consensus patrum
28 Март 2024, 15:50:12 *
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
   Начало   Помощь Поиск Войти Регистрация  
Страниц: [1] 2  Все
  Печать  
Автор Тема: Имяславие, имябожничество, имяборчество  (Прочитано 18452 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Кирилл Кострыкин
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 589


Пока я дышу, я надеюсь


« : 07 Май 2009, 15:48:18 »

Помогите разобраться, что это такое, в чем суть этого, что из этого является ересью с точки зрения Православия?
Записан

"Плотолюбцам и чревоугодникам входить в исследование предметов духовных так же неприлично, как блуднице разглагольствовать о целомудрии" (Преподобный Исаак Сирин).
azamat
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 2841



« Ответ #1 : 07 Май 2009, 20:58:02 »

1. имяславие=православие.

 а) имя Божье-это свойство Бога,свойство Бога-нетварная энергия,а нетварная энергия-это Сам Бог.
имя Божье есть Сам Бог.
имя "Иисус Христос" принадлежит второй ипостаси Троицы,а потому это имя Божье,т.е.Сам Бог.

 б) если рассматривать само слово имени в отрыве от Именуемого,то оно тварно и взято Богом для обозначения Себя.
Он принимает на Себя имена из всего сотворённого.

 в) соответственно,имяначертание и имязвучание в имени Божьем сами по себе суть творение,хотя и освящённое Божеством.

2. имябожие=ересь.

крайность,ведущая к пантеизму.

исповедуя а) и в), имябожники не исповедуют б).

3. имяборчество=ересь.

другая крайность,ведующая к атеизму.

исповедуют пункты б) и в), отвергая пункт а).
« Последнее редактирование: 07 Май 2009, 20:59:46 от Ioann22 » Записан

Св.Иоанн Дамаскин: "Ибо одну только ревность к Истине я имею как надежду на спасение, и надеюсь, и желаю с нею встретить Господа Христа, предлагая Ему ее, как умилостивление за те постыдные грехи, какие были мною совершены."
Кирилл Кострыкин
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 589


Пока я дышу, я надеюсь


« Ответ #2 : 08 Май 2009, 09:45:00 »

То есть Бог проявляется в Своем имени?

Нашел в Интернете вот это:
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BC%D1%8F%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%B5

Мне интересно, каково официальное мнение современной РПЦ насчет имяславия?
Записан

"Плотолюбцам и чревоугодникам входить в исследование предметов духовных так же неприлично, как блуднице разглагольствовать о целомудрии" (Преподобный Исаак Сирин).
Максим Горланов
Новичок
*
Offline Offline

Сообщений: 45


« Ответ #3 : 08 Май 2009, 10:39:51 »

Имябожники отнюдь тварные звуки и буквы не обожествляли, как пишет о.Антоний Булатович в кн.Моя борьба с имяборцами на Святой горе:  "Во Имени Христовом мы имеем тварную, так сказать, оболочку, т.е. те звуки и буквы, которыми мы выражаем Истину. Сии звуки и буквы на каждом языке разные, и в вечность они не перейдут, и не суть что-либо единое с Господом Иисусом Христом, почему когда мы, говоря о Имени, имеем в виду тварное слово человеческое, коим выражается идея о Боге и о Христе, то уместно говорить о присутствии Божием во Имени Своем, когда же мы имеем в виду самое Имя, то оно есть сама Истина, есть Сам Бог, как Господь сказал о Себе: "Аз есмь... Истина" (Ин.  14:6)
 Но вы лишаете энергии и звучание Имени, значит и мысленное Его представление, ведь несомненно мысленно Имя тоже звучит. На каком этапе заканчивается тварность и Имя Божие становится Богом? Понятнее говорить о тварности начертания, не более, как и Само Слово, Христос писал на земле перстом. Известен тезис имяславцев, которых вы почему-то разделили с имябожниками ( последнее звучит не совсем корректно), Имя Божие есть Бог, но Бог не есть Имя.
В пункте б) непонятно как высобираетесь рассматривать Имя Божие в отрыве от Именуемого. Так Его можно рассматривать именно стоя на позиции имяборчества, смотря на него как на тварное ( речь не о внешнем начертании).
Записан
Кирилл Кострыкин
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 589


