consensus patrum
05 Октябрь 2022, 05:48:34 *
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
   Начало   Помощь Поиск Войти Регистрация  
Страниц: 1 [2]  Все
  Печать  
Автор Тема: Имяславие, имябожничество, имяборчество  (Прочитано 16519 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
azamat
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 2841



« Ответ #15 : 08 Май 2009, 23:51:21 »

из моей старой записи. с тех пор я взгляд на имя не менял.

Имена Божьи и имена святых являются синергичными,то есть в них сочетаются две энергии двух разных естеств:Божеской и человеческой. Тварные смыслы этих имён обожены.
Например,об имени Божьем Дамаскин в "ТИПВ" пишет,что "Он и называется сообразно всему, что существует, даже противоположному одно другому, как, например, свету и тьме, огню и воде, для того чтобы мы знали, что по существу Он не таков, но пресуществен и безымянный, и что как Виновник всего, что существует, ОН ПРИНИМАЕТ СЕБЕ ИМЕНА ОТ ВСЕГО ИМ ПРОИЗВЕДЕННОГО."

Если имя святого в причинном смысле тварно,так как носитель имени тварен,то имя Божье как ОТКРОВЕНИЕ Божества,имея своим началом Божество,является нетварной энергией,которая воплощена в наши тварные смыслы ("ОН ПРИНИМАЕТ СЕБЕ ИМЕНА ОТ ВСЕГО ИМ ПРОИЗВЕДЕННОГО").
Всё,что мы знаем о Боге,знаем не от себя,а от Него.Свои имена нам открыл Сам Бог,а потому имена Его являются Его откровениями,энергиями.

Свт.Палама пишет:

"Приступая к воспеванию Имён, ОТКРЫВАЮЩИХ поистине Сущего, великий муж (Дионисий Ареопагит) говорит: "напомним вот что: назначение слова не состоит в том, чтобы открывать сверхсущественную Сущность, каким образом она — сверхсущественна, так как это несказуемо, непознаваемо, совершенно невыразимо и превосходит самое единение (против ереси евномиан и исохристов); но назначение его в том, чтобы воспевать осуществляющее ВЫСТУПЛЕНИЕ богоначальной Первосущности".

То есть цель не в том,чтобы сказать ЧТО ЕСТЬ Божество,какого Оно,а в том,чтобы воспеть "выступление" Божества в наш мир,то есть энергию Божества,которая "осуществляется" в тварных смыслах,звуках,буквах имён Божьих.

И св.Иоанн Дамаскин говорит,что не мы придумали имена Троице,а Сама Троица открыла нам Себя как Троицу,открыла нам Свои ипостасные (идиоматические) таинственные имена: Отца,Сына,Святого Духа.

"Должно знать и то, что наименования отечества, сыновства и исхождения НЕ ОТ НАС перенесены на блаженное Божество, но, напротив, НАМ ПЕРЕДАНЫ ОТТУДА, как говорит божественный Апостол: сего ради преклоняю колена моя ко Отцу, из Него же всяко отечество на небесех и на земли (Еф. 3, 14–15)".
(Св.Иоанн Дамаскин:
"Точное Изложение Православной Веры,1:8 "О Святой Троице".)

Итак,существует два смысла имён:
1) причинный,откуда это имя произошло,от кого,
2) а также усвоительный,субстанциальный,то есть какого само имя,из чего,грубо говоря,оно состоит.

Имена Божьи в причинном смысле,то есть как откровения,нетварны,а всё,что нетварно,является Богом.
Все имена Божьи,имя Иисусово (как имя Второй Ипостаси Троицы) есть Сам Господь Бог.

Но в субстанциальном смысле имя Божье двуприродно,так как воплощено в тварные,человеческие смыслы,в конкретные языки,буквы и звуки.

Имена святых в причинном смысле,не будучи Откровениями Божества и не являющимися "выступлениями богоначальной первосущности",тварны,а значит не являются Богом.

Но в субстанциальном смысле имена святых двуприродны,так как принадлежат обоженным тварным ипостасям,а потому и обоженны Святым Духом.

А потому не только в силу их обоженных характиров иконы их святы,как в своё время тени Апостолов исцеляли больных,но иконы их святы и благодаря их обоженным именам,что и закреплено Седьмым Вселенским Собором.
Записан

Св.Иоанн Дамаскин: "Ибо одну только ревность к Истине я имею как надежду на спасение, и надеюсь, и желаю с нею встретить Господа Христа, предлагая Ему ее, как умилостивление за те постыдные грехи, какие были мною совершены."
Максим Горланов
Новичок
*
Offline Offline

Сообщений: 45


« Ответ #16 : 09 Май 2009, 09:44:50 »

То есть в нетварном смысле имя Божие не имеет привычного для нас буквенно-звукового выражения, а является энергией, как бы безымянной для нас . В рамках тварности мы способны воспринять Ее как имя Божие?
Записан
Максим Горланов
Новичок
*
Offline Offline

