consensus patrum
10 Декабрь 2018, 21:28:16 *
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
   Начало   Помощь Поиск Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Обожение, или единение, как конечная стадия  (Прочитано 1371 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Евгений
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 547


WWW
« : 15 Июль 2017, 14:23:21 »

Бог в сокровенности Божией мыслит Сам Себя, и эта сокровенность Божия, преизливаясь вовне, является Причиной всего сущего и Любви Божией ко всему творению. Эти выступления Божии вовне охватывают подвижника, и он в обожении становится причастником сокровенности Божией, и мыслит в Боге Его Самого и все творение.

Этой "благодатью приснобытия", то есть обожения, как пишет прп. Максим в Главах о любви 3, 24, подвижник "познает Бога". А о том, что сокровенность Божия не является ни сущностью, ни мышлением (но мышлением Божиим в Самом Себе, см. выше), прп. Максим пишет в Главах о богословии и Домостроительстве, 1, 82:

В этой теме я предлагаю выкладывать (и обсуждать) различные высказывания отцов на тему обожения (единения), как конечной стадии (последовательности стадий), чтобы иметь представление о том, каким языком или языками эта стадия описывается. Ведь языков этих, по крайней мере, несколько.

Вот, например, язык прп. Максима, богословско-философский, о котором уже была речь выше в исходной теме (см. Главы о богословии и Домостроительстве, 1, 82).

Там же была речь о языке Ареопагита, языке внутрибожественной жизни и ее выступлений вовне, основанном на  Ин 10:10: «Я пришёл, чтобы вы имели жизнь и имели с избытком». Избыток внутрибожественной Жизни выступает извне и Христос, Великого Совета Ангел, приносит ее на землю в виде (начатков и конечного) обожения. Как пишет прп. Каллист:

Цитировать
"За молитвенным взиранием на Иисуса Христа, Господа и Сына Божиего, следует не только вечная жизнь, но и нечто большее для тех, кто глубоко познал тайну великого Божественного совета о нас. Тайну сию принёс, явившись к нам, Божественнейший Иисус, отчего, конечно, был и наречен, по прекрасному Своему человеколюбию, сверхбожественным Ангелом для нас. Истинно Он сказал: «Я пришёл, чтобы вы имели жизнь и имели с избытком». А что это за «избыток», не познал никто из сынов века сего, ибо никогда не примет Духа Святого с искренней верой тот, кто во мраке мирского лукавства страдает слепотой в своём превозношении."

Ср.: "Огнь Я пришел воврещи на землю. О, как бы Я хотел, чтобы он уже возгорелся!" (Лк. 12:49).

Вместе с тем, используется и язык "единения" и "перихоресиса" для описания этого состояния, например, как в Святогорском Томосе, составленном Паламой в 1341 г. со ссылкой на прп. Максима:

Цитировать
«Благодать же доводит оное неизреченное единение с Богом до завершения. Ибо с ее помощью Бог всецело проникает (περιχωρεΐ) в достойных во всей полноте их состава, и сами святые во всей полноте своего состава всецело проникают (περιχωρεοΰσιν) во всего Бога, целиком Самого Бога воспринимая»

Есть и много других высказываний отцов на эту тему, хотя зачастую они высказываются об этом, по понятным причинам, прикровенно и осторожно. Прп. Каллист:

Цитировать
"Так как ум по природе не имеет образа, не сложен, лишен качества — и я бы добавил, безначален, беспределен и непостижим
из-за богоподражательной боговидной энергии, — в том простом состоянии, которое переживает от созерцания Бога, он вообще не
способен видеть ничего тамошнего, ни в частности, ни в общем, [то есть видеть] Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божия, ради нас
воплотившегося. И если не дозволено ему в тот момент созерцать индивидуальные особенности Троицы через единственную [в
неповторимости] простоту и согласное с ней запретное для разглашения таинство единой божественности, то вряд ли он сможет
увидеть в простоте свойственное Христу Иисусу соединение [божественной и человеческой природы]!"
« Последнее редактирование: 15 Июль 2017, 22:11:46 от Евгений » Записан
Neovitos
Старожил
****
Offline Offline

Сообщений: 340


« Ответ #1 : 15 Июль 2017, 22:03:48 »

Максим. Мистагогия 5. Два перевода.
Перевод Сидорова:
"когда душа становится единовидной, соединившись сама с собой и с Богом, и когда она увенчивается" первым, единым и единственным Словом и Богом, то перестанет существовать и разум, в [своем] помышлении разделяющий ее на многие части. Ибо в этом Слове, как в Творце и Создателе сущего, единообразно существуют и пребывают, в соответствии с единой и непостижимой простотой, все логосы сущего. Взирая на него, пребывающего уже не вне души, но всецело во всей ней", и сама душа будет непосредственно созерцать логосы и причины сущих,  благодаря которым, вероятно, она до своего обручения со Словом и Богом медленно продвигалась по пути рассудочного познания".  И посредством их она теперь бережно и гармонично приводится к Тому, Кто созидает и содержит все логосы и все причины".

