Или вы в принципе не согласны с этим утверждением Григория Богослова, поэтому для вас оговорки типа не катят?
А что, уже подтверждено, что это слова Григория Богослова, а не какого-нибудь томача?
а вам кто-то мешает читать Григория Богослова без комментариев? у него вроде там все эксплицитно изложено. Или, виноват, у вас есть какие-то иные тексты Григория Богослова, отличные от тех, которыми пользуются все?
Григорий Богослов четко говорит в своем 29-м Слове:
Господь воплотился, и стал человеком Бог дольний, чтобы соединиться и стать с ним единым, но и более того, — чтобы и я стал настолько же Богом, насколько Он — человекомВ другом переводе:
и дольний человек стал Богом, после того как соединился с Богом и стал с Ним единым; потому что победило лучшее, дабы и мне быть Богом, поскольку Он стал человеком.Но первый перевод точнее, так как сохраняет "настолько-насколько" оригинала:
καὶ γενόμενος ἄνθρωπος, ὁ κάτω θεός· ἐπειδὴ συνανεκράθη θεῷ, καὶ γέγονεν εἷς, τοῦ κρείττονος ἐκνικήσαντος, ἵνα
γένωμαι τοσοῦτον θεός, ὅσον ἐκεῖνος ἄνθρωποςhttp://churchgoc.narod.ru/Library/theologos1.html#29Так же в 40-м Слове (на Крещение) он говорит:
Веруй, что Сын Божий — предвечное Слово, рожден от Отца бездетно и бесплотно, и Он же в последние дни родился ради тебя и Сыном человеческим, произошедшим от Девы Марии, неизреченно и нескверно (ибо нет никакой скверны, где Бог и откуда спасение); что Он всецелый человек и вместе Бог, ради всего страждущего человека, дабы всему тебе даровать спасение, разрушив всякое осуждение греха, бесстрастный по Божеству, страждущий по воспринятому человечеству, настолько же для тебя человек, насколько ты ради Его делаешься богом.http://mystudies.narod.ru/library/g/greg_naz/slova/40.htmΠίστευε, τὸν Υἱὸν τοῦ Θεοῦ, τὸν προαιώνιον Λόγον, τὸν γεννηθέντα ἐκ τοῦ Πατρὸς ἀχρόνως καὶ ἀσωμάτως, τοῦτον ἐπ᾿ ἐσχάτων τῶν ἡμερῶν, γεγενῆσθαι διὰ σὲ καὶ Υἱὸν ἀνθρώπου, ἐκ τῆς Παρθένου προελθόντα Μαρίας, ἀῤῥήτως καὶ ἀρυπάρως (οὐδὲν γὰρ ῥυπαρὸν οὗ Θεὸς, καὶ δι᾿ οὗ σωτηρί)α, ὅλον ἄνθρωπον, τὸν αὐτὸν καὶ Θεὸν, ὑπὲρ ὅλου τοῦ πεπονθότος, ἵνα ὅλῳ σοι τὴν σωτηρίαν χαρίσηται, ὅλον τὸ κατάκριμα λύσας τῆς ἁμαρτίας· ἀπαθῆ θεότητι, παθητὸν τῷ προσλήμματι·
τοσοῦτον ἄνθρωπον διά σε, ὅσον σὺ γίνῃ δι᾿ ἐκεῖνον Θεός·http://churchgoc.narod.ru/Library/theologos1.html#40и там и там употреблена формула "настолько-насколько" (τοσοῦτον-ὅσον), обозначающая симметрию в формуле "Бог стал человеком - мы/я станем/у Богом"
к тому, чтобы нам стать богами, как Христос стал для нас человеком Григорий Богослов призывает и в 1-м Слове (на Пасху):
Уподобимся Христу; ибо и Христос уподобился нам: сделаемся богами ради Его; ибо и Он стал человеком для нас.Γενώμεθα ὡς Χριστὸς, ἐπεὶ καὶ Χριστὸς ὡς ἡμεῖς· γενώμεθα θεοὶ δι᾿ αὐτὸν, ἐπειδὴ κἀκεῖνος δι᾿ ἡμᾶς ἄνθρωπος.
