Не стал я эту тему открывать в группе "Православие" в контакте. А вот на данном форуме, думаю - этой теме самое место.
Нижегородская епархия поможет восстановить сгоревшую в Балахне мечеть. Когда 20 лет назад начали восстанавливать Нижегородскую мечеть, первым, кто предложил помощь, стал возглавлявший тогда епархию митрополит Николай (Кутепов)....
http://www.pravoslavie.ru/news/30643.htmПодобные новости вызывают соблазн у многих православных христиан...
Сразу обозначу мою позицию по отношению к исламу:
1) Ислам - языческая религия
2) "Бог" мусульман - это на самом деле мысленный идол (выдумка) в их головах
3) Мусульмане живущие в России имеют право свободно исповедывать свою религию и строить мечети (капища).
У меня вопросы ко всем. Если смотреть со святоотеческой точки зрения, то:
1) Допустимо ли православным христианам участвовать (даже в виде финансовых пожертвований) в восстановлении языческого капища?
2) Допустимо ли использовать труд язычников (гастарбайтеров из мусульманских стран) при
ремонте и строительстве православных хрмаов?
2) Допустимо ли принимать помощь язычников (в том числе и финансовую) при постройке православного храма? Ведь известны и обратные случаи - мусульмане помогали строить (восстанавливать) православные храмы.
И ещё вот.
"Преподаватель Московской духовной академии Юрий Максимов в интервью "Интерфакс-Религия" подробно комментирует некоторые "издержки" межрелигиозного диалога, объясняя их несовместимость с православным вероучением....
- Не так давно один архиерей, участвуя в церемонии открытия в Грозном мечети имени Ахмада Кадырова, назвал ее "домом Божиим". Такое высказывание из уст архипастыря вызвало недоумение в церковной среде, в интернет-сообществе. Допустимо ли для православного считать храмы других религий местами, где также присутствует благодать Божия?
- Если верить сообщениям СМИ, архиепископ Ставропольский и Владикавказский Феофан, выступая после муфтия Чеченской республики, сказал: "Мое сердце сегодня радуется не меньше, чем ваше. Войдя в дом Божий, в эту прекрасную мечеть, каждый человек выйдет другим, преображенным". Такое высказывание действительно вызвало соблазн среди многих православных. И я сам воспринял его с большим огорчением. Владыка Феофан прекрасно показал себя во время трагических бесланских событий, а позднее прославился хорошей традицией каждый год устраивать массовое крещение по несколько сот человек в Северной Осетии. Мне довелось несколько раз лично общаться с ним, и я могу сказать, что его высказывания об исламе, которые можно было слышать в устных беседах, никак не давали повода ожидать тех слов, которые оказались произнесены на открытии мечети.
В Священном Писании словосочетанием "дом Божий" называлась скиния с ковчегом Завета, а затем Иерусалимский храм, куда ковчег был перенесен. И Сам Господь Иисус Христос именно так употребляет это выражение (см. Матф. 12:4). А святой апостол Павел засвидетельствовал, что "дом Божий.. есть Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины" (1Тим. 3:15).
В Православной церкви таким словосочетанием стали называть и православные храмы, которые, как известно, созданы по образу Иерусалимского храма, но в них приносятся не ветхие кровавые жертвы, а бескровная жертва, таинство Тела и Крови Господа Иисуса Христа, отдавшего Себя в жертву за наши грехи. О традиции наименования православного храма домом Божиим свидетельствуют святые отцы, например, святитель Василий Великий. Домом Божиим святые отцы называли также Пресвятую Богородицу (по понятным причинам). Но никогда они не именовали этим словосочетанием культовое сооружение нехристианской религии. И это не случайно, поскольку равное наименование и храма, и мечети "домом Божиим" подразумевает, что и там, и там равно присутствует сугубая благодать Божия, и, соответственно, и православие, и ислам равным образом приводят человека к истинному Богу. А это не что иное, как признание возможности спасения вне Христа, даже при прямом отрицании Христа как Сына Божия и всеобщего Спасителя. Что, в свою очередь, противоречит словам Самого Господа: "кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца" (Ин. 5:23).
Таким образом, мне кажется, вышеупомянутое высказывание нельзя не признать ошибочным. Собственно, и сами мусульмане не называют мечеть "домом Божим". Конечно, от ошибок никто не застрахован - ни мирянин, ни епископ. Все мы иногда ошибаемся. Важны не столько сами ошибки, сколько наше отношение к ним. Если мы просим Бога о прощении наших ошибок, то должны быть готовы и простить ошибки ближних. Об этом мы говорим в молитве Господней. Но простить - не значит согласиться.
Я искренне надеюсь, что и владыка Феофан сможет найти время, чтобы дать православным христианам разъяснения о своих словах, произнесенных на открытии мечети, и тем самым устранить возникшие недоумения. Лично я не могу поверить, что он действительно считает ислам и православие равноспасительными религиями или не видит разницы между мечетью и церковью. Думаю, что здесь имела место просто досадная оговорка. Может быть, все недоумения оказались сняты, если кто-нибудь из православных СМИ взял бы у владыки Феофана интервью на этот счёт.
Как бы то ни было, я считаю, что в отношениях между православными христианами очень важно сохранять любовь. Наши архипастыри для нас как отцы, а мы для них - как чада. Если вдруг наш родной отец совершит ошибку, то это причинит нам боль. Мы, конечно, не станем соглашаться с нею, возможно, будем объяснять, почему это является ошибкой. Но мы ведь, если у нас есть хотя бы капля любви, не станем использовать эту ошибку как повод, чтобы осудить своего отца, поглумиться над ним и так далее.
http://www.interfax-religion.ru/judaism/?act=interview&div=207&domain=5А вот я позволю себе вступиться за владыку Феофана.
Перескажу своими информацию, которую получил от мусульманина (формального мусульманина - он даже Корана не читал) живущего на Кавказе:
"В Чечне подавляющее большинство населения Корана не читало и не читает, а в религиозных вопросах ориентируется на мнения 1) аксакалов 2) мулл. Большинство чеченцев считают что русские верят в того же Аллаха, что и они (чеченцы), но русские верят "неправильно". Благодаря тому что русский епископ Феофан назвал мечеть "домом Божьим" - образованная часть чеченского общества стала намного лучше относиться к факту присутствия православных храмов и православных священнослужителей в Чечне. Они говорят: "Русские всё равно верят в того же Бога, что и мы (хоть и неправильно верят), так пусть уж у них будут своих храмы в Чечне и свои попы, тем более что они не пытаются чеченцев в свою веру обратить".
Как видим, своим высказыванием владыка Феофан обеспечил благосклонное отношение язычников к присутствию православных храмов и православного духовенства в Чечне. И я уверен - своими словами владыка спас немало человеческих жизней.
Вопрос ко всем. Насколько допустимо идти на такую икономию (называть "домом Божьим" языческое капище), с точки зрения святоотеческой традиции? Лично я уверен - подобные прецеденты были в Османской империи.