consensus patrum
19 Январь 2022, 03:47:09 *
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
   Начало   Помощь Поиск Войти Регистрация  
Страниц: 1 2 [Все]
  Печать  
Автор Тема: Имяславие, имябожничество, имяборчество  (Прочитано 15238 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Кирилл Кострыкин
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 589


Пока я дышу, я надеюсь


« : 07 Май 2009, 15:48:18 »

Помогите разобраться, что это такое, в чем суть этого, что из этого является ересью с точки зрения Православия?
Записан

"Плотолюбцам и чревоугодникам входить в исследование предметов духовных так же неприлично, как блуднице разглагольствовать о целомудрии" (Преподобный Исаак Сирин).
azamat
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 2841



« Ответ #1 : 07 Май 2009, 20:58:02 »

1. имяславие=православие.

 а) имя Божье-это свойство Бога,свойство Бога-нетварная энергия,а нетварная энергия-это Сам Бог.
имя Божье есть Сам Бог.
имя "Иисус Христос" принадлежит второй ипостаси Троицы,а потому это имя Божье,т.е.Сам Бог.

 б) если рассматривать само слово имени в отрыве от Именуемого,то оно тварно и взято Богом для обозначения Себя.
Он принимает на Себя имена из всего сотворённого.

 в) соответственно,имяначертание и имязвучание в имени Божьем сами по себе суть творение,хотя и освящённое Божеством.

2. имябожие=ересь.

крайность,ведущая к пантеизму.

исповедуя а) и в), имябожники не исповедуют б).

3. имяборчество=ересь.

другая крайность,ведующая к атеизму.

исповедуют пункты б) и в), отвергая пункт а).
« Последнее редактирование: 07 Май 2009, 20:59:46 от Ioann22 » Записан

Св.Иоанн Дамаскин: "Ибо одну только ревность к Истине я имею как надежду на спасение, и надеюсь, и желаю с нею встретить Господа Христа, предлагая Ему ее, как умилостивление за те постыдные грехи, какие были мною совершены."
Кирилл Кострыкин
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 589


Пока я дышу, я надеюсь


« Ответ #2 : 08 Май 2009, 09:45:00 »

То есть Бог проявляется в Своем имени?

Нашел в Интернете вот это:
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BC%D1%8F%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%B5

Мне интересно, каково официальное мнение современной РПЦ насчет имяславия?
Записан

"Плотолюбцам и чревоугодникам входить в исследование предметов духовных так же неприлично, как блуднице разглагольствовать о целомудрии" (Преподобный Исаак Сирин).
Максим Горланов
Новичок
*
Offline Offline

Сообщений: 45


« Ответ #3 : 08 Май 2009, 10:39:51 »

Имябожники отнюдь тварные звуки и буквы не обожествляли, как пишет о.Антоний Булатович в кн.Моя борьба с имяборцами на Святой горе:  "Во Имени Христовом мы имеем тварную, так сказать, оболочку, т.е. те звуки и буквы, которыми мы выражаем Истину. Сии звуки и буквы на каждом языке разные, и в вечность они не перейдут, и не суть что-либо единое с Господом Иисусом Христом, почему когда мы, говоря о Имени, имеем в виду тварное слово человеческое, коим выражается идея о Боге и о Христе, то уместно говорить о присутствии Божием во Имени Своем, когда же мы имеем в виду самое Имя, то оно есть сама Истина, есть Сам Бог, как Господь сказал о Себе: "Аз есмь... Истина" (Ин.  14:6)
 Но вы лишаете энергии и звучание Имени, значит и мысленное Его представление, ведь несомненно мысленно Имя тоже звучит. На каком этапе заканчивается тварность и Имя Божие становится Богом? Понятнее говорить о тварности начертания, не более, как и Само Слово, Христос писал на земле перстом. Известен тезис имяславцев, которых вы почему-то разделили с имябожниками ( последнее звучит не совсем корректно), Имя Божие есть Бог, но Бог не есть Имя.
В пункте б) непонятно как высобираетесь рассматривать Имя Божие в отрыве от Именуемого. Так Его можно рассматривать именно стоя на позиции имяборчества, смотря на него как на тварное ( речь не о внешнем начертании).
Записан
Кирилл Кострыкин
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 589


