consensus patrum
22 Май 2024, 13:47:02 *
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
   Начало   Помощь Поиск Войти Регистрация  
Страниц: 1 2 3 [4]
  Печать  
Автор Тема: Символы веры. Исследование дискурсов и терминов  (Прочитано 26823 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Iohannes
Старожил
****
Offline Offline

Сообщений: 298



« Ответ #45 : 22 Июль 2012, 14:06:39 »

Цитировать
Рождать/рождаться - это, на мой взгляд, само по себе есть сильнейшая  взаимосвязь. Прямое единство. А если "Дух" в качестве "моста" - это получается опосредованная связь, непрямая.

Согласен. Но сама личная взаимосвязь Рождающего-Рождённого всё-таки противоположна по своему принципу, хотя она и тесная связь. Непротивополагаемая связь у Отца и Сына находится в Их общей сущности, которую Отец передал Сыну. Но здесь связь хотя и не противоположная (так как Сын единосущен Отцу, а не противоположносущен), но и не личная, а природная.

А как осуществить непротивоположную связь Отца и Сына, чтобы при этом связь не была чисто природной? По-моему, только в Лице Духа.
Записан

"при совершении священных таинств не поминать между святыми тех, кто отделён от общения с Католической Церковью, то есть тех, кто не пребывает в согласии с Апостольским Престолом" (c) Libellus Hormisdae
Iohannes
Старожил
****
Offline Offline

Сообщений: 298



« Ответ #46 : 22 Июль 2012, 14:15:10 »

На этом форуме я уже приводил цитаты, где Троица описывается очень специфично для тех, кто привык к триадологии свт.Григория Богослова. Но я ещё раз хочу их привести, чтобы читатели прониклись в иную модель.

Блж.Августин. Credo, глава 9:

"Однако некоторые [по контексту имеются ввиду "учёные и выдающиеся толкователи Святых Писаний"] осмелились верить в то, что Святой Дух есть само Соединение (ipsam communionem) Отца и Сына, и даже, так сказать, само Божество (deitatem), которое греки называют Феотита".

Далее:

"Ибо Бог есть Дух (Ин.4:24). В самом деле, здесь Господь говорит о нашем возрождении; не о том, которое по Адаму по плоти, но о том, которое по Христу от Святого Духа. Из-за этого они ["учёные и выдающиеся толкователи Святых Писаний"] говорят, что если в этом месте упоминается Святой Дух, поскольку сказано: Ибо Бог есть Дух, то следует обратить внимание, что здесь не сказано: Ибо Дух есть Бог, но сказано: Ибо Бог есть Дух, чтобы Само Божество Отца и Сына в этом месте было названо Богом, и это есть Святой Дух".

И в другом месте:

"И поскольку Святой Дух не упоминается в известном перечислении связанных друг с другом вещей, когда говорится: Всё ваше; вы же Христовы, а Христос - Божий (1 Кор.3:22-23), и: Глава жене - муж, глава мужу - Христос, а глава Христу - Бог (1 Кор.11:3), они говорят, что это потому, что, по всей вероятности, среди тех, кто связан друг с другом, обычно не упоминается сама связь (ipsa connexio). Поэтому и в другом месте, как представляется, внимательные читатели также могут различить Святую Троицу, поскольку говорится: Ибо всё из Него, чрез Него и в Нём (Рим.11:36). В самом деле, из Него, как бы из Того, Кто никому не обязан тем, что Он есть; чрез Него, как бы через Посредника; в Нём, как бы в Том, Кто содержит, то есть соединяет связкой.
С этой точкой зрения не соглашаются те, кто считает, что самое соединение, которое мы называем Божеством и Любовью, не есть субстанция. Они требуют, чтобы Святой Дух был положен для них согласно субстанции, и не понимают, что нельзя сказать: Бог есть любовь, если любовь не будет субстанцией. Они находятся под влиянием привычных телесных представлений, поскольку если два тела связываются друг с другом, так что помещаются друг подле друга, то сама их связь не есть тело. В самом деле, после того, как эти тела, которые были связаны, отделяются друг от друга, её [то есть связи] больше не остаётся, и при этом не считается, что она как бы ушла и удалилась, подобно самим этим телам. Но пусть такие люди очистят своё сердце, насколько смогут, чтобы быть в состоянии видеть, что Божественная субстанция не такова, чтобы одно в ней было субстанцией, а другое - тем, что присуще субстанции [акциденцией] и не было бы субстанцией. Ведь всё, что в ней может быть помыслено, есть сама субстанция. Впрочем, об этом легко можно сказать и поверить этому, но увидеть, как оно есть на самом деле, возможно только чистым сердцем
".
Записан

"при совершении священных таинств не поминать между святыми тех, кто отделён от общения с Католической Церковью, то есть тех, кто не пребывает в согласии с Апостольским Престолом" (c) Libellus Hormisdae
Iohannes
Старожил
****
Offline Offline

Сообщений: 298



« Ответ #47 : 29 Декабрь 2012, 21:28:56 »

Возможно когда каппадокийцы говорили "нерождённость", то имели ввиду противопоставленность Отца одному только Сыну, а не индивидуальную идиому Отца вообще во всей Троице.

я думаю, что на них давил контекст борьбы с арианством, где центральным пунктом борьбы было отстаивание божества Сына. поэтому они обозначили идиому Отца как "нерожденность" в противопоставленность " рождению" Сына. Но при этом имели ввиду обозначить именно одну идиому, отличающую Отца и от Сына, и от Святого Духа. Так что  как раз Толедский символ - если считать, что каппадокийцы хотели обозначить отличие Отца не только от Сына, но и от Святого Духа - мне кажется в этом плане более точным.

