consensus patrum
29 Март 2024, 15:26:45 *
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
   Начало   Помощь Поиск Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Знали ли бесы, Кто есть Христос?  (Прочитано 11549 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Romeo
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 621


УПЦ МП


WWW
« : 11 Март 2009, 15:33:54 »

Я вслед за ап. Павлом и подавляющим числом Св.Отцов считаю что не знали, что Христос - Бог ЯХВЕ. Но вот бл. Феофилакт Болгарский пишет следующее:

"И бе в сонмищи их человек в дусе нечисте, и воззва глаголя: остави, что нам и Тебе, Иисусе Назарянине? пришел еси погубити нас? вем Тя, кто еси, Святый Божий. И запрети ему Иисус, глаголя: умолчи и изыди из него. И стрясе его дух нечистый, и возопи гласом великим, и изыде из него. И ужасошася вси, якоже стязатися им к себе, глаголющим: что есть сие? и что учение новое сие, яко по области и духовом нечистым велит, и послушают Его? изыде же слух Его абие во всю страну Галилейску.

Злые духи называются нечистыми, потому что любят всякие гнусные дела. Выйти из человека бес почитает погибелью для себя. Злобные бесы и вообще вменяют в злострадание себе, когда не позволяется им делать людям зло. Притом, будучи плотолюбивы и привыкши услаждаться веществом, они как бы терпят большой голод, когда не живут в телах. Посему Господь и говорит, что бесовский род изгоняется постом. Нечистый не сказал Христу: Ты свят, поелику и из пророков многие были святы, но сказал: святый — с прибавлением члена, то есть, единственный, в существе своем Святый. Но Христос заставляет его молчать, дабы мы знали, что бесам должно заграждать уста, хотя бы они говорили и правду. Бес мечет и сильно трясет одержимого им, чтоб очевидцы, видя, от какого бедствия избавляется человек, ради чуда уверовали. "
( http://www.icona.ru/lib/cm/mar/?num=01 )
Записан

Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема ( Гал. 1 : 8 )
Кирилл Кострыкин
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 589


Пока я дышу, я надеюсь


« Ответ #1 : 11 Март 2009, 15:41:49 »

Но из этого еще не видно, что они воспринимали Его именно как Бога. Они знали, что Он - Мессия, но что Он Бог, им не было известно. Святый - не обязательно определение только Бога.
Записан

"Плотолюбцам и чревоугодникам входить в исследование предметов духовных так же неприлично, как блуднице разглагольствовать о целомудрии" (Преподобный Исаак Сирин).
Новиков Павел
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 654


« Ответ #2 : 11 Март 2009, 15:45:03 »

Я тоже считаю, что не знали. Иисус как бы прятался в человеческом теле для осуществления Своей миссии для спасения мира, и уж конечно, прятался не от Каиафы. Знай дьявол точно, что в образе нищего галлилельского проповедника - Сам Бог, никакой Голгофы бы не произошло, скорее Рим бы пал, чем Ему что-то причинили, не говоря уже о смерти. А ведь главной целью пришествия в мир - было Воскресение, через крестную смерть "Ибо на час сей Я и пришел".
Записан

«Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними; ибо в этом закон и пророки» (от Матфея 7:12).
Кирилл Кострыкин
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 589


Пока я дышу, я надеюсь


« Ответ #3 : 11 Март 2009, 15:48:31 »

Священномученик Игнатий Богоносец, Послание к Ефесянам:
"Но от князя века сего сокрыто было девство Марии и Ее деторождение, равно и смерть Господа, три достославные тайны, совершившиеся в безмолвии Божьем".
Записан

"Плотолюбцам и чревоугодникам входить в исследование предметов духовных так же неприлично, как блуднице разглагольствовать о целомудрии" (Преподобный Исаак Сирин).
Новиков Павел
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 654


« Ответ #4 : 11 Март 2009, 16:10:47 »

Священномученик Игнатий Богоносец, Послание к Ефесянам:
"Но от князя века сего сокрыто было девство Марии и Ее деторождение, равно и смерть Господа, три достославные тайны, совершившиеся в безмолвии Божьем".