Пока я дышу, я надеюсь


« Ответ #4 : 08 Май 2009, 10:47:17 »

Ну, вообще-то да, рассматривать имя Божие отдельно от Самого Бога с христианских позиций невозможно. Если при этом еще и утверждать, что имя Божие и есть Сам Бог - то это добавление четвертого лица к Троице.
Записан

"Плотолюбцам и чревоугодникам входить в исследование предметов духовных так же неприлично, как блуднице разглагольствовать о целомудрии" (Преподобный Исаак Сирин).
azamat
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 2841



« Ответ #5 : 08 Май 2009, 14:05:17 »

как вы считаете,слово "огонь" само по себе тварно по смыслу (не просто по буквам и звукам.с этим всё ясно)?

рассматривать в отрыве от Бога-это традиционная вещь в богословии.

так часто выражается Дамаскин,когда говорит о тонком разделении нашим умом человечества Христа от Его же Божества в разделе об агноизме,например.
Записан

Св.Иоанн Дамаскин: "Ибо одну только ревность к Истине я имею как надежду на спасение, и надеюсь, и желаю с нею встретить Господа Христа, предлагая Ему ее, как умилостивление за те постыдные грехи, какие были мною совершены."
azamat
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 2841



« Ответ #6 : 08 Май 2009, 14:10:43 »

Имябожники отнюдь тварные звуки и буквы не обожествляли, как пишет о.Антоний Булатович в кн.Моя борьба с имяборцами на Святой горе:  "Во Имени Христовом мы имеем тварную, так сказать, оболочку, т.е. те звуки и буквы, которыми мы выражаем Истину. Сии звуки и буквы на каждом языке разные, и в вечность они не перейдут, и не суть что-либо единое с Господом Иисусом Христом, почему когда мы, говоря о Имени, имеем в виду тварное слово человеческое, коим выражается идея о Боге и о Христе, то уместно говорить о присутствии Божием во Имени Своем, когда же мы имеем в виду самое Имя, то оно есть сама Истина, есть Сам Бог, как Господь сказал о Себе: "Аз есмь... Истина" (Ин.  14:6)

Вы похоже не понимаете ни меня,ни о.Антония Булатовича.

имябожники (кроме еретика о.Павла Флоренского) не считают Богом сами буквы и звуки (об этом я уже писал выше).

Булатович различает Имя Божье от тварной идеи в Имени.

эта идея не есть Сам Бог,а есть творение,в котором Бог почивает Своей нетварной энергией.
Записан

Св.Иоанн Дамаскин: "Ибо одну только ревность к Истине я имею как надежду на спасение, и надеюсь, и желаю с нею встретить Господа Христа, предлагая Ему ее, как умилостивление за те постыдные грехи, какие были мною совершены."
azamat
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 2841



« Ответ #7 : 08 Май 2009, 14:19:12 »

Но вы лишаете энергии и звучание Имени, значит и мысленное Его представление, ведь несомненно мысленно Имя тоже звучит. На каком этапе заканчивается тварность и Имя Божие становится Богом? Понятнее говорить о тварности начертания, не более

характир Имени (мысленный или начертаный) обожен от Самого Имени,потому что тварен.

говорить о тварности начертания не достаточно,т.к.и на бумаге,и в нашем уме характир Имени не перестаёт быть тварным,хотя и обоженным.

имябожники обожествлили мысленный характир Имени Божия,Имени "Иисус".

в Иисусовой молитве должно отвергать всё тварное: не только чувства,но даже наши представления об Имени Иисусове.
Записан

Св.Иоанн Дамаскин: "Ибо одну только ревность к Истине я имею как надежду на спасение, и надеюсь, и желаю с нею встретить Господа Христа, предлагая Ему ее, как умилостивление за те постыдные грехи, какие были мною совершены."
azamat
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 2841



« Ответ #8 : 08 Май 2009, 14:27:14 »

То есть Бог проявляется в Своем имени?

Нашел в Интернете вот это:
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BC%D1%8F%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%B5

Мне интересно, каково официальное мнение современной РПЦ насчет имяславия?

Бог открывает Себя в Своих именах (=свойствах,выступлениях,силах,энергиях...)

но это не значит,что характиры (включая мысленные) имён Божьих предвечны.

Википедию не читайте.

это попса.

официальной позиции РПЦ МП по вопросу имяславия нет.

