consensus patrum
07 Июль 2020, 16:45:53 *
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
   Начало   Помощь Поиск Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Протестантское наследие в трудах Святителя Тихона Задонского  (Прочитано 2883 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Василий Centurion
Гость
« : 25 Июль 2009, 19:09:40 »

Как на православных, так и на лютеранском сайте встречал информацию о том что Святитель Тихон Задонский находился под влиянием протестантского мистика Иоганна Арндта.

Цитата:
"Святоотеческая традиция сочетается в наследии святителя с открытостью к инославной мистике (среди его любимых авторов был протестантский проповедник 2-й половины 16 – начала 17 вв. Иоганн Арндт; название книги последнего, Об истинном христианстве, он повторяет в своем первом задонском труде). Собственный опыт мистических озарений обретает у него тонкие поэтические черты, воплощаясь в живом и трепетном, чуждом сухой дидактике стиле. Тихон как писатель глубоко повлиял на Ф.М.Достоевского; до сих пор его тексты (прежде всего те, что были собраны в посмертном сборнике 1789 для богослужебного чтения, выдержавшего массу изданий) пользуются большой популярностью"

Подробнее об этом. Статья "Два труда об истинном христианстве -
Святитель Тихон Задонский и Иоганн Арндт"
http://www.srcc.msu.ru/bib_roc/jmp/04/02-04/09.htm


Честно говоря, не знал что на Русь проникали книги протестантских проповедников во времена Святителя Тихона. Я-то думал что в Синодальный период греко-российская церковь находилась под влиянием католического богословия.

Вопрос. Можем ли мы считать труды Святителя Тихона православной духовной литературой - если они были написаны под влиянием протестантского мистика?
Записан
Алексей
глобальный модератор
Ветеран
*
Offline Offline

Сообщений: 1225


WWW
« Ответ #1 : 25 Июль 2009, 20:44:30 »

Да, св. Тихон постоянно ссылается на Арндта (кстати, один из самых популярных авторов-мистиков в России во втор. пол 18 - нач. 19 вв.) и рекомендует им его читать.

Первое объяснение - святоотеческой литературы в то время под рукой практически не было. На безрыбье и рак рыба.

Католические и протестантские влияния чередовались. Подробности можно посмотреть в "Пути русского богословия" Флоровского.

Книга "О внутреннем христианстве" Арндта прочитывалась св. Тихоном в контексте все-таки в целом православной духовно-аскетической традиции, насколько она ему была доступна.

Так с духовной (а иногда и богословской) литературой бывает. Взятая из чуждого источника, она поставляется в православный контекст и наполняется уже православным смыслом.
Например, аскетические трактаты богослова-еретика Евагрия вошли в Добротолюбие. Читая их, православные подвижники держали в уме православную, а не оригенистическую христологию, и они "звучали" иначе, нежели в авторском прочтении.

В наше время читать Арндта православным нет уже никакого смысла (если не иметь в виду смыслы технические - наука, образование). А св. Тихона следует воспринимать через призму древних и византийских отцов.
   
Записан
Кирилл Кострыкин
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 589


Пока я дышу, я надеюсь


« Ответ #2 : 25 Июль 2009, 20:53:02 »

Василий, во времена святителя Тихона протестантское влияние тоже было сильным.
Думаю, что в отношении его трудов надо поступать как и всегда в подобных случаях: не слепо верить, а сверять с Писанием и творениями др. святых отцов.
Записан

"Плотолюбцам и чревоугодникам входить в исследование предметов духовных так же неприлично, как блуднице разглагольствовать о целомудрии" (Преподобный Исаак Сирин).
Андрей Белоус
глобальный модератор
Ветеран
*
Offline Offline

Сообщений: 2342



« Ответ #3 : 25 Июль 2009, 21:04:36 »



Книга "О внутреннем христианстве" Арндта прочитывалась св. Тихоном в контексте все-таки в целом православной духовно-аскетической традиции, насколько она ему была доступна.

Так с духовной (а иногда и богословской) литературой бывает. Взятая из чуждого источника, она поставляется в православный контекст и наполняется уже православным смыслом.
Например, аскетические трактаты богослова-еретика Евагрия вошли в Добротолюбие. Читая их, православные подвижники держали в уме православную, а не оригенистическую христологию, и они "звучали" иначе, нежели в авторском прочтении.

+1
Записан

Если желаешь Истинной Жизни, ожидай всегда человеческой смерти (с) Нил Синайский
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Powered by SMF 1.1.11 | SMF © 2006-2008, Simple Machines LLC Valid XHTML 1.0! Valid CSS!