consensus patrum
29 Март 2024, 03:45:39 *
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
   Начало   Помощь Поиск Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Имя Божие в Ветхом Завете (в контексте споров об имяславии)  (Прочитано 7858 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Дмитрий Бирюков
глобальный модератор
Ветеран
*
Offline Offline

Сообщений: 1155



« : 07 Январь 2010, 16:02:06 »

Относительно ветхозаветных библейских цитат, где говорится про вечность имени Мессии, - интересно, что Иустин Мученик, упоминая одно такое место из Псалмов, отождествляет имя с Именуемым (т.е. Христом), подразумевая, что это не само имя пребывает прежде век, как буквально говорится в псалмах, а Сам Христос:

Бог, говоря об этом Христе чрез Давида, не сказал: “чрез семя Его благословятся народы”, но - через Него Самого: “Будет имя Его во век, выше солнца взойдет, и все народы благословятся чрез Него” (Пс. 71, 17). Если же чрез Христа благословляются все народы, и мы, составившиеся из всех народов, веруем в этого [Иисуса], то Он есть Христос, а мы – люди чрез Него благословенные».

Διὰ Δαυεὶδ περὶ τούτου λέγων τοῦ Χριστοῦ, ὦ φίλοι, οὐκέτι ἐν τῷ σπέρματι αὐτοῦ εἶπεν εὐλογηθήσεσθαι τὰ ἔθνη, ἀλλὰ ἐν αὐτῷ. οὕτω
δὲ ἐκεῖ ἐστι· Τὸ ὄνομα αὐτοῦ εἰς τὸν αἰῶνα, ὑπὲρ τὸν ἥλιον ἀνατελεῖ· καὶ ἐνευλογηθήσονται ἐν αὐτῷ πάντα τὰ ἔθνη. εἰ δὲ ἐν τῷ Χριστῷ εὐλογεῖται τὰ ἔθνη πάντα, καὶ ἐκ πάντων τῶν ἐθνῶν ἐπὶ τοῦτον πιστεύομεν, καὶ αὐτός ἐστιν ὁ Χριστός, καὶ ἡμεῖς οἱ δι' αὐτοῦ εὐλογημένοι.

Кстати, здесь не совсем точно приводится место из Пс. 71:17 в версии Септуагинты, в котором говорится о вечности и силе имени; приведу его в переводе П.А. Юнгерова: "Будет имя Его во веки, прежде солнца пребывает имя Его, и благословятся в Нем все племена земные, все народы ублажат Его".

Это я к тому, что то понимание, согласно которому когда в В.З. говорится об "имени", то подразумевается Сам именуемый, появилось не сегодня, а давно.
Записан
azamat
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 2841



« Ответ #1 : 07 Январь 2010, 21:42:49 »

Относительно ветхозаветных библейских цитат, где говорится про вечность имени Мессии, - интересно, что Иустин Мученик, упоминая одно такое место из Псалмов, отождествляет имя с Именуемым (т.е. Христом), подразумевая, что это не само имя пребывает прежде век, как буквально говорится в псалмах, а Сам Христос

классно!

имхо,как икона Христа через нетварную энергию едина по ипостаси Христу,но не по природе (отсюда единство поклонения),
так и имя Христа едино по ипостаси,но не по природе (т.к.имя Божье по природе тоже тварно,как икона).

Св. Феодор Студит, Антирритика 1, 9:

Еретик. В результате, как говорят, получается, что называются многие Господами и Христами, по различию изображений; а отсюда – многобожие; у нас же один Господь и Бог покланяемый.

Православный. Что это такое? Разве не Господь (Бог) Отец? Разве не Господь Бог Сын? Разве не Господь Дух Святый? Разве не Бог, Бог и Бог? Да, конечно. Но разве, поэтому,-- три Бога и Господа? Это – нечестиво. Один Бог и Господь. Также, любезный, следует понимать и относительно икон: хотя изображений по числу и много, но один Христос, а не многие; также и Господь один и тот же, а не различные. Пойми же,-- как там единое название Бог и Господь не препятствует природе разделяться на три лица, так и здесь призывание одного имени (возводит) многие образы к единому виду; из этого видна пустота твоего неразумного возражения
.”