бывшее синодальное постановление (соборно этот вопрос не успели рассмотреть,в связи с революцией) не прошло рецепцию Преданием.

если смотреть на мейнстрим РПЦ МП,то ныне туманная позиция "имяславца" Илариона Алфеева лидирует.

читайте его книгу об имяславии,но только не вверяйтесь ему,поскольку у него более амбиции быть богословом,нежели действительно богословский дар.

это не трудно увидеть.
Записан

Св.Иоанн Дамаскин: "Ибо одну только ревность к Истине я имею как надежду на спасение, и надеюсь, и желаю с нею встретить Господа Христа, предлагая Ему ее, как умилостивление за те постыдные грехи, какие были мною совершены."
Кирилл Кострыкин
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 589


Пока я дышу, я надеюсь


« Ответ #9 : 08 Май 2009, 16:51:32 »

Понятно, спасибо. Значит, отношение Церкви более-менее лояльное, как я понял.
Записан

"Плотолюбцам и чревоугодникам входить в исследование предметов духовных так же неприлично, как блуднице разглагольствовать о целомудрии" (Преподобный Исаак Сирин).
Дмитрий Бирюков
глобальный модератор
Ветеран
*
Offline Offline

Сообщений: 1155



« Ответ #10 : 08 Май 2009, 17:01:54 »

Я уже приводил где-то здесь ссылку относительно антиимяславского процесса над о. Константином Борщом: http://kiprian-sh.livejournal.com/29044.html?thread=1066100#t1066100
Но подробности неясны.
Записан
azamat
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 2841



« Ответ #11 : 08 Май 2009, 17:40:22 »

но процесс был не только в РПЦ МП,но и в...
Записан

Св.Иоанн Дамаскин: "Ибо одну только ревность к Истине я имею как надежду на спасение, и надеюсь, и желаю с нею встретить Господа Христа, предлагая Ему ее, как умилостивление за те постыдные грехи, какие были мною совершены."
Дмитрий Бирюков
глобальный модератор
Ветеран
*
Offline Offline

Сообщений: 1155



« Ответ #12 : 08 Май 2009, 17:59:44 »

Про "..." Кирилл навряд ли скажет "отношение Церкви"). Да и собственно "процесса" там не было.
Записан
Максим Горланов
Новичок
*
Offline Offline

Сообщений: 45


« Ответ #13 : 08 Май 2009, 18:17:27 »

Но вы лишаете энергии и звучание Имени, значит и мысленное Его представление, ведь несомненно мысленно Имя тоже звучит. На каком этапе заканчивается тварность и Имя Божие становится Богом? Понятнее говорить о тварности начертания, не более

характир Имени (мысленный или начертаный) обожен от Самого Имени,потому что тварен.

говорить о тварности начертания не достаточно,т.к.и на бумаге,и в нашем уме характир Имени не перестаёт быть тварным,хотя и обоженным.

имябожники обожествлили мысленный характир Имени Божия,Имени "Иисус".

в Иисусовой молитве должно отвергать всё тварное: не только чувства,но даже наши представления об Имени Иисусове.
Я так понял (надеюсь ) что вы не отрицаете нетварность Имени: обожен от Самого Имени, потому что тварен. Само Имя по-вашему не имеет нетварного для нас  выражения.  Вы отрицаете также предвечность образов имен Божиих, что конечно и вытекает из признания их тварности.
Но Писание говорит, например, так 2Фес.1:12  да прославится имя Господа нашего Иисуса Христа в вас, и вы в Нем, по благодати Бога нашего и Господа Иисуса Христа.
Почему не сказано: да прославится Господь наш Иисус Христос в вас, и вы в Нем?
В посл. Флп.2:9  Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени,
10  дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних,
11  и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца.

