consensus patrum
28 Март 2024, 17:17:45 *
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
   Начало   Помощь Поиск Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Монах Сергий (Ситиков): «Забытый путь опытного богопознания»  (Прочитано 13459 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Алексей
глобальный модератор
Ветеран
*
Offline Offline

Сообщений: 1225


WWW
« : 13 Октябрь 2009, 09:52:35 »

В прошлом году переиздана любимая книга: Иеромонах (на самом деле просто монах) Сергий (Ситиков). Тайна Царствия Божия или забытый путь истинного богопознания (о внутреннем христианстве). Из библиотеки старца Иоанна Журавского. М.: Сибирская благозвонница, 2008 г.

Прежние издания надписывались именем прот. Иоанна Журавского. Но уже по прочтении в 1994 г. первого издания вкупе с воспоминаниями о самом Журавском стало как-то ясно, что автор не он.

Книга о Иисусовой молитве. По-моему, это лучшее, что написано о ней в XX в. Это, так сказать, Брянчанинов, переплавленный в простую и возвышенную поэму, в которой, однако, все выражено с математической точностью.

Учение о молитве помещено в исторический контекст. Даны ответы на главные вопросы: что случилось? когда началось? кто виноват? что делать?

«Монастыри – эти хранители умного света – разрушились, потому что само монашество разрушило основу монастырей: оставило умное делание. Оставление умного делания и увлечение монастырей в последних временах стяжанием внешнего довольства и славы, увлечение внешним благочинием и пышностью – было тяжким грехом и дерзким нарушением данных монашеством обетов. Долготерпение Божие не потерпело попрателей обетов и предало их грозному суду: монастыри разрушены и монашество упразднено».

«Хотя остатки монашества еще сохранились, но умной молитвы в монашестве не стало давно. И бедная окраденная душа монашеская все еще держится за черную рясу, за четочки, за пятисотку, за монашеский ангельский образ, утратив при этом умное ангельское делание, умное внимание к помыслам».

«Одно книжное никодимовское богословие, без жития по Божиему слову – пустоцвет, тело без души, труп. И притом труп, исполненный трупного яда и отравляющий всякого, кто прикасается к нему неосторожно. Богословское ведение без духовного жития – смертоносно, убийственно для души. Дух – животворит, а буква – отравляет, мертвит, убивает (2 Кор. 3, 6) <…> Да и все, прикасавшиеся к книжному богословию (в семинариях и академиях) без жития по Богу, на протяжении веков гибли, за исключением весьма редких счастливцев, мудро ограждавших себя житием духовным».

«Ненависть к монашеству является из всех выявившихся признаков самым грозным признаком окончательно сформировавшегося богоотступления, «тайны беззакония», прикрытой рясой благочестия. Это признак конца христианства, конца земли.
Как ни странно, а в историческом движении носителем этой ненависти к монашеству, а потому и к христианству, было духовенство, предстоятели престола».

«…для христианства и для монашества, как носителя тайны Христовой, наступила ночь Гефсимании: Иуда руководит темной и злой массой, ученик Христов является зачинщиком богоубийства. Сей евангельский образ служит страшным знамением, грозным пророчеством о наших днях».

«Путь нам указан – от внешнего к внутреннему, ко вниманию к помыслам и к непрестанной молитве».

«Главное условие умной молитвы – «береги ум». Наши благодатные наставники этому деланию – Писания святых отцов и скорби».

http://azbyka.ru/tserkov/duhovnaya_zhizn/molitva/isihazm_iisusova_molitva/zhuravskiy_o_vnutrennem_hristianstve_01-all.shtml
Записан
Алексей
глобальный модератор
Ветеран
*
Offline Offline

Сообщений: 1225


WWW
« Ответ #1 : 13 Октябрь 2009, 10:21:02 »

Об авторе.

В студенческие годы Сергей Петрович Ситиков и его друг, Н. К. Миллер, встретились на Кавказе с иеромонахом Стефаном (Игнатенко) (до 1904 г. подвизался на Афоне), который не только ответил на их вопросы и разрешил недо¬умения, но и смог возжечь и углубить интерес к со¬кровенному умному деланию.

