consensus patrum
24 Май 2019, 14:40:28 *
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
   Начало   Помощь Поиск Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Триады 1.3.9  (Прочитано 3583 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Дмитрий Бирюков
глобальный модератор
Ветеран
*
Offline Offline

Сообщений: 1155



« : 24 Октябрь 2009, 02:00:32 »

Как огонь, прикрытый непрозрачным веществом, нагреть его может, а просветить нет, так и ум, когда на нем лежит глухое покрывало злых страстей, может произвести знание, но никак не свет. Поскольку ум есть не только умосозерцаемый свет и даже не только высший из видимых таким образом светов, но также и созерцающий свет, как бы глаз души — “сращенный с душой ум есть ее зрение” по Василию Великому ш, — то как чувственное зрение не может действовать без светящего ему извне света, так и ум в качестве обладателя умного чувства не смог бы видеть и действовать сам в себе, если бы его не освещал Божий свет. И вот как зрение, начиная действовать, и само становится светом и возникает одновременно со светом и видит прежде всего тоже этот самый свет, разлитый по всем видимым вещам, точно так же ум, когда достигает полноты умного чувства, и сам есть целиком как бы свет и возникает одновременно со светом и с помощью света отчетливо видит свет же, возвышаясь не только над телесными чувствами, но и над всем познаваемым и вообще над всем сущим. Чистые сердцем видят Бога, согласно неложной заповеди блаженств, данной от Господа, Который, будучи светом, по слову богомудрого Иоанна, сына грома (1 Ин 1, 5), вселяется в нас и являет Сам Себя любящим Его и возлюбленным Им, как обещал (Ин 14, 21; 23). Он являет Себя очистившемуся уму как бы в зеркале, сам по себе оставаясь невидимым, потому что таково свойство зеркального образа: он и очевиден и его не видать, потому что никак невозможно одновременно глядеть в зеркало и видеть то, что отбрасывает в него свой образ.
--------------------
Здесь знание, которое имеет место и у страстного ума, сравнивается с теплом огня, а "умное чувство", воспринимающее Божественный свет, характерное для бесстрастного ума, сравнивается со светом огня. Но поскольку, как говорится, этим светом является Божественный свет, то не получается ли, что и источником тепла огня (=мышления, в контексте этой метафоры) также является Бог?
« Последнее редактирование: 24 Октябрь 2009, 02:11:46 от Дмитрий Бирюков » Записан
Алексей
глобальный модератор
Ветеран
*
Offline Offline

Сообщений: 1225


WWW
« Ответ #1 : 24 Октябрь 2009, 09:07:29 »

Мне так не показалось.

Огонь, покрытый непрозрачным веществом, греет, но не светит.

Способность мышления уподобляется огню. А о свете говорится в двойном значении. Ум и сам по природе есть умопостигаемый свет, во-вторых ум имеет силу созерцать свет Божественный.

Когда ум закрыт тьмой страстей, он ни только не видит и не отражает в себе Божественного света, но и омрачает свою природную световидность, сам становится тьмой.

И аналогия со зрением: оно само естественно бывает светом, когда озаряется светом извне, другим светом.

Источником мышления Бог является только в ограниченном смысле - как Творец, создавший способность нашего мышления и ее законы, и как Вседержитель, эти законы хранящий. А не в том смысле, что Он непосредственно вдохновляет естественное познание, каждое научное открытие и т.п.

Последнее из цитаты, конечно, не следует Улыбающийся

Дима, а как твой доклад об универсалиях? Нельзя ли его где-нибудь хотя бы естественно познать? Сверхъестественно пока что-то не получается Улыбающийся  
« Последнее редактирование: 24 Октябрь 2009, 09:10:34 от Алексей » Записан
Дмитрий Бирюков
глобальный модератор
Ветеран
*
Offline Offline

Сообщений: 1155



« Ответ #2 : 24 Октябрь 2009, 11:49:15 »

