consensus patrum
28 Март 2024, 15:16:39 *
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
   Начало   Помощь Поиск Войти Регистрация  
Страниц: [1] 2  Все
  Печать  
Автор Тема: Можно ли женщине во время месячных исповедоваться и причащаться ?  (Прочитано 43974 раз)
0 Пользователей и 2 Гостей смотрят эту тему.
Денис В.С.
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 539


« : 21 Март 2009, 19:39:52 »

Это правда или народное мифотворчество ?

Нужны ссылки на Отцов Церкви и каноны.
Записан
Кирилл Кострыкин
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 589


Пока я дышу, я надеюсь


« Ответ #1 : 21 Март 2009, 20:54:15 »

Апостольские Постановления (книга 6):
"В самом деле, если ты, жена, думаешь, что в продолжении семи дней, когда бывает у тебя месячное, не имеешь в себе Духа Святого; то следует, что если скончаешься внезапно, то отойдешь не имеющею в себе Духа Святого и дерзновения и надежды на Бога. Но Дух Святой, всеконечно, присущ тебе, потому что Он не ограничен местом, а ты имеешь нужду в молитве, в евхаристии и в пришествии Святого Духа, как нимало не согрешившая в том. Ибо ни законное совокупление, ни роды, ни течение кровей, ни течение семени во сне не могут осквернить естество человека или отлучить от него Духа Святого, но одно нечестие и беззаконная деятельность."

Святой Дионисий Александрийский, вторая половина 3 века от Р.Х.:
"О женах, находящихся в очищении, позволительно ли им в таком состоянии входить в дом Божий, излишним почитаю и вопрошать. Ибо не думаю, чтобы они, если суть верные и благочестивые, находясь в таком состоянии, дерзнули или приступить к Святой Трапезе, или коснуться Тела и Крови Христовых. Ибо и жена, имевшая 12 лет кровотечение, ради исцеления, прикоснулась не Ему, но только к краю одежды Его. Молиться, в каком бы кто ни был состоянии и как бы ни был расположен, поминать Господа и просить помощи - не запрещается. Но приступать к тому, что есть Святая Святых, да запретится не совсем чистому душою и телом."

Святитель Афанасий Великий (4 век):
"Скажи мне, возлюбленный и благоговейнейший, что имеет греховного или нечистого какое-либо естественное извержение, как, например, если бы кто захотел поставить в вину исхождение мокроты из ноздрей и слюну изо рта? Можем сказать и о большем, о извержениях чрева, которые необходимы для жизни живого существа. Если же, по Божественному Писанию, верим, что человек есть дело рук Божиих, то как от чистой силы могло произойти творение скверное? И если помним, что мы есть род Божий (Деян 17, 28), то не имеем в себе ничего нечистого. Ибо тогда только мы оскверняемся, когда делаем грех, всякого зловония худший".


Святитель Григорий Двоеслов, папа Римский (6 век):
"Не следует запрещать женщине во время месячных входить в церковь, ибо нельзя ей ставить в вину то, что дано от природы, и от чего женщина страдает помимо своей воли. Ведь мы знаем, что женщина, страдающая кровотечением, подошла сзади к Господу и прикоснулась к краю одежды Его, и немедленно недуг оставил ее. Почему же, если она с кровотечением могла коснуться одежды Господа и получить исцеление, женщина во время месячных не может войти в церковь Господню?..

Нельзя в такое время и запрещать женщине принимать Таинство Святого Причастия. Если она не осмелится принять его из великого почтения, это похвально, но, приняв его, она не совершит греха… И месячные у женщин не грешны, ибо происходят от их естества…

Предоставьте женщин собственному уразумению, и если они во время месячных не осмелятся подходить к Таинству Тела и Крови Господних, следует их похвалить за благочестие. Если же они… захотят принять это Таинство, не следует, как мы сказали, им в этом препятствовать".



Записан

"Плотолюбцам и чревоугодникам входить в исследование предметов духовных так же неприлично, как блуднице разглагольствовать о целомудрии" (Преподобный Исаак Сирин).
Денис В.С.
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 539


« Ответ #2 : 23 Апрель 2009, 22:04:50 »

Апостольские Постановления говорят о допущении женщины в этот период к Святой Чаше, об этом также говорят святые Афанасий Великий и Григорий Двоеслов, только святой Дионисий Александрийский против, но его авторитет в Церкви ниже святых Афанасия и Григория.