Ну вот, лишнее подтверждение моего мнения. Не должен был знать про Богочеловечность Иисуса прежде всего дьявол, иначе не допустил бы Голгофы.
Записан

«Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними; ибо в этом закон и пророки» (от Матфея 7:12).
Romeo
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 621


УПЦ МП


WWW
« Ответ #5 : 11 Март 2009, 17:00:43 »

Но из этого еще не видно, что они воспринимали Его именно как Бога. Они знали, что Он - Мессия, но что Он Бог, им не было известно. Святый - не обязательно определение только Бога.

"единственный, в существе своем Святый" - именно БОГ
Записан

Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема ( Гал. 1 : 8 )
Кирилл Кострыкин
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 589


Пока я дышу, я надеюсь


« Ответ #6 : 11 Март 2009, 17:40:00 »

Если бы это был Бог, то св. Феофилакт дал бы пояснение. А так имеется ввиду Мессия, Помазанник.
Записан

"Плотолюбцам и чревоугодникам входить в исследование предметов духовных так же неприлично, как блуднице разглагольствовать о целомудрии" (Преподобный Исаак Сирин).
Romeo
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 621


УПЦ МП


WWW
« Ответ #7 : 11 Март 2009, 18:29:19 »

Если бы это был Бог, то св. Феофилакт дал бы пояснение. А так имеется ввиду Мессия, Помазанник.

Да не имеется. Помазанников много было. А "единственный, в существе своем Святый" - именно БОГ. Ангелы и святые святы именно по благодати, т.е. в силу причасности энергии Божества, а не сами в себе.
Записан

Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема ( Гал. 1 : 8 )
Андрей Белоус
глобальный модератор
Ветеран
*
Offline Offline

Сообщений: 2347



« Ответ #8 : 11 Март 2009, 20:39:13 »

Да, "Святый"  - это указание на трансцендентную инаковость Божества, присутствия котрого не могут стерпеть демоны.


 у свт. Григория Нисского есть интересное сопоставление этого свидетельства бесов с тем, что происходило с Валаамом, который, имея намерение проклясть народ Божий всякий раз вместо проклятия против своей воли провозглашал благословение:

"Но как, по сказанному, с восхождением добродетели вместе восходит и злокозненность противника, отыскивающая применительно к каждому поводы к совращению в грех, то, чем более народ возрастал в жизни но Богу, и сопротивник против этих сильных в военном деле употребляет тогда иную кознь. Когда воюющие видят, что полк превосходящих силами врагов неодолим в открытом бою, тогда преодолевает их, ведя переговоры и ставя засады. Так и полчище злобы против укрепившихся законом и добродетелью не лицом к лицу выводит силы, но в каких-то засадах скрытно строит им козни. Поэтому, злоумышляя на израильтян, призывает в помощь чародейство. И вот история говорит, что был некий волхв (Нав.13:22) и птицегадатель (Чис.23:23), по какому-то демонскому действию имел при этом силу вредить, принадлежал же к числу врагов, и властителем мадианитян нанят был своими проклятиями нанести вред живущим по Богу - и он-то клятву переменил в благословение. А мы из связи рассмотренного доселе уразумеваем, что волшебство недействительно против живущих добродетельно - напротив того, подкрепляемые Божией помощью превозмогают всякую кознь. О том, что упомянутый историей занимался птицегадательным волхвованием, свидетельствует она, когда говорит: Волхвования в руке его (Чис.22:7), и совещается он с птицами, а еще прежде этого сказует, как криком ослицы научен, что предстояло его усилию.

Голос этой ослицы (так как волхву обычно было по какому-то демонскому действию совещаться с голосами бессловесных) Писание представляет как бы членораздельным, показывая, что предзанятые таким демонским обольщением доходят до убеждения принимать слово по некоему наблюдению из голоса бессловесных извлеченное ими наставление. И волхв, внимая этому, тем самым, чем обольщался, научен, что непреоборима сила тех, против кого он нанят. И по евангельской истории к сопротивлению власти Господа готовилось полчище (легион) демонов, но когда приближается к нему Имеющий державу над всеми, возглашает оно о превозмогающей силе и не скрывает истины, что Божие естество - Тот, Кто в надлежащее время наложит наказание на согрешивших. Ибо демонский голос произносит: Вем Тя кто еси, Святый Божий (Мк.1:24) и Пришел еси прежде времене мучити нас (Мф.8:29). То же произошло и тогда: сопровождавшая волхва сила демонская открывает Валааму непреоборимость и непобедимость народа Божия."