Вот я и не оч. понимаю, что здесь значит то, что ум есть умосозерцаемый свет. Ведь светом ум (и согласно здешней метафоре, зрение) становится именно при схождении на него Божественного света.
Никаких далекоидущих выводов я делать тут не хотел, чур меня! Просто у Паламы вообще есть такая тема, что все тварное содержит потенцию обожения, актуализируемую в святых, я имел в виду примерно ее.
А текст статьи, по которой я делал доклад пришлю, ессно )
Записан
Алексей
глобальный модератор
Ветеран
*
Offline Offline

Сообщений: 1225


WWW
« Ответ #3 : 24 Октябрь 2009, 14:23:21 »

Ум есть свет по естеству. Но при этом естественное состояние ума предполагает просвещенность его светом Божественным. Т.е. естественное не отделимо от сверхъестественного. Никакого пурус натурале (естества в чистом виде) по замыслу Божию не предполагается.

В противоестественном состоянии ум отражает тьму, омрачается.

Про то, что все тварное содержит потенцию обожения, я всегда считал, что это не только у Паламы, а у Отцов вообще является нормой.

У св. Григория Нисского, МИ, ИД это точно есть эксплицитно. Думаю, у других так или иначе тоже.

Записан
Дмитрий Бирюков
глобальный модератор
Ветеран
*
Offline Offline

Сообщений: 1155



« Ответ #4 : 24 Октябрь 2009, 15:25:40 »

Но тогда и получается то же самое и со "знанием" = теплом. Здесь ведь аналогия. Ум есть свет в случае просвещенности Божественным светом, а значит и ум являет знание = тепло в случае просвещенности Божественным теплом, в этой логике. Ведь естественное неотделимо от сверхестественного.
Записан
Алексей
глобальный модератор
Ветеран
*
Offline Offline

Сообщений: 1225


WWW
« Ответ #5 : 24 Октябрь 2009, 18:32:09 »

Не знаю... Не думаю, что аналогия с огнем (свет и тепло) обязана работать здесь на все 100 %, т.е. что оба ее аспекта должны быть жестко подчинены одному и тому же принципу.
Когда Палама хотел соотнести естественный свет ума с сверхъестественным светом Божества, куда в этом смысле пристроить тепло огня, его уже не интересовало. Вряд ли он сидел и тщательно продумывал каждую деталь этой по ходу мысли пришедшей на ум метафоры, чем сейчас занимаются два неких суемудра Улыбающийся) (по крайней мере один).

К тому же, если все же додумывать, способность мышления (тепло) не упраздняется ведь и при противоестественном состоянии ума. Не все же крутые интеллектуалы святы Улыбающийся Чаще бывает очень даже наоборот - соображает будь здоров, а благодатным помазанием и не пахнет Улыбающийся

Но духовное созерцание (свет) возможно только при восстановлении естественного состояния, которое предполагает и сверхъестественное просвещение.
Записан
Алексей
глобальный модератор
Ветеран
*
Offline Offline

Сообщений: 1225


WWW
« Ответ #6 : 24 Октябрь 2009, 18:34:42 »

"Как огонь, прикрытый непрозрачным веществом, нагреть его может, а просветить нет, так и ум, когда на нем лежит глухое покрывало злых страстей, может произвести знание, но никак не свет".
Записан
Дмитрий Бирюков
глобальный модератор
Ветеран
*
Offline Offline

Сообщений: 1155



« Ответ #7 : 24 Октябрь 2009, 21:43:00 »

Хотя вроде все работает, ведь поскольку греть, не светя, ненормально для света, так же и мыслить, не будучи пронизанным Бож. светом, тоже ненормально.
Отсюда кстати следует, что и в обожении ум действует (ведь свет не тока светит, но и греет), тока, как говорит Палама в другом месте, - пассивно.
Записан
Алексей
глобальный модератор
Ветеран
*
Offline Offline

Сообщений: 1225


WWW
« Ответ #8 : 24 Октябрь 2009, 22:02:35 »

Согласен.
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Powered by SMF 1.1.11 | SMF © 2006-2008, Simple Machines LLC Valid XHTML 1.0! Valid CSS!