Получается священники в Русской Церкви занимаются самочинием ?
« Последнее редактирование: 23 Апрель 2009, 22:06:35 от Денис В.С. » Записан
Андрей Белоус
глобальный модератор
Ветеран
*
Offline Offline

Сообщений: 2347



« Ответ #3 : 23 Апрель 2009, 22:41:22 »



Получается священники в Русской Церкви занимаются самочинием ?

хех. Думаю, для Вас все же не новость, что у нас зачастую поп в своем приходе - царь, бог и папа римский Улыбающийся аналогично - и любой архиерей для своих попов.
Записан

Если желаешь Истинной Жизни, ожидай всегда человеческой смерти (с) Нил Синайский
Денис В.С.
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 539


« Ответ #4 : 24 Апрель 2009, 11:33:52 »

Цитировать
хех. Думаю, для Вас все же не новость, что у нас зачастую поп в своем приходе - царь, бог и папа римский Улыбающийся аналогично - и любой архиерей для своих попов.

Андрей, то есть я правильно понял, что женщина может причащаться в критические дни, но по невежеству священники не допускают женщин до Чаши ?

Лично я не вижу ограничений в причащении женщин в эти дни, да и святые Афанасий Великий и Григорий Двоеслов разрешают, разрешают и Апостольские Постановления, а в Русской Церкви духовенство стоит на позициях ветхозаветщины. Хочется услышать чёткий ответ можно или нет.
Записан
Андрей Белоус
глобальный модератор
Ветеран
*
Offline Offline

Сообщений: 2347



« Ответ #5 : 24 Апрель 2009, 12:08:32 »

Цитировать
хех. Думаю, для Вас все же не новость, что у нас зачастую поп в своем приходе - царь, бог и папа римский Улыбающийся аналогично - и любой архиерей для своих попов.

Андрей, то есть я правильно понял, что женщина может причащаться в критические дни, но по невежеству священники не допускают женщин до Чаши ?

Лично я не вижу ограничений в причащении женщин в эти дни, да и святые Афанасий Великий и Григорий Двоеслов разрешают, разрешают и Апостольские Постановления, а в Русской Церкви духовенство стоит на позициях ветхозаветщины. Хочется услышать чёткий ответ можно или нет.

четкого ответа, на мой взгляд, нет, Вы сами написали о Дионисии Александрийском, 2-е правило которого запрещает приобщатся в месячные, так же 7-й канонический ответ Тимофея Александрийского запрещает приобщение в месячные:

"Вопрос 7. Если жена усмотрит приключившееся ей обычное женам, должна ли она в тот день приступить к Святым Тайнам, или нет?

Ответ. Не должна, доколе не очистится."


Апостольские Постановления говорят о допущении женщины в этот период к Святой Чаше, об этом также говорят святые Афанасий Великий и Григорий Двоеслов, только святой Дионисий Александрийский против, но его авторитет в Церкви ниже святых Афанасия и Григория.

Вы не правы. то есть в богословском отношении - да, ниже, но отнюдь не в каноническом. в каноническом отношении как правила Дионисия Александрийского, так и правила Тимофыея Александрийского были утверждены 2-м каноном Трулльского собора, вместе с авторитетом правил других свв. отцов, вселенских соборов и древнейших поместных соборов:

"Прекрасным и крайняго тщания достойным признал сей святый собор и то, чтобы отныне, ко исцелению душ и ко уврачеванию страстей, тверды и ненарушимы пребывали приятыя, и утвержденныя бывшими прежде нас святыми и блаженными отцами, а также и нам преданныя, именем святых и славных апостолов, осмьдесят пять правил. Поелику же в сих правилах повелено нам приимати оных же святых апостолов постановления чрез Климента преданныя, в которыя некогда иномыслящие, ко вреду церкви, привнесли нечто подложное и чуждое благочестия, и помрачившее для нас благолепную красоту божественнаго учения: то мы, ради назидания и ограждения христианнейшия паствы, оныя Климентовы постановления благоразсмотрительно отложили, отнюдь не допуская порождений еретическаго лжесловесия, и не вмешивая их в чистое и совершенное апостольское учение. Согласием нашим запечатлеваем и вся прочия священныя правила, изложенныя от святых и блаженных отец наших, то есть, трех сот осмьнадесяти богоносных отец, собравшихся в Никеи; такожде от отец, собиравшихся во Анкире, и в Неокесарии, равно и в Гангре; кроме сего, в Антиохии сирийской, и в Лаодикии фригийской; еще же ста пятидесяти отец, сошедшихся в сем богохранимом и царствующем граде; и двух сот отец, собравшихся в первый раз, в областном граде Ефесе; и шести сот тридесяти святых и блаженных отец, собравшихся в Халкидоне; и от собравшихся в Сардике, и в Карфагене; и еще собравшихся паки в сем богоспасаемом и царствующем граде при Нектарии, предстоятеле сего царствующего града, и при Феофиле, александрийском архиепископе; такожде правила Дионисия, архиепископа Великаго града Александрии; Петра, александрийскаго архиепископа и мученика; Григория, епископа неокесарийскаго, чудотворца; Афанасия, архиепископа александрийскаго; Василия, архиепископа Kecapии каппадокийския: Григория, епископа нисскаго; Григория Богослова; Амфилохия иконийскаго; перваго Тимофея, архиепископа александрийскаго; Феофила, архиепископа того же Великаго града Александрии; Кирилла, архиепископа александрийскаго; и Геннадия, патриарха сего богохранимаго и царствующаго града; еще же и Киприаном, архиепископом африкийския страны, и мучеником, и собором при нем бывшим, изложенное правило, которое в местах предупомянутых предстоятелей, и токмо у них, по преданному им обычаю, сохраняемо было. Никому да не будет позволено вышеозначенныя правила изменяти, или отменяти, или кроме предложенных правил, приимати другия, с подложными надписаниями составленныя некиими людьми, дерзнувшими корчемствовати истиною. Аще же кто обличен будет яко некое правило из вышереченных покусился изменити, или превратити: таковый будет повинен против того правила понести епитимию, каковую оно определяет, и чрез оное врачуем будет от того, в чем преткнулся."

