consensus patrum

Общий раздел => Священное Писание => Тема начата: Новиков Павел от 04 Июль 2011, 20:10:07



Название: Декалог
Отправлено: Новиков Павел от 04 Июль 2011, 20:10:07
Здравствуйте!  :)

Не встречал ли кто-нибудь мнения Святых Отцов относительно выделения Десятословия из всего корпуса Закона Моисея?

Спасибо.


Название: Re: Декалог
Отправлено: Андрей Белоус от 11 Июль 2011, 21:19:04
Не встречал ли кто-нибудь мнения Святых Отцов относительно выделения Десятословия из всего корпуса Закона Моисея?

Каких-то особенных святоотеческих высказываний, акцентирующих выделение Декалога из корпуса моисеева закона я не нашел, кроме этих:

Моисей получает заповеди закона, десятословие, и прочие поста­новления. (Златоуст, " Обозрение книг Ветхого Завета")

В этой же книге говорится ... о законах и оправданиях, но прежде их о десяти заповедях, написанных на досках. (Афанасий Великий, "Краткое обозрение книг Священного писания Ветхого и Нового Завета)

но это и понятно, так как для христиан Декалог - это собственно и есть вся совокупность ветхозаветного Закона, его неизменная сущность, приобщаясь к которой люди приобщаются к благобытию на уровне "практической философии":

[Господь] есть Промыслитель благодаря числу десять; через святую десятицу заповедей люди приводятся к благобытию, и этой буквой тайнозрительно начинается имя Господа, ставшего человеком.
(Максим Исповедник, " Главы о богословии и домостроительстве воплощения Сына Божия")

во-первых, Декалог естественным образом отделен от остального закона, хотя бы потому, что начинает его. во-вторых, весь остальной закон - это только толкование, каким образом Декалог должен применяться га практике ветхозаветным Израилем. чтобы это понимать, не надо быть святым отцом :) и в третьих - святые отцы, когда писали о заповедях ВЗ, писали преимущественно в пастырском и нравственно-аскетическом дискурсе, и по этой причине собственно по большому счету только Декалог и имели ввиду. Для них же не стояло задачи трактовать все мицвот в иудейском смысле - иначе они были бы иудеями, а не христианами. Поэтому перед отцами не стояло и иудейской проблемы - согласовать и истолковать все моисеево законодательство для применения на практике, поэтому не было трудности выделения и противопоставления заповедей Декалога от прочих постановлений - обычно когда речь у отцов идет о заповедях закона, очевидным образом имеется ввиду в первую и, в большинстве случаев, единственную, очередь именно Декалог; остальные постановления не имели практического значения для христиан, поэтому если их где и толковали - то в каком-нибудь символико-богословском прообразующем ключе.


Название: Re: Декалог
Отправлено: Новиков Павел от 11 Июль 2011, 21:42:41
Не встречал ли кто-нибудь мнения Святых Отцов относительно выделения Десятословия из всего корпуса Закона Моисея?

Каких-то особенных святоотеческих высказываний, акцентирующих выделение Декалога из корпуса моисеева закона я не нашел, кроме этих:

Моисей получает заповеди закона, десятословие, и прочие поста­новления. (Златоуст, " Обозрение книг Ветхого Завета")

В этой же книге говорится ... о законах и оправданиях, но прежде их о десяти заповедях, написанных на досках. (Афанасий Великий, "Краткое обозрение книг Священного писания Ветхого и Нового Завета)

но это и понятно, так как для христиан Декалог - это собственно и есть вся совокупность ветхозаветного Закона, его неизменная сущность, приобщаясь к которой люди приобщаются к благобытию на уровне "практической философии":

[Господь] есть Промыслитель благодаря числу десять; через святую десятицу заповедей люди приводятся к благобытию, и этой буквой тайнозрительно начинается имя Господа, ставшего человеком.
(Максим Исповедник, " Главы о богословии и домостроительстве воплощения Сына Божия")

во-первых, Декалог естественным образом отделен от остального закона, хотя бы потому, что начинает его. во-вторых, весь остальной закон - это только толкование, каким образом Декалог должен применяться га практике ветхозаветным Израилем. чтобы это понимать, не надо быть святым отцом :) и в третьих - святые отцы, когда писали о заповедях ВЗ, писали преимущественно в пастырском и нравственно-аскетическом дискурсе, и по этой причине собственно по большому счету только Декалог и имели ввиду. Для них же не стояло задачи трактовать все мицвот в иудейском смысле - иначе они были бы иудеями, а не христианами. Поэтому перед отцами не стояло и иудейской проблемы - согласовать и истолковать все моисеево законодательство для применения на практике, поэтому не было трудности выделения и противопоставления заповедей Декалога от прочих постановлений - обычно когда речь у отцов идет о заповедях закона, очевидным образом имеется ввиду в первую и, в большинстве случаев, единственную, очередь именно Декалог; остальные постановления не имели практического значения для христиан, поэтому если их где и толковали - то в каком-нибудь символико-богословском прообразующем ключе.

Большое спасибо, Андрей!  :)  С Праздником!