consensus patrum
29 Март 2024, 04:06:01 *
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
   Начало   Помощь Поиск Войти Регистрация  
Страниц: 1 [2]  Все
  Печать  
Автор Тема: произволение и гноми в соотнош-и с самовластием  (Прочитано 14940 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Андрей Белоус
глобальный модератор
Ветеран
*
Offline Offline

Сообщений: 2347



« Ответ #15 : 24 Февраль 2010, 18:17:01 »

Если воля - это сила действовать по естеству, то через крещение получаем доступ к силе, что не от нашего естества - от Божьего. Это и есть сверх-природное. "И уже не я живу но живет во мне Христос".

"И уже не я живу но живет во мне Христос" - это, по Максиму и Паламе, называется "единой энергией Бога и святых". тока вот очевидно, что обнаруживается она не во всех крещеных, а только во святых. Хотя теоретически, действительно, доступна каждому через крещение: МИ, говорит, что если бы чел при крещении отдал бы всецело свое произволение Богу, то Бог бы всецело переплавил его и преобразил для обожения, но так как мы при крещении не совершаем этой всецелой отдачи своего произволения Богу, то и, соответственно, и никакого "уже не я живу но живет во мне Христос" - не получается. см.
http://www.hesychasm.ru/library/max/answer1.htm#p6

Записан

Если желаешь Истинной Жизни, ожидай всегда человеческой смерти (с) Нил Синайский
tatiana
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 1397



« Ответ #16 : 25 Февраль 2010, 01:24:04 »

тема о словах апостола Павла ""доброе, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю"

перенесена в Вопросы аскетики.

http://www.consensuspatrum.ru/index.php?topic=763.0
Записан
Андрей Белоус
глобальный модератор
Ветеран
*
Offline Offline

Сообщений: 2347



« Ответ #17 : 12 Март 2010, 18:51:18 »

возвращаясь к понятию "самовластия"

Выше я привел цитату из "Диспута с Пирром", где МИ говорит о самовластии как о природной способности, например о самовластии в божественном естестве, сближая это понятие с понятием "природной воли"

однако у Максима есть и совершенно иной дискурс, цитирую из 7-й Амбигвы (в переводе Нектария):

Из всего этого мы рассудительно приемлем по уподоблению только будущее, а не бывшее и погубленное, причастие благости достойными, поскольку то, чего мы чаем, есть и превыше всего сего, как сущее, по написанному, за пределами [возможностей] слуха и помышления [19].  И, возможно, это и есть то подчинение, о котором говорит божественный апостол, что Сын покоряет Отцу тех, кто добровольно соглашается покориться, после чего, или по причине чего последний враг испразднится смерть [20], [покориться] насколько это от нас зависит, то есть добровольно всецело уступив Богу самовластие (посредством коего соделав вход к нам, [смерть] утвердила на нас владычество тления) и управление тем, что полностью управляет [нами], перестать хотеть чего-либо, кроме того, что хочет Бог, как Сам Спаситель говорит, принимая на Себя отпечаток свойственного нам: Обаче не якоже Аз хощу, но якоже Ты [21]. И после Него божественный Павел, как бы отрицаясь самого себя и не сознавая боле, имеет ли он еще собственную жизнь: живу не ктому аз, но живет во мне Христос [22].

Пусть вас не потрясает сказанное. Ибо я говорю не об отмене самовластия, но скорее о расположении согласно природе, твердом и непреложном, то есть о сознательной уступке (εκχώρησιν γνωμικήν), дабы откуда имеем мы бытие, оттуда же желали бы получать и движение, подобно образу, восшедшему к своему первообразу (τό αρχέτυπον), и отпечатку печати, обыкновенно точно соответствующему оригиналу и не имеющему куда еще иным образом двигаться, да и не могущему.