http://mystudies.narod.ru/library/g/greg_naz/slova/1.htmhttp://churchgoc.narod.ru/Library/theologos1.html#1А в Слове 30, О богословии четвертое, о Боге Сыне второе - там вообще это постоянный лейтмотив:
А для низости человека что выше того, как соединиться с Богом, и через такое соединение стать Богом и столько быть посещенным Востоком свышеτί δὲ μεῖζον ἀνθρώπου ταπεινότητι ἢ θεῷ πλακῆναι, καὶ γενέσθαι θεὸν ἐκ τῆς μίξεως, καὶ τοσοῦτον ἐπισκεφθῆναι ἀνατολῇ ἐξ ὕψους
Тот, что нас спасенных примет под руку Свою (ибо покорившихся нужно ли еще приводить к покорности?), а потом восстанет Судией земли (Пс.93:3) и отделит спасаемое от погибающего, потом станет Бог посреди богов спасенных, чтоб рассудить и определить, кто такой достоин славы и обители.τῆς δευτέρας δὲ τί; τὸ λαβεῖν ἡμᾶς ὑπὸ χεῖρα καὶ σωζομένους. τί γὰρ δεῖ τὴν ὑποταγὴν ἐνεργεῖν ὑποτεταγμένων; μεθ᾿ ἣν ἀνίσταται κρίνων τὴν γῆν, καὶ διαιρῶν τὸ σωζόμενον καὶ τὸ ἀπολλύμενον· μεθ᾿ ἣν
ἵσταται θεὸς ἐν μέσῳ θεῶν, τῶν σωζομένων, διακρίνων καὶ διαστέλλων, τίνος ἕκαστος τιμῆς καὶ μονῆς ἄξιος.
Ибо Он, как человек (потому что еще с телом, какое воспринял), и ныне молится о моем спасении, пока не сделает меня богом, силой Своего человечества, хотя мы не знаем Его по плоти (2Кор.5:16), — понимаю под этим плотские немощи и все наше, кроме греха.πρεσβεύει γὰρ ἔτι καὶ νῦν, ὡς ἄνθρωπος, ὑπὲρ τῆς ἐμῆς σωτηρίας, ὅτι μετὰ τοῦ σώματός ἐστιν, οὗ προσέλαβεν,
ἕως ἂν ἐμὲ ποιήσῃ θεὸν τῇ δυνάμει τῆς ἐνανθρωπήσεως, κἂν μηκέτι κατὰ σάρκα γινώσκηται, τὰ σαρκικὰ λέγω πάθη καί, χωρὶς τῆς ἁμαρτίας, ἡμέτερα.
Шествуй по ним (по именованиям); и если они высоки, то шествуй — божественно, а если телесны, то — подобострастно, лучше же сказать, — совершенно божественно, чтоб и тебе стать богом, восшедшим от земли через Снизошедшего ради нас свыше.βάδιζε δι᾿ αὐτῶν, ὅσαι τε ὑψηλαί, θεικῶς, καὶ ὅσαι σωματικαί, συμπαθῶς· μᾶλλον δὲ ὅλον θεικῶς,
ἵνα γένῃ θεὸς κάτωθεν ἀνελθών, διὰ τὸν κατελθόντα δι᾿ ἡμᾶς ἄνωθεν.
http://mystudies.narod.ru/library/g/greg_naz/slova/30.htmhttp://churchgoc.narod.ru/Library/theologos1.html#30В Слове 31-м (О Святом Духе) Григорий Богослов говорит (о Святом Духе):
Если ставится в один ряд со мной, то как Он меня делает богом, или как соединяет с Божеством?εἰ τέτακται μετ᾿ ἐμοῦ,
πῶς ἐμὲ ποιεῖ θεόν, ἢ πῶς συνάπτει θεότητι
и опять в Слове 40-м говорит:
Свет — и тамошняя светлость для очистившихся здесь, когда воссияют праведники как солнце, и станет Бог посреди них, богов и царей, распределяя и разделяя достоинство тамошнего блаженства.φῶς, καὶ ἡ ἐκεῖθεν λαμπρότης, τοῖς ἐνταῦθα κεκαθαρμένοις, ἡνίκα ἐκλάμψουσιν οἱ δίκαιοι ὡς ὁ ἥλιος,
ὧν ἵσταται ὁ Θεὸς ἐν μέσῳ, θεῶν ὄντων καὶ βασιλέων, διαστέλλων καὶ διαιρῶν τὰς ἀξίας τῆς ἐκεῖθεν μακαριότητος
и другие места.
Но если вы считаете, что все эти места перепорчены - то обоснуйте, согласно правилам нашего форума, ссылками на соответствующие патрологические исследования, где бы выдвигалось такое мнение.
Если считаете, что Григорий Богослов не прав - укажите, согласно правилам нашего форума какие общие дохалкидонские отцы это утверждали (ну, или хотя бы, какие постхалкидонские миафизитские или диафизитские авторитетные авторы дерзали это утверждать )