consensus patrum
28 Март 2024, 20:34:32 *
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
   Начало   Помощь Поиск Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: О целом и едином  (Прочитано 5665 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
tatiana
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 1397



« : 16 Октябрь 2009, 13:07:06 »

Читая Боэция «Комментарий к Порфирию» (о родах и видах), встретила там такой абзац:

«Ибо не может быть, чтобы целое, находясь одновременно во многих [вещах], было в самом себе едино по числу. Но в таком случае, если род не может быть чем-то единым, то он и вообще ничто. Ибо все, что есть, именно потому есть, что едино»

Хотелось бы спросить у тех, кто знает: как у Св.Отцов трактуются понятия философские понятия "целое" и "единое"?

Как соотносятся понятия "единое" и "существующее"? из выделенных слов цитаты следует, что не-единое - не-существующее.


 

Записан
tatiana
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 1397



« Ответ #1 : 16 Октябрь 2009, 14:44:13 »

возможно, ответ лежит на поверхности, или очевиден, но я его не вижу.
Записан
Дмитрий Бирюков
глобальный модератор
Ветеран
*
Offline Offline

Сообщений: 1155



« Ответ #2 : 16 Октябрь 2009, 16:19:40 »

Таня, здесь скорее чисто философский дискурс; он совершенно необязательно отсылает к отцам. Сам этот язык восходит к Платону и присутствует у платоников, в т.ч. Порфирия. Как он преломляется у отцов мне навскидку не сказать, м.б. и никак особенно. Здесь очевидно - платоническая интенция, отвергается понимание частной сущности, соответствующее филопоновскому (в триадологии Филопона). Но пользовался ли, например, тот же сам Филопон таким языком, я сейчас не могу сказать.
Записан
tatiana
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 1397



« Ответ #3 : 16 Октябрь 2009, 16:38:36 »


а-а, понятно, спасибо, Дима.

Хотя нет, вопросы все же остаются.

Попробую зайти немного с другой стороны: откуда у отцов появилось понятие Единицы (Бога как единого в трех лицах)? Имеет ли оно какие-то корни в предшествующей философской традиции?

Прошу прощения, я почти не владею в этом плане философской, а также триадологической терминологией (на пассивном уровне - прочитать могу  Улыбающийся).

Поэтому приношу извинения, если как-нибудь криво выражаюсь.
Записан
Дмитрий Бирюков
глобальный модератор
Ветеран
*
Offline Offline

Сообщений: 1155



« Ответ #4 : 16 Октябрь 2009, 16:54:12 »

Бог как Единица и Бог как единый это вроде терминологически немного разные вещи. Последнее - гораздо более традиционный язык, мне сложно точно сказать, откуда он взялся; первое появилось под воздействием философии средних платоников (это те, которые были до Плотина), и появилось наверное где-то с Оригена, а после него - почти у всех богословов того времени - Григория Чудотворца, Ария, Александра Александрийского, Григория Богослова и т.д. У меня чуть-чуть про это есть в статье про Ария, которая висит вот тут: http://rhga.ru/science/institute_of_christian_thought/byzant/birjukov.php
Записан
Андрей Белоус
глобальный модератор
Ветеран
*
Offline Offline

Сообщений: 2347



« Ответ #5 : 17 Октябрь 2009, 19:17:18 »

Бог как единый - это библейский язык. А как Единица - это уже средне и неоплатонический Наверное, так.
Записан

Если желаешь Истинной Жизни, ожидай всегда человеческой смерти (с) Нил Синайский
Павел Недашковский
Старожил
****
Offline Offline

Сообщений: 394



« Ответ #6 : 19 Август 2010, 05:17:38 »

Таня, здесь скорее чисто философский дискурс

Дискурс патристики это платонизм
Записан

Я преобразился в нуле форм и выловил себя из омута дряни Академического искусства
Андрей Белоус
глобальный модератор
Ветеран
*
Offline Offline

Сообщений: 2347



« Ответ #7 : 19 Август 2010, 06:07:45 »

Таня, здесь скорее чисто философский дискурс

Дискурс патристики это платонизм

по-моему, неверно будет сводить дискурс патристики только к платонизму; отцы вполне свободно использовали как материал неоплатонизма, так и разработки Аристотеля для выражения собственного дискурса, есть у них и стоические элементы.

Записан

Если желаешь Истинной Жизни, ожидай всегда человеческой смерти (с) Нил Синайский
Павел Недашковский
Старожил
****
Offline Offline

Сообщений: 394



« Ответ #8 : 19 Август 2010, 13:01:36 »

по-моему, неверно будет сводить дискурс патристики только к платонизму; отцы вполне свободно использовали как материал неоплатонизма, так и разработки Аристотеля для выражения собственного дискурса, есть у них и стоические элементы

Есть заимствования (к примеру Златоусту стоики нравились), но вот фанатов Плотина классическому платонизму я бы не противопоставлял «платонизм достигает в неоплатонизме своей последней зрелости» (Лосев)
« Последнее редактирование: 19 Август 2010, 13:06:47 от Павел Недашковский » Записан

Я преобразился в нуле форм и выловил себя из омута дряни Академического искусства
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Powered by SMF 1.1.11 | SMF © 2006-2008, Simple Machines LLC Valid XHTML 1.0! Valid CSS!