consensus patrum
03 Декабрь 2020, 01:52:43 *
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
   Начало   Помощь Поиск Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Как это совместить с практикой причащения из лжицы?  (Прочитано 4630 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
azamat
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 2841



« : 21 Май 2010, 17:04:31 »

Шестой Вселенский Собор. Правило 101:

Человека, созданнаго по образу Божию, Божественный Апостол велегласно нарицает телом Христовым и храмом. Ибо выше всякой чувственной твари быв поставлен, спасительными страданиями небеснаго достоинства сподобившийся, и ядущий и пиющий Христа, непрестанно преобразуется к вечной жизни, и душу и тело освящая причащением Божественной благодати. Посему, Если кто хочет, во время литургии причастится пречистаго тела, и едино с ним чрез причастие быть: руки да слагает во образ креста, и тако да притупает, и да приемлет общение благодати. Ибо из злата, или инаго вещества, вместо руки, некие вместилища устрояющих для приятия Божественнаго дара, и посредством оных пречистаго общения сподобляющихся, отнюдь не одобряем, яко предпочитающих Божию образу вещество бездушное и подчиненное рукам человеческим. Если же кто усмотрен будет пресвятое причащение преподающий приносящим таковые вместилища: да будет отлучен и сей, и приносящий оныя.

Зонара. Некоторые, конечно, из благоговения и почтения к божественным дарам, сделав вместилища из золота, или из другого многоценного вещества, принимали пречистое тело Господне и таким образом причащались его. Собор не принял этого, хотя делалось по благоговению; ибо человека, как почтенного образом Божиим и сделавшегося телом Христа и храмом Божиим, по слову божественного апостола Павла, он почитает выше всякой чувственной вещи. Итак, поелику, говорит, ядущий и пиющий Христа поставлен выше всякия чувственныя твари, и удостаиваемый сих таинств чрез приобщение освящается и душею и телом; то, если кто желает во время литургии причаститься пречистого тела, пусть подходит, простерши руки и сложив их во образ креста, и таким образом да принимает общение благодати, которую даровал нам Господь для освящения. Ибо никто поистине не достоин приобщения его, но все удостаиваемся сего по благодати, как благодатию мы и спасены, по слову великого Павла. Тех, которые приносят подобные вместилища и желают чрез посредство их принимать приобщение, как предпочитающих бездушное вещество образу Божию, правило повелевает отлучать, а равно и тех, которые таким образом преподают им.

Аристен. Имеющий причаститься слагает длани крестом и принимает устами; а кто вместо руки приготовляет вместилище золотое, или из другого вещества, должен быть отлучен.

Человек, созданный по образу Божию, выше всякого чувственного создания; он, по апостолу, есть и тело Христа, и храм. Итак, если кто пожелает принять приобщение и не возьмет его устами, сложив свою руку во образ креста, но вместо руки приготовит какое либо вместилище золотое, или из другого вещества, чтобы чрез посредство его принять божественный дар и удостоиться сего причащения, тот должен быть отлучен и сам, и преподающий, ибо образу Божию предпочитают бездушное и служебное вещество.

Вальсамон. В те времена некоторые богатые люди, из презрения,  как кажется, к беднейшим, приготовляя из золота, или из какого-нибудь другого вещества вместилища под видом благоговения и страха Божия, пользовались ими, как бы руками, и принимали в них во время святого приобщения пречистое тело Господа и Бога и Спаса нашего Исуса Христа. В начале, может быть, это и было придумано некоторыми из благоговения, так как могли думать, что рука, касающаяся некоторых неприличных и недостойных предметов, недостойна для принятия Господнего тела. Но с течением времени это благоговение обратилось в душевную пагубу, поелику делавшие это искали предпочтения пред беднейшими и иначе как-нибудь тщеславились. Итак, поелику отцам показалось, что в этом лежит причина многих соблазнов, притом и оскорбительно для нашего тела, созданного по образу Божию, то они сказали, что, когда великий апостол Павел называет человека телом Христовым и образом Божиим, и честнейшим всякого создания, так как он удостаивается и приобщения божественных Таин и от сего освящается и душею и телом, - никто не должен предпочитать ему бездушных и служебных вещей, сделанных из золота и из каких либо других веществ; иначе делающие вопреки сему должны быть отлучаемы, то есть как сами пользующиеся какими либо подобными веществами предметами для принятия тела Христова, так и те, которые преподают оное им. Не удивляйся и не спрашивай о причине, по которой в некоторых церквах святое тело Христово преподается мирянам, а не вручается им согласно с мыслию сего правила; ибо правая вера, и страх Божий и несомнительное благоговение предало это, а не недостоинство мирян. Думаю, что настоящим правилом изобличаются те, которые во время святого причащения выставляют достоинства и роды и ищут предпочтения.

