consensus patrum
26 Апрель 2024, 21:01:18 *
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
   Начало   Помощь Поиск Войти Регистрация  
Страниц: [1] 2 3 ... 8
  Печать  
Автор Тема: "не Сущий из сущего, но сущее из Сущего"  (Прочитано 68924 раз)
0 Пользователей и 2 Гостей смотрят эту тему.
Новиков Павел
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 654


« : 23 Февраль 2009, 20:49:02 »



У Григория Назианзина (Богослова) есть формула, определение (вынесено в озаглавие темы).  Короткое, но сложное. Насколько я понимаю, данная формулировка пытается отстоять первенство Личности Бога перед Его природой.
Есть большое желание понять данное определение, по-возможности, наиболее полнее. Прошу уважаемых участников высказаться!!! Буду весьма признателен!

P.S. Убедительная просьба, не постить громадные тексты, признаюсь, понятнее не становится, но вгоняет в "уныние". "Краткость - сестра таланта", собственно, как и формула свт. Григория.
Записан

«Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними; ибо в этом закон и пророки» (от Матфея 7:12).
Евгений
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 547


WWW
« Ответ #1 : 23 Февраль 2009, 20:55:16 »

Желателен контекст, то есть более большой отрывок, содержащий данное высказывание
Записан
azamat
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 2841



« Ответ #2 : 24 Февраль 2009, 01:40:34 »

да,хочется контекста.

мне на курайнике это всучивал некий Андрей Ручко как доказательство первичности ипостаси над сущностью.

никакие мои возражения по поводу того,что ипостась не является причиной сущности,что это ересь Христа Яннараса,
он упрямо не принимал.

тогда я ему говорил о том,что можно начать говорить равно и с ипостаси,переходя к сущности,и с сущности,переходя к ипостаси.

но он упорно цитировал мне В.Лосского  о том,что "личность" не есть "природа",что она должна быть максимально отдалена от неё,чтобы не быть греховным "индивидом"...
Записан

Св.Иоанн Дамаскин: "Ибо одну только ревность к Истине я имею как надежду на спасение, и надеюсь, и желаю с нею встретить Господа Христа, предлагая Ему ее, как умилостивление за те постыдные грехи, какие были мною совершены."
azamat
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 2841



« Ответ #3 : 24 Февраль 2009, 01:42:09 »



У Григория Назианзина (Богослова) есть формула, определение (вынесено в озаглавие темы).

а разве это не свт.Палама писал?
Записан

Св.Иоанн Дамаскин: "Ибо одну только ревность к Истине я имею как надежду на спасение, и надеюсь, и желаю с нею встретить Господа Христа, предлагая Ему ее, как умилостивление за те постыдные грехи, какие были мною совершены."
Новиков Павел
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 654


« Ответ #4 : 24 Февраль 2009, 14:37:29 »

Желателен контекст, то есть более большой отрывок, содержащий данное высказывание

да,хочется контекста.


Мне контекст не известен, но я постараюсь найти, хотя и не знаю где.

никакие мои возражения по поводу того,что ипостась не является причиной сущности,что это ересь Христа Яннараса,
он упрямо не принимал.

тогда я ему говорил о том,что можно начать говорить равно и с ипостаси,переходя к сущности,и с сущности,переходя к ипостаси.


"Православное богословие утверждает, что Личности Божества выше, чем Божественная Природа. Католическая мысль утверждает обратное. "В Божественной Природе возникают Божественные Ипостаси". Православная формула такая, по формуле Григория Богослова: "Из Ипостаси Отца вытекает Божественная Природа. Кроме того, Отец рождает Сына и изводит Дух, дает им всю полноту своей Божественной Природы". То есть первична Ипостась Отца. Она выше Божественной природы. Из Ипостаси Отца все истекает, и Он разделяет Свою Божественную Природу, не деля Ее, а давая соучаствовать в Ней Сыну и Духу".
Диакон А. Кураев (лекция в МГУ о "Филиокве").
Записан

«Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними; ибо в этом закон и пророки» (от Матфея 7:12).
Андрей Белоус
глобальный модератор
Ветеран
*
Offline Offline

Сообщений: 2347



« Ответ #5 : 24 Февраль 2009, 14:52:31 »

Желателен контекст, то есть более большой отрывок, содержащий данное высказывание

да,хочется контекста.


Мне контекст не известен, но я постараюсь найти, хотя и не знаю где.

никакие мои возражения по поводу того,что ипостась не является причиной сущности,что это ересь Христа Яннараса,
он упрямо не принимал.

тогда я ему говорил о том,что можно начать говорить равно и с ипостаси,переходя к сущности,и с сущности,переходя к ипостаси.