Понятно, что имя славится настолько насколько велика слава именованного. И в Еф.1:19  и как безмерно величие могущества Его в нас, верующих по действию державной силы Его,
20  которою Он воздействовал во Христе, воскресив Его из мертвых и посадив одесную Себя на небесах,
21  превыше всякого Начальства, и Власти, и Силы, и Господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем,
22  и все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви, ", мы видим, что величие могущества Христа, то есть энергия,  отождествляется с Его Именем.
Такких отождествлений очень много в Св.Писании:2Кор.5:20  Итак мы - посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас;1Кор.6:11  И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего. Опять же почему не сказать: но оправдались Господом нашим Иисусом Христом?1Ин.5:13 Сие написал я вам, верующим во имя Сына Божия, дабы вы знали, что вы, веруя в Сына Божия, имеете жизнь вечную.
1Ин.2: потому что прощены вам грехи ради имени Его. 1Пет.4:14  Если злословят вас за имя Христово, то вы блаженны, ибо Дух Славы, Дух Божий почивает на вас. Теми Он хулится, а вами прославляется. Зах.14:9  И Господь будет Царем над всею землею; в тот день будет Господь един, и имя Его едино.
Мих.5:4 И станет Он, и будет пасти в силе Господней, в величии имени Господа Бога СвоегоИез.36:23 И освящу великое имя Мое, бесславимое у народов, среди которых вы обесславили его, и узнают народы, что Я Господь, говорит Господь Бог, когда явлю на вас святость Мою перед глазами их. Иер.10:6 Нет подобного Тебе, Господи! Ты велик, и имя Твое велико могуществом.
можно было бы сказать что имя Божие икона Бога, как утверждали имяборцы. Но, пишет о.Антоний:""этим исповеданием веры выражается вера только в благодатное соединение Господа Иисуса Христа со Именем Своим, подобно благодатному соединению и присутствию Господню на Св. Иконах. Но это неверно, ибо слово Божие есть Сам Бог по реченному: "Глаголы, яже Аз глаголах вам, Дух суть и Живот суть" (Ин. 6:63), про Св. Иконы же нигде не говорится, что они суть Дух и Живот, т. е. Бог; Имя же Божие есть Сам Бог, как слово Божие, ибо Сам Бог изрек Его нам".
Записан
azamat
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 2841



« Ответ #14 : 08 Май 2009, 23:28:20 »

Я так понял (надеюсь ) что вы не отрицаете нетварность Имени: обожен от Самого Имени, потому что тварен. Само Имя по-вашему не имеет нетварного для нас  выражения.

я исповедую нетварность имени Божьего,имени Иисусова,его предвечность,
но отличаю Имя Божье (нетварную энергию) от его тварного характира ("идеи" по Булатовичу) в нашем уме,на доске,на бумаге...

икона тоже одновременно нетварна по энергии,в ней почивающей, и тварна по нематериальному характиру и материалу.
Записан

Св.Иоанн Дамаскин: "Ибо одну только ревность к Истине я имею как надежду на спасение, и надеюсь, и желаю с нею встретить Господа Христа, предлагая Ему ее, как умилостивление за те постыдные грехи, какие были мною совершены."
azamat
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 2841



« Ответ #15 : 08 Май 2009, 23:51:21 »

из моей старой записи. с тех пор я взгляд на имя не менял.

Имена Божьи и имена святых являются синергичными,то есть в них сочетаются две энергии двух разных естеств:Божеской и человеческой. Тварные смыслы этих имён обожены.
Например,об имени Божьем Дамаскин в "ТИПВ" пишет,что "Он и называется сообразно всему, что существует, даже противоположному одно другому, как, например, свету и тьме, огню и воде, для того чтобы мы знали, что по существу Он не таков, но пресуществен и безымянный, и что как Виновник всего, что существует, ОН ПРИНИМАЕТ СЕБЕ ИМЕНА ОТ ВСЕГО ИМ ПРОИЗВЕДЕННОГО."

Если имя святого в причинном смысле тварно,так как носитель имени тварен,то имя Божье как ОТКРОВЕНИЕ Божества,имея своим началом Божество,является нетварной энергией,которая воплощена в наши тварные смыслы ("ОН ПРИНИМАЕТ СЕБЕ ИМЕНА ОТ ВСЕГО ИМ ПРОИЗВЕДЕННОГО").
Всё,что мы знаем о Боге,знаем не от себя,а от Него.Свои имена нам открыл Сам Бог,а потому имена Его являются Его откровениями,энергиями.

Свт.Палама пишет:

"Приступая к воспеванию Имён, ОТКРЫВАЮЩИХ поистине Сущего, великий муж (Дионисий Ареопагит) говорит: "напомним вот что: назначение слова не состоит в том, чтобы открывать сверхсущественную Сущность, каким образом она — сверхсущественна, так как это несказуемо, непознаваемо, совершенно невыразимо и превосходит самое единение (против ереси евномиан и исохристов); но назначение его в том, чтобы воспевать осуществляющее ВЫСТУПЛЕНИЕ богоначальной Первосущности".