Славянская кормчая. Причащающемуся пречистого тела и крове Христовы, длани крестообразно имети. – Длани крестообразно да имать хотяи причаститися, и усты да приемлет святая: творяи же приемницу злату, или от иныя некия вещи в руки место да отлучится.

Толкование. Всея чувственныя твари, болии есть иже по образу Божию созданныи человек, и тело Христово, и церковь Божия есть, по божественному апостолу. Аще убо кто божественного общения причаститися хотя, и не приимет его усты, крестообразно простер (согбене имея) руце свои, но сосуд злат, или иныя некоея вещи сотворит в руку место, якоже тем прияти божественныи дар, и причащения сподобитися ему, таковыи да отлучится, сам же и давыи ему, яко честнее творя Божия образа бездушное злато, или ину кую вещь данную на работу человеку.

http://www.agioskanon.ru/vsobor/006_r101.htm
« Последнее редактирование: 22 Май 2010, 16:35:46 от azamat » Записан

Св.Иоанн Дамаскин: "Ибо одну только ревность к Истине я имею как надежду на спасение, и надеюсь, и желаю с нею встретить Господа Христа, предлагая Ему ее, как умилостивление за те постыдные грехи, какие были мною совершены."
Вячеслав С.
глобальный модератор
Ветеран
*
Offline Offline

Сообщений: 788


РПЦ


WWW
« Ответ #1 : 21 Май 2010, 18:33:19 »

Цитировать
Итак, если кто пожелает принять приобщение и не возьмет его устами, сложив свою руку во образ креста, но вместо руки приготовит какое либо вместилище золотое, или из другого вещества, чтобы чрез посредство его принять божественный дар и удостоиться сего причащения

Напрашивается вывод, что имеется ввиду запрет нам приносить золотые коробочки, чтобы туда складывать Св.Дары, а потом [дома например] их оттуда доставать и принимать.

Но я вижу, что текст несколько запутанный, особенно тут:

Цитировать
Итак, если кто пожелает принять приобщение и не возьмет его устами, сложив свою руку во образ креста, но вместо руки

то есть, понятно, что мы устами, а не рукой принимаем Св.Дары, но почему тогда сказано, "вместо руки", а не "вместо уст"  Непонимающий

Записан

-------------
Бывает нечто, о чем говорят: "смотри, вот это новое"; но [это] было уже в веках, бывших прежде нас. [Еккл.1:10]
Алексей
глобальный модератор
Ветеран
*
Offline Offline

Сообщений: 1225


WWW
« Ответ #2 : 21 Май 2010, 19:16:01 »

В древности причащались раздельными видами: Тело подавалось епископом в сложенные крестом ( как для благословения) руки, а Кровь пили непосредственно из Чаши, которую держал диакон.
Была еще практика уносить часть Даров (собственно только Тело) с собой и причащатьсяся в будние дни дома самостоятельно.
Лжицу ввели позднее в связи со всякими злоупотреблениями. Византийский историк Никифор Каллист считал, что обычай причащаться из лжицы был установлен при св. Иоанне Златоусте. Но литургисты сейчас говорят, что произошло это вроде не ранее 8 в.
Процитированное Азаматом правило как раз и говорит о том, что во времена Трулльского Собора причащались еще разделенными видами.
« Последнее редактирование: 21 Май 2010, 19:25:17 от Алексей » Записан
Вячеслав С.
глобальный модератор
Ветеран
*
Offline Offline

Сообщений: 788


РПЦ


WWW
« Ответ #3 : 21 Май 2010, 19:52:47 »

Процитированное Азаматом правило как раз и говорит о том, что во времена Трулльского Собора причащались еще разделенными видами.

Между прочим, я много раз цитировал старообрядцам это изменение в доказательство того, что обряд не является догматом и Церковь вправе устанавливать Сама такие внешние стороны обряда, как наличие отсутствие лжицы, образ наложения крестного знамения и т.п.