"Православное богословие утверждает, что Личности Божества выше, чем Божественная Природа. Католическая мысль утверждает обратное. "В Божественной Природе возникают Божественные Ипостаси". Православная формула такая, по формуле Григория Богослова: "Из Ипостаси Отца вытекает Божественная Природа. Кроме того, Отец рождает Сына и изводит Дух, дает им всю полноту своей Божественной Природы". То есть первична Ипостась Отца. Она выше Божественной природы. Из Ипостаси Отца все истекает, и Он разделяет Свою Божественную Природу, не деля Ее, а давая соучаствовать в Ней Сыну и Духу".
Диакон А. Кураев (лекция в МГУ о "Филиокве").


А, знаю эту лекцию, слышал на кассете в свое время (кажеся, она где-то валяется у меня)

В приведенном пассаже Кураев излагает не православное богословие, а, скажем так, янаррасовский вариант его истолкования. впрочем, уклон в превознесение "личности" над сущностью" можно заметить в какой-то степени у о. Иоанна Мейендорфа, читайте книгу Мейендорфа о Паламе и коммментарии В. Лурье в конце.
Записан

Если желаешь Истинной Жизни, ожидай всегда человеческой смерти (с) Нил Синайский
Андрей Белоус
глобальный модератор
Ветеран
*
Offline Offline

Сообщений: 2347



« Ответ #6 : 24 Февраль 2009, 15:02:52 »

дело в том, что нигде у свв. отцов не говорится о том, что Отец есть причина или начало сущности (природы) самой по себе. Ведь нет сущности вне ипостаси.  Скорее, Отец является причиной существования сущности в ипостасях  Сына и Святого Духа, Он передает Им Свою сущность во вневременных и непротяженных  рождении Сына и исхождении Святого Духа. Но если брать саму божественную сущность, или природу,  способ (тропос) существования - Троицу ипостасей - Отца, Сына и Святого Духа - то мы не можем сказать, что природа выше, или первичнее ипостасей, или ипостаси превыше, или первичнее природы, так как одно невозможно без другого.
« Последнее редактирование: 24 Февраль 2009, 15:52:20 от Андрей Белоус » Записан

Если желаешь Истинной Жизни, ожидай всегда человеческой смерти (с) Нил Синайский
Евгений
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 547


WWW
« Ответ #7 : 24 Февраль 2009, 15:06:04 »

Ипостась и сущность -- две взаимодополняющие категории, в которых каждая определяется через другую и нет ни одной, которая была бы первичной по отношению к другой.
Думаю, что православие равноудалено как от субстанционализма католиков, так и персонализма Лосского.
Записан
Новиков Павел
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 654


« Ответ #8 : 24 Февраль 2009, 21:46:10 »



А, знаю эту лекцию, слышал на кассете в свое время (кажеся, она где-то валяется у меня)



Освежите... http://files.predanie.ru/mp3/Lekcii_diakona_Anderja_Kuraeva/o_filiokve.mp3
Записан

«Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними; ибо в этом закон и пророки» (от Матфея 7:12).
Новиков Павел
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 654


« Ответ #9 : 24 Февраль 2009, 21:51:04 »

Ипостась и сущность -- две взаимодополняющие категории, в которых каждая определяется через другую и нет ни одной, которая была бы первичной по отношению к другой.
Думаю, что православие равноудалено как от субстанционализма католиков, так и персонализма Лосского.

Я думаю, что понимание Лосского ближе к философии, чем к богословию. А что касается католиков, то разве термин "субстанция" не калька греческого "ипостась"?
Записан

«Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними; ибо в этом закон и пророки» (от Матфея 7:12).
Новиков Павел
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 654


« Ответ #10 : 24 Февраль 2009, 21:59:38 »

Скорее, Отец является причиной существования сущности в ипостасях  Сына и Святого Духа, Он передает Им Свою сущность во вневременных и непротяженных  рождении Сына и исхождении Святого Духа.

Что является причиной для рождения Сына и изведения Духа? Отец! Природа всех трех испостасей равночестна, т.е. одинакова. Логично предположить, что при равенстве природ (сущностей) у Отца есть то, из чего и наполняется природа Сына и Духа. Что это, если не ипостась?
Записан

«Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними; ибо в этом закон и пророки» (от Матфея 7:12).
Андрей Белоус
глобальный модератор
Ветеран
*
Offline Offline

Сообщений: 2347



« Ответ #11 : 24 Февраль 2009, 22:17:53 »

Цитировать
Я думаю, что понимание Лосского ближе к философии, чем к богословию. А что касается католиков, то разве термин "субстанция" не калька греческого "ипостась"?

