consensus patrum
20 Апрель 2024, 17:55:17 *
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
   Начало   Помощь Поиск Войти Регистрация  
Страниц: 1 [2]  Все
  Печать  
Автор Тема: Созерцание Единого и созерцание Троицы  (Прочитано 9242 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Евгений
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 547


WWW
« Ответ #15 : 13 Август 2017, 18:58:27 »

Вам надо четко изложить свои тезисы, чтобы было понятно, в чем мы согласны, а в чем разномыслим.

яснее уже некуда
со временем будет понятнее
Записан
Евгений
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 547


WWW
« Ответ #16 : 13 Август 2017, 19:36:33 »

Ср. 8 Вопр. прп. Максима:

Цитировать
"Поскольку святой Иоанн говорит, что Бог «есть свет» (1 Ин. 1:5), и спустя еще немного: «если же ходим во свете, подобно как Он во свете» (1 Ин. 1:7), то каким образом Один и Тот же и называется [светом], и находится во свете, как иной в ином?

Ответ. Бог, будучи истинно по сущности Светом, становится подлинно светом в тех, кто ходит в Нем путем добродетелей. Как все святые – это «свет по причастию» – через боголюбие оказываются в Свете по сущности, так и Свет по сущности становится через человеколюбие [Свое] светом «в свете по причастию». И если мы по добродетели и ведению находимся Боге, как в Свете, то и Сам Бог пребывает в нас, как Свет во свете. Ибо Бог, будучи Светом по естеству, проявляется в свете по подражанию, как Первообраз в образе. Или лучше: Свет есть Бог и Отец, [пребывающий] в Свете, то есть в Сыне и Святом Духе, существуя не как иной, иной и иной Свет, но как Единый и Тот же самый по сущности, а по образу бытия – Трисиянный."

Прочитал в одной книге известную цитату из прп. Исаака:

Цитировать
"Ясным знаком светлости души твоей будет для тебя следующее: когда ты смотришь внутрь себя, то исполняешься жалости ко всем людям, и твое сердце изнемогает и горит, как от огня, состраданием к ним, не отвергая никого, и это позволяет тебе видеть в себе образ небесного Отца"

(и там еще несколько цитат на эту тему)
и комментарий к ней:

Цитировать
"Отметим, что в приведенном выше тексте Исаака не уточняется, является ли образ Отца, который можно увидеть при пылающем сострадании, тем, по которому были созданы другие люди, или самим созерцателем. Выражение «видеть в себе образ Отца» не проливает свет на эту тему, поскольку, в любом случае именно внутри себя самой душа видит других людей в образе Божием"

По-моему, из приведенного выше текста прп. Максима ясно, что трисиянный Свет -- образ Отца (Божий) -- виден как в самом подвижнике, так и в людях, которых он тогда созерцает (и не обязательно внутри себя). Любовь, которую он тогда испытывает, это способ бытия этого Света как Самого по Себе, так и в созерцающих и созерцаемых. Только созерцаемые этого не видят, а которые видят, испытывают ту же самую любовь и по ней друг друга узнают.

Этот образ Божий -- это (в определенной степени) и образ бытия человека до грехопадения, и что более важно, это образ его бытия в будущем веке, тех, кто захочет к нему присоединиться
« Последнее редактирование: 13 Август 2017, 19:46:44 от Евгений » Записан
Евгений
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 547


WWW
« Ответ #17 : 14 Август 2017, 20:06:55 »

В "Вопросах и недоумениях" (QD), 1 прп. Максим Исповедник дает следующее толкование на Исх. 4:6:
Цитировать
"Погружение же руки за пазуху означает Господа нашего Иисуса Христа, Слово Отчее, воплощающееся в мастерской нашей природы"

Пытаясь объяснить что-такое у прп. Максима означает эта "мастерская", издатели этого текста дают какой-то невнятный комментарий:

Цитировать
"В настоящем месте qu . dub. 1 подчеркивается, очевидно, в первую очередь сотериологическое измерение представления о «мастерской нашей природы»"

(хотя ниже приводят и ссылку Ин. 1:18, которая многое здесь могла бы прояснить)

А между тем, на мой взгляд, красноречивый жест "руки за пазухой" здесь все проясняет. Речь идет о "мастерской сердца" (и/или "середины груди"). А также (кроме очевидного смысла Воплощения Логоса) -- о воплощении Христа в обожении.

«В тайной мастерской сердца слышу как Бог говорит мне это» -- написано в сх. к Вопр. 62 прп. Максима. Кузницей помыслов и добродетелей называет сердце прп. Максим и в других местах.

Мастерской помыслов (очевидно, имея ввиду прп. Максима или вообще византийскую традицию в этом отношении) называет сердце и прп. Каллист в своих Словах.
« Последнее редактирование: 15 Август 2017, 13:01:53 от Евгений » Записан
Страниц: 1 [2]  Все
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Powered by SMF 1.1.11 | SMF © 2006-2008, Simple Machines LLC Valid XHTML 1.0! Valid CSS!