Впрочем, старообрядцы со мной, естественно, никогда не соглашались.
Записан

-------------
Бывает нечто, о чем говорят: "смотри, вот это новое"; но [это] было уже в веках, бывших прежде нас. [Еккл.1:10]
azamat
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 2841



« Ответ #4 : 22 Май 2010, 16:34:31 »

В древности причащались раздельными видами: Тело подавалось епископом в сложенные крестом ( как для благословения) руки, а Кровь пили непосредственно из Чаши, которую держал диакон.

В правиле,наоборот,лжица древнее рук )  А может точнее сказать,что лжица была параллельно рукам. Где-то лжицей,а где-то руками.
Но Собор отдал предпочтение рукам.

У Зонары: "Некоторые, конечно, из благоговения и почтения к божественным дарам, сделав вместилища из золота, или из другого многоценного вещества, принимали пречистое тело Господне и таким образом причащались его. Собор не принял этого, хотя делалось по благоговению"

У Вальсамона: "В начале, может быть, это и было придумано некоторыми из благоговения, так как могли думать, что рука, касающаяся некоторых неприличных и недостойных предметов, недостойна для принятия Господнего тела."

Это как образ Агнца,заменённый Трульским Собором на исторический лик Христа.
Агнца особо много не изображают. Почему тогда не берут Тело руками? Одним правилам стали следовать. Другие правила в игнор?

Цитировать
Лжицу ввели позднее в связи со всякими злоупотреблениями.

В правиле наоборот ) Злоупотребления были именно с лжицей.

Вальсамон: "В те времена некоторые богатые люди, из презрения,  как кажется, к беднейшим, приготовляя из золота, или из какого-нибудь другого вещества вместилища под видом благоговения и страха Божия, пользовались ими, как бы руками, и принимали в них во время святого приобщения пречистое тело Господа и Бога и Спаса нашего Исуса Христа."

"с течением времени это благоговение обратилось в душевную пагубу, поелику делавшие это искали предпочтения пред беднейшими и иначе как-нибудь тщеславились. Итак, поелику отцам показалось, что в этом лежит причина многих соблазнов, притом и оскорбительно для нашего тела, созданного по образу Божию, то они сказали, что, когда великий апостол Павел называет человека телом Христовым и образом Божиим, и честнейшим всякого создания, так как он удостаивается и приобщения божественных Таин и от сего освящается и душею и телом, - никто не должен предпочитать ему бездушных и служебных вещей, сделанных из золота и из каких либо других веществ; иначе делающие вопреки сему должны быть отлучаемы, то есть как сами пользующиеся какими либо подобными веществами предметами для принятия тела Христова, так и те, которые преподают оное им."

"Думаю, что настоящим правилом изобличаются те, которые во время святого причащения выставляют достоинства и роды и ищут предпочтения."

Кстати,сногшибательно дорогие облачения у архиереев (в инете есть расценки) -- это тоже по смыслу совпадает с тем,что говорил Вальсамон.
Записан

Св.Иоанн Дамаскин: "Ибо одну только ревность к Истине я имею как надежду на спасение, и надеюсь, и желаю с нею встретить Господа Христа, предлагая Ему ее, как умилостивление за те постыдные грехи, какие были мною совершены."
Виталий Вараюнь
Пользователь
**
Offline Offline

Сообщений: 61



WWW
« Ответ #5 : 08 Март 2011, 22:42:52 »

Цитировать
Между прочим, я много раз цитировал старообрядцам это изменение в доказательство того, что обряд не является догматом и Церковь вправе устанавливать Сама такие внешние стороны обряда, как наличие отсутствие лжицы, образ наложения крестного знамения и т.п.

