consensus patrum
29 Март 2024, 01:21:27 *
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
   Начало   Помощь Поиск Войти Регистрация  
Страниц: 1 [2]  Все
  Печать  
Автор Тема: Добро и зло.  (Прочитано 11523 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
seksta
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 714


Елена


« Ответ #15 : 15 Февраль 2010, 00:32:43 »

В святоотеческих текстах описана специфическая аскетическая реальность - реальность души человека, осознанного выбравшего Бога, добро и подвизающегося в осуществлении этого своего выбора.

Они выбор трактуют только в контексте неполноты знания добра. Выбор - он от того, что человек не знает, как правильно поступить. Знал бы  - поступал бы всегда правильно. Отсюда объяснение наличия гномической воли (основанной на колебаниях и выборе) фактом неполноты ведения.

На деле не так.

Вот святоотеческое о воле:

"Следует принять к сведению, что у души есть врожденная способность желать того, что согласно с ее природой, и сохранять все то, что этой природе существенно принадлежит; эта способность называется волей. В самом деле, всякое самостоятельное существо, стремясь к свойственному его природе и полному бытию, желает существовать, жить и двигаться согласно с умом и чувством. Поэтому такую естественную волю определяют следующим образом: воля есть разумное и вместе жизненное влечение, зависящее исключительно от естественных условий. Таким образом, воля есть простая, неделимая сила, единое, себе тождественное, естественное влечение ко всему тому, что составляет природу волящего; это влечение является одновременно и жизненным, и разумным, ибо влечения животных, как неразумные, не называются волей".

Если бы все было в рамках определения Дамаскина, мы бы все гладенько, ничем не заморачиваясь, текли бы к Богу. На деле не так. Трактовать волю только как свойство природы - это не дает ответа на вопрос. Из этого следует возможность для ипостаси только "плыть по течению". Таким образом направлены к Богу растения. Естественно, безо всякого выбора...

Можно сказать, что отпадение произошло в результате неверно направленной  силы воли.
Что именно ее направляло? Направлять - это что значит? Это ведь уже значит какое-то волевое движение?

Вот мы движемся нашей естественной волей по определенному вектору - к Богу. Это как сила тяготения для падающего яблока.  Вдруг - раз, и мы движемся в уже другом направлении: вдруг яблоко начинает вместо падения подниматься - какой силой оно это делает? Ведь естественная сила направлена к Богу?

Откуда берется сила действовать противоестественно? (как возможен факт отпадения от Бога, какой силой это осуществляется) Есть еще какая-то неестественная сила? Про неестественную силу у Отцов нет.

Понять механизм воли можно, только если вскрыть механику первого отпадения (ангельского). Настоящее зло -  это хотеть зла.
« Последнее редактирование: 15 Февраль 2010, 00:46:33 от seksta » Записан
seksta
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 714


Елена


« Ответ #16 : 15 Февраль 2010, 00:57:34 »


О ВЫБОРЕ.

Часто выбор и гномическую волю отождествляют. Говорят о том, что выбор - это свойство только грехопадшей воли. Для свободной воли наличие выбора - не необходимость.

Свободная воля, действительно,  не создана для выбора. Не в этом ее предназначение. Ее предназначение, на мой взгляд - в том, чтобы была возможность реализации богоподобия.

Необходимость реализации выбора - это побочный фактор. Но без него не обойтись, на мой взгляд. Свободное существо - то что в полноте осуществило свой выбор Бога. Свободная воля создана только для выбора Бога. Но сам этап выбора все равно должен быть пройден.

Простите, что многословно.


Записан
Андрей Белоус
глобальный модератор
Ветеран
*
Offline Offline

Сообщений: 2347



« Ответ #17 : 16 Февраль 2010, 15:17:07 »

Цитировать
Откуда берется сила действовать противоестественно? (как возможен факт отпадения от Бога, какой силой это осуществляется) Есть еще какая-то неестественная сила? Про неестественную силу у Отцов нет.

согласно отцам у злого произволения нет собственной какой-то "злой" "силы", есть лишь природная сила (по своей природе благая), которая используется неправильно:

Зло же и для умов, и для душ, и для тел есть слабость в пользовании и уклонение от обладания собственными благами. (("О божественных именах" 4, 27)

 у зла не может быть своей "силы" и даже действия в собственном смысле слова, а только занятая у добра, по причине смешения с добром. Ведь любая сила (динамис),  и действие (энергия) принадлежит той или иной сущности, а зло - не есть сущность.

Но то, что мы называем ущербностью, не своей силой борется с Добром. Ибо совершенная ущербность совершенно бессильна; частичная же имеет силу не как ущербность, а как не совершенная ущербность. Ведь когда ущербность частичка, это еще не зло, а пока она становится полной, природа зла уже ушла.("О божественных именах" 4, 28)

и

Не смыслы ведь и силы производят зло, но бессилие, слабость и несоразмерное смешение несхожего. ("О божественных именах" 4, 31)

МИ так объясняет это место: ... Под смешением же несходного надо понимать, я думаю, движение природных сил к неподобающему, что и создает несоразмерность, если смысл не удерживает движений внутри тех границ, в каких они произошли


Записан

Если желаешь Истинной Жизни, ожидай всегда человеческой смерти (с) Нил Синайский
Андрей Белоус
глобальный модератор
Ветеран
*
Offline Offline

Сообщений: 2347



« Ответ #18 : 16 Февраль 2010, 16:06:06 »

Понять механизм воли можно, только если вскрыть механику первого отпадения (ангельского). Настоящее зло -  это хотеть зла.


прокомментировал в новой теме http://www.consensuspatrum.ru/index.php?topic=752.0
Записан

Если желаешь Истинной Жизни, ожидай всегда человеческой смерти (с) Нил Синайский
Павел Недашковский
Старожил
****
Offline Offline

Сообщений: 394



« Ответ #19 : 19 Август 2010, 05:24:35 »

А чем Августин не устраивает? Он дифференцирует зло на онтологическое (следуя Плотину это не субстанция а дефект), моральное (грех), физическое (следствие морального)
Записан

Я преобразился в нуле форм и выловил себя из омута дряни Академического искусства
Страниц: 1 [2]  Все
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Powered by SMF 1.1.11 | SMF © 2006-2008, Simple Machines LLC Valid XHTML 1.0! Valid CSS!