Сергей Петрович родился 7 октября 1889 года. В первом браке он был женат на баронессе Марии Розен, которую очень любил. После революции и национализации имущества супругов Ситиковых выслали в один из северных лагерей, где Мария умерла от чахотки на руках у любящего мужа. Смерть жены потрясла Сергея Петровича. Вскоре он получил второй срок - десять лет на Дальнем Востоке.

После лагеря Сергей поселился на Алтае, в городе Бийске. Некий старец из Ленинграда, общий знакомый Сергея Петровича и Веры Александровны, благословил Веру вступить в переписку с Сергеем. Постепенно между ними возникла сердечная близость, и духовник в 1940 году направил Веру Александровну в Бийск венчаться с Сергеем Петровичем.

Супруги были монашеского склада, оба занимались умным деланием и решили жить как брат и сестра, ради взаимной поддержки. Вернувшись из ссылки, Ситиковы остановились в Мичуринске в убогом домишке, который почти по ставни врос в землю. Вместе с ними жили сестра Веры, Ольга Александровна, и их тетя, Пелагея. Ситиковы происходили из хороших фамилий и часто шутили, что до революции повелевали сами, а в конце жизни ими стали повелевать обстоятельства. Приходилось смиряться и терпеть. Вся семья руководствовалась советами иеросхимонаха Стефана (Игнатенко).
Старец Стефан постриг супругов в монашество, оставив им прежние имена, Сергия и Веры. Сергий был духовником своей жены. В 1951 году скончался монах Сергий. Следом за ним ушла из жизни Ольга Александровна (в иночестве Елена). Монахиню Веру постригли перед смертью в 1982 году, в великую схиму с именем Феклы.

Отец Сергий - монах созерцательного направления - был талантливым и тонким духовным писателем, В 1950-е годы он написал книгу об Иисусовой молитве под названием «Забытый путь опытного богопознания», которую ошибочно приписывают отцу Иоанну (Журавскому). Этот труд имел широкое хождение в самиздате и дважды был переиздан в Петербурге в середине 1990-х годов. (Старец Иоанн Журавский. Тайна Царствия Божия, или забытый путь истинного Богопознания /О внутреннем христианстве/). Из духовного наследия отца Сергия остался написанный им канон иконе Пресвятой Богородицы «Утоли моя печали».
Записан
tatiana
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 1397



« Ответ #2 : 13 Октябрь 2009, 10:22:00 »

Спасибо, Алексей, и за цитаты, и за инфу про самого о.Сергия (Ситикова).



самое страшное, на мой взгляд - это подмена. Когда рясы благочестия надевают те, кто и не собирался быть монахом, кто даже и не знает каково монашеское делание.

Здесь ненависть к монашеству, которая является признаком конца времен, может смениться и "любоффью", только вот это будет пострашнее самой ненависти. Потому что исчезнет в головах критерий подлинности монашества, а это означает полное поглощение всех и вся князем мира сего.
« Последнее редактирование: 13 Октябрь 2009, 10:26:37 от tatiana » Записан
Алексей
глобальный модератор
Ветеран
*
Offline Offline

Сообщений: 1225


WWW
« Ответ #3 : 13 Октябрь 2009, 10:38:55 »

Да, Татьяна. Монах Сергий так это и определяет - "тайна беззакония, прикрытая рясой благочестия".
Записан
azamat
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 2841



« Ответ #4 : 14 Октябрь 2009, 15:14:03 »

спасибо,Алексей,очень интересно.

ведь монастыри всегда спасали Церковь от ересей.

вот по монастырям и нужно бить сатане.

а самый лучший способ-это подмена подлинного суррогатами.

потому что сатана по-всякому пробовал.

кровью не получается,потому что Церковь от этого только прославляется и обогащается мучениками.

надо хитростью брать.

внешний вид православия может остаться на месте,а внутри всё сгниёт,как в яблоке.