Новообрядец: Шестой вселенский собор 101-м правилом установил принимать святое тело в руку, но в настоящее время это не исполняется, а принимают святое причастие прямо в уста со лжицы. Вот видите: прямое нарушение здесь постановления вселенского собора, однако вы, старообрядцы, себя не признаете еретиками, хотя тоже не следуете в этом Шестому вселенскому собору, а причащаете тоже со лжицы. Поэтому и Никона патри арха вы обвинять не должны за то, что он не следовал бывшим до него преданиям и обрядам.
Старообрядец: Мы с вами должны будем прочитать 101-е правило Шестого вселенского собора сполна, но прежде чем читать правило, я спрошу вас: запрещается ли этим правилом преподаяние святого причастия со лжицы?
Новообрядец: Буквального воспрещения причащать со лжицы в правиле нет.
Старообрядец: Справедливо вы сказали, что воспрещения причащать со лжицы нет. Теперь мы с вами приступим к прочтению 101-го правила и толкования на него Вальсамона. Итак, читаю: «Чело века, созданного по образу Божию, божественный апостол велегласно нарицает телом Христовым и храмом. Выше убо всякия чувственныя твари быв поставлен, спасительными страданиями небеснаго достоин ства сподобившийся, и ядуший и пиющий Христа, непрестанно пре образуется к вечной жизни, и душу и тело освящая причащением бо-жественныя благодати. Посему, аще кто хощет во время литургии причаститися пречистаго тела, и едино с ним чрез причастие быти, руки да слагает в образ креста, и тако да приступает, и да приемлет общение благодати. Ибо из злата, или инаго вещества вместо руки некая вместилища устрояющих для приятия божественнаго дара и посредством оных пречистаго общения сподобляющихся, отнюдь не одобряем, яко предпочитающих Божию образу вещество бездушное и подчиненное рукам человеческим. Аще же кто усмотрен будет пресвя тое причащение преподающий приносящим таковыя вместилища, да будет отлучен и сей, и приносящий оныя». Вместо того, чтобы это правило пояснять своими словами, мы с вами прочтем все толкование Вальсамона, откуда вы увидите, что пример, указанный вами, не может служить оправданием реформы бывшего патриарха Нитона. Вальсамон пишет: «В те времена некоторые богатые люди из презрения, как кажется, к беднейшим, приготовляя из золота или из какого-нибудь другого вещества вместилища, под видом благоговения и страха Божия пользовались ими, как бы руками, и принимали в них во время святого приобщения пречистое тело Господа и Бога и Спаса нашего Исуса Христа. В начале, может быть, это и было придумано некоторы ми из благоговения, так как могли думать, что рука, касающаяся неко торых неприличных и недостойных предметов, недостойна для приня тия Господняго тела. Но с течением времени это благоговение обра тилось в душевную пагубу, поелику делавшие это искали предпочте ния пред беднейшими и иначе как-нибудь тщеславились. Итак, поелику отцам показалось, что в этом лежит причина многих соблазнов, при том и оскорбительно для нашего тела, созданного по образу Божию, то они сказали, что тогда великий апостол Павел называет человека телом Христовым и образом Божиим, честнейшим всякого создания, так как он удостаивается и приобщения божественных таин и от сего освяща ется и душею и телом, — никто не должен предпочитать ему без душных и служебных вещей, сделанных из золота и из каких-либо других веществ; иначе делающие вопреки сему должны быть отлучае мы, т. е. как сами пользующиеся какими-либо подобными веществен ными предметами для принятия тела Христова, так и те, которые пре подают оное им. Не удивляйся и не спрашивай о причине, по которой в некоторых церквах святое тело Христово преподается мирянам, а не вручается им согласно с мыслию сего правила; ибо правая вера и страх Божий и несомнительное благоговение предало это, а не недостоинство мирян». Что вы скажете на прочитанное мною толкование Вальсамона?
Новообрядец: Я должен сказать на это, что святые отцы самое тщательное наблюдение и заботливость имели о том, чтобы пастыри и пасомые в данном случае поступали как можно с большим благоговением и соблюдением страха Божия и не злоупотребляли бы таким великим делом, как принятие святого причастия. Кроме того, из прочитанного толкования видно, что в древнее время святое при частие подавалось христианам и со лжицы, как видно из последних слов Вальсамона.
