consensus patrum
28 Март 2024, 12:09:52 *
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
   Начало   Помощь Поиск Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Декалог  (Прочитано 4012 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Новиков Павел
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 654


« : 04 Июль 2011, 20:10:07 »

Здравствуйте!  Улыбающийся

Не встречал ли кто-нибудь мнения Святых Отцов относительно выделения Десятословия из всего корпуса Закона Моисея?

Спасибо.
Записан

«Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними; ибо в этом закон и пророки» (от Матфея 7:12).
Андрей Белоус
глобальный модератор
Ветеран
*
Offline Offline

Сообщений: 2347



« Ответ #1 : 11 Июль 2011, 21:19:04 »

Не встречал ли кто-нибудь мнения Святых Отцов относительно выделения Десятословия из всего корпуса Закона Моисея?

Каких-то особенных святоотеческих высказываний, акцентирующих выделение Декалога из корпуса моисеева закона я не нашел, кроме этих:

Моисей получает заповеди закона, десятословие, и прочие поста­новления. (Златоуст, " Обозрение книг Ветхого Завета")

В этой же книге говорится ... о законах и оправданиях, но прежде их о десяти заповедях, написанных на досках. (Афанасий Великий, "Краткое обозрение книг Священного писания Ветхого и Нового Завета)

но это и понятно, так как для христиан Декалог - это собственно и есть вся совокупность ветхозаветного Закона, его неизменная сущность, приобщаясь к которой люди приобщаются к благобытию на уровне "практической философии":

[Господь] есть Промыслитель благодаря числу десять; через святую десятицу заповедей люди приводятся к благобытию, и этой буквой тайнозрительно начинается имя Господа, ставшего человеком.
(Максим Исповедник, " Главы о богословии и домостроительстве воплощения Сына Божия")

во-первых, Декалог естественным образом отделен от остального закона, хотя бы потому, что начинает его. во-вторых, весь остальной закон - это только толкование, каким образом Декалог должен применяться га практике ветхозаветным Израилем. чтобы это понимать, не надо быть святым отцом Улыбающийся и в третьих - святые отцы, когда писали о заповедях ВЗ, писали преимущественно в пастырском и нравственно-аскетическом дискурсе, и по этой причине собственно по большому счету только Декалог и имели ввиду. Для них же не стояло задачи трактовать все мицвот в иудейском смысле - иначе они были бы иудеями, а не христианами. Поэтому перед отцами не стояло и иудейской проблемы - согласовать и истолковать все моисеево законодательство для применения на практике, поэтому не было трудности выделения и противопоставления заповедей Декалога от прочих постановлений - обычно когда речь у отцов идет о заповедях закона, очевидным образом имеется ввиду в первую и, в большинстве случаев, единственную, очередь именно Декалог; остальные постановления не имели практического значения для христиан, поэтому если их где и толковали - то в каком-нибудь символико-богословском прообразующем ключе.
« Последнее редактирование: 11 Июль 2011, 21:26:39 от Андрей Белоус » Записан

Если желаешь Истинной Жизни, ожидай всегда человеческой смерти (с) Нил Синайский
Новиков Павел
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 654


« Ответ #2 : 11 Июль 2011, 21:42:41 »

Не встречал ли кто-нибудь мнения Святых Отцов относительно выделения Десятословия из всего корпуса Закона Моисея?

Каких-то особенных святоотеческих высказываний, акцентирующих выделение Декалога из корпуса моисеева закона я не нашел, кроме этих:

Моисей получает заповеди закона, десятословие, и прочие поста­новления. (Златоуст, " Обозрение книг Ветхого Завета")

В этой же книге говорится ... о законах и оправданиях, но прежде их о десяти заповедях, написанных на досках. (Афанасий Великий, "Краткое обозрение книг Священного писания Ветхого и Нового Завета)

но это и понятно, так как для христиан Декалог - это собственно и есть вся совокупность ветхозаветного Закона, его неизменная сущность, приобщаясь к которой люди приобщаются к благобытию на уровне "практической философии":

[Господь] есть Промыслитель благодаря числу десять; через святую десятицу заповедей люди приводятся к благобытию, и этой буквой тайнозрительно начинается имя Господа, ставшего человеком.
(Максим Исповедник, " Главы о богословии и домостроительстве воплощения Сына Божия")

во-первых, Декалог естественным образом отделен от остального закона, хотя бы потому, что начинает его. во-вторых, весь остальной закон - это только толкование, каким образом Декалог должен применяться га практике ветхозаветным Израилем. чтобы это понимать, не надо быть святым отцом Улыбающийся и в третьих - святые отцы, когда писали о заповедях ВЗ, писали преимущественно в пастырском и нравственно-аскетическом дискурсе, и по этой причине собственно по большому счету только Декалог и имели ввиду. Для них же не стояло задачи трактовать все мицвот в иудейском смысле - иначе они были бы иудеями, а не христианами. Поэтому перед отцами не стояло и иудейской проблемы - согласовать и истолковать все моисеево законодательство для применения на практике, поэтому не было трудности выделения и противопоставления заповедей Декалога от прочих постановлений - обычно когда речь у отцов идет о заповедях закона, очевидным образом имеется ввиду в первую и, в большинстве случаев, единственную, очередь именно Декалог; остальные постановления не имели практического значения для христиан, поэтому если их где и толковали - то в каком-нибудь символико-богословском прообразующем ключе.

Большое спасибо, Андрей!  Улыбающийся  С Праздником!
Записан

«Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними; ибо в этом закон и пророки» (от Матфея 7:12).
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Powered by SMF 1.1.11 | SMF © 2006-2008, Simple Machines LLC Valid XHTML 1.0! Valid CSS!