"не отличная от Христовой ипостась в иконе Его, но та же самая ипостась или выражение по виду образа (о характир то тис морфис) Его, созерцается в иконе и почитается поклонением".

итак,имя Божье через почивающую в нём энергию есть Сам Бог по ипостасям (Троицы),но не по природе.

имя Божье -- не сама нетварная энергия.
Записан

Св.Иоанн Дамаскин: "Ибо одну только ревность к Истине я имею как надежду на спасение, и надеюсь, и желаю с нею встретить Господа Христа, предлагая Ему ее, как умилостивление за те постыдные грехи, какие были мною совершены."
timothei
Пользователь
**
Offline Offline

Сообщений: 67



« Ответ #2 : 08 Январь 2010, 01:32:21 »

Относительно ветхозаветных библейских цитат, где говорится про вечность имени Мессии, - интересно, что Иустин Мученик, упоминая одно такое место из Псалмов, отождествляет имя с Именуемым (т.е. Христом), подразумевая, что это не само имя пребывает прежде век, как буквально говорится в псалмах, а Сам Христос

Там ниже:

Ибо слово Его истины и премудрости горит и светится более сил солнца и проходит в глубины сердца и ума.

Так яснее, что имя - это не Христос, а божественная энергия.

Кстати в этом тексте впервые у отцов, если не считать "Од Соломона" встречается отождествление Соломона и Христа. Интересно, что сложно в предшествующей иудейской традиции найти образ Соломона-Мессии. Только намеки.
Записан

Если доказательства относительно животворящей и святой Троицы, и великого домостроительства Бога Слова, единого от Троицы, даже опирающиеся на отцов, построены и теперь строятся не на всеобщих значениях и определениях терминов, то вывод будет случайным и не доказательным (Леонтий Византийский)
Дмитрий Бирюков
глобальный модератор
Ветеран
*
Offline Offline

Сообщений: 1155



« Ответ #3 : 08 Январь 2010, 01:39:23 »

Там ниже:

Ибо слово Его истины и премудрости горит и светится более сил солнца и проходит в глубины сердца и ума.

Так яснее, что имя - это не Христос, а божественная энергия.
не понял, почему имя Мессии - это не Христос, а энергия
Записан
timothei
Пользователь
**
Offline Offline

Сообщений: 67



« Ответ #4 : 08 Январь 2010, 01:59:00 »

"имя"="слово истины и премудрости"
Записан

Если доказательства относительно животворящей и святой Троицы, и великого домостроительства Бога Слова, единого от Троицы, даже опирающиеся на отцов, построены и теперь строятся не на всеобщих значениях и определениях терминов, то вывод будет случайным и не доказательным (Леонтий Византийский)
Дмитрий Бирюков
глобальный модератор
Ветеран
*
Offline Offline

Сообщений: 1155



« Ответ #5 : 08 Январь 2010, 02:02:10 »

так то слово [=Писание?], другое же дело - предвечное имя Мессии, о котором говорится в псалмах.
Записан
timothei
Пользователь
**
Offline Offline

Сообщений: 67



« Ответ #6 : 08 Январь 2010, 02:04:56 »

так то слово [=Писание?], другое же дело - предвечное имя Мессии, о котором говорится в псалмах.

При чем здесь Писание? Приведенная мной цитата - это пояснение к тому, что ты привел.

Так как они молчали, я продолжал говорить, Друзья мои! Бог, говоря об этом Христе чрез Давида, не сказал: «чрез семя Его благословятся народы», во: чрез Него Самого: имя Его во век, выше солнца взойдет, и все народы благословятся чрез Него» (Пс. 71:17). Если же чрез Христа благословляются все народы, и мы, составившиеся из всех народов, веруем в этого (Иисуса): то он есть Христос, а мы — люди чрез Него благословенные. Бог прежде попустил поклоняться солнцу, как написан (Вт. 4:19), и однако нельзя найти ни одного человека, который бы решился умереть за веру в солнце; но можно видеть людей из всякого народа, которые за имя Иисуса решались и решаются претерпеть все, чтобы не отречься от Него. Ибо слово Его истины и премудрости горит и светится более сил солнца и проходит в глубины сердца и ума. Поэтому Писание говорит: «выше солнца взойдет имя Его» (Пс. 71:17)

