенным образом толкующему «по образу [Божиему]», который, слегка изменив слова Моисея, говорит: « И сказал Христос: сотворю человека по образу и по подобию Своему.
И сотворил Бог человека, по образу Своему сотворил его» Следовательно, когда я вижу человека, созданного Богом, а также вижу божественное, неизреченное и животворное дыхание, вдохнутое Богом в то перстное и вещественное тело то это отпечатление [Божие] я мыслю не иначе, как [сотворенным] по образу, подобию и предизображению Христа Ибо вдыхание из уст [Божиих] предначертало существование Бога Слова, а вхождение [этого дыхания] в персть [предизобразило] истинное вселение Его в плоть; я имею в виду [предначертало] по образу, а не по равенству со Ставшим непреложно Человеком, Который обладает сложным, единственным и нераздельным Лицом, а также состоит одновременно из Божества и человечества.
Ибо поскольку этот «совет древний истинный» (Ис. 25, I), то есть таинство, которое «предназначил Бог прежде веков к славе нашей» (1 Кор. 2, 7), Он намеревался совершить в последние века, чтобы Бог Слово пришел на землю стал плотию (Ин. 1, 14), а также чтобы Бог как человек «с человеки поживе» (Вар. 3, 38) и для многих стал «в знамение пререкаемо» (Лк. 2, 34), как говорит Симеон, то Бог будучи премудрым Промыслителем, предначертал в устроении и творении Адама образ и отпечатление Своего Воплощения, Рождества и Вочеловечивания. Он предвозвестил Свое зримое и незримое, смертное и бессмертное устроение, дабы человек, видя самого себя, отбросил всякие сомнения и, став верующим, узрил бы Христа — зримого и незримого, Бога и вместе человека, смертного и бессмертного, от Девы рожденного. Поэтому обильный мудростью Мефодий в своем сочинении «Пир дев» говорит: «И сотворил Бог человека по подобному образу Образа Своего», то есть по образу Христа, ибо Он есть «сияние» и «образ ипостаси» Отца (Евр. 1, З)."


"А слова: «Вот, Адам стал» после преступления Заповеди] - «как один из Нас» (Быт. 3, 22), ясно и недвусмысленно представляют телесную плотяность Воплощения Бога Слова, Одного от [Святой] Троицы. Следует отметить, что [лишь] тогда, когда [Адам] стал вещественным и тленным, ему было сказано: «как один из Нас». Утверждающие, что Бог изрек это, насмехаясь над ним, обманутым змием, пусть обратят внимание на то, что глас Божий не созвучен совету змия. Ибо змий говорит: «вы будете, как боги» (Быт. 3, 5), но Бог не изрекает: «Вот, вы стали, как боги», а говорит: «Вот, Адам стал, как один из Нас». Если змий словами «вы будете, как боги» научает прародителей наших многобожию, то Бог обращается к Адаму не от лица множества, но от лица единого [Бога], и говорит: «Стал, как один из Нас», то есть как Один из Святой Троицы. Если бы это речение было порицающим, то упрек следовало бы сделать обоим, и особенно жене, введшей Адама в заблуждение. Однако так или иначе, но в устроении сложного Адама было ясно предначертано таинство Вочеловечивания Христа, и поэтому он назван ставшим словно Одним [из Святой] Троицы."
« Последнее редактирование: 13 Сентябрь 2010, 14:24:23 от Денис В.С. » Записан
Алексей
глобальный модератор
Ветеран
*
Offline Offline

Сообщений: 1225


WWW
« Ответ #5 : 13 Сентябрь 2010, 14:33:39 »

отделено от http://www.consensuspatrum.ru/index.php?topic=925.0

Прошу прощения, кто-нибудь слышал у святых отцов мнение, что Бог сотворил человека по Образу воплощенного Иисуса.

Т.е. изначален Образ Воплотившегося Бога, а по его "слепку" - создан человек.



Павел, в сети есть перевод главы из работы П. Нелласа "Образ Божий", он там приводит множество свидетельств Отцов об этом и показывает, что именно так и следует понимать библейское "по образу": Образ - Христос, Адам - по Его образу; Боговоплощение т.о. предустановлено. 
Записан
Новиков Павел
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 654


« Ответ #6 : 13 Сентябрь 2010, 15:02:42 »

Об этом прекрасно пишет преподобный Анастасий Синаит в "Путеводителе" :

Спасибо, Денис. Это и нашел, по второй ссылке.

Павел, в сети есть перевод главы из работы П. Нелласа "Образ Божий", он там приводит множество свидетельств Отцов об этом и показывает, что именно так и следует понимать библейское "по образу": Образ - Христос, Адам - по Его образу; Боговоплощение т.о. предустановлено. 

Спасибо, Алексей. Эта статья есть у Романа в ЖЖ, по первой ссылке.

Записан

«Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними; ибо в этом закон и пророки» (от Матфея 7:12).
proshin
Пользователь
**
Offline Offline

Сообщений: 61


Прошин Василий (РПЦ МП)


« Ответ #7 : 14 Сентябрь 2010, 08:34:31 »

У Азамата в жж посмотрите
Там была тема иконографическая Христос - творец

Спасибо за подсказку, но не нашел.





