Пока я дышу, я надеюсь


« Ответ #4 : 08 Май 2009, 10:47:17 »

Ну, вообще-то да, рассматривать имя Божие отдельно от Самого Бога с христианских позиций невозможно. Если при этом еще и утверждать, что имя Божие и есть Сам Бог - то это добавление четвертого лица к Троице.
Записан

"Плотолюбцам и чревоугодникам входить в исследование предметов духовных так же неприлично, как блуднице разглагольствовать о целомудрии" (Преподобный Исаак Сирин).
azamat
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 2841



« Ответ #5 : 08 Май 2009, 14:05:17 »

как вы считаете,слово "огонь" само по себе тварно по смыслу (не просто по буквам и звукам.с этим всё ясно)?

рассматривать в отрыве от Бога-это традиционная вещь в богословии.

так часто выражается Дамаскин,когда говорит о тонком разделении нашим умом человечества Христа от Его же Божества в разделе об агноизме,например.
Записан

Св.Иоанн Дамаскин: "Ибо одну только ревность к Истине я имею как надежду на спасение, и надеюсь, и желаю с нею встретить Господа Христа, предлагая Ему ее, как умилостивление за те постыдные грехи, какие были мною совершены."
azamat
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 2841



« Ответ #6 : 08 Май 2009, 14:10:43 »

Имябожники отнюдь тварные звуки и буквы не обожествляли, как пишет о.Антоний Булатович в кн.Моя борьба с имяборцами на Святой горе:  "Во Имени Христовом мы имеем тварную, так сказать, оболочку, т.е. те звуки и буквы, которыми мы выражаем Истину. Сии звуки и буквы на каждом языке разные, и в вечность они не перейдут, и не суть что-либо единое с Господом Иисусом Христом, почему когда мы, говоря о Имени, имеем в виду тварное слово человеческое, коим выражается идея о Боге и о Христе, то уместно говорить о присутствии Божием во Имени Своем, когда же мы имеем в виду самое Имя, то оно есть сама Истина, есть Сам Бог, как Господь сказал о Себе: "Аз есмь... Истина" (Ин.  14:6)

Вы похоже не понимаете ни меня,ни о.Антония Булатовича.

имябожники (кроме еретика о.Павла Флоренского) не считают Богом сами буквы и звуки (об этом я уже писал выше).

Булатович различает Имя Божье от тварной идеи в Имени.

эта идея не есть Сам Бог,а есть творение,в котором Бог почивает Своей нетварной энергией.
Записан

Св.Иоанн Дамаскин: "Ибо одну только ревность к Истине я имею как надежду на спасение, и надеюсь, и желаю с нею встретить Господа Христа, предлагая Ему ее, как умилостивление за те постыдные грехи, какие были мною совершены."
azamat
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 2841



« Ответ #7 : 08 Май 2009, 14:19:12 »

Но вы лишаете энергии и звучание Имени, значит и мысленное Его представление, ведь несомненно мысленно Имя тоже звучит. На каком этапе заканчивается тварность и Имя Божие становится Богом? Понятнее говорить о тварности начертания, не более

характир Имени (мысленный или начертаный) обожен от Самого Имени,потому что тварен.

говорить о тварности начертания не достаточно,т.к.и на бумаге,и в нашем уме характир Имени не перестаёт быть тварным,хотя и обоженным.

имябожники обожествлили мысленный характир Имени Божия,Имени "Иисус".

