consensus patrum
30 Апрель 2024, 23:04:33 *
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
   Начало   Помощь Поиск Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Взаимоотношения РПЦ с иноверцами  (Прочитано 6612 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Василий Centurion
Гость
« : 27 Июль 2009, 13:13:12 »

Не стал я эту тему открывать в группе "Православие" в контакте. А вот на данном форуме, думаю - этой теме самое место.

Нижегородская епархия поможет восстановить сгоревшую в Балахне мечеть. Когда 20 лет назад начали восстанавливать Нижегородскую мечеть, первым, кто предложил помощь, стал возглавлявший тогда епархию митрополит Николай (Кутепов)....
http://www.pravoslavie.ru/news/30643.htm

Подобные новости вызывают соблазн у многих православных христиан...

Сразу обозначу мою позицию по отношению к исламу:
1) Ислам - языческая религия
2) "Бог" мусульман - это на самом деле мысленный идол (выдумка) в их головах
3) Мусульмане живущие в России имеют право свободно исповедывать свою религию и строить мечети (капища).

У меня вопросы ко всем. Если смотреть со святоотеческой точки зрения, то:
1) Допустимо ли православным христианам участвовать (даже в виде финансовых пожертвований) в восстановлении языческого капища?
2) Допустимо ли использовать труд язычников (гастарбайтеров из мусульманских стран) при
ремонте и строительстве православных хрмаов?
2) Допустимо ли принимать помощь язычников (в том числе и финансовую) при постройке православного храма? Ведь известны и обратные случаи - мусульмане помогали строить (восстанавливать) православные храмы.

И ещё вот.
"Преподаватель Московской духовной академии Юрий Максимов в интервью "Интерфакс-Религия" подробно комментирует некоторые "издержки" межрелигиозного диалога, объясняя их несовместимость с православным вероучением....

- Не так давно один архиерей, участвуя в церемонии открытия в Грозном мечети имени Ахмада Кадырова, назвал ее "домом Божиим". Такое высказывание из уст архипастыря вызвало недоумение в церковной среде, в интернет-сообществе. Допустимо ли для православного считать храмы других религий местами, где также присутствует благодать Божия?

- Если верить сообщениям СМИ, архиепископ Ставропольский и Владикавказский Феофан, выступая после муфтия Чеченской республики, сказал: "Мое сердце сегодня радуется не меньше, чем ваше. Войдя в дом Божий, в эту прекрасную мечеть, каждый человек выйдет другим, преображенным". Такое высказывание действительно вызвало соблазн среди многих православных. И я сам воспринял его с большим огорчением. Владыка Феофан прекрасно показал себя во время трагических бесланских событий, а позднее прославился хорошей традицией каждый год устраивать массовое крещение по несколько сот человек в Северной Осетии. Мне довелось несколько раз лично общаться с ним, и я могу сказать, что его высказывания об исламе, которые можно было слышать в устных беседах, никак не давали повода ожидать тех слов, которые оказались произнесены на открытии мечети.

В Священном Писании словосочетанием "дом Божий" называлась скиния с ковчегом Завета, а затем Иерусалимский храм, куда ковчег был перенесен. И Сам Господь Иисус Христос именно так употребляет это выражение (см. Матф. 12:4). А святой апостол Павел засвидетельствовал, что "дом Божий.. есть Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины" (1Тим. 3:15).

В Православной церкви таким словосочетанием стали называть и православные храмы, которые, как известно, созданы по образу Иерусалимского храма, но в них приносятся не ветхие кровавые жертвы, а бескровная жертва, таинство Тела и Крови Господа Иисуса Христа, отдавшего Себя в жертву за наши грехи. О традиции наименования православного храма домом Божиим свидетельствуют святые отцы, например, святитель Василий Великий. Домом Божиим святые отцы называли также Пресвятую Богородицу (по понятным причинам). Но никогда они не именовали этим словосочетанием культовое сооружение нехристианской религии. И это не случайно, поскольку равное наименование и храма, и мечети "домом Божиим" подразумевает, что и там, и там равно присутствует сугубая благодать Божия, и, соответственно, и православие, и ислам равным образом приводят человека к истинному Богу. А это не что иное, как признание возможности спасения вне Христа, даже при прямом отрицании Христа как Сына Божия и всеобщего Спасителя. Что, в свою очередь, противоречит словам Самого Господа: "кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца" (Ин. 5:23).