То есть цель не в том,чтобы сказать ЧТО ЕСТЬ Божество,какого Оно,а в том,чтобы воспеть "выступление" Божества в наш мир,то есть энергию Божества,которая "осуществляется" в тварных смыслах,звуках,буквах имён Божьих.

И св.Иоанн Дамаскин говорит,что не мы придумали имена Троице,а Сама Троица открыла нам Себя как Троицу,открыла нам Свои ипостасные (идиоматические) таинственные имена: Отца,Сына,Святого Духа.

"Должно знать и то, что наименования отечества, сыновства и исхождения НЕ ОТ НАС перенесены на блаженное Божество, но, напротив, НАМ ПЕРЕДАНЫ ОТТУДА, как говорит божественный Апостол: сего ради преклоняю колена моя ко Отцу, из Него же всяко отечество на небесех и на земли (Еф. 3, 14–15)".
(Св.Иоанн Дамаскин:
"Точное Изложение Православной Веры,1:8 "О Святой Троице".)

Итак,существует два смысла имён:
1) причинный,откуда это имя произошло,от кого,
2) а также усвоительный,субстанциальный,то есть какого само имя,из чего,грубо говоря,оно состоит.

Имена Божьи в причинном смысле,то есть как откровения,нетварны,а всё,что нетварно,является Богом.
Все имена Божьи,имя Иисусово (как имя Второй Ипостаси Троицы) есть Сам Господь Бог.

Но в субстанциальном смысле имя Божье двуприродно,так как воплощено в тварные,человеческие смыслы,в конкретные языки,буквы и звуки.

Имена святых в причинном смысле,не будучи Откровениями Божества и не являющимися "выступлениями богоначальной первосущности",тварны,а значит не являются Богом.

Но в субстанциальном смысле имена святых двуприродны,так как принадлежат обоженным тварным ипостасям,а потому и обоженны Святым Духом.

А потому не только в силу их обоженных характиров иконы их святы,как в своё время тени Апостолов исцеляли больных,но иконы их святы и благодаря их обоженным именам,что и закреплено Седьмым Вселенским Собором.
Записан

Св.Иоанн Дамаскин: "Ибо одну только ревность к Истине я имею как надежду на спасение, и надеюсь, и желаю с нею встретить Господа Христа, предлагая Ему ее, как умилостивление за те постыдные грехи, какие были мною совершены."
Максим Горланов
Новичок
*
Offline Offline

Сообщений: 45


« Ответ #16 : 09 Май 2009, 09:44:50 »

То есть в нетварном смысле имя Божие не имеет привычного для нас буквенно-звукового выражения, а является энергией, как бы безымянной для нас . В рамках тварности мы способны воспринять Ее как имя Божие?
Записан
Максим Горланов
Новичок
*
Offline Offline

Сообщений: 45


« Ответ #17 : 09 Май 2009, 13:39:54 »

"Ни нетварная благость, ни вечная слава, ни жизнь, ни что-либо подобное не суть пресущественная сущность Бога, ибо Бог как Причина превосходит их; однако мы говорим, что Он есть Жизнь, Благость и тому подобное… Но так как Бог присутствует всецело в каждой из боголепных энергий, каждая из них служит Ему именем" (Триады в защиту священно-безмолвствующих III, 2, 7; ср. III, 3, 6).
Энергия является нетварным именем Бога, для человека имена эти открыты в тварном выражении, как образ. Я правильно понимаю?
Записан
azamat
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 2841



« Ответ #18 : 21 Июль 2009, 11:05:53 »

противоимяславческая статья матфеевца (греческая старостильная юрисдикция) схимон.Епифания Чернова "Против Илариона":

http://holyrussia.narod.ru/Epiphany/Hilarion.html

для справки: сей Епифаний являлся келейником архиеп.Феофана (Быстрова).

но сам Феофан написал два труда об Имени Божьем (включая труд о "Тетраграматоне"!).

