1)В целом трактат уважаемого профессора добр. В первую очередь как противопрелестная установка, которую он бережно и по-отцовски внедряет в сознание православного верующего не только на страницах данной статьи, но и в своих многочисленных лекциях и выступлениях. Поистине продолжатель миссии св. Игнатия! Вот только беда, по слову одного уже почившего епископа:”Ныне и прельщённого не сыщешь, так как для этого определённое усердие и горение нужно…”-сейчас с этим проблема…
2)Сам принцип(“количественный”), описанный в книге о страннике является одним из наиболее правильных и подходящих для получения непрестанного навыка в молитве при нахождении на работе, не занимающей ум. Да и вообще, есть два варианта: либо твой ум пребывает с Богом в молитве, либо со страстями и демонами в общении. (я говорю здесь о том, когда ум не занят, к примеру математикой или чтением каким и пр.)Поэтому отцы заповедают творить молитву даже на отхожем месте, ибо для Бога скверна внешняя-ничто! Он на сердце зрит(1Цар.16:7 )
3)Отсутствие покаяния, как основы молитвенного подвига у странника, для, хотя отчасти искушённого в сем деле христианина, действительно несколько напрягает, но это ещё не повод бросаться с обвинениями в прелести в адрес странника, а вместе с ним и святителя Феофана, детищем которого он (странник) и является. Кстати, по одной из версий, первоначально книга принадлежит перу св. Амвросия Оптинского.(человека не совсем далёкого по части молитвенного делания) Но по сути, внимание(да и по св.Игнатию-это первый дар от Бога, слышите- дар!, в молитве Иисусовой, только за этим уже следует покаяние и пр.) сразу не придёт. И никогда человек, практикующий по 100 ИМ в день не нучится непрестанной молитве. Это можно использовать лишь как время ”сугубой молитвы”,то есть правило, на котором человек особенно старается: место, где человек уделяет внимание только Богу. А в течение дня тогда что? Выходит нельзя о имени Иисусовом вспоминать? Я конечно несколько утрирую, но суть такова. Итак, спасение, птица о двух крылах: первое-молитва; второе-жизнь по Богу(при отсутствии одного из составляющих, птица сия не возможет взмыть в высоту…если вообще будет способна к полёту…) По слову св. Исаака Сирина, тщательное исполнение заповедей Христовых научает человека его немощи, нужно творить ИМ, срастворяя её с иполнением в своей жизни Евангелия. Вот ключ от всех дверей!
4)Цитаты из отцов об умном делании по этой теме:
1.
Сидя в келлии своей, терпеливо пребывай в молитве в исполнении
заповеди Апостола Павла (Рим. 12, 12; Кол. 4, 2). Собери ум свой в сердце, и оттуда мысленным воплем призывай на помощь Господа Иисуса, говоря: Господи Иисусе Христе помилуй мя! Не поддавайся малодушию и разленению, но поболи сердцем и потруди себя телом, ища Господа в сердце. Всячески понуждай себя на делание сие: ибо царствие Божие есть достояние нудящих себя, и сии нуждницы восхищают его (Мф. 11, 12), как сказал Господь, показывая, что взыскание его требует чувствительных трудов и подвигов.
( Святаго Григория Синаита наставления безмолвствующим.Как сидеть в келлии.Д-е 5т.)
---Как видно, здесь речь идёт не о благодатной молитве, но о делательной стадии, на которой человек понуждает себя…правда в другом месте он пишет, что если тебе открыто сие, т.е. место сердечное…(указывает на сверхестественное дознание о месте сердечном)
2.
С утра понудь ум свой сойти из головы в сердце и держи его в нем, и непрестанно взывай умно и душевно: Господи Иисусе Христе, помилуй мя! пока утомишься. Утомившись же переведи ум на вторую половину и говори: Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя!..
(Его-же о безмолвии и молитве. Как надлежит творить молитву. Д-е 5т.)
—следует еще помнить, что св. Григорий Синаит, в отличие от Паламы выступал против популяризаторства исихазма...
3.
Ведомо тебе, что дыхание наше, коим дышем, есть втягивание в себя и выпускание из себя воздуха. Орган, служащий к сему, суть легкия, которыя облегают сердце и, проводя чрез себя воздух, обдают им и сердце. Таким образом дыхание есть естественный путь к сердцу. Итак, собрав ум свой к себе, введи его в путь дыхания, коим воздух доходит до сердца, и вместе с сим вдыхаемым воздухом понудь его сойти в сердце и там остаться. Приучи же его, брате, не скоро оттуда выходить: ибо в начале он очень скучает в этом внутреннем заключении и тесноте, когда же привыкнет, то не любит наоборот кружиться во вне, потому что ему там не невесело и не нерадостно. Как муж некий, бывший в отлучке от дома, когда возвратится, сам себя не помнит от радости, что опять увиделся с детьми и женою, обнимает их и не наговорится с ними: так и ум, когда соединится с сердцем, исполняется неизреченной сладости и веселия. Тогда видится ему, как воистину царствие небесное внутрь нас есть, которое теперь узревая в себе, и чистою молитвою ища да пребудет и укрепится в нем, он все внешнее считает не стоющим внимания и нисколько непривлекательным.
