consensus patrum
24 Сентябрь 2020, 08:37:12 *
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
   Начало   Помощь Поиск Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Архиепископ Нафанил (Львов) о Карташёве А.В.  (Прочитано 1547 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Денис В.С.
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 539


« : 19 Декабрь 2009, 23:59:11 »

Мы сейчас страшно бедны духовными книгами. Тридцать лет нашего изгнания и нищеты, пять лет небывалой войны и ее последствия, тяготевшие над нами до сих пор, поставили нас в тяжелое положение духовного изголодания, которое особенно остро ощущается сейчас, когда в наши ряды вливаются новые элементы, еще более нуждающиеся в книжной духовной пище.

И потому нам особенно бережно надо относиться к каждой возможности, хотя крупицей утолить этот духовный голод, если такая возможность открывается пред нами, чтобы в этот ответственный момент никак не протянуть голодному камня вместо хлеба.

Эти мысли возникли у нас при просмотре недавно вышедшей в Париже книги профессора А.Н. Карташева "Ветхозаветная библейская критика" [Париж, 1947].

Вопросы, возбуждаемые в ней почтенным профессором, интересны, и хотя с его выводами, несмотря на все делаемые им оговорки, никак не мог и не может согласиться православный читатель, но эти вопросы можно было бы поставить и обсуждать в сколь-нибудь спокойной кабинетной обстановке. Сейчас же, когда у нас почва горит под ногами, когда в апокалиптической грозе мобилизованы все темные силы, чтобы штурмовать основы нашей веры. эта льющая воду на ту же мельницу книга профессора высшей богословской школы, кажется нам тяжким соблазном, который мы не можем по пастырской совести, по чувству ответственности перед Богом за наших пасомых, оставить без ответа, как ни хотелось бы нам избежать полемики с человеком во всем остальном столь единомышленным снами.

Книга начинается с изложения того, как, несмотря на то, что "неподвижный исторический консерватизм вселенской церкви во всех ее вероисповеданиях [мы утверждаем, что православный человек, тем более православный профессор, ясно понимающий что именно он говорит, так выражаться не может, ибо мы веруем во единую святую Соборную и Апостольскую Церковь - Е. Н.] уже слишком достаточно, почти два тысячелетия сопротивлялся какому бы то ни было отрицательному, профанному и критическому отношению к библейскому материалу", в конце концов, все таки критическое отношение к Библии побеждает повсюду, и даже "в Римско-католической Церкви эти выводы, если не приемлются еще в прямом виде, то они серьезно обсуждаются, как методологические проблемы, как рабочие гипотезы, и потому выводят римско-католическую науку о Ветхом Завете из плена немощной апологетики" (стр. 7).

Далее проф. Карташев с прискорбием (а мы с радостью, потому что пример протестантизма и даже римо-католичества для нас никак не доказателен - мало ли в чем они заблуждаются - Е. Н.) отмечает, что только в православном мире эти критические выводы еще не приемлются полностью.

В дореволюционных академиях "были только некоторые осведомительные касания к щекотливым проблемам в статьях профессоров Ф. Елеонского и В. Рыбинского". В настоящее же время "новаторскую борозду в науке несомненно проводит второй молодой профессор Ветхого Завета и еврейского языка в Афинском богословском факультете Василий Веллас", о котором проф. Карташев далее сообщает, что Веллас - "выученик немецкой науки, в частности венского профессора Э. Зеллинга" (стр. 10).

Нам горько это слышать, сознавая, что Парижский богословский институт и Афинский богословский факультет, насколько мы знаем, являются последними независимыми православными высшими богословскими учебными заведениями. Неужели хотя бы их нельзя было сохранить по настоящему православными? Ведь протестантских высших школ так много!

О В. Велласе проф. Карташев пишет далее: "Несмотря на эту одну ласточку, еще не делающую весны, в общем пока приходится признать, что вопрос о прохождении ветхозаветной дисциплины сквозь горнило критического метода в богословских школах всех православных стран остается до сих пор еще непочатым делом. И столь старая в науке (?) тема, как ветхозаветная библейская критика, звучит у нас на Востоке еще некоей новинкой. И как бесконечно грустно, что наша великая Матерь Русская Церковь сейчас так низко прибита к земле и поглощена пока самыми элементарными вопросами простого существования "крестить и благовестить", что, может быть, не скоро удосужится взойти на те аристократические высоты богословского цветения, с которых она свергнута была в низины революционной юдоли" (стр. 12).

Гордые слова. Сколько в них профессорской гордыни и пренебрежения к этому плебейскому занятию "крестить и благовестить", которое мы вместе со всеми апостолами и святителями почитаем высочайшим, единственным делом во всей вселенной, которому все эти гордые "аристократические высоты богословского цветения" могут только служить второстепенными и третьестепенными подсобиями. И если они перестают быть такими подсобиями, а тянутся к не принадлежащей им самостоятельной роли или уходят на кривые пути плотских мудровании, то рука Божия безжалостно низвергает их, иногда милостиво ранее, чем указанный позор коснется их, как это случилось с русской академической наукой, иногда попуская им договариваться до геркулесовых столбов безверия и безумия, как это случилось с протестантской, например, тюбингенской немецкой т. н. богословской наукой.

Читать полностью...

http://www.bible-mda.ru/e-books/html/nafanail_lvov-kartashev.html

Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Powered by SMF 1.1.11 | SMF © 2006-2008, Simple Machines LLC Valid XHTML 1.0! Valid CSS!