Другое дело, что эти правила запрещают только причастие женщин во время месячных - а у нас в РПЦ запрещается не только причастие а вообще - присутствие в храме и прикосновение ко Кресту и иконам, о чем не говорится у Тимофея и Дионисия, но такое толкование правил Дионисия и Тимофея Ал-ских содержится в правиле 28-м Иоанна Постника:

"2 правило св. Дионисия и 7 правило Тимофея требуют от жен, которыя находятся "в очищении", не прикасаться ни к чему, что свято. Это предписывает и старый закон [В. Завет]; кроме того воспрещает им также сходиться с мужьями, ибо случается, что то, что сеется, бывает болезненно и слабо, вследствие чего божественный Моисей предписывал побивать камнями отца даннаго урода, ибо он, вследствие невоздержности жены, не дождался ея очищения. Предписывается на сорок дней оставлять без причастия женщину, которая, вопреки закону, дерзнет приступить к божественным тайнам."

Однако правила Иоанна Постника не имеют вселенского авторитета, в отличие от правил Дионисия и Тимофея.




« Последнее редактирование: 24 Апрель 2009, 12:14:10 от Андрей Белоус » Записан

Если желаешь Истинной Жизни, ожидай всегда человеческой смерти (с) Нил Синайский
azamat
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 2841



« Ответ #6 : 24 Апрель 2009, 12:17:28 »

а здесь может быть пространство для выбора,когда женщина сама решает приступать ли ей к Чаше или нет?

например,почувствовала она очень сильную потребность причаститься и пошла ко Христу как кровоточивая жена. ("дерзай,чадо")

или,наоборот,не чувствует,что в этом есть такая сильная потребность,что лучше повременить...
Записан

Св.Иоанн Дамаскин: "Ибо одну только ревность к Истине я имею как надежду на спасение, и надеюсь, и желаю с нею встретить Господа Христа, предлагая Ему ее, как умилостивление за те постыдные грехи, какие были мною совершены."
Кирилл Кострыкин
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 589


Пока я дышу, я надеюсь


« Ответ #7 : 24 Апрель 2009, 15:49:46 »

Что касается слов Григория Двоеслова, то это был один из ответов на вопросы Августина, архиепископа англов, о том, как правильно организовать церковную жизнь в новообразованных английских епархиях, т.е. является не просто личным мнением святого, а вполне каноническим правилом. Так как Римская Церковь и все Поместные Западные Церкви, создававшиеся под омофором Римского папы, в то время (6 век) была вполне Православной, то непонятно, почему слова святителя Григория не должны учитываться...
Записан

"Плотолюбцам и чревоугодникам входить в исследование предметов духовных так же неприлично, как блуднице разглагольствовать о целомудрии" (Преподобный Исаак Сирин).
Денис В.С.
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 539


« Ответ #8 : 27 Октябрь 2011, 14:42:12 »

четкого ответа, на мой взгляд, нет,

А какова по этому поводу практика Элладской Церкви ?
Записан
hamlet
Новичок
*
Offline Offline

Сообщений: 12



« Ответ #9 : 16 Ноябрь 2011, 15:46:55 »

Апостольские Постановления говорят о допущении женщины в этот период к Святой Чаше, об этом также говорят святые Афанасий Великий и Григорий Двоеслов, только святой Дионисий Александрийский против, но его авторитет в Церкви ниже святых Афанасия и Григория.