(свт. Григорий Нисский, "О жизни Моисея законодателя")

пояснение Григория Нисского  указывает на один общий момент - ни поведение Валаама, ни поведение демонов при приближении к одержимому Иисуса не поддается никакому рациональному объяснению по причине внезапного и беспредельно страшного и для твари обнаружения присутствия трансцендентного и всемогущего Божества, внезапно превозмогающего как в том так и в другом случае демонские замысел и волю Своей силой, внезапно и необъяснимо для самих демонов врывающегося Своей волей и силой в демонские планы. И потому я не думаю, что правильно рассматривать этот крик демонов, равно как и поведение Валаама, как свидетельство какого-то рационального знания и поведения - но, скорее, это свидетельство самого естества твари, исторгнутое из самых его глубин против ее воли и разума столкнувшегося со страшным, невыносимым и необъяснимым вмешательством Святого Сущего ("кадош Йагве"), как и говорит об этом блаженный Феофилакт : "Нечистый не сказал Христу: Ты свят, поелику и из пророков многие были святы, но сказал: святый — с прибавлением члена, то есть, единственный, в существе своем Святый. ", Его святой. беспредельно превосходящей мощи, повергающей нечистую тварь в совершенное бессилие, в прах, в ничто, отнимающей разум и волю, заставляющую только кричать в безумно-беспредельном ужасе перед внезапно приоткрывшимся ликом Всесвятого (в терминологии Рудольфа Отто - "нуминозного") и повиноваться его воле;   Понятое таким образом толкование Феофилакта, дополненное замечательным сопоставлением  и истолкованием св. Григория Нисского, которые, взятые вместе, указывают не на рациональное знание, но на совершено иррациональное свидетельство и поведение демонов, оказывается нисколько не противоречащим общему святоотеческому толкованию - отраженному, кстати, и в литургическом свидетельстве - о том, что дьявол был обманут воплощением  Бога, будучи приманен на наживку плоти, скрывавшей Божество, пронзен "удой Божества" (кстати сам святой Григорий Нисский и был одним из основных разработчиков этого толкования). Напротив, мы можем видеть, что в этом "божественном обмане"были этапы, была, в каком-то смысле, некая мистическая игра воплотившегося Бога и сатаны, где Он то скрывает, то, в какой-то момент внезапно приоткрывает Свое Божество демонам; об игре и этапах пишет св. Максим Исповедник:

http://www.pagez.ru/lsn/0387.php?id=21



"...Он же при первом испытании [путем] искушений наслаждениями, позволив им поиграть своими кознями, совлек их с Себя и изверг из естества, [Сам] оставшись недоступным и недосягаемым для них, конечно, нам, а не Себе, приписывая победу и преподнося, как Благий, всё достигнутое Им тем, ради кого Он стал Человеком. Ибо Сам Он, будучи Богом, Владыкой и свободным по естеству от всякой страсти, не нуждался в искушении, но [допустил] его для того, чтобы, приманив [к Себе] нашими искушениями лукавую силу, поразить ее [одним] соприкосновением [с Собою], умерщвляя ту, которая рассчитывала погубить Его, как в начале [погубила] Адама."

в приведенной цитате описывается только первый этап - искушения в пустыне, на котором произошло "истощение и совлечение лукавых сил , начальств и властей" (подробнее см. ссылку)

 
« Последнее редактирование: 11 Март 2009, 23:08:50 от Андрей Белоус » Записан

Если желаешь Истинной Жизни, ожидай всегда человеческой смерти (с) Нил Синайский
azamat
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 2841



« Ответ #9 : 11 Март 2009, 22:15:36 »

пояснение Григория Нисского  указывает на один общий момент - ни поведение Валаама, ни поведение демонов при приближении к одержимому Иисуса не поддается никакому рациональному объяснению по причине внезапного и беспредельно страшного и для твари обнаружения присутствия транцендентного и всемогущего Божества, внезапно превозмогающего как в том так и в другом случае демонские замысел и волю Своей силой, внезапно и необъяснимо для самих демонов врывающегося Своей волей и силой в демонские планы. И потому я не думаю, что правильно рассматривать этот крик демонов, равно как и поведение Валаама, как свидетельство какого-то рационального знания и поведения - но, скорее, это свидетельство самого естества твари, исторгнутое из самых его глубин против ее воли и разума столкнувшегося со страшным, невыносимым и необъяснимым вмешательством Святого Сущего ("кадош Йагве")

полностью согласен.
вспомнил,что в своём блоге цитировал слова Дамаскина о невольном поклонении твари Божеству.

