consensus patrum
28 Март 2024, 18:53:57 *
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
   Начало   Помощь Поиск Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Тема превосхождения человеческой природы в обожении  (Прочитано 10137 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Дмитрий Бирюков
глобальный модератор
Ветеран
*
Offline Offline

Сообщений: 1155



« : 07 Ноябрь 2009, 23:36:06 »

Свт. Григорий Палама. Слово на житие прп. Петра Афонского:
"Здесь он [таинственно] соединился  с Богом и сподобился божественных видений, и более того – скажу обо всем сразу – здесь он превзошел человеческую природу и был изменен поистине божественным изменением (какое слово способно передать это чудо?!), преображенный  десницей Всевышнего  в вышеприродное [божественное] достоинство" (5);
"В точности выразить дальнейшее невозможно. Ибо когда ум удалится от всего чувственного , вынырнет из водоворота смятения, который кружится вокруг чувственного, и вглядится  во «внутреннего человека», – тогда, узрев отвратительный грим, приставший [к нему] из-за блуждания долу, спешит смыть его скорбью. А как только это безобразное покрывало сдернуто, -- именно тогда, когда душа не разрываема различными низкими привязанностями, -- ум вряд ли успокаивается, нет, он воистину прикасается к исихии , пребывает наедине с собой, и, насколько это вмещает, считает сам себя, вернее [себя] выше себя – Богом, ради Которого существует. Когда же он превзойдет и собственную природу и обожится через приобщение [к Богу], то постоянно будет совершенствоваться в еще более прекрасном" (18).
С одно стороны, Палама нередко говорит о превосхождении человеком собственной природы в обожении. С другой стороны, есть представление, озвучиваемое, например, Алексеем, что когда человек пребывает в Боге, человеческая природа находится в своем естественном состоянии, как рыба в отличной от нее воде. Где истоки последнего представления и как оно соотносится с первым?
Записан
azamat
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 2841



« Ответ #1 : 08 Ноябрь 2009, 00:27:24 »

Свт.Николай Кавасила. Слово на Успение,4:

"вся праведность человеческая, - говорит Писание, - пред Лицом Божиим сквернее всякой скверны (ср. Ис.64:6) и заслуживает имени лукавства. Отсюда очевидно, что праведность Девы не вмещалась в человеческих границах, но вышла за них не то, чтобы на немного или намного,но так,что можно прикоснуться к образу [этой праведности],
но настолько превзошла общую природу, что не обретешь и половины пути [до нее]
."


уже приводил эту цитату,но подумал,что сюда надо добавить тоже.
Записан

Св.Иоанн Дамаскин: "Ибо одну только ревность к Истине я имею как надежду на спасение, и надеюсь, и желаю с нею встретить Господа Христа, предлагая Ему ее, как умилостивление за те постыдные грехи, какие были мною совершены."
Андрей Белоус
глобальный модератор
Ветеран
*
Offline Offline

Сообщений: 2347



« Ответ #2 : 08 Ноябрь 2009, 11:08:37 »

С одно стороны, Палама нередко говорит о превосхождении человеком собственной природы в обожении. С другой стороны, есть представление, озвучиваемое, например, Алексеем, что когда человек пребывает в Боге, человеческая природа находится в своем естественном состоянии, как рыба в отличной от нее воде. Где истоки последнего представления и как оно соотносится с первым?

Мне кажется, в этом нету противоречия. Ведь превосхождение чел. природы в обожении не означает ее упразднения. Обожение - это реализация логоса присноблагобытия, по МИ, но логос присноблагобытия ведь не упраздняет логос бытия чел. природы (упразднение логоса по МИ означает уничтожение самой природы как таковой), а как-бы включает его в себя. Поэтому, мне кажется, можно сказать, что в обожении чел. природа находится сразу как в естественном (по логосу бытия), так и в вышеестественном состоянии (по логосу присноблагобытия)
Записан

Если желаешь Истинной Жизни, ожидай всегда человеческой смерти (с) Нил Синайский
Алексей
глобальный модератор
Ветеран
*
Offline Offline

Сообщений: 1225


WWW
« Ответ #3 : 08 Ноябрь 2009, 12:03:59 »

+
Записан
Дмитрий Бирюков
глобальный модератор
Ветеран
*
Offline Offline

Сообщений: 1155



« Ответ #4 : 08 Ноябрь 2009, 16:23:18 »

Спасибо, Андрей.
Конечно, превосхождение это не упразднение. Но может быть, стоит говорить не только о совершенстве чел. природы в Боге, но и именно о превосхождении, вслед за Паламой и МИ?
Записан
Алексей
глобальный модератор
Ветеран
*
Offline Offline

Сообщений: 1225


WWW
« Ответ #5 : 08 Ноябрь 2009, 16:48:14 »

Да, конечно.

