consensus patrum

Общий раздел => Вопросы патрологии и церковной истории => Тема начата: Василий Centurion от 25 Июль 2009, 19:09:40



Название: Протестантское наследие в трудах Святителя Тихона Задонского
Отправлено: Василий Centurion от 25 Июль 2009, 19:09:40
Как на православных, так и на лютеранском сайте встречал информацию о том что Святитель Тихон Задонский находился под влиянием протестантского мистика Иоганна Арндта.

Цитата:
"Святоотеческая традиция сочетается в наследии святителя с открытостью к инославной мистике (среди его любимых авторов был протестантский проповедник 2-й половины 16 – начала 17 вв. Иоганн Арндт; название книги последнего, Об истинном христианстве, он повторяет в своем первом задонском труде). Собственный опыт мистических озарений обретает у него тонкие поэтические черты, воплощаясь в живом и трепетном, чуждом сухой дидактике стиле. Тихон как писатель глубоко повлиял на Ф.М.Достоевского; до сих пор его тексты (прежде всего те, что были собраны в посмертном сборнике 1789 для богослужебного чтения, выдержавшего массу изданий) пользуются большой популярностью"

Подробнее об этом. Статья "Два труда об истинном христианстве -
Святитель Тихон Задонский и Иоганн Арндт"
http://www.srcc.msu.ru/bib_roc/jmp/04/02-04/09.htm


Честно говоря, не знал что на Русь проникали книги протестантских проповедников во времена Святителя Тихона. Я-то думал что в Синодальный период греко-российская церковь находилась под влиянием католического богословия.

Вопрос. Можем ли мы считать труды Святителя Тихона православной духовной литературой - если они были написаны под влиянием протестантского мистика?


Название: Re: Протестантское наследие в трудах Святителя Тихона Задонского
Отправлено: Алексей от 25 Июль 2009, 20:44:30
Да, св. Тихон постоянно ссылается на Арндта (кстати, один из самых популярных авторов-мистиков в России во втор. пол 18 - нач. 19 вв.) и рекомендует им его читать.

Первое объяснение - святоотеческой литературы в то время под рукой практически не было. На безрыбье и рак рыба.

Католические и протестантские влияния чередовались. Подробности можно посмотреть в "Пути русского богословия" Флоровского.

Книга "О внутреннем христианстве" Арндта прочитывалась св. Тихоном в контексте все-таки в целом православной духовно-аскетической традиции, насколько она ему была доступна.

Так с духовной (а иногда и богословской) литературой бывает. Взятая из чуждого источника, она поставляется в православный контекст и наполняется уже православным смыслом.
Например, аскетические трактаты богослова-еретика Евагрия вошли в Добротолюбие. Читая их, православные подвижники держали в уме православную, а не оригенистическую христологию, и они "звучали" иначе, нежели в авторском прочтении.

В наше время читать Арндта православным нет уже никакого смысла (если не иметь в виду смыслы технические - наука, образование). А св. Тихона следует воспринимать через призму древних и византийских отцов.
   


Название: Re: Протестантское наследие в трудах Святителя Тихона Задонского
Отправлено: Кирилл Кострыкин от 25 Июль 2009, 20:53:02
Василий, во времена святителя Тихона протестантское влияние тоже было сильным.
Думаю, что в отношении его трудов надо поступать как и всегда в подобных случаях: не слепо верить, а сверять с Писанием и творениями др. святых отцов.


Название: Re: Протестантское наследие в трудах Святителя Тихона Задонского
Отправлено: Андрей Белоус от 25 Июль 2009, 21:04:36


Книга "О внутреннем христианстве" Арндта прочитывалась св. Тихоном в контексте все-таки в целом православной духовно-аскетической традиции, насколько она ему была доступна.

Так с духовной (а иногда и богословской) литературой бывает. Взятая из чуждого источника, она поставляется в православный контекст и наполняется уже православным смыслом.
Например, аскетические трактаты богослова-еретика Евагрия вошли в Добротолюбие. Читая их, православные подвижники держали в уме православную, а не оригенистическую христологию, и они "звучали" иначе, нежели в авторском прочтении.

+1