consensus patrum
29 Март 2024, 08:10:23 *
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
   Начало   Помощь Поиск Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Догматизация обрядов  (Прочитано 3636 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Виталий Вараюнь
Пользователь
**
Offline Offline

Сообщений: 61



WWW
« : 09 Апрель 2011, 04:38:10 »

Коли староверы у нас еретики, давайте копнем чуть глубже. Вот цитатка из анти-старообрядческой статьи иеромонаха Феофана (Арескина):
Цитировать
Православная Церковь не порывала общения с Западной Церковью до тех пор, пока латиняне не стали с этими обрядами соединять еретическое мудрование (с опресноками — несторианство). Но в VIII-XI в. (после иконоборчества) в Западной и Восточной Церквах происходит догматизация преданий и обрядов. В ходе полемики представители Римской Церковь стали навязывать свои предания и обряды Восточной Церкви как апостольские (правда, что-то не помню, чтоб это делали католики), но объяснять их по-еретически. Со своей стороны полемисты Восточной Церкви свои предания объявили апостольскими и тоже приравняли к догматам.

Итак, отождествление после св. Фотия обряда и догмата было заложено и укоренено в Византии. Этим объясняются кажущиеся нам теперь смешными обвинения латинян греками в брадобрействе, ношении колец и т.д. Именно такое понимание проникло на Русь в русскую епархию Константинопольского Патриархата. Отсюда становится понятным столь трепетное обращение русских с греческими обрядами, стремление не погрешить ни в чем (Ответы Кирика, дело Максима Грека и т. д.). Благоговение к греческому обряду-догмату было столь велико, что даже Иерусалимский Устав, пришедший на Русь на смену Уставу Великой Церкви и Студийскому, был соединен в одно целое, в один богослужебный обряд.

Автор, конечно, совершенно не сведущ в вероучении старообрядцев, но тут он очень хорошо подметил. Обрядоверию греков тогда противостоял Петр Антиохийский, который требовал от латинян лишь отказа от филиокве. Вл. Михаил потом все же прислушался к вл. Петру , но изначальный список (хотя греки продолжали использовать разного рода "обрядоверческие" обвинения в своих полемических трудах) довольно интересный:

Цитировать
1. опресноки, 2. употребление в пищу удавленины, 3. бритье бороды, 4. "соблюдение суббот" (субботний пост), 5. скверноядение, 6. употребление монахами мяса и сала, 7. провождение первой седмицы поста как масленицы, 8. отсутствие поста в среду и пятницу (и это при запрещенном церковными правилами посте в субботу), 9. прибавка в Символе веры (filioque), 10. прибавление "чрез Духа Святаго" в "Един свят...", 11. целибат священников, 12. разрешение браков между родственниками (двоюродными братьями и сестрами), 13. целование между иереями при причащении, 14. ношение перстней епископами, 15. участие епископов в сражениях, 16. крещение во едино погружение, помещение в уста крещаемых соли, 17. толкование 1 Кор. 5, 6 и Гал. 5, 9 в смысле запрета на совершение литургии на квасном хлебе (да еще и с опорой на искаженное, как думал Патриарх, чтение текста), 18. непочитание мощей святых (и даже иконоборчество у некоторых), 19. непочитание Вселенских учителей и святителей при почитании вместо них каких-то своих мнимых святых.

В списке нет еще одного обвинения, которое греки иногда употребляли в адрес латинян: единоперстие, которым они до сих пор крестятся как мылым крестным знамением. Есть такая анафемка: "Εἴ τις οὐ σφραγίζει τοῖς δυσὶ δακτύλοις, καθὼς καὶ ὁ Χριστός, ἀνάθεμα" (чин отречения от яковит, который вошел в потребники и номоканоны, в т.ч. и славянскую кормчую, которую потом и процитирует Стоглав). Откуда появилась эта анафема? Читаем у Каптерева:
Цитировать
Первое свидетельство заключается в следующем: яковитский патриарх Иоанн VIII Абдон, живший в Антиохии, которая в то время принадлежала грекам, был обвинен милитинским митрополитом Никифором пред греческим императором Рованом Аргиропулом в том, что будто бы Иоанн старается совращать греков в свою ересь. Император приказал привести Иоанна в Константинополь. В 1029 году, 15 июля, Иоанн Абдон с 6 епископами, 20 пресвитерами и монахами яковитами, в сопровождении обвинителя митрополита Никифора, прибыл в Византию.

Здесь патриархом Константинопольским составлен был собор, с целию обратить яковитов в православие, но они остались непреклонными в своём заблуждении. "Тогда,- говорит Ассеман,- снова устроивши собрание, патриарх (греческий) и приглашенные епископы (греческие) приказали Иоанну Абдону патриарху и Елию, епископу Симнадийскому, присутствовать (на соборе). Когда же, после долгого спора, не могли преклонить наших к своему мнению, потребовали от них единственно того, чтобы не примешивали елея в евхаристии и крестились не одном перстом, а двумя". Таким образом в 1029 году константинопольский патриарх, вместе с другими греческими епископами, желая обратить в православие яковитского патриарха Иоанна VIII и его спутников, торжественно от них потребовал на соборе, чтобы они крестились не одним перстом, а двумя. Ясное дело, что в начале XI века, как сам константинопольский патриарх, так и другие греческие иерархи, в крестном знамении употребляли двоеперстие, которое они и считали истинно православным перстосложением, вопреки тогдашнему монофизитскому одноперстию.


Короче говоря, во всем виноваты обрядоверы-греки Злой

А в связи с проклятием единоперстия, у меня вырисовывается клевая теория о несторианстве на Руси (см. тему в разделе "христология").
Записан

vox nihili
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Powered by SMF 1.1.11 | SMF © 2006-2008, Simple Machines LLC Valid XHTML 1.0! Valid CSS!