Речь, по-моему, и может быть только о том, что совершенство природы и превосхождение ее в обожении не должны противопоставляться.

Если помыслить совершенство природы само по себе, ясно, что оно не спасает, не выводит за рамки тварной ограниченности.

Но превосхождение природы в обожении - это именно превосхождение, а не упразднение. Т.е. естество должно осуществиться, естественный закон должен быть исполнен (не разрушить закон Я пришел, но исполнить), и тогда естественное восполняется сверхъестественным, превосходится.

К тому же и по МИ, и по ИД, и по ГП, насколько я понимаю, тяготение к обожению коренится в самом логосе чел. природы. Получается, для человеческой природы естественно стремление к превосхождению самой себя.    

Записан
Дмитрий Бирюков
глобальный модератор
Ветеран
*
Offline Offline

Сообщений: 1155



« Ответ #6 : 08 Ноябрь 2009, 16:58:17 »

Ага. Просто я думаю, как сформулировать отличие в этом отношении учения ГП от антипаламитов, которые настаивали на парадигме совершенстве человека как достижения полноты его природы. Все достаточно тривиально, но все же.
У меня получилось как-то так:
"Из сказанного видно, что основополагающе расхождение Акиндина со свт. Григорием Паламой заключается в учении об обожении, которое понималось свт. Григорием как реальное наделение человека Божественными свойствами (т. е. восприятие им Божественных энергий) и превосхождение (не упразднение!) им своей природы, в то время как для Акиндина подобное «радикальное» представление об обожении было неприемлимо".
Записан
Андрей Белоус
глобальный модератор
Ветеран
*
Offline Offline

Сообщений: 2347



« Ответ #7 : 08 Ноябрь 2009, 17:22:16 »

Дима, а у акиндинитов было ведь своя трактовка обожения? Или они говорили только о совершенстве (как я понимаю, через "подражание" Богу) ?
Записан

Если желаешь Истинной Жизни, ожидай всегда человеческой смерти (с) Нил Синайский
Алексей
глобальный модератор
Ветеран
*
Offline Offline

Сообщений: 1225


WWW
« Ответ #8 : 08 Ноябрь 2009, 17:32:46 »

Я не в теме специально про Акиндина. Но похоже, что проблема у отрицателей обожения, как реального участия, общая - тварное копирование нетварных свойств вместо их усвоения. Т.е. все сводится на уровень аналогий.
В одном случае совершенная чел. природа - та, которая похожа по своим свойствам (отдельным) на Бога, как скульптура человека похожа на человека.
В другом - та, которая этими свойствами живет как своими собственными, хотя они и не собственные, а подаренные.  
Записан
Дмитрий Бирюков
глобальный модератор
Ветеран
*
Offline Offline

Сообщений: 1155



« Ответ #9 : 08 Ноябрь 2009, 17:45:38 »

Да, действительно именно как-то так и получается.
То, что я смог понять у Акиндина про это - это вот:

Акиндин считал, что обожение человека происходит через
тварную благодать, являющейся инструментом для нетварной, –
Кровь Христову, благодаря которой происходит наше искупле-
ние.
Тогда как свт. Григорий Палама в пререкаемой
цитате из послания 2 (к Гаию) Дионисия Ареопагита, где говорится
о благо- и боготворящем даре как о божестве, каковое превосходит
его Источник и Начало – Сверхбожество и Сверхблаго, понимал
«божество» («низшее божество») как Божественные энергии79,
Акиндин в своем толковании этого места из Ареопагитик делал
акцент на словах Ареопагита о превосхождении Свербожеством
божества, имея в виду, что Бог пребывает выше Своего дара, и поэтому,
как считал Акиндин, последний является тварным и называется у
Ареопагита «божеством» по аналогии, поскольку обоживает тех,
в ком находится80. С этой темой связано и понимание Акиндином
Божественных имен: согласно нему, имена, прилагаемые к Богу
(Божественной сущности), берутся из тварного мира и нарекаются,
исходя из наблюдения за тварными вещами81.
Критиковал Акиндин и позицию свт. Григория в плане учения
об исхождении Святого Духе и о Пятидесятнице. Палама, следуя па-
радигме, заданной Григорием Кипрским82-83, в своих антилатинских
сочинениях учил о вечном воссиянии Святого Духа через Сына (эта
тема тесно связана в богословии свт. Григория с учением о Божес-
твенных энергиях), и о даровании Сыном даров Святого Духа апос-
толам в Пятидесятницу. Акиндин, может быть, ощущая себя преем-
ником св. Феолипта Филадельфийского, в свое время разорвавшего
общение с Григорием Кипрским (по каноническим причинам), –
отрицательно относился к последнему и нападал на него, обвиняя в
латиномудрствовании и в уничижении достоинства Духа и связывая
его учение с учением свт. Григория Паламы84, часто ссылаясь при
этом на св. Фотия85. Акиндин считал, что если бы посылание Сы-
ном Божиим Святого Духа в Пятидесятницу являло бы предвечное
воссиявание Духа от Сына, то тварные и заключенные в сферу вре-
мени люди стали бы нетварными и совечными Богу, что, по мне-
нию Акиндина, абсурдно86. Согласно Акиндину, схождение Святого
Духа на апостолов в Пятидесятницу есть только символ (σύμβολον)
и указание на природную связь, т. е. единосущие между Святым Ду-
хом, Словом Божиим и Богом-Отцом87.
Записан
Алексей
глобальный модератор
Ветеран
*
Offline Offline