Получается священники в Русской Церкви занимаются самочинием ?

Правила Дионисия и Тимофея Александрийских входят в сборник канонических правил, распространяющихся на все  поместные Церкви. А слова папы Григория отражают местную(и насколько я понимаю времееную) практику Римской Церкви. Слова же свт. Афанасия вообще не факт, что об этом говорят.
Записан
seksta
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 714


Елена


« Ответ #10 : 17 Ноябрь 2011, 21:32:37 »

А если рассмотреть этот вопрос с точки зрения догматики... Не по принципу высказанных мнений святых(различающихся между собой), а с позиций истин вероучения.

Какую теоретическую базу можно подвести под этот запрет?

Простите.
Записан
isixi
Пользователь
**
Offline Offline

Сообщений: 67


isixi


« Ответ #11 : 17 Ноябрь 2011, 23:23:36 »

А если рассмотреть этот вопрос с точки зрения догматики... Не по принципу высказанных мнений святых(различающихся между собой), а с позиций истин вероучения.

Какую теоретическую базу можно подвести под этот запрет?

Простите.

  Елена, само собой разумеется, этот вопрос отнюдь не догматического характера; поэтому никакого догмата на этот счёт нет и быть не может.
  Предлагаю Вашему вниманию статью(по сути богословскую работу) покойного патриарха Сербского Павла; на мой взгляд одна из самых полных работ в этой области. Всё что здесь обсуждалось она в себя включает+ВЗ+НЗ=выводы...

http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/ortodox/Serbskyi_WomenMenstr.php
Записан

Мои мысли- не ваши мысли, ни ваши пути- пути Мои, говорит Господь (Исаия 55:8 )
seksta
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 714


Елена


« Ответ #12 : 18 Ноябрь 2011, 00:32:26 »

Цитата: isixi
Елена, само собой разумеется, этот вопрос отнюдь не догматического характера; поэтому никакого догмата на этот счёт нет и быть не может.

Раз вопрос не догматического характера, значит это вопрос церковной традиции, которая, в принципе, может меняться. Что мы и видим на данный момент - во многих храмах, во многих общинах   этот вопрос (можно ли причащаться) - решается в "разрешительную" сторону.  Улыбающийся

Мнение патриарха сербского Павла непоследовательное. Говоря об упразднении ветхозаветной нечистоты "де юре", он тут же "де факто" навязывает практику обратного. Непонимающий
« Последнее редактирование: 18 Ноябрь 2011, 00:36:45 от seksta » Записан
isixi
Пользователь
**
Offline Offline

Сообщений: 67


isixi


« Ответ #13 : 18 Ноябрь 2011, 01:12:24 »



Раз вопрос не догматического характера, значит это вопрос церковной традиции, которая, в принципе, может меняться. Что мы и видим на данный момент - во многих храмах, во многих общинах   этот вопрос (можно ли причащаться) - решается в "разрешительную" сторону.  Улыбающийся
Ну это, я бы сказал модернистский подход; для этого определенной духовной зрелости и ,скажу, дерзновения(если не брать другую крайность,а именно, полный индифферентизм) необходимо достичь и пастырю, и пасомой. Всё же, определённого рода благоговение перед таинством, думаю, будет претить(хотя женщине, если не пастырю). ИМХО, не настаиваю.


Мнение патриарха сербского Павла непоследовательное. Говоря об упразднении ветхозаветной нечистоты "де юре", он тут же "де факто" навязывает практику обратного. Непонимающий

  Мне думается, как раз из-за сказанного мной(благоговения)...если в правильном русле двигаться, то до причастия в эти дни "нужно дорасти"...Поэтому святейший и занял срединную позицию. Поистине царский путь. Чем он вас не устроил?
Записан

Мои мысли- не ваши мысли, ни ваши пути- пути Мои, говорит Господь (Исаия 55:8 )
seksta
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 714


Елена


« Ответ #14 : 18 Ноябрь 2011, 01:26:03 »

Цитата: isixi
Всё же, определённого рода благоговение перед таинством, думаю, будет претить (хотя женщине, если не пастырю). ИМХО, не настаиваю.

Благоговеть лучше удалением от греха. Самогнушение (телесное) - это вряд ли правильно. Опять-таки не настаиваю... 
Записан
Страниц: [1] 2  Все
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Powered by SMF 1.1.11 | SMF © 2006-2008, Simple Machines LLC Valid XHTML 1.0! Valid CSS!