Таким образом, мне кажется, вышеупомянутое высказывание нельзя не признать ошибочным. Собственно, и сами мусульмане не называют мечеть "домом Божим". Конечно, от ошибок никто не застрахован - ни мирянин, ни епископ. Все мы иногда ошибаемся. Важны не столько сами ошибки, сколько наше отношение к ним. Если мы просим Бога о прощении наших ошибок, то должны быть готовы и простить ошибки ближних. Об этом мы говорим в молитве Господней. Но простить - не значит согласиться.

Я искренне надеюсь, что и владыка Феофан сможет найти время, чтобы дать православным христианам разъяснения о своих словах, произнесенных на открытии мечети, и тем самым устранить возникшие недоумения. Лично я не могу поверить, что он действительно считает ислам и православие равноспасительными религиями или не видит разницы между мечетью и церковью. Думаю, что здесь имела место просто досадная оговорка. Может быть, все недоумения оказались сняты, если кто-нибудь из православных СМИ взял бы у владыки Феофана интервью на этот счёт.

Как бы то ни было, я считаю, что в отношениях между православными христианами очень важно сохранять любовь. Наши архипастыри для нас как отцы, а мы для них - как чада. Если вдруг наш родной отец совершит ошибку, то это причинит нам боль. Мы, конечно, не станем соглашаться с нею, возможно, будем объяснять, почему это является ошибкой. Но мы ведь, если у нас есть хотя бы капля любви, не станем использовать эту ошибку как повод, чтобы осудить своего отца, поглумиться над ним и так далее.
http://www.interfax-religion.ru/judaism/?act=interview&div=207&domain=5

А вот я позволю себе вступиться за владыку Феофана.
Перескажу своими информацию, которую получил от мусульманина (формального мусульманина - он даже Корана не читал) живущего на Кавказе:
"В Чечне подавляющее большинство населения Корана не читало и не читает, а в религиозных вопросах ориентируется на мнения 1) аксакалов 2) мулл. Большинство чеченцев считают что русские верят в того же Аллаха, что и они (чеченцы), но русские верят "неправильно". Благодаря тому что русский епископ Феофан назвал мечеть "домом Божьим" - образованная часть чеченского общества стала намного лучше относиться к факту присутствия православных храмов и православных священнослужителей в Чечне. Они говорят: "Русские всё равно верят в того же Бога, что и мы (хоть и неправильно верят), так пусть уж у них будут своих храмы в Чечне и свои попы, тем более что они не пытаются чеченцев в свою веру обратить".

Как видим, своим высказыванием владыка Феофан обеспечил благосклонное отношение язычников к присутствию православных храмов и православного духовенства в Чечне. И я уверен - своими словами владыка спас немало человеческих жизней.

Вопрос ко всем. Насколько допустимо идти на такую икономию (называть "домом Божьим" языческое капище), с точки зрения святоотеческой традиции? Лично я уверен - подобные прецеденты были в Османской империи.
Записан
azamat
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 2841



« Ответ #1 : 27 Июль 2009, 17:02:13 »

в Османской империи сервилизм доходил до того,что иереи были муллами,ходили в мечети и там тайно молились Христу.

и дома у себя в подвале имели храм,где в тайне служили катакомбно,а сверху,над подвалом казалось,что живёт грек-мусульманин.

с т.зр.Христа,это,конечно,отречение от Него "страха ради иудейска",т.е.грех апостола Петра,других апостолов (кроме Иоанна) и даже грех фарисея Никодима,который ночью тайком ходил ко Христу.

но всё равно,это не такой грех,какой взял на себя Пилат с солдатами римлянами и уж тем более не такой грех,который был совершён членами Синедриона.

а самое худшее в плане греха совершил Иуда.

т.е.это какие-то степени отречения,разные по глубине,но всё равно отречения.

здесь классическим образцом,думаю,должна являться позиция свт.Григория Паламы,который хвалил мусульман за то,что у них есть хорошее (пост,например,брак...),а потом добавлял к этому что неплохо бы им к тому же начать верить ещё в это,и в это и т.д.