толку от того,что православные будут почитать святых никакого не будет,потому что это всё равно,что украшать гробницы пророков.
« Последнее редактирование: 14 Октябрь 2009, 15:17:29 от azamat » Записан

Св.Иоанн Дамаскин: "Ибо одну только ревность к Истине я имею как надежду на спасение, и надеюсь, и желаю с нею встретить Господа Христа, предлагая Ему ее, как умилостивление за те постыдные грехи, какие были мною совершены."
Дмитрий Бирюков
глобальный модератор
Ветеран
*
Offline Offline

Сообщений: 1155



« Ответ #5 : 14 Октябрь 2009, 17:09:40 »

А что известно об упоминаемом старце Стефане?
Записан
Алексей
глобальный модератор
Ветеран
*
Offline Offline

Сообщений: 1225


WWW
« Ответ #6 : 14 Октябрь 2009, 17:52:44 »

А что известно об упоминаемом старце Стефане?

Мне немного.

Начинал в конце 1890-х на Афоне.
С 1904 г. перебрался на Кавказ, в Ново-Афонский монастырь.
Вроде был близок к имяславцам.
Декларацию не принял.
До 1930г. скрывался в горах с другими монахами.
Но все они был выслежены и арестованы.
Сидел.
После войны (после смерти митр. Сергия?) вошел в общение с МП.
Служил на приходе в Ставропольском крае, в Кисловодске.
Скончался в 1973. Похоронен в Кисловодске.

Упоминание об о. Стефане встречал еще в письмах иг. Никона (Воробьева), который оч. хорошо о нем отзывался и признавался, что хотел бы с ним встретиться, пообщаться.
Записан
tatiana
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 1397



« Ответ #7 : 16 Октябрь 2009, 10:40:26 »

Монах Сергий так это и определяет - "тайна беззакония, прикрытая рясой благочестия".

"тайна беззакония" - это выражение, встречающееся в Новом Завете, в Послании к Фесс. апостола Павла.  Это путь антихристов.


"Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь.
И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего.
того, которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными, 
и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения.   
И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи,
да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду."
    (2 Фес. 2, 7-12).

"Да не обольстит вас никто никак: ибо день тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели,    противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога. "
(2 Фес. 2, 7-12).



Записан
tatiana
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 1397



« Ответ #8 : 16 Октябрь 2009, 11:07:49 »

Еще из книги «Тайна Царствия Божия»:

«В дивном таинстве своего воплощения, наше отторгнутое от Бога естество, Господь приблизил к Себе и вознес до Своего Божества, срастворил в Себе неслиянно и нераздельно.
И яко Бог Сильный - и посадил его на престоле Своего Божества, - и сотворил ему величие: обожив его Своим Божеством.
И здесь наша обоженная природа познала, что Он - наш Бог Спаситель, Сильный и Славный, и Имя Его - СВЯТО.

Именем Его нашей умной духовной природе дарована свобода от насильственной над нами власти демонов. От их гордой и сильной власти Он нас спас, потому и назван нашим Спасителем. И с того времени Его Премирное Имя (как говорит св. Афанасий Александрийский) стало для нас действенно спасительным. Оно для нашей природы - свято и всесильно, драгоценно и любимо. Из всего любимого под небесами Оно - Самое любимейшее и на земле и в мире Горнем: ибо в Нем мы познали Того, Кто нас возлюбил вечной любовью и начертал нас на дланях Своих, украсил Свое Божество нашим человечеством, ум наш сделал Своим Престолом, а тело - Своим храмом.»
« Последнее редактирование: 16 Октябрь 2009, 11:11:41 от tatiana » Записан
tatiana
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 1397



« Ответ #9 : 16 Октябрь 2009, 11:10:08 »

еще (продолжение):

«…Желающему усвоить сие Божественное делание, чтобы стяжать навык еще здесь любить Его благостыню и исцелиться от тяжкой и древней болезни мрачного кружения ума и охранения от мысленного общения с демонским умом сим и «мысленным растлителем» - надлежит вступить на путь веры иного Богообщения, предложенный Св.Отцами: на путь сознания своего тяжелого пребывания в демонском вихре кружения - и смиренного, и спасительного ПРИЗЫВАНИЯ ИМЕНИ БОЖИЯ об избавлении нашей души от сего вихря кружений, то есть на путь умного трудничества, на путь покаяния.
И должно подвизаться в этом «умном труде» сколько есть сил до самой смерти, чтобы в ум наш вселился Христос Господь, по слову св. Симеона Нового Богослова.