Старообрядец: Справедливо вы поняли мое чтение. Теперь я в дополнение ваших последних слов, должен вам доказать, что прича щение со лжицы даже нельзя назвать не апостольским преданием, потому что все верующие христиане со времени самого учреждения божественной литургии считали неизменною своею обязанностью причащаться святых таин; несомненно в числе их должны были быть и младенцы, которые не могли своими руками принимать в уста святое тело и, кроме того, также несомненно, были и такие болящие, которые тоже не могли по тяжести своей болезни правильно управлять своими руками. И если святые апостолы нигде не сказали того, чтобы младен цев и болящих лишать святого причастия, то ясно, что и они по необ ходимости должны были употреблять лжицу для причащения их.
Новообрядец: Это только ваш вывод, хотя, положим, нельзя считать его безусловно неверным, потому что как же, в самом деле, можно причастить младенца иначе, как не со лжицы; но, тем не менее, требуется это чем-либо подтвердить.
Старообрядец: Извольте, я вам прочту слова преподобного Ефрема Сирина, бывшего ранее не только Шестого, но и Второго все ленского собора. Он пишет следующее: «Безплотный серафим углем горящим освяти Исаию. Угль же не едино естество имать в себе, но два: древо бо есть и огнь. Такожде и хлеб сей святый не едино естество имать хлебное, но и божественное. Плоть бо единоестественна с боже ственным, не едино естество имать, но два. Да убо приступающии христолюбцы, не яко от человека приемлем страшное оно причаще ние, или от священника, но яко от самого онаго серафима, со огненныя тоя лжицы, юже виде Исаия» (Слово 107, лист 317). Исаия же видел серафима не со лжицею, но с клещами. И если преподобный Ефрем Сирин заменил их лжицею, то ясно, что причащаться был тоща в церкви обычай не только из рук, но и со лжицы.
Новообрядец: Какие же причины послужили тому, чтобы обычай преподания святого тела в руки заменить лжицею? Не може те ли вы что-нибудь прочитать по поводу этого?
Старообрядец: Я вам уже читал из толкования Вальсамона на приведенное вами 101-е правило Шестого вселенского собора, что это предало «благоговение, правая вера и страх Божий». Но что дей ствительно в древности некоторые принимали евхаристию без стра ха Божия, об этом написано в летописи Барония следующее: «Прельщен бысть от некоего Марка от Мемфис, ученика манихейскаго чародея, Прискиллиан, великий разумом и витийством, и ро дом честен, и два епископи, Инстантий и Сальвиан, иже тай на бесе ды собирахуся, жены простыя и оплазивыя, и на зло преклонныя к себе превращающе. О том епископи уведавше... собор сотвориша, на который егда онии осужденнии епископи, и два мирстии Елпидий и Прискиллиан приити не хотяху, проклята суть... Приимаху сии ере тики (прискиллианисты) в церкви евхаристию, но не снедающе в дом ю приношаху: и cue запретиша, повелевающе абие в церкви причащение в уста приимати и потребляти» (Лето Господне 381, число 20). Разумеется, что вследствие большого промежутка време ни между получением и принятием святого тела во уста могли утра чиваться мельчайшие частицы этого святого дара. А чрез это утрачи валось и самое благоговение к ним и даже страх Божий. Кроме того, чрез такое употребление святого причастия были даже и случаи самого возмутительного кощунства, как это видно из Четии-Минеи, ноября 9-го дня; там пишется в конце жития преподобной Феоктисты следующее: «Пишется о том в Лимонаре, в главе 79, яко в Селевкии некоего еретика купца раб правоверный взем святое прича щение, храняше е в ковчежце, и по некоем времени уведавшу о сем господину его, и сожещи святая тайны хотящу, вся части пречистаго тела Христова под видом хлеба в ковчежце том хранимыя прорастиша класы: явственно убо, каков бе обычай христиан первых. Потом же святии отцы возбраниша неосвященным приимати в руце и отно сит из церкве тело Христово, а наипаче святый Златоустый то за прети, вины ради сицевыя: во время патриаршества его в Цареграде жена некая славна приемши в церкви часть пречистаго тела Христо ва, несе в дом свой, и смеси е с некиим чарованием волхвования ради, еже уведав святый Златоуст, заповеда по всем церквам, от того времене да не влагаются в руце части тела Христова, но лжицею да подаются во уста, вкупе с божественною, под видом вина, кровию, прежде бо того не бяше лжиц в церкви, но тако части тела Христова в руце верных влагахуся, святая же кровь чашею подавашеся, а от того времени повелением Златоуста святаго нача лжицею божест венное причащение подаватися, и точию освященным носити е повелено, а неосвященным никакоже коснутся, да не будет некое свя тым тайнам безчестие». Итак, на ваш вопрос, какие были причины к отменению преподавания святого тела в руки, — я ответил.