Кстати, тебе будут интересны вот эти цитаты свт.Епифания Кипрского († 403 г.) из Панариона. [80 ересей. Против духоборцев. Ересь 54 (а по общему порядку 74)], где Дух у него третий (вопреки Лурье) и нерождённый (согласно Апостольскому Символу и несогласно с будущим Григорием Богословым):

"Если же веруется, что Христос от Отца, то есть Бог от Бога, и что Дух Его от Христа, или от Обоих (как говорит Христос: Который от Отца исходит, и ещё: Он от Моего возьмет (Иоан. 15, 26 — 16, 14), а Христос [по человечеству] от Духа Святого (ибо сказано гласом Ангела: Родившееся в Ней есть от Духа Святаго  (Матф. 1, 20): то искупившее меня таинство я разумею верою, и единым слухом, и любовию к Тому, Который пришёл ко мне. Бог знает Самого Себя, Христос возвещает о Самом Себе, Дух Святой являет Себя достойным. В Святых Писаниях возвещается нам Троица и приемлется с верой при слушании Символов, без пытливости, без спора. От самой веры — спасение благодатное; от веры - правда без дел закона, как написано (Рим. 3, 22; Гал. 2, 16): от слуха веры Дух Христов подаётся спасаемым. Вера же католическая, как я думаю, научаемый из Писаний, на языке проповедников выражается так: Три святые, Три вместе святые, Три существующие, Три вместе существующие, Три образные, Три сообразные, Три действующие, Три вместе действующие, Три ипостасные, Три соипостасные, соединённые Друг с Другом". [Глава 4]

"В святых Писаниях различными именами называются Отец и Сын и Святой Дух; Отец называется Отцом Вседержителем, Отцом всех, Отцом Христа, а Господь называется Словом, Христом, Сыном, Светом истинным, Дух же Святой называется Утешителем, Духом истины, Духом Божиим, Духом Христовым. И так что же? И Бог Отец разумеется как свет, но как свет, чрезмерно блестящий, как сила и премудрость. Если же Бог Отец — свет, то и Сын - свет от света и поэтому обитает в неприступном свете (1 Тим. 6, 16). Бог же вообще есть сила, и потому — Господь сил. Бог есть и премудрость, и таким образом Сын есть премудрость от премудрости, в Котором сокрыты все сокровища премудрости и ведения (Кол. 2, 3). Бог есть и жизнь, потому и Сын есть жизнь от жизни: Я  есмь путь и истина и жизнь (Иоан 14, 6). Дух же Святой от Обоих". [Глава 7]

"Послушай ты: Отец истинно есть Отец Сына, всецелый свет, и Сын есть Сын истинного Отца, свет от света, не так, как созданные или сотворённые существа только наименованием, и Дух Святой есть Дух истины — третий свет от Отца и Сына". [Глава 8]

"Но как много сынов [Божьих] по усыновлению, а не истинных [по сущности], [много сынов] по названию, которые склонны ко греху, так как имеют начало и конец, так весьма много и духов [Божьих] по усыновлению или [духов] по названию, которые расположены ко греху. Но Святым Духом называется единый Дух от Отца и Сына, Дух истинный [по сущности], Дух Божий, Дух Христов и Дух благодати". [Глава 9]

"Итак, если Дух от Отца исходит, и от Моего приимет, как говорит Господь, то подобно тому, как Отца не знает никто, кроме Сына, ни Сына, кроме Отца (Матф. 11, 27), и Духа, осмелюсь сказать, никто не знает, кроме Сына, от Которого Он [Дух] приемлет, и кроме Отца, от Которого [Дух] исходит, равно как и Сына, и Отца никто не знает, как только Дух Святой, прославляющий Их истинно, научающий всему, свидетельствующий о Сыне, Дух, Который от Отца, Который от Сына, единый путеводитель к истине, истолкователь святых законов, изъяснитель закона духовного, наставник пророков, учитель апостолов, осветитель евангельских догматов, избиратель святых, свет истинный от истинного света. А Сын есть естественный, Сын истинный, Сын законный, единый от единого; с Ним вместе и Дух, но называется Духом. Сей Бог прославляется в Церкви, — всегда Отец, всегда Сын, и всегда Дух Святой, высокий от высокого и вышний, имеющий безмерную разумную славу, Которому подчинено созданное и сотворённое и всё вообще, что подлежит измерению и объёму. Но у Моисея возвещается преимущественно единое Божество, у Пророков проповедуется преимущественно Двоица, а в Евангелиях открывается Троица, сообразно с временами и поколениями более способствующая праведнику к познанию и вере". [Глава 10]

"И так Отец есть вечно нерождённый, и несозданный, и непостижимый; Дух Святой всегда нерождённый, несозданный, не собрат, не прадед, не внук, но от одного и того же существа со Отцем и Сыном. Таков Дух Святой. Дух есть Бог". [Глава 12]
« Последнее редактирование: 29 Декабрь 2012, 21:32:23 от Iohannes » Записан

"при совершении священных таинств не поминать между святыми тех, кто отделён от общения с Католической Церковью, то есть тех, кто не пребывает в согласии с Апостольским Престолом" (c) Libellus Hormisdae
Страниц: 1 2 3 [4]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Powered by SMF 1.1.11 | SMF © 2006-2008, Simple Machines LLC Valid XHTML 1.0! Valid CSS!