Хотелось бы порассуждать на тему причастия Богу во втором послании ап. Петра, что же должно понимать под этим знаменитым выражением: "Как от Божественной силы Его [της θειας δυναμεως αυτου] (Христа? Отца?, или "сила Его" = Христос?) даровано нам все потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас славою и благостию, которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались
причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления в похоти" (2Пет. 1:3-4).
Что такое "причастие Божескому естеству" по Петру?
Пару образчиков толкования:
1) Ориген: "причастники Божеского естества", т.е. соучастники. Гом. на Лев. 4
2) Андрей Монах (VII в.): Явление Христа есть благо для восприятию нами, через которое мы можем быть причастниками Божественной природы. Катены (Ed. Cramer CEC 8, 85-86).
3) Кирилл Иерусалимский: причастниками Божеского естества, т.е. христоносцами, через причастие Тела и Крови Его [в Евхаристии], сообщающуюся нашим членам. Катех. 4
4) Иларий Пиктавийский: человек создан причастником Божеской природы, будучи ее следствием. О Троице. Кн. 1. гл. 18
5) Амвросий Медиоланский: мы причастники Божеского естества по врожденным нам способности к разумению и по некоторому сродству природы. Письма.
6) Лев Великий: Причастниками Божеского естества мы становимся в обновленной жизни [Крещение]. будучи частью Его тела [Церкви]. Омилии, 21.
7) Макарий Египетский: употребляет образ брака, где оба становятся собственниками в общем, затем переносит аналогия на причастие души со Христом: "неизреченное общение", "един дух с Ним". Слово 54 (Тип I).
Иларий Арелатский: Бог сделался причастником человеческой природы, вопреки природе, так и человек сделался причастником Божеской природе вопреки природе. Толк. на соборн. послания.
Итак, осьмерица голосов изрекла,
по числу совершенства,
совершенство в подобии.
И мы стали причастниками Его,
по Его божественному хотению.
А вы что об этом думаете?