Невольно поклоняются Троице и те,кто знают,и те,кто не знают Того,Кто Бог по природе.

Это и произошло в Гефсимании тогда,когда и иудеи (знающие),и язычники (незнающие) отступили и пали пред Иисусом,Который затем и попустил Им быть схваченым и ведёным на заклание.

Св.Иоанн Дамаскин.
"3-е слово против порицающих св.иконы":

Сколь много родов поклонения?

XXVIII. Первый род поклонения — поклонение служебное, воздаваемое нами Богу, Который один только по Своей природе достоин поклонения. В свою очередь, и этот род [поклонения проявляется] различным образом. Во-первых, в виде поклонения [или повиновения] рабского. Ибо все твари поклоняются Ему как рабы — Господину; ибо говорит [Писание]: Ибо все служит Тебе (Пс 119:91); и одни поклоняются добровольно, другие же против воли; одни, те, которые благочестивы, поклоняются, конечно, потому, что знают [Бога], другие же, хотя и знают [Бога], однако поклоняются неохотно, против воли, как демоны; иные, не зная Того, Кто — Бог по природе, против воли поклоняются Тому, Которого не знают.


Евсевия Памфила,из 5 книги Евангельского доказательства,о словах:явися Бог Аврааму у дуба Маврийского:

"...Посему место сие ещё и до настоящего времени почитается соседними народами,как бы божественное,в целях чествования явившихся там Аврааму;
и этот теревинф можно видеть сохраняющимся даже доныне;
и принятые гостеприимно Авраамом изображаются на картине возлежащими: два по-одному с каждой из двух сторон,
а середине-более могущественный,превосходящий по сану.

Показанный нам в середине есть Господь,Сам наш Спаситель,Которого даже не знающие Его почитают,Сам Тот,Кто с того времени бросал между людьми семена благочестия,приняв на Себя и человеческий вид,и форму,открыл Себя,каков Он есть,благочестивому Праотцу Аврааму и также передал Ему знание о Своём Отце."
« Последнее редактирование: 11 Март 2009, 22:19:19 от Ioann22 » Записан

Св.Иоанн Дамаскин: "Ибо одну только ревность к Истине я имею как надежду на спасение, и надеюсь, и желаю с нею встретить Господа Христа, предлагая Ему ее, как умилостивление за те постыдные грехи, какие были мною совершены."
azamat
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 2841



« Ответ #10 : 11 Март 2009, 22:27:08 »

ещё вспомнил знаменитое сирийское чудо нашего времени,когда уверовавшего бывшего мусульманина разбойники разрезали на части и бросили в багажник.

а когда их остановила полиция,то из багажника вышел тот мусульманин в целости и сказал,что его сшила Богородица.

тогда обезумевшие убийцы в ужасе стали говорить всю правду обо всём,поскольку ими давно овладели демоны,с которыми они сочетались по энергии.
« Последнее редактирование: 11 Март 2009, 22:32:01 от Ioann22 » Записан

Св.Иоанн Дамаскин: "Ибо одну только ревность к Истине я имею как надежду на спасение, и надеюсь, и желаю с нею встретить Господа Христа, предлагая Ему ее, как умилостивление за те постыдные грехи, какие были мною совершены."
Г е о р г и й
Старожил
****
Offline Offline

Сообщений: 273



« Ответ #11 : 12 Март 2009, 09:23:59 »

Я вслед за ап. Павлом и подавляющим числом Св.Отцов считаю что не знали, что Христос - Бог ЯХВЕ.