( Никифора Уединенника Слово о трезвении и хранении сердца многополезное.Д-е 5 т.)---О том же пишут св. Каллист и Игнатий Ксанфопулы “Наставление безмолвствующим в сотне глав., гл.19-24 ”
Продолжает:
Если же, брате, и много трудясь, не возможешь ты войти в область сердца, как я тебе сказал, сделай так, как я еще тебе скажу, и с Божией помощию найдешь искомое. Ведомо тебе, что словесство (говорение) всякаго человека находится в персях его. Ибо внутри персей, когда молчат уста наши, говорим мы и совещаемся с собою и молитвы творим, и псалмопение совершаем, и другое некое. Итак этому словесству, изгнав из него всякий помысл (ибо сможешь, если захочешь), дай сию молитовку: Господи, Исусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя! – и понудь его вместо всякаго другаго помышления это одно всегда вопиять там внутри. Если будешь такое делание держать неопустительно со всем вниманием, то откроется тебе чрез сие по времени и сердечный вход, о коем я написал уже тебе, без всякаго сомнения, как это сами мы опытом познали.
(Там же)
4.
От постоянства в употреблении сказаннаго метода или приема к стяжанию чистой и непарительной молитвы, с препобеждением всех к тому препон в помыслах и внешних соприкосновенностях, подвизающийся приходит наконец в навыкновение без нуждения себя молиться истинно, чисто и непарительно, или в такое устроение, в коем ум всегда пребывает в сердце, не с нуждениеми против воли вводим бывая туда чрез дыхание, и тотчас опять выскакивая, но там неисходно с любовию пребывая, и непрестанно моляся.
(св. Каллист и ИгнатийКсанфопулы “Наставление безмолвствующим в сотне глав., № 53)
Должно учитывать, что переводил добротолюбие на русский св. Феофан Затворник и многое он выкинул оттуда-не переводил целые предложения и абзацы, или парафразы предлагал. Так что подвижники 20 века предпочитали перевод на старославянский св. Паисия Величковского и увещевали читать своим чадам…К примеру- (прп. Симеон Новый Богослов. О трех образах внимания и молитвы.. О третьем...)-здесь ссылка св. Феофана:
*) При сем св. Симеон указывает некие внешние приемы, кои иных соблазняют и отбивают от дела, а у других покривляют самое делание. Так как сии приемы, по недостатку руководителей, могут сопровождаться недобрыми последствиями, а между тем суть ничто иное, как внешнее приспособление к внутреннему деланию, ничего существеннаго не дающее, то мы их пропускаем. Существо дела есть приобресть навык стоять умом в сердце, - в этом чувственном сердце, но нечувственно. Надо ум из головы свесть в сердце и там его усадить, или, как некто из старцев сказал, сочетать ум с сердцем. – Как этого достигнуть? Ищи и обрящешь. Удобнее всего достигнуть хождением пред Богом и молитвенным трудом, особенно хождением в церковь. Но помнить надо, что наш только труд, а само дело, т.е. сочетание ума с сердцем, есть дар благодати, подаемый, когда и как хощет Господь. Лучший пример – Максим Капсокаливит.
(Д-е 5т.)
---поступает вполне как мудрый пастырь, боясь прелестного состояния и неправильного истолкования слов святых отцов, всё же он хотел как лучше…но, впрочем, мы сейчас не об этом.
5)Вот ещё св. Григорий(Палама) увещевает:
Вопрос--- Некоторые говорят, что мы худо делаем, стараясь ум свой заключить внутрь тела; ибо, говорят, гораздо нужнее и полезнее всячески простирать его во вне тела. При этом сильно осуждают они некоторых из наших, пиша против них за то, что они внушают новоначальным смотреть в себя и чрез дыхание внутрь вводить свой ум, говоря, что ум не разделен с душею. Если же он не разделен, а соединен с нею, то как опять вводить его внутрь?
(о священнобезмолвствующих.Д-е 5 т.)
Ответ: ”… Видишь, брате, что не духовно только, но и вообще человечески разсуждая, необходимейшим делом надо признать, чтоб те, кои возжелали сами себе принадлежать и воистину по внутреннему человеку быть монахами, вводили ум внутрь тела и держали его там. Да и самых новоначальных не неуместно научать, чтоб внимали себе и навыкали вводить ум свой внутрь чрез дыхание. Ибо того, кто не стал еще созерцательным, никто из добремудрствующих не будет отклонять от некоторых приемов к введению ума в себя самого. Так как у тех, кои недавно вступили в подвиг сей, ум, и будучи собираем внутрь, часто отскакивает во вне, и им должно также часто тотчас опять возвращать его внутрь, а он, у не навыкших еще сему делу, ускользает, как крайне подвижный и трудно удерживаемый вниманием в созерцании единаго. то некоторые советуют им воздерживаться от частого дыхания, и несколько сдерживать его, чтоб вместе с дыханием и ум удерживать в себе, пока, с Божиею помощию. чрез навыкновение в сем, приучив ум не отходить на окружающее и не смешиваться с тем, сделать его сильным к сосредоточению на едином.”
(Там же №9)
Из выше приведенных цитат ясно видно, что отцы отнюдь не были против некоторых упражнений, как вспомогательных средств, которые способствуют сосредоточению ума и молитве.
Лучше в данном вопросе держаться золотой середины: ”Не принимай, но и не отрицай!” Прав ли Осипов? Прав ли св. Феофан? Прав ли св. Игнатий? Правы ли св. Отцы, выдержки из которых мы привели выше?
Мне думается, истина посередине- стоит из странника научиться самой тактике ведения боя, творения молитвы, а с помощью св. Игнатия научиться видеть свою немощь, научиться смирению, научиться как в прелесть не впасть…