Сообщений: 1225


WWW
« Ответ #10 : 09 Ноябрь 2009, 11:29:59 »

Сейчас перечитываю Устав преп. Нила Сорского. Он этой темы касается традиционно в связи с молитвой.

Сначала он пишет, что подвижник должен до предела реализовать свои естественные усилия, при содействии Божием побеждая страсти.

А затем уже на вершине наступает грань, за которой естественные движения ума и сердца останавливаются и превосходятся неизреченными дарами.

"... и больше не имеет мысль ни молитвы, ни движения, ни своей власти, но наставлением наставляется силою иною, а не сама наставляет, и в пленении содержится в то время, и бывает в непостижимых вещах, а где, не знает... И не молитвой молится ум, но превыше молитвы бывает. И при обретении лучшего молитва оставляется, и в исступлении бывает человек, и не имеет желания чего-либо... Молитвой же называют это отцы, поскольку от молитвы имеет причину и во время молитвы дается святым это неизреченное дарование... Имен же ее в точности никто не знает. Ведь когда действием духовным душа подвигнется к этим божественным чувствам и сделается подобной Божеству непостижимым с Ним соединением, тогда просвещается она лучом высокого света в своих движениях. И когда сподобится ум почувствовать будущее блаженство, тогда и себя забывает, и все сущее здесь, и больше не совершает движения ни к чему".
Записан
Дмитрий Бирюков
глобальный модератор
Ветеран
*
Offline Offline

Сообщений: 1155



« Ответ #11 : 09 Ноябрь 2009, 13:07:51 »

Интересно. Не ожидал, что и в "Уставе" есть про это.
Записан
Андрей Белоус
глобальный модератор
Ветеран
*
Offline Offline

Сообщений: 2347



« Ответ #12 : 09 Ноябрь 2009, 13:31:54 »

Сейчас перечитываю Устав преп. Нила Сорского. Он этой темы касается традиционно в связи с молитвой.

Сначала он пишет, что подвижник должен до предела реализовать свои естественные усилия, при содействии Божием побеждая страсти.

А затем уже на вершине наступает грань, за которой естественные движения ума и сердца останавливаются и превосходятся неизреченными дарами.

"... и больше не имеет мысль ни молитвы, ни движения, ни своей власти, но наставлением наставляется силою иною, а не сама наставляет, и в пленении содержится в то время, и бывает в непостижимых вещах, а где, не знает... И не молитвой молится ум, но превыше молитвы бывает. И при обретении лучшего молитва оставляется, и в исступлении бывает человек, и не имеет желания чего-либо... Молитвой же называют это отцы, поскольку от молитвы имеет причину и во время молитвы дается святым это неизреченное дарование... Имен же ее в точности никто не знает. Ведь когда действием духовным душа подвигнется к этим божественным чувствам и сделается подобной Божеству непостижимым с Ним соединением, тогда просвещается она лучом высокого света в своих движениях. И когда сподобится ум почувствовать будущее блаженство, тогда и себя забывает, и все сущее здесь, и больше не совершает движения ни к чему".

по-моему, это практически дословная цитата из  Исаака Сирина
Записан

Если желаешь Истинной Жизни, ожидай всегда человеческой смерти (с) Нил Синайский
Алексей
глобальный модератор
Ветеран
*
Offline Offline

Сообщений: 1225


WWW
« Ответ #13 : 09 Ноябрь 2009, 14:37:29 »

Да, преп. Нил и упоминает здесь преп. Исаака, а дальше цитирует его на эту же тему (слово 80 рус. пер), также чуть выше преп. Григория Синаита и чуть ниже СНБ (гимн 13) и преп. Макария Вел.
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Powered by SMF 1.1.11 | SMF © 2006-2008, Simple Machines LLC Valid XHTML 1.0! Valid CSS!