"не об отмене самовластия, но скорее о расположении согласно природе, твердом и непреложном"

в другом переводе еще более четко акцентируется, что расположено согласно природе должно быть именно самовластие: "... не отмена самовластия происходит, но, скорее, установление {его} в соответствии с природой, твердое и непоколебимое"

(Максим Исповедник: полемика с оригенизмом и моноэнергизмом" , с. 253)

о природной воле этого просто нельзя сказать, получится тавтологическая ерунда: "... не отмена природной воли происходит, но, скорее, установление {ее} в соответствии с природой, твердое и непоколебимое". Природную волю незачем устанавливать или располагать в соответствии с природой, т.к. она и так всегда находится в соответствии с природой (иначе и не была бы природной) значит, в данном месте, под самовластием имеется ввиду совсем не природная фелима/фелесис, а нечто иное, что и подтверждается дальнейшим текстом:

"...то есть о сознательной уступке (εκχώρησιν γνωμικήν)" (в переводе "Полемики с оригенизмом..." - "... то есть намеренное уступание (εκχώρησιν γνωμικήν)")

здесь МИ, можно сказать, открытым текстом соотносит самовластие с произволением и с гноми

Таким образом, у Максима эксплицитно имеются два дискурса относительно самовластия:

1. самовластие соотносится с природной волевой способностью (Диспут с Пирром)

2. самовластие соотносится с  произволением и с гноми (7-я Амбигва)

можно сказать, что самовластие - это нечто такое, что соприкасается и с природным фелесис/фелима, с одной стороны и с проэресис и гноми, с другой стороны (я имею ввиду, конечно, только тварные природы/ипостаси, т.к. в Троице ни гноми, ни отдельных произволений не существует)



« Последнее редактирование: 12 Март 2010, 18:58:31 от Андрей Белоус » Записан

Если желаешь Истинной Жизни, ожидай всегда человеческой смерти (с) Нил Синайский
azamat
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 2841



« Ответ #18 : 13 Март 2010, 01:25:27 »

Св.Николай Кавасила другим языком говорит то же самое: что Христос в воплощении купил нашу природу,усвоив Себе,а наше произволение покупает через крест.

Возлюбившие Христа продают,отдают ему свою волю,а взамен берут чел.природу и природную волю,существующую в ипостаси Христа.

Тем самым,Христос царствует дважды: над природой и над волей. Причём второе царствование превосходнее.

У Кавасилы часто встречаются слова,что обоженные своего уже ничего не имеют,но всё Христово.
Записан

Св.Иоанн Дамаскин: "Ибо одну только ревность к Истине я имею как надежду на спасение, и надеюсь, и желаю с нею встретить Господа Христа, предлагая Ему ее, как умилостивление за те постыдные грехи, какие были мною совершены."
Новиков Павел
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 654


« Ответ #19 : 13 Март 2010, 20:42:10 »

У Кавасилы часто встречаются слова,что обоженные своего уже ничего не имеют,но всё Христово.

Насколько отождествимо с "Уже не я живу, но живет во мне Христос"?
Записан

«Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними; ибо в этом закон и пророки» (от Матфея 7:12).
azamat
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 2841



« Ответ #20 : 16 Март 2010, 21:17:34 »

У Кавасилы часто встречаются слова,что обоженные своего уже ничего не имеют,но всё Христово.

Насколько отождествимо с "Уже не я живу, но живет во мне Христос"?

да,цитата как раз про это.
Записан

Св.Иоанн Дамаскин: "Ибо одну только ревность к Истине я имею как надежду на спасение, и надеюсь, и желаю с нею встретить Господа Христа, предлагая Ему ее, как умилостивление за те постыдные грехи, какие были мною совершены."
Андрей Белоус
глобальный модератор
Ветеран
*
Offline Offline

Сообщений: 2347



« Ответ #21 : 31 Март 2010, 22:07:57 »

блаж. Диадох Фотикийский, "Сто глав":

Самовластие есть произволение разумной души, с готовностию устремляющееся к чему ни захочет. Таковое произволение мы будем иметь готовым на одно толко добро, если всегда благими помышлениями будем истреблять всякой злой помысл.

здесь явно самовластие не является природной способностью
Записан

Если желаешь Истинной Жизни, ожидай всегда человеческой смерти (с) Нил Синайский
Страниц: 1 [2]  Все
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Powered by SMF 1.1.11 | SMF © 2006-2008, Simple Machines LLC Valid XHTML 1.0! Valid CSS!