Записан
Новиков Павел
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 654


« Ответ #8 : 14 Сентябрь 2010, 10:21:04 »



Благодарю.
Записан

«Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними; ибо в этом закон и пророки» (от Матфея 7:12).
azamat
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 2841



« Ответ #9 : 23 Сентябрь 2010, 11:07:02 »

"А слова: «Вот, Адам стал» после преступления Заповеди] - «как один из Нас» (Быт. 3, 22), ясно и недвусмысленно представляют телесную плотяность Воплощения Бога Слова, Одного от [Святой] Троицы. Следует отметить, что [лишь] тогда, когда [Адам] стал вещественным и тленным, ему было сказано: «как один из Нас». Утверждающие, что Бог изрек это, насмехаясь над ним, обманутым змием, пусть обратят внимание на то, что глас Божий не созвучен совету змия. Ибо змий говорит: «вы будете, как боги» (Быт. 3, 5), но Бог не изрекает: «Вот, вы стали, как боги», а говорит: «Вот, Адам стал, как один из Нас». Если змий словами «вы будете, как боги» научает прародителей наших многобожию, то Бог обращается к Адаму не от лица множества, но от лица единого [Бога], и говорит: «Стал, как один из Нас», то есть как Один из Святой Троицы. Если бы это речение было порицающим, то упрек следовало бы сделать обоим, и особенно жене, введшей Адама в заблуждение. Однако так или иначе, но в устроении сложного Адама было ясно предначертано таинство Вочеловечивания Христа, и поэтому он назван ставшим словно Одним [из Святой] Троицы."

Здесь прп.Анастасий сознательно противоречит Златоусту и Максиму Исповеднику,ибо они учили тому,что "Бог изрек это, насмехаясь над ним, обманутым змием". Точнее,не насмехаясь,а иронично напоминая Адаму слова змия. Адам послушал змия,и вот он стал,типа,"богом",бедолага.

Вообще,прп.Анастасий,как мне представляется,озвучивал какую-то традицию,которая так и осталась маргинальной.

Все эти фразы: "по образу Христа","по образу Троицы" - на обочине.

Классическим является то,что человеческая душа (и только она) сотворена по образу Божьему,т.е.по образу нетварных энергий (а не Троицы).

Видообразующим признаком субстанции души является ее относительная бессмертность,разумность,простота,животворение и т.д.

Именно это по образу Божьему,по образу нетварных энергий.
Записан

Св.Иоанн Дамаскин: "Ибо одну только ревность к Истине я имею как надежду на спасение, и надеюсь, и желаю с нею встретить Господа Христа, предлагая Ему ее, как умилостивление за те постыдные грехи, какие были мною совершены."
Денис В.С.
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 539


« Ответ #10 : 23 Сентябрь 2010, 18:14:19 »

Здесь прп.Анастасий сознательно противоречит Златоусту и Максиму Исповеднику,ибо они учили тому,что "Бог изрек это, насмехаясь над ним, обманутым змием". Точнее,не насмехаясь,а иронично напоминая Адаму слова змия. Адам послушал змия,и вот он стал,типа,"богом",бедолага.

Вообще,прп.Анастасий,как мне представляется,озвучивал какую-то традицию,которая так и осталась маргинальной.


Лично мне очень нравится преп. Анастасий Синаит, очень сильный Богослов и толкование данного библейского стиха замечательное. Если выбирать между толкованиями свт. Иоанна и преп. Анастасия, я выберу преп. Анастасия.

Цитировать
Классическим является то,что человеческая душа (и только она) сотворена по образу Божьему,т.е.по образу нетварных энергий (а не Троицы).

Нетварные Энергии - это Сам Триединый Бог в Своём доступном виде, явном для твари.
« Последнее редактирование: 23 Сентябрь 2010, 18:49:27 от Денис В.С. » Записан
azamat
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 2841



« Ответ #11 : 23 Сентябрь 2010, 19:01:40 »

Если выбирать между толкованиями свт. Иоанна и преп. Анастасия, я выберу преп. Анастасия.

А я выберу Максима Исповедника,который привел принцип,по которому Бог являет Себя и говорит о Себе в соответствии с состоянием души человека. До падения Адама Бог говорил о Себе как о триипостасном,но после падения иронично делал аллююзию на слова змия. Это толкование намного мудрее,чем толкование прп.Анастасия.

Цитировать
Нетварные Энергии - это Сам Триединый Бог в Своём доступном виде, явном для твари.

Я имел ввиду толкование иером.Андрея Пашина,которое когда-то приводил Георгий. Прочтите.
Записан

Св.Иоанн Дамаскин: "Ибо одну только ревность к Истине я имею как надежду на спасение, и надеюсь, и желаю с нею встретить Господа Христа, предлагая Ему ее, как умилостивление за те постыдные грехи, какие были мною совершены."
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Powered by SMF 1.1.11 | SMF © 2006-2008, Simple Machines LLC Valid XHTML 1.0! Valid CSS!