и к тому же "духовным сыном" Феофана был имяславец митр.Вениамин Федченков.
Записан

Св.Иоанн Дамаскин: "Ибо одну только ревность к Истине я имею как надежду на спасение, и надеюсь, и желаю с нею встретить Господа Христа, предлагая Ему ее, как умилостивление за те постыдные грехи, какие были мною совершены."
Василий Centurion
Гость
« Ответ #19 : 26 Июль 2009, 16:59:29 »

Обсуждение имяславия в группе "Православие" в контакте. Филокатолик (выпускник Тобольской семинарии) считает имяславие ересью

http://vkontakte.ru/topic-4938_21633310

Копирую из той темы в контакте сюда:
« Последнее редактирование: 26 Июль 2009, 23:22:17 от Василий Centurion » Записан
Василий Centurion
Гость
« Ответ #20 : 26 Июль 2009, 23:20:33 »

"Будучи непостижимым, Божество не может быть выражено никаким словом; для Него нельзя найти никакого вполне соответствующего Ему, имени: Оно неименуемо. "Как никто и никогда не вдыхал всего воздуха, - говорит Григорий Богослов, - так точно ни ум не вмещал вполне, ни голос не обнимал Божьей сущности"2.

2 Orat. XXX, n17, col. 125 (t. XXXVI)."

Цитата из из работы священника Николая Винградова "ДОГМАТИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ СВЯТОГО ГРИГОРИЯ БОГОСЛОВА", по книге Святитель Григорий Богослов творения. том 1. Москва - Сибирская Благогзвонница - 2007. стр 687.
Записан
azamat
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 2841



« Ответ #21 : 26 Июль 2009, 23:51:44 »

"Будучи непостижимым, Божество не может быть выражено никаким словом; для Него нельзя найти никакого вполне соответствующего Ему, имени: Оно неименуемо. "Как никто и никогда не вдыхал всего воздуха, - говорит Григорий Богослов, - так точно ни ум не вмещал вполне, ни голос не обнимал Божьей сущности"2.

это никак не противоречит имяславию.

имяславцы Божество никаким словом и не пытаются выразить,потому отлично понимают,что это древняя ересь Евномия.
Записан

Св.Иоанн Дамаскин: "Ибо одну только ревность к Истине я имею как надежду на спасение, и надеюсь, и желаю с нею встретить Господа Христа, предлагая Ему ее, как умилостивление за те постыдные грехи, какие были мною совершены."
Алексей
глобальный модератор
Ветеран
*
Offline Offline

Сообщений: 1225


WWW
« Ответ #22 : 01 Август 2009, 15:57:04 »

В. Н. Лосский об имяславии (отрывок из письма).

"Вы ждете от меня ответа по поводу имяславия. Постараюсь очень кратко, схематически ответить на наш вопрос, вернее, — наметить только, что я хотел бы сказать (иначе пришлось бы писать томы: столь существенна эта тема). Вопрос (догматический) об Имени Божием, о словесно-мысленном выражении (“символе”) Божества, столь же важен, как и вопрос об иконах. Как тогда Православная формулировка Истины об иконах стала “торжеством Православия”, так и теперь православное учение об именах вместе со всеми, связанными с ним вопросами (забытое многими учение святого Григория Паламы, — благодать, молитва, подлинная “антропология”, учение об уме и сердце, о “внутреннем человеке” и прочее) — должно привести к новому Торжеству Православия, к явлению новых благодатных сил и святости. Вопрос об “имяславстве” стоит где-то в глубине церковного сознания. Ответа он еще не получил (вернее формулировки: ответ у Церкви всегда есть, надо его услышать и выразить). Но “имяславские споры” наметили два тока в Русском Богословии, сознательно или бессознательно определившихся по отношению к “имяславству”. Один ток — враждебный имяславцам, отрицающий самый вопрос о почитании Имени: это только “иконоборцы”, рационалисты, видящие в религии только волевые отношения и слепые к природе (Божественной благодати); таков Митрополит Антоний [Храповицкий], как самый яркий пример. Другие течения, — не всегда прямо и открыто примыкающие к имяславию, — представляют, тем не менее, крайнее, “имябожное” его выражение, где самая звуковая материя, так сказать “плоть” имени уже становится Божественной по природе, некоей естественной силой (все равно, как если бы противники иконоборства стали утверждать Божественную “нетварность” доски и краски икон). Этот последний ток — в широком смысле — развертывается как софианство, где смешивается Бог и тварь. И то, и другое ложно. Путь к Православному разумению имяславства лежит через осторожную, еще слишком бледную формулу архиепископа Феофана (Полтавского): “В Имени Божием почиет Божество” (Божественная энергия). Когда будет ясная формула, исполненная духовного опыта и “очевидная” духовно — многие вопросы сами собой отпадут, и многие сложности представятся детски простыми" (Письмо В. Лосского митрополиту Сергию (Страгородскому) от 6/19.01.1937. Цит. по: Иларион, схимонах. На горах Кавказа. Изд. 4-е. С. 929—930).
Записан
azamat
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 2841