в Иисусовой молитве должно отвергать всё тварное: не только чувства,но даже наши представления об Имени Иисусове.
Записан

Св.Иоанн Дамаскин: "Ибо одну только ревность к Истине я имею как надежду на спасение, и надеюсь, и желаю с нею встретить Господа Христа, предлагая Ему ее, как умилостивление за те постыдные грехи, какие были мною совершены."
azamat
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 2841



« Ответ #8 : 08 Май 2009, 14:27:14 »

То есть Бог проявляется в Своем имени?

Нашел в Интернете вот это:
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BC%D1%8F%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%B5

Мне интересно, каково официальное мнение современной РПЦ насчет имяславия?

Бог открывает Себя в Своих именах (=свойствах,выступлениях,силах,энергиях...)

но это не значит,что характиры (включая мысленные) имён Божьих предвечны.

Википедию не читайте.

это попса.

официальной позиции РПЦ МП по вопросу имяславия нет.

бывшее синодальное постановление (соборно этот вопрос не успели рассмотреть,в связи с революцией) не прошло рецепцию Преданием.

если смотреть на мейнстрим РПЦ МП,то ныне туманная позиция "имяславца" Илариона Алфеева лидирует.

читайте его книгу об имяславии,но только не вверяйтесь ему,поскольку у него более амбиции быть богословом,нежели действительно богословский дар.

это не трудно увидеть.
Записан

Св.Иоанн Дамаскин: "Ибо одну только ревность к Истине я имею как надежду на спасение, и надеюсь, и желаю с нею встретить Господа Христа, предлагая Ему ее, как умилостивление за те постыдные грехи, какие были мною совершены."
Кирилл Кострыкин
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 589


Пока я дышу, я надеюсь


« Ответ #9 : 08 Май 2009, 16:51:32 »

Понятно, спасибо. Значит, отношение Церкви более-менее лояльное, как я понял.
Записан

"Плотолюбцам и чревоугодникам входить в исследование предметов духовных так же неприлично, как блуднице разглагольствовать о целомудрии" (Преподобный Исаак Сирин).
Дмитрий Бирюков
глобальный модератор
Ветеран
*
Offline Offline

Сообщений: 1155



« Ответ #10 : 08 Май 2009, 17:01:54 »

Я уже приводил где-то здесь ссылку относительно антиимяславского процесса над о. Константином Борщом: http://kiprian-sh.livejournal.com/29044.html?thread=1066100#t1066100
Но подробности неясны.
Записан
azamat
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 2841



« Ответ #11 : 08 Май 2009, 17:40:22 »

но процесс был не только в РПЦ МП,но и в...
Записан

Св.Иоанн Дамаскин: "Ибо одну только ревность к Истине я имею как надежду на спасение, и надеюсь, и желаю с нею встретить Господа Христа, предлагая Ему ее, как умилостивление за те постыдные грехи, какие были мною совершены."
Дмитрий Бирюков
глобальный модератор
Ветеран
*
Offline Offline

Сообщений: 1155



« Ответ #12 : 08 Май 2009, 17:59:44 »

Про "..." Кирилл навряд ли скажет "отношение Церкви"). Да и собственно "процесса" там не было.
Записан
Максим Горланов
Новичок
*
Offline Offline

Сообщений: 45


« Ответ #13 : 08 Май 2009, 18:17:27 »

Но вы лишаете энергии и звучание Имени, значит и мысленное Его представление, ведь несомненно мысленно Имя тоже звучит. На каком этапе заканчивается тварность и Имя Божие становится Богом? Понятнее говорить о тварности начертания, не более

характир Имени (мысленный или начертаный) обожен от Самого Имени,потому что тварен.

говорить о тварности начертания не достаточно,т.к.и на бумаге,и в нашем уме характир Имени не перестаёт быть тварным,хотя и обоженным.

имябожники обожествлили мысленный характир Имени Божия,Имени "Иисус".

