собственно,по этой причине я написал противонесторианский "катехизис":
http://dmitri-kapustin.livejournal.com/120065.htmlhttp://dmitri-kapustin.livejournal.com/121219.htmlhttp://dmitri-kapustin.livejournal.com/121877.htmlт.е. записал в катехизической форме вопросоответов.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------
-какую ересь можно выделить как самую распространённую?-для себя сделал вывод,что криптонесторианство намного распространённее,
нежели какая-либо другая ересь среди "верующих во Христа".
-в какой степени эта ересь распространена среди так называемых "конфессий"?-ну,например,все протестанты,которые даже не крипто,а явные несториане.
католики-криптонесториане.
среди тех же,кто относит себя к православной конфессии,криптонесторианство пробивает себе дорогу как трава,которую в простонародье называют "камнедробилка",потому что неповреждённое Предание-это камень веры.
криптонесториане вроде верят в Божество Иисуса,но когда покопаешь,видишь,что непоследовательны в своей вере и по сути отвергают Его как Богочеловека,а видят в Нём богоносного человека.
-какой индикатор этой ереси?-конечно,в той или иной мере отрицание фактического перихорисиса природ во Христе.
особенно это касается даже не теопасхизма ("Господь Славы распят"), а именно всецелого проникновения Божества во всецелую человеческую природу Иисуса.
причём это проникновение Божества в человечество во Христе постоянное с самого воплощения и непреложное,т.е.безвариантное и неизменчивое.
-итак,какие части человеческого естества пронизывает Божество во Христе?-1. ум,т.е.высшую сторону души,
2. неразумную "часть" души (низшую),
3. плоть.
-как Божество проникает?-логосом обожения,а не просто вездесущия.
-что происходит с умом,душой и плотью при обожении вообще?-1. происходит исцеление от греха,если они были повреждены грехом,
2. спасение,поскольку всё,с чем Сам Бог Себя соединяет,спасается,т.е.обоживается,
3. обогащение,т.к.высшая природа препобеждает низшую и природная немощь обогащается атрибутами Божества.
-чем обогатилось естество во Христе в момент воплощения?-1. ум обогатился всеведением,
2. душа обогатилась благостью,
3. плоть обогатилась свободой над непорочными естественными страстями,т.е.над природным законом тления.
-как понимать слова Христа о "неведении" даты судного дня?-как относительное усвоение нашего лица,при котором Он ставит Себя на наш уровень и говорит как бы от нашего лица то,что не имело места в Нём Самом.
-зачем нужно усваивать относительно?-для того,чтобы,существенно не становясь Самому неведующим,рабом,грехом,проклятьем,богооставленным,
нуждающимся в молитвах,посте и иоанновом крещении в покаяние... ,
тем не менее воспринять и это,но не в Себя или в Себе (т.е.существенно), а отнести к Себе (относительно).
это не усвоение существенное, а усвоение личное,ипостасное.
поскольку в Нём нет другой ипостаси,кроме Него Самого=Логоса, то ипостасное усвоение относится только к нам.
а Себе Он относит наше только для того,чтобы пройти наш путь ко спасению и вести нас по нему.
-у кого неведение Христа причисляется к относительному усвоению?-у св.Иоанна Дамаскина в ТИПВ в 21 главе,где он неведение рассматривает вкупе с рабством и говорит,что Иисус именуется "Рабом" только относительно,если мысленно разделять Его две природы и рассматривать человеческую природу саму по себе вне Его ипостаси.
-сочетались ли благость,бесстрастие,неизменность с ужасом,томлением,гневом,боязнью,душевными страданиями в одной душе Христа? -сочетались нераздельно,а потому никогда не переходили в уныние,в неконтролируемый неправедный гнев,"в помрачение помыслов,неверие,неведение часа смертного,когда,например,мы устрашаемся ночью, если произойдет какой-нибудь шум","содрогание от неожиданности" (ТИПВ 3,23)...
-как тогда понимать Гефсиманию и голгофский крик?-благодаря Гефсимании мы в Таинствах получаем божественные силы Христа против отчаяния и агонии.
особенно это касается самоубийц.
в Гефсимании мы видим,что противление живого существа смерти-это вложенная Богом в природу реакция.
а поскольку эта реакция не вопреки природе,а за природу,то она нравственно положительна,
т.к.Творец благ и сотворил "хорошо весьма".
более того,благодаря Гефсимании мы в Таинствах получаем силы превзойти смерть добровольностью:
т.е.идти на муки и пытки ради Иисусова Имени,преодолев Божеством страх.
гефсиманская боязнь-это существенное усвоение.
на Голгофе же "богооставленность" Христа-это относительное усвоение.
благодаря голгофскому крику "Эли,Эли..." мы в Таинствах получаем силы Христа предавать дух всегда Богу даже тогда,когда мы (а не Христос,конечно) оставлены Богом существенно,точнее сами не впускаем Его грехами или не можем дать Ему места в сердце,в котором сорняки укоризненных страстей.
-почему Божество не помешало проявляться неукоризненным страстям Жертвы и сочеталось с ними?-потому что страсти не являются грехом,а являются естественными тварными атрибутами.
в тварных ипостасях (в причинном,а не усвоительном смысле) страсти стали постепенно реализовываться и привходить в жизнь тогда,когда был прекращён доступ к Древу Жизни.
они возникали в силу природной необходимости примерно так,как если мы отключим адаптер из источника питания.
а в нетварной ипостаси Христа (тоже в причинном,а не усвоительном смысле) страсти не были вынужденными.
и хотя они тоже были естественными,но не нуждались в подпитке извне,а имели источник внутриипостасно в Божестве Христа.
они возникали вольно,т.е.тогда,когда Сам Христос Своими двумя волями попускал и позволял им возникнуть.
Божество соделало Страсти и Смерть Христа животворящими,спасительными,искупительными и обоготворяющими тех,кто причаствуется таинствам Купели,Благоухания и Трапезы.
-в слове "добровольность" одно слово "воля".
а во Христе две воли.
к какой природе относить добровольность во Христе и каков "механизм" возникновения Страстей во Христе?-Божество-источник добровольности,т.к.свобода является атрибутом Божества.
Бог сотворил разумные существа,которые наделены умом.
а там,где ум,там и выбор.
Божеству выбирать не надо,так как Он вседоволен и Един,а потому не из чего выбирать.
это было бы признаком несовершенства.
но свободу мы видим в факте сотворения,поскольку Он мог не творить вовсе,но не переставать быть благостью,любовью,светом...
творению же дана свобода от греха,т.е.Бог так создал природу,что она естественно стремиться к Нему.
но также дал и выбор не следовать природному устремлению в середине пути.
почему в середине?
потому что начало пути ещё не путь.
а в конце пути достигается Бог,а значит всеведение.
всеведующему выбирать не надо.
он и так всё знает.
когда человек пал,его произволение стало тленным,неустойчивым.
Творец-Логос воипостасировал в Себя разумную душу,помимо тела,чтобы уму сообщить всеведение,произволение сделать непреложным,свободным от греха и даже свободным от потенциальной возможности греха.
тварная обоженная воля во Христе была свободна (добровольность) от греха и сообщала свободу плоти.
потому во Христе две добровольности,так как две воли,две свободы и два ума.
но добровольность-это не выбор между двумя природами,не колебание в выборе,не рассуждение в процессе решения,не совещание в уме.
добровольность Божества Иисуса-это домостроительство спасения.
добровольность человеческого ума Иисуса-это предварение телесных Страстей тварной обоженной волей,власть над законом тления,отсутствие неизбежности в Страстях.