Перевод В.В,Петрова:
«Когда душа станет единовидной и соединится с собой и с Богом, то уже не останется помысла (λόγος), по примышлению разделяющего ее на многое; она увенчает главу первым, единственным и единым Логосом и Богом, в Котором, как в Создателе и Творце сущих в соответствии с единой и не- помыслимой простотой единообразно существуют и пребывают все логосы сущего. Всматриваясь в [сей] Логос, пребывающий уже не вне ее, но как Целый в целой, сама душа в простом схватывании (κατά άπλήν προσβολήν) будет знать логосы и причины сущих, благодаря которым, вероятно, она до своего обручения с Логосом и Богом медленно продвигалась посредством диэретических методов (ταίς διαιρετικαίς ύπήγετο μεθόδοις). И посредством них [логосов] она теперь бережно и гармонично приво¬дится к Нему — Содержителю и Творцу (περιεκτικόν καί ποιητήν) всякого логоса и всякой причины»

Максим. Главы о любви. 1.100
"Когда же бывает в Боге: то сперва от пламенной любви ищет уразумения естества Его, но утешение находит при сем не из познания того, что есть в Нем: ибо сие невозможно и невместительно равно для всякого сотворенного естества, а утешается познанием того, что окрест Его, как-то: вечности, беспредельности, неописанности, благости, премудрости и силы вседетельной, всепромыслительной и всесудительной.  И то только в Нем всякому постижимо, что Он беспределен; и самое познание недоведомости Его есть ведение, превосходящее ум, как сказали мужи сильные в богословии – Григорий и Дионисий".

Максим. Трудность 41.
"Наконец, вслед за всем этим, любовью соединив тварную природу с нетварной (о чудо Божественного о нас человеколюбия!), человек явил бы их едиными и тождественными по свойству благодати, ибо он весь целиком взаимопроникся бы (περιχωρήσας) целым Богом, стал всем, что только есть Бог, исключая тождество по сущности, воспринял бы вместо себя целиком самого Бога и, словно награду за свое восхождение к Богу, стяжал бы Самого единственнейшего Бога, Который есть как бы цель движения движущихся, устойчивый и неподвижный покой к Нему устремленных, безграничная гра-ница и беспредельный предел всяких границы, установления, закона, логоса, ума и природы".

"Наконец, вслед за всем этим, Он, мыслимый по своему человечеству, приблизился к Самому Богу и предстал за нас, как сказано в Писании, перед лице Бога Отца16 в качестве человека, хотя в качестве Слова Он никогда и D никоим образом не мог отдалиться от Отца. И, как человек, по непревзой-денному послушанию Он на деле и по истине исполнил то, чему Сам, как Бог, предопределил произойти. Он совершил весь Совет Бога Отца относи¬тельно нас, пришедших в негодность из-за злоупотребления изначально данной нам для этого естественной силой, и сначала в Себе Самом соеди¬нил нас с нами же самими, освободив от деления на мужское и женское, и вместо мужчин и женщин, в которых как раз и усматривается этот способ деления, явил нас только людьми в собственном и истинном смысле слова, 1312 A целиком сформированными по Его подобию и носящими на себе Его здра¬вый и ничем не искаженный образ, который никак не затрагивается никакой приметой тления. И вместе с нами и ради нас охватив, как собственные час¬ти, крайние пределы всего творения через его середины и нерасторжимо свя¬зав друг с другом окрест Себя рай и место обитания, небо и землю, чувст¬венно воспринимаемое и умопостигаемое, как обладающий, подобно нам, телом и ощущением, душою и умом, Он усвоил каждой из этих частей родственный каждой крайний предел целого17 и вышеописанным способом божественно возглавил в Себе все18, явив все существующее творение единым B подобно новому человеку: восполненным благодаря схождению друг с дру¬гом своих частей и обращенным к себе самому в силу цельности своего существования, согласно тому единому, простому, не поддающемуся опре¬делению и различению понятию выведения из небытия, в соответствии с которым все творение, имеющее небытие прежде бытия, смогло получить единый, тождественный и полностью неразличимый логос".