А где ап.Павел говорит, что бесы не знали, что Христос - Бог ЯХВЕ?
Писание во многих местах показывает бесов исповедующих Христа Сыном Божиим.
Свт.Кирилл Иерусалимский пишет:

«15. Сего пришедшего Христа иудеи отвергли, а бесы исповедали. Впрочем, не был Он сокрыт от праотца Давида, который говорит: уготовах светильник помазанному моему (Пс. 131, 17). Одни чрез светильник разумеют свет пророческий, а другие — принятую от Девы плоть, по следующим словам Апостола: имамы же сокровище cиe в скудельных сосудех (2 Кор. 4, 7). Не был Он сокрыт и от того пророка, который говорит: и возвещая в человецех Христа своего (Ам. 4, 13). Знал Его и Моисей, знал Его и Исаия, знал Его и Иеремия. Каждый пророк знал Его. Узнали Его и бесы. Ибо запрещаше им, яко ведяху, как сказано, Христа Самаго суща (Лк. 4, 41). Первосвященники не знали, а бесы исповедали. Первосвященники не знали, а жена Самарянская проповедывала, говоря: приидите видите человека, иже рече ми вся, елика сотворих: еда Той есть Христос (Ин. 4, 29)?»

Святитель Кирилл Иерусалимский. «Поучения огласительные и тайноводственные»

http://www.orthlib.ru/Cyril/oglas10.html
Записан
Новиков Павел
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 654


« Ответ #12 : 12 Март 2009, 12:18:13 »


Писание во многих местах показывает бесов исповедующих Христа Сыном Божиим.


Лично я думаю, что речь идет о понимании бесами Иисуса как праведника, святого человека. Если говорить о Машиахе, то это с библейской позиции тоже человек, царь. "Сын Божий", не понимался иудеями как сын Яхве. А вот что касаемо бесов, то тут они конечно говорили это неосознанно, вынуждено, подсознательно чувствуя, но не имея тому никаких подтверждений, ведь не могли даже предположить, что в теле человека - Бог, для того и кидался дьявол искушать, чтобы "определиться" кто же это? Это и была та загадка, которую Бог загадал дьяволу, и тот, естественно, отгадать ее не смог.

А вот, что пишет Лопухин, и он тоже обращает внимание на то, что Иисусу приписывалось именно мессианское достоинство:

"Господь не хочет слышать признания Мессианского достоинства из уст бесноватого: после могли сказать, что только сумасшедшие признавали Христа ["Свидетельство демона было совершенно неудобно и неприлично - оно представляло из себя страшный диссонанс с свидетельством Крестителя и голосом небесным, возвестившим о Христе..." Оно дало бы фарисеям некоторое основание обвинять Христа в пользовании силою князя бесовского (Эдершейм. Жизнь и время Иисуса Мессии т. 1, с. 610)]... Вместе с повелением "умолкнуть", Господь дает повеление злому духу "выйти" из бесноватого. Этим Господь показывает, что Он действительно победил сатану".
Записан

«Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними; ибо в этом закон и пророки» (от Матфея 7:12).
Г е о р г и й
Старожил
****
Offline Offline

Сообщений: 273



« Ответ #13 : 12 Март 2009, 13:03:57 »

А вот что касаемо бесов, то тут они конечно говорили это неосознанно, вынуждено, подсознательно чувствуя, но не имея тому никаких подтверждений, ведь не могли даже предположить, что в теле человека - Бог, для того и кидался дьявол искушать, чтобы "определиться" кто же это? Это и была та загадка, которую Бог загадал дьяволу, и тот, естественно, отгадать ее не смог.

Согласен.
Бесы изгонялись Именем Христа:
«Семьдесят [учеников] возвратились с радостью и говорили: Господи! и бесы повинуются нам о имени Твоем» (Лук.10:17).
Только Имя Божие, только Бог мог изгнать их из человеков.
Бесы веровали и трепетали, не могли сопротивляться, и предчувствовали свое поражение.
Но бесы, как и еретики заблуждались в исповедании Христа, думая и надеясь, что искушая человечество Христа, сатана сможет привести Христа к укоризненным страстям, не зная, что Христос – это на веки вечные Богочеловек – Нераздельный и Неразлучный.
Записан
Новиков Павел
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 654


« Ответ #14 : 12 Март 2009, 14:43:30 »


Христос – это на веки вечные Богочеловек – Нераздельный и Неразлучный.


Аминь!
Записан

«Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними; ибо в этом закон и пророки» (от Матфея 7:12).
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Powered by SMF 1.1.11 | SMF © 2006-2008, Simple Machines LLC Valid XHTML 1.0! Valid CSS!