в результате,мусульмане Паламу уважали как "аксакала",а он ни от Христа не отрекался,ни мусульман не раздражал.
Записан

Св.Иоанн Дамаскин: "Ибо одну только ревность к Истине я имею как надежду на спасение, и надеюсь, и желаю с нею встретить Господа Христа, предлагая Ему ее, как умилостивление за те постыдные грехи, какие были мною совершены."
Василий Centurion
Гость
« Ответ #2 : 27 Июль 2009, 17:39:50 »

в Османской империи сервилизм доходил до того,что иереи были муллами,ходили в мечети и там тайно молились Христу.

и дома у себя в подвале имели храм,где в тайне служили катакомбно,а сверху,над подвалом казалось,что живёт грек-мусульманин.

Слышал про это...А достоверные свидетельства? Где можно прочитать?


здесь классическим образцом,думаю,должна являться позиция свт.Григория Паламы,который хвалил мусульман за то,что у них есть хорошее (пост,например,брак...),а потом добавлял к этому что неплохо бы им к тому же начать верить ещё в это,и в это и т.д.

в результате,мусульмане Паламу уважали как "аксакала",а он ни от Христа не отрекался,ни мусульман не раздражал.

Палама конечно правильно делал. Но всё-таки.
Допустимо ли христианину (тем более - священнослужителю) участвовать в строительстве (восстановлении) капища?
Допустимо ли христианам принимать помощь язычников при строительстве (восстановлении) храма?


в Османской империи сервилизм доходил до того...

Какой смысл Вы вкладываете в слово "сервилизм"? Считаете ли что византийский сервилизм является аналогом русского "сергианства"?
Записан
azamat
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 2841



« Ответ #3 : 27 Июль 2009, 18:13:13 »

Какой смысл Вы вкладываете в слово "сервилизм"? Считаете ли что византийский сервилизм является аналогом русского "сергианства"?

как сказал один МП-шный священник:

"Сергианство было бы простой узурпацией власти и простым сервилизмом (известным ещё с Византии), если б под это не постарались подвести идейную основу. Как говорил о. Серафим (Роуз): "сергианство - не ересь, а попытки оправдать сергианство - это уже ересь"."
Записан

Св.Иоанн Дамаскин: "Ибо одну только ревность к Истине я имею как надежду на спасение, и надеюсь, и желаю с нею встретить Господа Христа, предлагая Ему ее, как умилостивление за те постыдные грехи, какие были мною совершены."
azamat
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 2841



« Ответ #4 : 27 Июль 2009, 18:15:39 »

Слышал про это...А достоверные свидетельства? Где можно прочитать?

книгу покупал в Сретенском монастыре.

не помню,как книга та называется,т.к.она у меня не под рукой,а находится в другой стране.
Записан

Св.Иоанн Дамаскин: "Ибо одну только ревность к Истине я имею как надежду на спасение, и надеюсь, и желаю с нею встретить Господа Христа, предлагая Ему ее, как умилостивление за те постыдные грехи, какие были мною совершены."
azamat
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 2841



« Ответ #5 : 27 Июль 2009, 18:17:08 »

Допустимо ли христианину (тем более - священнослужителю) участвовать в строительстве (восстановлении) капища?
Допустимо ли христианам принимать помощь язычников при строительстве (восстановлении) храма?

не знаю как далеко может простираться икономия.

есть труд св.Феодора Студита об икономии и её границах.

но я ещё сам не прочёл.
Записан

Св.Иоанн Дамаскин: "Ибо одну только ревность к Истине я имею как надежду на спасение, и надеюсь, и желаю с нею встретить Господа Христа, предлагая Ему ее, как умилостивление за те постыдные грехи, какие были мною совершены."
Василий Centurion
Гость
« Ответ #6 : 30 Июль 2009, 13:49:07 »

Интересно, насколько достоверна инфа о том что Св Иоанн Кронштадтский пожертвовал деньги на строительство синагоги?