Записан
Neovitos
Старожил
****
Offline Offline

Сообщений: 340


« Ответ #2 : 15 Июль 2017, 22:33:59 »

прп.Макарий Великий

"Ибо душа, которую Дух, уготовавший ее в седалище и обитель Себе, сподобил приобщиться света Его, и осиял красотою неизреченной славы Своей, делается вся светом, вся лицем, вся оком; нет у нее ни одной части, неисполненной духовных очей света, то есть, нет в ней ничего омраченного; но вся она всецело соделана светом и духом, вся исполнена очей, и не имеет никакой последней или задней стороны, но отовсюду представляется лицем, потому что снизошла на нее и восседит на ней неизреченная красота славы Света-Христа. И как солнце везде себе подобно: - нет у него ни одной последней или недостаточной части, но, состоя из частей одинаковых, все оно всецело блистает светом, и все есть свет, или, как огонь, то есть самый свет огня, весь сам себе подобен, и не имеет в себе ни первого ни последнего, ни большего ни меньшего: так и душа, совершенно осиянная неизреченною красотою славы света от лица Христова и совершенно вступившая в общение с Духом Святым, и сподобившаяся стать жилищем и престолом Божиим, делается вся оком, вся светом, вся лицем, вся славою, вся духом, как уготовал, благоустроил и украсил ее духовною лепотою Христос, Который и носит, и водит, и поддерживает, и подъемлет ее. Ибо сказано, что рука человеча была под Херувимами (Иезек. 1, 7). Сам Христос и носим бывает душею, и водит ее".
Записан
Андрей Белоус
глобальный модератор
Ветеран
*
Offline Offline

Сообщений: 2334



« Ответ #3 : 16 Июль 2017, 13:39:59 »

обсуждение оригенизма у Максима отделил в новую ветку http://www.consensuspatrum.ru/index.php?topic=1339.0
Записан

Если желаешь Истинной Жизни, ожидай всегда человеческой смерти (с) Нил Синайский
Евгений
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 547


WWW
« Ответ #4 : 16 Июль 2017, 13:42:32 »

Максим. Мистагогия 5. Два перевода.
Перевод Сидорова:
"когда душа становится единовидной, соединившись сама с собой и с Богом, и когда она увенчивается" первым, единым и единственным Словом и Богом, то перестанет существовать и разум, в [своем] помышлении разделяющий ее на многие части. Ибо в этом Слове, как в Творце и Создателе сущего, единообразно существуют и пребывают, в соответствии с единой и непостижимой простотой, все логосы сущего. Взирая на него, пребывающего уже не вне души, но всецело во всей ней", и сама душа будет непосредственно созерцать логосы и причины сущих,  благодаря которым, вероятно, она до своего обручения со Словом и Богом медленно продвигалась по пути рассудочного познания".  И посредством их она теперь бережно и гармонично приводится к Тому, Кто созидает и содержит все логосы и все причины".

Перевод В.В,Петрова:
«Когда душа станет единовидной и соединится с собой и с Богом, то уже не останется помысла (λόγος), по примышлению разделяющего ее на многое; она увенчает главу первым, единственным и единым Логосом и Богом, в Котором, как в Создателе и Творце сущих в соответствии с единой и не- помыслимой простотой единообразно существуют и пребывают все логосы сущего. Всматриваясь в [сей] Логос, пребывающий уже не вне ее, но как Целый в целой, сама душа в простом схватывании (κατά άπλήν προσβολήν) будет знать логосы и причины сущих, благодаря которым, вероятно, она до своего обручения с Логосом и Богом медленно продвигалась посредством диэретических методов (ταίς διαιρετικαίς ύπήγετο μεθόδοις). И посредством них [логосов] она теперь бережно и гармонично приво¬дится к Нему — Содержителю и Творцу (περιεκτικόν καί ποιητήν) всякого логоса и всякой причины»


Ну и как вам два перевода?:-) Мне кажется, буквальный просто ужасен (не смотря на возможные недостатки пер. Сидорова). Теряется и смысл, и красота речи прп. Максима (которая очень даже восприятию смысла способствует). Недаром прп. Максим сам был против "по-иудейски" буквального восприятия буквы Писания.

В первой же строке λόγος переведен как "помысел", что тоже весьма спорно. Если уж очень хотелось переводить буквально, то так и надо было переводить λογός как "слово" в противопоставление Слову с большой буквы далее. А смысл здесь в первой строчке, имхо, такой, что "когда душа замолчит" (с безмолвия и начинается обожение) , букв. "перестанет говорить разделяющие ее на многие части слова", тогда и увенчивается единственным Словом, так как в Нем единообразно предсуществуют все логосы сущего и т. д. Здесь у прп. Максима обыгрывается многозначность слова λογός: слово произносимое-Логос-логосы как энергии Божии. А в обоих переводах выше этот смысл -- безмолвия как необходимого условия начала обожения -- теряется.
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Powered by SMF 1.1.11 | SMF © 2006-2008, Simple Machines LLC Valid XHTML 1.0! Valid CSS!