Сообщений: 45


« Ответ #17 : 09 Май 2009, 13:39:54 »

"Ни нетварная благость, ни вечная слава, ни жизнь, ни что-либо подобное не суть пресущественная сущность Бога, ибо Бог как Причина превосходит их; однако мы говорим, что Он есть Жизнь, Благость и тому подобное… Но так как Бог присутствует всецело в каждой из боголепных энергий, каждая из них служит Ему именем" (Триады в защиту священно-безмолвствующих III, 2, 7; ср. III, 3, 6).
Энергия является нетварным именем Бога, для человека имена эти открыты в тварном выражении, как образ. Я правильно понимаю?
Записан
azamat
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 2841



« Ответ #18 : 21 Июль 2009, 11:05:53 »

противоимяславческая статья матфеевца (греческая старостильная юрисдикция) схимон.Епифания Чернова "Против Илариона":

http://holyrussia.narod.ru/Epiphany/Hilarion.html

для справки: сей Епифаний являлся келейником архиеп.Феофана (Быстрова).

но сам Феофан написал два труда об Имени Божьем (включая труд о "Тетраграматоне"!).

и к тому же "духовным сыном" Феофана был имяславец митр.Вениамин Федченков.
Записан

Св.Иоанн Дамаскин: "Ибо одну только ревность к Истине я имею как надежду на спасение, и надеюсь, и желаю с нею встретить Господа Христа, предлагая Ему ее, как умилостивление за те постыдные грехи, какие были мною совершены."
Василий Centurion
Гость
« Ответ #19 : 26 Июль 2009, 16:59:29 »

Обсуждение имяславия в группе "Православие" в контакте. Филокатолик (выпускник Тобольской семинарии) считает имяславие ересью

http://vkontakte.ru/topic-4938_21633310

Копирую из той темы в контакте сюда:
« Последнее редактирование: 26 Июль 2009, 23:22:17 от Василий Centurion » Записан
Василий Centurion
Гость
« Ответ #20 : 26 Июль 2009, 23:20:33 »

"Будучи непостижимым, Божество не может быть выражено никаким словом; для Него нельзя найти никакого вполне соответствующего Ему, имени: Оно неименуемо. "Как никто и никогда не вдыхал всего воздуха, - говорит Григорий Богослов, - так точно ни ум не вмещал вполне, ни голос не обнимал Божьей сущности"2.

2 Orat. XXX, n17, col. 125 (t. XXXVI)."

Цитата из из работы священника Николая Винградова "ДОГМАТИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ СВЯТОГО ГРИГОРИЯ БОГОСЛОВА", по книге Святитель Григорий Богослов творения. том 1. Москва - Сибирская Благогзвонница - 2007. стр 687.
Записан
azamat
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 2841



« Ответ #21 : 26 Июль 2009, 23:51:44 »

"Будучи непостижимым, Божество не может быть выражено никаким словом; для Него нельзя найти никакого вполне соответствующего Ему, имени: Оно неименуемо. "Как никто и никогда не вдыхал всего воздуха, - говорит Григорий Богослов, - так точно ни ум не вмещал вполне, ни голос не обнимал Божьей сущности"2.

это никак не противоречит имяславию.

имяславцы Божество никаким словом и не пытаются выразить,потому отлично понимают,что это древняя ересь Евномия.
Записан

Св.Иоанн Дамаскин: "Ибо одну только ревность к Истине я имею как надежду на спасение, и надеюсь, и желаю с нею встретить Господа Христа, предлагая Ему ее, как умилостивление за те постыдные грехи, какие были мною совершены."
Алексей
глобальный модератор
Ветеран
*
Offline Offline

Сообщений: 1225


WWW
« Ответ #22 : 01 Август 2009, 15:57:04 »

В. Н. Лосский об имяславии (отрывок из письма).