Цитата:
"О КАМНЯХ …
и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Матф.16:18)
Что же считать главным «камнем», легшим в основание сегодняшнего храмового комплекса? Не знаю. Может быть, те 5 тысяч кирпича, выделенных директором кирпичного завода Белошапко И.И., с которых, собственно, и началось строительство храма. А может быть, деньги, и немалые по тем временам, которые отдала «на храм» простая прихожанка Драчева Е.Н., ныне порог вечности переступившая.
Во времена начала организации общины и строительства собора помогали многие. Это Баклицкий Л.В., Хохлачев Ю.Ф., Москвин А.В., Федосенко Р.Н., Домников А.М., Новичихин А.И., Цымин Н.И., ныне покойный бывший директор Каневского мясокомбината Калинин Н.И., Клименко Е.И., Гоголадзе Т.В., Дорошенко В.А. Оказала и продолжает оказывать помощь семья Кияшко. Бортников А.П. купил 15000 кирпича для строительства храма Ксении Блаженной. Семья Роман купила для собора малую звонницу. Семья Анистратенко оказала огромную помощь как материально, так и в организационном плане в период воссоздания общины. Ежегодно оказывает материальную помощь и дает специалистов для ремонта храма Озеров В.И.. Хочу также поблагодарить от имени общины и Исахана Байрамова, который по первой просьбе выделял технику и стройматериалы. Очень прозорлив был святой Иоанн Кронштадский, в начале прошлого века давший деньги на строительство синагоги. Сегодня они возвращаются нам в виде помощи от людей иных вероисповеданий"
http://www.yeisk.ru/puls/index.cfm?page=2&id=2312

Любопытная информация:
"Святой праведный Иоанн Кронштадтский, не выступая против строительства синагог и мечетей, возмутился, когда в Санкт-Петербурге буддисты вознамерились строить свой храм. Казалось бы, безобидная религия, но Кронштадтский пастырь видел в этом предвестие несчастий России, он пророчествовал, что если построят в столице буддийский храм, скоро и столица погибнет. Своих последователей просил не допустить построения в Петербурге буддистской кумирни, именно из-за того, что там приносится жертва идолам. Кстати, буддийский храм открылся в Петрограде в 1915 году."
http://www.rusk.ru/st.php?idar=1000445

http://www.rusk.ru/newsdata.php?idar=1001610
« Последнее редактирование: 30 Июль 2009, 13:51:05 от Василий Centurion » Записан
Василий Centurion
Гость
« Ответ #7 : 30 Июль 2009, 14:02:17 »

Вот, нашёл информацию на сайте Олега Моленко. Мне кажется, что в данном случае Моленко прав.

Почему о.Иоанн Кронштадтский пожертвовал деньги на синагогу, там же хулят Христа?

Vladimir L. , France
30/01/2003

Здравствуйте!
Мой вопрос к Вам касался случая из жизни о.Иоанна Кронштадтского, когда он пожертвовал деньги на строительство синагоги. Я получил Ваш ответ, но хотел бы уточнить вот что.
Этот факт из жизни праведного о. Иоанна очень важен. Я хотел бы им воспользоваться, чтобы прояснить для себя один важный момент. Из Вашего ответа я понял, что прав. о. Иоанн соблюдал "золотую середину" – никаких уступок в вере, а лишь к нужде человеческой.
Лично для меня, придерживаться "золотой середины" – большая проблема. Трудно мне иногда, с одной стороны соблюсти заповедь, а с другой – за буквой не проглядеть душу человеческую. Сразу оговорюсь – не хочу судить, хочу разобраться. Он (прав. о.Иоанн) снизошел к немощи человеческой – дал деньги на строительство.
Но строят ведь СИНАГОГУ. Получается, несчастные простые иудеи заблуждаются в главнейшем – в вере, а мы потакаем их заблуждению, дескать, вот вам, бедные, деньги, идите достройте свою синагогу и продолжайте в построенной синагоге хулить Христа и вообще сидеть в своей духовной темноте. Где же тут истинная любовь ? Я понимаю – пожертвовать иудеям деньги на еду, на строительство жилья, но с синагогой мне не ясно.
Спасибо за пояснения.

Ответ Олега Моленко:

К святому батюшке Иоанну эти иудеи обратились сами, прося материальной помощи. И без этого пожертвования они бы построили синагогу все равно и, скорее всего, из-за экономии на еде и прочих житейских нуждах. Так что пожертвование батюшки касалось и этого (еды, жилья и прочего). В этом подходе Кронштадтского пастыря была любовь и снисхождение к заблуждающимся в вере. Он показал им опытно преимущество Христовой любви и не дал повода к соблазну.

А о заблудших должно скорбеть, ибо кто из нас не заблуждался. Заблуждения в вере должно преодолевать постепенно и поэтапно, а не отнимать у непонимающих еще людей их сегодняшнее пристанище в вере (храм, молитвенный дом, костел, мечеть, синагогу), которое им было позволено иметь православным царем батюшкой. Ведь и они были его подданными!