Вот Вы и запутались Улыбающийся Все дело в том, что филологически "субстанция" действительно калька  греческого "ипостасис". Но не богословски. С богословской точки зрения "субстанция" тожественна греческому "усия" (сущность) или "фисис" (природа), тогда как греческим словам "ипостась" или лицо (просопон) соответствует латинское "персона"




Что является причиной для рождения Сына и изведения Духа? Отец!

правильно.

 
Цитировать
Природа всех трех испостасей равночестна, т.е. одинакова.

Нет, не природа равночестна, а три ипостаси - Отец, Сын и Святой Дух - равночестны в силу того, что у Них - одна природа, или сущность.


 
Цитировать
Логично предположить, что при равенстве природ (сущностей) у Отца есть то, из чего и наполняется природа Сына и Духа. Что это, если не ипостась?

Павел, Вы сейчас сказали какую-то, извините, полную ерунду. Никаких "сущностей" или "природ" во множественном числе в Троице не присутствует, есть  единая и тождественная сущность (природа) в Трех ипостасях, и три ипостаси, обладающие одной и единой природой
 (сущностью). Вам не Кураева надо слушать, а взять 5 Слов о богословии Григория Богослова, или " Точное изложение православной веры" Иоанна Дамаскина, и, прошу прощения, вызубрить тринитарную терминологию.

« Последнее редактирование: 24 Февраль 2009, 22:20:02 от Андрей Белоус » Записан

Если желаешь Истинной Жизни, ожидай всегда человеческой смерти (с) Нил Синайский
Новиков Павел
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 654


« Ответ #12 : 24 Февраль 2009, 22:37:38 »

Вот Вы и запутались Улыбающийся  Вам не Кураева надо слушать, а взять 5 Слов о богословии Григория Богослова, или " Точное изложение православной веры" Иоанна Дамаскина, и, прошу прощения, вызубрить тринитарную терминологию.


Так я для того и открыл эту тему, чтобы понять, изначально такой целью и задавался. Я не считаю верным зубрить, это все-таки не басни Крылова. Если же "пропуском" в обсуждение подобных тем является знание основ, на изучение которых уйдет минимум полгода, прошу тему закрыть. 
Записан

«Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними; ибо в этом закон и пророки» (от Матфея 7:12).
Андрей Белоус
глобальный модератор
Ветеран
*
Offline Offline

Сообщений: 2347



« Ответ #13 : 24 Февраль 2009, 23:00:47 »

Цитировать
Так я для того и открыл эту тему, чтобы понять, изначально такой целью и задавался. Я не считаю верным зубрить, это все-таки не басни Крылова. Если же "пропуском" в обсуждение подобных тем является знание основ, на изучение которых уйдет минимум полгода, прошу тему закрыть.

Прошу прощения, если черезчур резко ответил. Просто, как мне кажется, целесообразнее все же, разбирая незнакомую проблему, формулировать вопросы, а не утверждения Улыбающийся тогда  на выходе не получилась бы у Вас ересь тритеизма, да еще в какой-то диковинной форме, со множеством "сущностей" в Троице.

Все дело в том, что сущность, согласно терминологии свв. каппадокийцев у тех божественных ипостасей - одна; сущность (ούσια, усиа), это, по свт. Василию Великому, заложившему основы триадологической терминологии, есть то общее, что усматривается в ипостасях одного рода. Немного позже продолжу Улыбающийся
Записан

Если желаешь Истинной Жизни, ожидай всегда человеческой смерти (с) Нил Синайский
Новиков Павел
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 654


« Ответ #14 : 24 Февраль 2009, 23:32:11 »

Просто, как мне кажется, целесообразнее все же, разбирая незнакомую проблему, формулировать вопросы, а не утверждения Улыбающийся

Согласен. Отец назван "виновником",  в силу чего? В силу личности Отца? Тождественны ли личность и ипостась?

Вот, мнение Дамаскина:
"Отец есть первая и начальная Ипостась, «начало Божества, единственная и предначальная причина Бож. жизни - корень Божества». Безначальный Отец есть вечное и вневременное Начале совечных Второй и Третьей Ипостаси. «Только Отец есть начало или естественная причина в Троической жизни. Сына же не называем причиною, ибо Он от Отца".
« Последнее редактирование: 25 Февраль 2009, 01:23:04 от Новиков Павел » Записан

«Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними; ибо в этом закон и пророки» (от Матфея 7:12).
Страниц: [1] 2 3 ... 8
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Powered by SMF 1.1.11 | SMF © 2006-2008, Simple Machines LLC Valid XHTML 1.0! Valid CSS!