в Иисусовой молитве должно отвергать всё тварное: не только чувства,но даже наши представления об Имени Иисусове.
Я так понял (надеюсь ) что вы не отрицаете нетварность Имени: обожен от Самого Имени, потому что тварен. Само Имя по-вашему не имеет нетварного для нас  выражения.  Вы отрицаете также предвечность образов имен Божиих, что конечно и вытекает из признания их тварности.
Но Писание говорит, например, так 2Фес.1:12  да прославится имя Господа нашего Иисуса Христа в вас, и вы в Нем, по благодати Бога нашего и Господа Иисуса Христа.
Почему не сказано: да прославится Господь наш Иисус Христос в вас, и вы в Нем?
В посл. Флп.2:9  Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени,
10  дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних,
11  и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца.

Понятно, что имя славится настолько насколько велика слава именованного. И в Еф.1:19  и как безмерно величие могущества Его в нас, верующих по действию державной силы Его,
20  которою Он воздействовал во Христе, воскресив Его из мертвых и посадив одесную Себя на небесах,
21  превыше всякого Начальства, и Власти, и Силы, и Господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем,
22  и все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви, ", мы видим, что величие могущества Христа, то есть энергия,  отождествляется с Его Именем.
Такких отождествлений очень много в Св.Писании:2Кор.5:20  Итак мы - посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас;1Кор.6:11  И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего. Опять же почему не сказать: но оправдались Господом нашим Иисусом Христом?1Ин.5:13 Сие написал я вам, верующим во имя Сына Божия, дабы вы знали, что вы, веруя в Сына Божия, имеете жизнь вечную.
1Ин.2: потому что прощены вам грехи ради имени Его. 1Пет.4:14  Если злословят вас за имя Христово, то вы блаженны, ибо Дух Славы, Дух Божий почивает на вас. Теми Он хулится, а вами прославляется. Зах.14:9  И Господь будет Царем над всею землею; в тот день будет Господь един, и имя Его едино.
Мих.5:4 И станет Он, и будет пасти в силе Господней, в величии имени Господа Бога СвоегоИез.36:23 И освящу великое имя Мое, бесславимое у народов, среди которых вы обесславили его, и узнают народы, что Я Господь, говорит Господь Бог, когда явлю на вас святость Мою перед глазами их. Иер.10:6 Нет подобного Тебе, Господи! Ты велик, и имя Твое велико могуществом.
можно было бы сказать что имя Божие икона Бога, как утверждали имяборцы. Но, пишет о.Антоний:""этим исповеданием веры выражается вера только в благодатное соединение Господа Иисуса Христа со Именем Своим, подобно благодатному соединению и присутствию Господню на Св. Иконах. Но это неверно, ибо слово Божие есть Сам Бог по реченному: "Глаголы, яже Аз глаголах вам, Дух суть и Живот суть" (Ин. 6:63), про Св. Иконы же нигде не говорится, что они суть Дух и Живот, т. е. Бог; Имя же Божие есть Сам Бог, как слово Божие, ибо Сам Бог изрек Его нам".
Записан
azamat
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 2841



« Ответ #14 : 08 Май 2009, 23:28:20 »

Я так понял (надеюсь ) что вы не отрицаете нетварность Имени: обожен от Самого Имени, потому что тварен. Само Имя по-вашему не имеет нетварного для нас  выражения.

я исповедую нетварность имени Божьего,имени Иисусова,его предвечность,
но отличаю Имя Божье (нетварную энергию) от его тварного характира ("идеи" по Булатовичу) в нашем уме,на доске,на бумаге...

икона тоже одновременно нетварна по энергии,в ней почивающей, и тварна по нематериальному характиру и материалу.
Записан

Св.Иоанн Дамаскин: "Ибо одну только ревность к Истине я имею как надежду на спасение, и надеюсь, и желаю с нею встретить Господа Христа, предлагая Ему ее, как умилостивление за те постыдные грехи, какие были мною совершены."
Страниц: [1] 2  Все
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Powered by SMF 1.1.11 | SMF © 2006-2008, Simple Machines LLC Valid XHTML 1.0! Valid CSS!