Как тут можно иначе истолковать?
« Последнее редактирование: 08 Январь 2010, 02:11:01 от timothei » Записан

Если доказательства относительно животворящей и святой Троицы, и великого домостроительства Бога Слова, единого от Троицы, даже опирающиеся на отцов, построены и теперь строятся не на всеобщих значениях и определениях терминов, то вывод будет случайным и не доказательным (Леонтий Византийский)
Дмитрий Бирюков
глобальный модератор
Ветеран
*
Offline Offline

Сообщений: 1155



« Ответ #7 : 08 Январь 2010, 02:17:42 »

последняя строчка там такая: "Поэтому Писание говорит: “выше солнца взойдет имя Его” , и еще Захария говорит: Имя Ему – Восток (Зах 6:12 по LXX)".
Я думаю, здесь смешанные смыслы: иногда под именем имеется в виду Сам Христос, а иногда - Его Откровение.
Записан
timothei
Пользователь
**
Offline Offline

Сообщений: 67



« Ответ #8 : 08 Январь 2010, 02:22:10 »

последняя строчка там такая: "Поэтому Писание говорит: “выше солнца взойдет имя Его” , и еще Захария говорит: Имя Ему – Восток (Зах 6:12 по LXX)".
Я думаю, здесь смешанные смыслы: иногда под именем имеется в виду Сам Христос, а иногда - Его Откровение.

Нда, тем более в контексте христологии Иустина вообще нет четкого различения второй ипостаси и божественных энергий, которые через Нее действуют.
Записан

Если доказательства относительно животворящей и святой Троицы, и великого домостроительства Бога Слова, единого от Троицы, даже опирающиеся на отцов, построены и теперь строятся не на всеобщих значениях и определениях терминов, то вывод будет случайным и не доказательным (Леонтий Византийский)
Дмитрий Бирюков
глобальный модератор
Ветеран
*
Offline Offline

Сообщений: 1155



« Ответ #9 : 08 Январь 2010, 02:25:42 »

про энергии у Иустина пока вообще не было ни слова. Речь шла про Самого Христа и про Его слова (Откровение).
По-моему, о Христе как о чем-то самосущем у Иустина говорится вполне явно.
Записан
timothei
Пользователь
**
Offline Offline

Сообщений: 67



« Ответ #10 : 08 Январь 2010, 02:31:06 »

про энергии у Иустина пока вообще не было ни слова. Речь шла про Самого Христа и про Его слова (Откровение).
По-моему, о Христе как о чем-то самосущем у Иустина говорится вполне явно.

А ты склонен слова Христа в данном контексте интерпретировать в смысле человеческих слов? Если так, то почему они "выше солнца"?
Записан

Если доказательства относительно животворящей и святой Троицы, и великого домостроительства Бога Слова, единого от Троицы, даже опирающиеся на отцов, построены и теперь строятся не на всеобщих значениях и определениях терминов, то вывод будет случайным и не доказательным (Леонтий Византийский)
Дмитрий Бирюков
глобальный модератор
Ветеран
*
Offline Offline

Сообщений: 1155



« Ответ #11 : 08 Январь 2010, 02:36:02 »

В смысле Откровения, Благой Вести в целом, т.е. послания Иисуса миру. Выше Солнца - т.к., как было сказано у Иустина, за Солнце не умирают, а за Иисуса (и его слова) - умирают, поэтому и выше. В любом случае, слово "энергия" здесь не оч. корректно, т.к. с энергией у нас ассоциации в смысле того, что они вечные и не зависимые от творения, а здесь, очевидно, речь идет об Откровении Христа к творению.
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Powered by SMF 1.1.11 | SMF © 2006-2008, Simple Machines LLC Valid XHTML 1.0! Valid CSS!