« Ответ #23 : 01 Август 2009, 16:38:53 »

да,в контакте в своей группе "Ономатодоксия" я анализировал этот текст в прошлом году:

1) Лосский дальновидно заметил в самом споре новый виток древних иконоборческих споров.Ведь имяборчество-это и есть тонкое,незаметное иконоборчество.Отвергается уже не сама икона,а то,что связывает икону с архетипом,то есть имя как энергия.

2) Лосский точно указывает на неведение паламизма "православными богословами",на "забытое многими учение святого Григория Паламы, — благодать, молитва, подлинная “антропология”, учение об уме и сердце, о “внутреннем человеке” и прочее",которое "должно привести к новому Торжеству Православия".
Тем самым Лосский проводит прямую связь между Имяславием и Паламизмом.

3) Лосский православно отвергает две крайности:лагерь митр.Антония Храповицкого и псевдоимяславие неоплатоников:Соловьёва-Флоренского-Булгакова-Лосева...

4) Лосский отмечает бледный путь,тень,но при должной,впоследствии,интерпретации приведящей к Новому Торжеству Православия.Бледное слово Феофана (Полтавского): “В Имени Божием почиет Божество” (Божественная энергия).
Записан

Св.Иоанн Дамаскин: "Ибо одну только ревность к Истине я имею как надежду на спасение, и надеюсь, и желаю с нею встретить Господа Христа, предлагая Ему ее, как умилостивление за те постыдные грехи, какие были мною совершены."
azamat
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 2841



« Ответ #24 : 01 Август 2009, 16:43:41 »

ещё есть слова Булатовича о проф.Сергее Троицком.

Булатович касается доклада Троицкого, отличающегося, по его мнению, "несколько большею беспристрастностью", чем доклады двух архиепископов. Булатович подчеркивает, что позиция Троицкого в основных своих чертах не противоречит имяславскому учению:

"Он единственный из всех моих судей дал себе труд прежде суда обменяться со мной мыслями и спросил, в каком смысле мы говорим то или другое. Все это привело нас к некоторому единомыслию, и, с одной стороны, я сознался в неправильности некоторых моих выражений, а с другой стороны он признал правильность основной мысли Апологии, что Имя Божие с объективной стороны есть часть Божественного Откровения, есть энергия Божества и Божество. С его исправлениями моих тезисов, которые он приводит в конце своего доклада, я в общем согласен и могу с уверенностью сказать, что если бы на Афон был послан не архиепископ Никон, а другое менее приверженное к архиепископу Антонию лицо, и это лицо в догматическом вопросе об Имени Божием стало бы на почву тезисов г. Троицкого, то весь спор уладился бы ко всеобщему умиротворению, ибо за что же иное ратуют имяславцы, как не лишь за Божественное достоинство Имени Божия с объективной стороны и за Божественную его силу, в виду хулений оных имяборцами? Ратуют они еще за отождествление Имени Божия с Богом в молитве и за право в этом смысле вслед за о. Иоанном Кронштадтским называть Имя Божие "Самим Богом". В тезисах г. Троицкого эти оба положения признаются."

http://kds.eparhia.ru/bibliot/bogoslovie/alfeev/sviahtaina/glava9/2/
Записан

Св.Иоанн Дамаскин: "Ибо одну только ревность к Истине я имею как надежду на спасение, и надеюсь, и желаю с нею встретить Господа Христа, предлагая Ему ее, как умилостивление за те постыдные грехи, какие были мною совершены."
Страниц: 1 2 [Все]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Powered by SMF 1.1.11 | SMF © 2006-2008, Simple Machines LLC Valid XHTML 1.0! Valid CSS!