А пытаться насильно переделывать людей в вере есть чистый большевизм, который от бесов.

В Евангелии от Матфея находим, как Господь относился к подобным случаям:

Мф.17:
24 Когда же пришли они в Капернаум, то подошли к Петру собиратели дидрахм и сказали: Учитель ваш не даст ли дидрахмы?
25 Он говорит: да. И когда вошел он в дом, то Иисус, предупредив его, сказал: как тебе кажется, Симон? цари земные с кого берут пошлины или подати? с сынов ли своих, или с посторонних?
26 Петр говорит Ему: с посторонних. Иисус сказал ему: итак сыны свободны;
27 но, чтобы нам не соблазнить их, пойди на море, брось уду, и первую рыбу, которая попадется, возьми, и, открыв у ней рот, найдешь статир; возьми его и отдай им за Меня и за себя.

Собирали пошлины на языческого императора, который завтра мог употребить их на языческое приношение идолам и демонам, стоявших за ними, на постройку капища, на языческие оргии и ритуалы, на поддержку колдуна и т.п. богомерзкие и богопротивные дела. Господь ли не знал этого, или не знал заблуждений Своих творений? Но Он, будучи свободным от всего, подал за Себя и Петра (т.е. за Церковь Свою), чтобы не соблазнить их! Так что, будем и Господа обвинять соучастии в богомерзком служении язычников или в поддержке их заблуждений?

Да, иудеи хулят Христа в своих синагогах, но делают это от ослепления духовного, по ложной своей вере и от неведения своего. Со временем Господь может коснуться и их ожесточенных сердец, и они обратятся к Нему с великим воплем и рыданием о долгом заблуждении! Если же их сегодня уничтожить по желанию не менее богомерзких и безчеловечных ярых антисемитов, то завтра и обращать будет некого. Да и кто мы такие, если создавший их Бог терпит их?

А разве мы не заблуждались? Так что, нас следовало тоже уничтожить во время нашего заблуждения, не давая шанса на покаяние?

Вот как красиво Священное Писание свидетельствует о будущем покаянии иудеев (причем всех их племен, которые Сам Бог сохраняет для этого покаяния, в том числе и по синагогам):

Зах.12:
10 А на дом Давида и на жителей Иерусалима изолью дух благодати и умиления, и они воззрят на Него, Которого пронзили, и будут рыдать о Нем, как рыдают об единородном сыне, и скорбеть, как скорбят о первенце.
11 В тот день поднимется большой плач в Иерусалиме, как плач Гададриммона в долине Мегиддонской.
12 И будет рыдать земля, каждое племя особо: племя дома Давидова особо, и жены их особо; племя дома Нафанова особо, и жены их особо;
13 племя дома Левиина особо, и жены их особо; племя Симеоново особо, и жены их особо.
14 Все остальные племена - каждое племя особо, и жены их особо.

Вот на это покаяние иудеев и жертвовал великий пророк и светильник Церкви Христовой на земле святой праведный Иоанн Кронштадтский чудотворец, будучи движим на это Духом Святым!
Записан
azamat
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 2841



« Ответ #8 : 30 Июль 2009, 20:50:51 »

здесь надо иметь ввиду ещё вот что:
святые могут заблуждаться и совершать действия,которые потом другие святые после них не одобрят.

таких случаев в Св.Предании полно.

поэтому надо исходить из действий многих святых (не одного,а лучше двух,трёх и т.д.)

ведь прообразовательно сказано ещё в ветхом завете,что нужны два или три свидетельства,чтобы была опора для веры,что то-то и то-то правильно.

мне кажется,что действия о.Иоанна Кронштадского могли быть и неправильными,не от Духа.

отношение к синагоге у св.отцов и в правилах апостольских предельно строгое.

поэтому надо во всём рассуждение.
Записан

Св.Иоанн Дамаскин: "Ибо одну только ревность к Истине я имею как надежду на спасение, и надеюсь, и желаю с нею встретить Господа Христа, предлагая Ему ее, как умилостивление за те постыдные грехи, какие были мною совершены."
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Powered by SMF 1.1.11 | SMF © 2006-2008, Simple Machines LLC Valid XHTML 1.0! Valid CSS!