consensus patrum
18 Апрель 2024, 20:16:46 *
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
   Начало   Помощь Поиск Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Почитание образов Христа, Богородицы и святых на неканонических иконах  (Прочитано 5505 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Вячеслав С.
глобальный модератор
Ветеран
*
Offline Offline

Сообщений: 788


РПЦ


WWW
« : 06 Июль 2009, 18:10:58 »

Ниже в теме про недопустимость освящения икон приведена следующая цитата:

Цитировать
Прп. Никодим Святогорец:
"Святые иконы не нуждаются в помазывании миром или освящении молитвами архиерея. ...потому, что мы поклоняемся святым иконам не по причине их помазания миром или освящения молитвами, но как только видим святую икону, тотчас, ничего не спрашивая о мире и молитве, поклоняемся ей, ради имени святого и ради подобия [иконы] Первообразу…"

Принципиально все это звучит понятно и разумно: нет нужды волноваться освящена или не освящена та или иная икона, или нательный крестик, или иная святыня, но поскольку мы покланяемся не конкретному образу, а первообразу, нам для поклонения достаточно увидеть святой образ,  и отождествить его с первообразом.

Как тогда следует вести себя в отношении неканонических изображений Христа, Богородицы и канонизированных святых (напр. "икона" Богородицы "Яко орля крылья")?

Следует ли почитать такие образы наравне с каноническими, или в силу того, что неканонические образы - неканоничны можно не воздавать им соответствующих почестей и вообще не считать их связанными с первообразом?
Записан

-------------
Бывает нечто, о чем говорят: "смотри, вот это новое"; но [это] было уже в веках, бывших прежде нас. [Еккл.1:10]
azamat
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 2841



« Ответ #1 : 06 Июль 2009, 18:52:23 »

св.Серафим Саровский почил вроде пред "неканоничной" иконой Божьей Матери.

думаю,смотря какая степень отступления от канона.

икона свята чрез имяначертание (даже если не будет характира,т.е.если это будут даже символические образы) и чрез характир (даже если не будет имяначертания на иконе).

в любом случае,надо смотреть на то,о чём богословствует икона и как.
Записан

Св.Иоанн Дамаскин: "Ибо одну только ревность к Истине я имею как надежду на спасение, и надеюсь, и желаю с нею встретить Господа Христа, предлагая Ему ее, как умилостивление за те постыдные грехи, какие были мною совершены."
tatiana
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 1397



« Ответ #2 : 08 Июль 2009, 14:14:29 »

Канон - это отражение духовного, литургического опыта Церкви на уровне выразительных средств иконы.

Думаю, что если икона не противоречит Писанию с богословской точки зрения, и сохранена литургичность образов, то икона канонична.

В более узком смысле канон - это традиционные выразительные средства - обратная перспектива, символика цвета и композиция. Все эти составляющие по своему смыслу также укоренены в Писании и богословии отцов.

Обычно канон понимается как некая застывшая форма, определяющая, «правильная» икона или нет. В каком-то смысле это поклонение «букве», а не Духу.

Записан
Romeo
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 621


УПЦ МП


WWW
« Ответ #3 : 08 Июль 2009, 15:22:12 »

Ниже в теме про недопустимость освящения икон приведена следующая цитата:

Цитировать
Прп. Никодим Святогорец:
"Святые иконы не нуждаются в помазывании миром или освящении молитвами архиерея. ...потому, что мы поклоняемся святым иконам не по причине их помазания миром или освящения молитвами, но как только видим святую икону, тотчас, ничего не спрашивая о мире и молитве, поклоняемся ей, ради имени святого и ради подобия [иконы] Первообразу…"

Сейчас не та ситуация, кот. была тогда. Т.е. если Вы нарисуете женщину и подпишите сотв., то это не будет икона. Икону должна "признать Церковь". Раньше написанную икону приносили епископу, а тот начертывал Имя. Этим икона "признавалась" (освящалась). Сейчас же имя надписывает иконописец сам. Поэтому освящение - это скорее "признание" данной картины иконой Церковью, чем нежели "сообщение" ей святости.
Записан

Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема ( Гал. 1 : 8 )
tatiana
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 1397



« Ответ #4 : 08 Июль 2009, 16:26:07 »

Как тогда следует вести себя в отношении неканонических изображений Христа, Богородицы и канонизированных святых (напр. "икона" Богородицы "Яко орля крылья")?

Следует ли почитать такие образы наравне с каноническими, или в силу того, что неканонические образы - неканоничны можно не воздавать им соответствующих почестей и вообще не считать их связанными с первообразом?


мне кажется, что неканонические образы типа того, который Вы привели в пример, действительно почитать не стоит наравне с каноническими.

В силу своей неканоничности (в истинном смысле - то есть неукорененности в Писании и литургическом опыте Церкви) такие иконы с Первообразом на самом деле и не связаны в Духе и Истине. Изображение жены с младенцем еще не означает изображение Богородицы - Матери Бога истинного.

На всем, что есть в мире, лежит отблеск Божества в той или иной степени, но это не значит, что лучше пить воду с грязью, нежели воду кристально чистую.
На таких иконах тоже есть отблеск Истины, но это не значит, что надо их почитать, внося, на мой взгляд, нечистоту в чистый источник церковного опыта, запечатленного Духом.
Записан
Альвиан
Пользователь
**
Offline Offline

Сообщений: 57


РПЦ МП


« Ответ #5 : 10 Апрель 2010, 23:18:29 »

Простите, если отклонился от темы...
Просто нет более подходящей.

Если на иконе изображены двое святых, но надписи перепутаны местами, ориентироваться на надписи или на изображения?
Записан

Малолетний мальчишка...
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Powered by SMF 1.1.11 | SMF © 2006-2008, Simple Machines LLC Valid XHTML 1.0! Valid CSS!