Патриарх Кирилл:
«Паркеты и мраморные полы многие видели и умеют по ним ходить. Но нам нужны те, кто ни леса, ни тундры, ни вечной мерзлоты не испугается и понесет слово Божие подобно тому, как нес его святитель Иннокентий — и на собаках, и в оленьей упряжке, и перед лицом смерти от разбойников, от язычников, от стихий сурового северного края, — сказал предстоятель РПЦ. — Епископ Божий должен быть готов нести послушание в любом месте, куда его пошлет Церковь; и когда свершается над ним воля Божия, не впадать в уныние, не спрашивать "за что мне это?", а отвечать словами "вот я, Господи! если я нужен там, то принимаю Твой жребий"».
«Глубоко убежден: именно такая жизненная установка каждого иерарха и каждого священника поможет Церкви быть еще более эффективной. Когда же мы говорим об эффективности, мы имеем в виду не эффективность организации внешней жизни, но в первую очередь действенность нашей проповеди о спасении, или, говоря современным языком, проповеди о смысле жизни, потому что подлинный смысл жизни — это и есть спасение», — продолжил Патриарх. (
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=40509)
Как в жизни земной те, кто обручен, могут находиться рядом или жить на расстоянии или даже быть отдаленными на многие и многие километры друг от друга; как те, кто обручен, несомненно сталкиваются с искушениями и соблазнами, в том числе с соблазном изменить данному в обручении обещанию — «ведь брака еще нет!», так и в жизни Церкви это обручение Спасителю есть не что иное, как обещание верности. Но если мы в нашей земной жизни изменяем Христу, отказываемся от исполнения Его воли, Его закона, тех правил жизни, которые Он нам дал, если вместо Него мы обретаем иные цели и ориентируемся на иные ценности, то мы нарушаем верность и никакого брака не будет, ибо на нарушивших верность не женятся и замуж за них не выходят.
И, продолжая размышления на эту тему, святитель Иннокентий говорит о том, что бОльшая часть нашего сердца и ума занята не Христом. И он сказал об этом в то более или менее, как нам кажется, спокойное время, когда Церковь Христова ничем и никем не стеснялась, свободно проповедовала, находясь под покровительством православного императора, и казалось, что все идет благополучно и правильно. Но и святитель Иннокентий, и многие другие пастыри прозревали, что не все благополучно, потому что сердца человеческие отдавались не Христу, а маммоне, деньгам, власти, каждодневным заботам…
А что же говорить о нынешнем веке, когда так назойливо нам предлагаются эти лжеблага, когда с такой силой они навязываются каждому человеку как некий идеал жизни! Ничего подобного во времена святителя Иннокентия не было, но уже тогда, по его словам, многие отдавали сердце не Христу. Сколько же сил требуется, чтобы сегодня не изменить Жениху, остаться со Спасителем и не пленить сердце и разум этой внешней шелухой, этими елочными игрушками, этими блестками, этой пустотой жизни, которая манит человека так, как блестки на елке манят к себе ребенка!
Верность Спасителю предполагает в первую очередь духовное трезвение. Мы должны быть духовно трезвыми. Мы должны быть способны различать духов. Мы должны быть способны отличать подлинные ценности бытия от ложных, суетных лжеценностей, привлекающих человека только своей внешней привлекательностью. (
http://www.patriarchia.ru/db/text/1456159.html).