Максим Исповедник, помещает страсть неведения в один ряд с другими двумя страстями - самолюбием и тиранией. То есть страсть неведения, по св. Максиму, не была неукорной, но была греховной - наравне со страстями самолюбия и тирании.
А почему неведение греховная страсть? Поясните, пожалуйста. Хочется понять мысль Максима Исповедника.
Максим Исповедник:
Отклонив с прямого пути [человека, лукавый] разделил образ бытия естества его, расчленив его на множество мнений и представлений; со временем он учредил в качестве закона поиск и нахождение всяческого зла, используя для этого силы нашей [души], и для постоянного пребывания зла во всех [людях] заложил лукавое основание — неуступчивость воли. Благодаря ей [диавол] сразу убедил человека отвратиться от соответствующего естеству движения и направить свое желание от дозволенного к запретному. Тем самым в человеке возникли три величайших и первичных порока, являющихся, если сказать просто, родителями всякого порока: неведение, себялюбие и тирания зависящие друг от друга и возникающие друг через друга. Ибо из неведения Бога [рождается] себялюбие; из себялюбия — тирания над сродным (против этого нельзя возразить); зиждющим основанием их является приобретенный нами способ злоупотребления собственными силами, то есть разумом, желанием и яростным началом.(Послание Иоанну Кубикуларию о любви)
Грех - это то, что связано с личным произволением ипостаси. В человеке факт неведения будущего никак не связан с личным произволением.
неведение, самолюбие и тирания, как я понимаю, передается всем людям потенциально в "семени наслаждения" (то, что Августин назвал "первородным грехом"), в чередовании "идони-одини" (поиска наслаждения и убегания от страдания), передаются, говоря современным языком, на бессознательном уровне.
конечно, грех связан с личным произволением, но тут не все так просто; нельзя эту связь упростить, сведя его к проявлению исключительно личного произволения конкретной ипостаси. на мой взгляд эта связь гораздо сложнее. Если мы скажем, что грех это лишь проявление личного произволения - это будет противоречить учению МИ о семени наслаждения, передающемуся от Адама ко всем его потомкам родовым путем. Обратите внимание Максим Исповедник в цитированном выше отрывке употребляет выражение "неуступчивость воли"; как Вы думаете, что Максим имеет ввиду? неуступчивость личного произволения каждой отдельной ипостаси?