Новообрядец: Ваши два последние доказательства, как мне кажется, между собою имеют противоречие.
Старообрядец: В чем же?
Новообрядец: В последнем вашем доказательстве видит ся, что до св. Златоуста лжиц вовсе не было, а в первом, взятом от слов преподобного Ефрема Сирина, доказывается, что лжицы были ранее Златоуста. Как же примирить эти два доказательства?
Старообрядец: Я полагаю, что примирить это нетрудно. Представив себе, что распоряжение Златоуста касалось только церк ви цареградской, как это и должно быть, то мы увидим, что о других церквах этого же сказать нельзя, потому что Феодор Вальсамон в своем толковании на 101 правило Шестого собора прямо свидетель ствует, что употребление святых даров было различное, а ведь он был патриарх антиохийский, а не цареградский; поэтому вполне можно заключить, что распоряжение св. Златоуста тогда имело силу только в своей патриархии. Вообще же в заключение своих слов я должен напомнить вам, что я не отвергаю того и другого, а наоборот, утверждал и утверждаю, что в древней Церкви было и то, и другое употребление святых даров: и со лжицы, и чрез руку, но почему впоследствии оставлен лишь один способ принятия святых даров со лжицы. это из приведенных мною свидетельств ясно видно. Так что нарушения какого-либо обязательного для всех предания св. Церкви здесь не видно, а видно лишь одно большее усовершенствование преподания святых даров, установленное во избежание вышеприве денных мною случаев. Усовершенствование же каких-либо преданий и обычаев в Церкви Христовой не преступно, а дозволительно, как мы видим об этом у преподобного Викентия Лиринского; он, объяс няя слова апостола Павла «О, Тимофее, предание сохрани...» (1 Тим., 6, 20), говорит: «В Церкви Христовой должно быть преуспеяние, и притом, весьма большое... Только преуспеяние это должно быть преуспеянием, а не переменою веры. Преуспеяние состоит в том, когда тот или другой предмет усовершается в самом себе, а переме на в том, когда что-нибудь перестает быть тем, что оно есть. Итак, пусть возрастают и в высшей степени пусть преуспевают по годам и векам разумение, ведение, мудрость как каждого, так и всех, как одного человека, так и всей Церкви, но только в своем роде, то есть в одном и том же учении, в одном и том же смысле, в одном и том же понятии. Ибо если однажды дать волю нечестивой лжи изменять, уродовать, искажать их, то ужасаюсь сказать, какая большая по следует опасность разрушения и уничтожения религии. Тогда, от вергши одну какую-нибудь часть кафолического учения, как бы по обычаю уже и с позволения, начнут постепенно отвергать одну за другою и прочия части его. А затем, когда отвергнут части поодиночке, что иное последует, наконец, если не совокупное отвержение целаго? С другой стороны, если начнут примешивать к древнему новое, к домашнему чужое и к освященному непотребное, то обычай сей необходимо распространится по всему, так что после ничего уже не останется у Церкви — ни целого, ни неповрежденного, ни неис порченного, ни нерастленного, но где прежде было святилище чис той и нерастленной истины, там будет, наконец, непотребный дом нечестивых и гнусных заблуждений. Да отвратит от умов наших непо требство это благость Божия! Пусть остается оно безумием нечестив цев!... А кафоликам, напротив, действительно свойственно сохранять предания и поручения святых отцев, осуждать непотребные новизны и, согласно слову апостола, дважды изреченному им, анафематствовать того, кто благовестит не то, что принято» («Памятные записки», главы 22, 23 и 24). Итак, повторяю, принятие святых даров со лжицы, вместо руки, есть действительно усовершенствование или, скажу словами Викентия Лиринского, преуспеяние в Церкви Христовой, установлен ное во избежание того кощунства над святыми дарами, какое мною уже указано выше. А ваша церковь во время бывшего патриарха Нико на разве сделала какое усовершенствование или преуспеяние? Нет, напротив, ваша церковь, или, вернее, пастыри вашей церкви, вместо преуспеяния произвели, опять скажу словами Викентия Лиринского, изменение, уродование и искажение древних преданий св. Церкви, освященных веками и огражденных даже клятвою святых отец; вместо мира ваши пастыри бросили нож в Христову Церковь, вместо едине ния произвели раскол. Можно ли, имея душу и совесть, сказать, что приведенный пример оправдывает реформу бывшего патриарха Нико на? Нет, это могут сказать только миссионеры.
Записан

vox nihili
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Powered by SMF 1.1.11 | SMF © 2006-2008, Simple Machines LLC Valid XHTML 1.0! Valid CSS!