"Вы ждете от меня ответа по поводу имяславия. Постараюсь очень кратко, схематически ответить на наш вопрос, вернее, — наметить только, что я хотел бы сказать (иначе пришлось бы писать томы: столь существенна эта тема). Вопрос (догматический) об Имени Божием, о словесно-мысленном выражении (“символе”) Божества, столь же важен, как и вопрос об иконах. Как тогда Православная формулировка Истины об иконах стала “торжеством Православия”, так и теперь православное учение об именах вместе со всеми, связанными с ним вопросами (забытое многими учение святого Григория Паламы, — благодать, молитва, подлинная “антропология”, учение об уме и сердце, о “внутреннем человеке” и прочее) — должно привести к новому Торжеству Православия, к явлению новых благодатных сил и святости. Вопрос об “имяславстве” стоит где-то в глубине церковного сознания. Ответа он еще не получил (вернее формулировки: ответ у Церкви всегда есть, надо его услышать и выразить). Но “имяславские споры” наметили два тока в Русском Богословии, сознательно или бессознательно определившихся по отношению к “имяславству”. Один ток — враждебный имяславцам, отрицающий самый вопрос о почитании Имени: это только “иконоборцы”, рационалисты, видящие в религии только волевые отношения и слепые к природе (Божественной благодати); таков Митрополит Антоний [Храповицкий], как самый яркий пример. Другие течения, — не всегда прямо и открыто примыкающие к имяславию, — представляют, тем не менее, крайнее, “имябожное” его выражение, где самая звуковая материя, так сказать “плоть” имени уже становится Божественной по природе, некоей естественной силой (все равно, как если бы противники иконоборства стали утверждать Божественную “нетварность” доски и краски икон). Этот последний ток — в широком смысле — развертывается как софианство, где смешивается Бог и тварь. И то, и другое ложно. Путь к Православному разумению имяславства лежит через осторожную, еще слишком бледную формулу архиепископа Феофана (Полтавского): “В Имени Божием почиет Божество” (Божественная энергия). Когда будет ясная формула, исполненная духовного опыта и “очевидная” духовно — многие вопросы сами собой отпадут, и многие сложности представятся детски простыми" (Письмо В. Лосского митрополиту Сергию (Страгородскому) от 6/19.01.1937. Цит. по: Иларион, схимонах. На горах Кавказа. Изд. 4-е. С. 929—930).
Записан
azamat
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 2841



« Ответ #23 : 01 Август 2009, 16:38:53 »

да,в контакте в своей группе "Ономатодоксия" я анализировал этот текст в прошлом году:

1) Лосский дальновидно заметил в самом споре новый виток древних иконоборческих споров.Ведь имяборчество-это и есть тонкое,незаметное иконоборчество.Отвергается уже не сама икона,а то,что связывает икону с архетипом,то есть имя как энергия.

2) Лосский точно указывает на неведение паламизма "православными богословами",на "забытое многими учение святого Григория Паламы, — благодать, молитва, подлинная “антропология”, учение об уме и сердце, о “внутреннем человеке” и прочее",которое "должно привести к новому Торжеству Православия".
Тем самым Лосский проводит прямую связь между Имяславием и Паламизмом.

3) Лосский православно отвергает две крайности:лагерь митр.Антония Храповицкого и псевдоимяславие неоплатоников:Соловьёва-Флоренского-Булгакова-Лосева...

4) Лосский отмечает бледный путь,тень,но при должной,впоследствии,интерпретации приведящей к Новому Торжеству Православия.Бледное слово Феофана (Полтавского): “В Имени Божием почиет Божество” (Божественная энергия).
Записан

Св.Иоанн Дамаскин: "Ибо одну только ревность к Истине я имею как надежду на спасение, и надеюсь, и желаю с нею встретить Господа Христа, предлагая Ему ее, как умилостивление за те постыдные грехи, какие были мною совершены."
azamat
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 2841



« Ответ #24 : 01 Август 2009, 16:43:41 »

ещё есть слова Булатовича о проф.Сергее Троицком.

Булатович касается доклада Троицкого, отличающегося, по его мнению, "несколько большею беспристрастностью", чем доклады двух архиепископов. Булатович подчеркивает, что позиция Троицкого в основных своих чертах не противоречит имяславскому учению:

"Он единственный из всех моих судей дал себе труд прежде суда обменяться со мной мыслями и спросил, в каком смысле мы говорим то или другое. Все это привело нас к некоторому единомыслию, и, с одной стороны, я сознался в неправильности некоторых моих выражений, а с другой стороны он признал правильность основной мысли Апологии, что Имя Божие с объективной стороны есть часть Божественного Откровения, есть энергия Божества и Божество. С его исправлениями моих тезисов, которые он приводит в конце своего доклада, я в общем согласен и могу с уверенностью сказать, что если бы на Афон был послан не архиепископ Никон, а другое менее приверженное к архиепископу Антонию лицо, и это лицо в догматическом вопросе об Имени Божием стало бы на почву тезисов г. Троицкого, то весь спор уладился бы ко всеобщему умиротворению, ибо за что же иное ратуют имяславцы, как не лишь за Божественное достоинство Имени Божия с объективной стороны и за Божественную его силу, в виду хулений оных имяборцами? Ратуют они еще за отождествление Имени Божия с Богом в молитве и за право в этом смысле вслед за о. Иоанном Кронштадтским называть Имя Божие "Самим Богом". В тезисах г. Троицкого эти оба положения признаются."

http://kds.eparhia.ru/bibliot/bogoslovie/alfeev/sviahtaina/glava9/2/
Записан

Св.Иоанн Дамаскин: "Ибо одну только ревность к Истине я имею как надежду на спасение, и надеюсь, и желаю с нею встретить Господа Христа, предлагая Ему ее, как умилостивление за те постыдные грехи, какие были мною совершены."
Страниц: 1 [2]  Все
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Powered by SMF 1.1.11 | SMF © 2006-2008, Simple Machines LLC Valid XHTML 1.0! Valid CSS!