И сим спасительным призыванием Имени Божия и будет совершаться явственно и ощутимо для нас врачевание и исцеление нашей «умной сущности», ибо само призывание Имени Божия и есть для нас спасительное врачевство, как и говорит о сем св. Варсонофий Великий.
«Непрестанное призывание Имени Божия - говорит святой, - есть врачевство, убивающее не только страсти, но и самое действие их. А страсти - суть демоны и исходят от призывания сего Имени».


«…И в живом опыте мы начинаем познавать - как говорит сей Святый, что лучшей помощи, кроме Иисусовой, не найти нам во всю жизнь нашу, потому, что только Он Один, Господь, яко Бог, знает демонские ковы, обходы и лукавства.
Потому и необходимо для нас непрестанное призывание Имени Божия:
«Ибо от призывания Имени Божия враги обессиливаются, - как говорит св. Варсонофий Великий, - а зная сие - не престанем призывать Имя Божие в помощь».

И только в сем делании непрестанного мысленного труда наше мысленное естество - этот Образ Присносущной Его Славы, Красота Божия в нас (покрытая хламидой страстей), эта потерянная драхма, этот грешник, «блудно иждивший свое житие», только в сем сокровенном делании обретает незаблудный путь, ведущий к Богу.».
Записан
tatiana
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 1397



« Ответ #10 : 19 Октябрь 2009, 18:09:09 »

да, так вот, что я хотела сказать - что имяславие в этой книжке, как видно из цитат, эксплицитно не выражено. Цитаты выдернуть и подсунуть под нос оппоненту, допустим, не удастся. Дык не за тем и цитаты.

Мне кажется, что человек, занимающийся умным деланием, не может в принципе быть имяборцем. Призывая Имя Божие, он на опыте познает, что к чему.

Призывать Имя Божие и не призывать Бога вместе с Ним и в Нем - это нонсенс, как мне кажется, шизофрения.

Конечно, в общем и целом вопрос сложнее и глубже. Но сердцевина - умная молитва, остальное - шелуха.



Записан
tatiana
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 1397



« Ответ #11 : 22 Октябрь 2009, 19:03:40 »

В прошлом году переиздана любимая книга: Иеромонах (на самом деле просто монах) Сергий (Ситиков). Тайна Царствия Божия или забытый путь истинного богопознания (о внутреннем христианстве). Из библиотеки старца Иоанна Журавского. М.: Сибирская благозвонница, 2008 г.

Прежние издания надписывались именем прот. Иоанна Журавского. Но уже по прочтении в 1994 г. первого издания вкупе с воспоминаниями о самом Журавском стало как-то ясно, что автор не он.


а что с этим старцем не так, Алексей? дело в том, что у меня эта книжица есть как раз под авторством Журавского.
Записан
Алексей
глобальный модератор
Ветеран
*
Offline Offline

Сообщений: 1225


WWW
« Ответ #12 : 22 Октябрь 2009, 20:15:17 »

В первом издании кроме текста "Тайны Царствия..." были помещены материалы о жизни Журавского, его собственные записи, воспоминания о нем. Его образ, его литературный стиль, круг интересов и вообще его духовный тип, так сказать, и т.д. совершенно не вяжутся с тематикой и характером книги.
Журавский выглядит может быть и святым, но младенцем. Что-то вроде о. Николая Гурьянова, как мне показалось. 
« Последнее редактирование: 22 Октябрь 2009, 20:22:02 от Алексей » Записан
Дмитрий Бирюков
глобальный модератор
Ветеран
*
Offline Offline

Сообщений: 1155



« Ответ #13 : 22 Октябрь 2009, 23:40:02 »

Таня, а ты видела материал об авторе "Тайны Царствия..." в "Символе", который где-то висит на форуме?
Записан
tatiana
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 1397



« Ответ #14 : 23 Октябрь 2009, 00:23:06 »

Дима, спасибо, что указал.

Да, и правда, там Федор Калинин, главный редактор издательства православного братства святителя Алексия, в заметках к своей статье "Исихазм в деятельности православного Братства святителя Алексия" пишет:

"уже в начале 90-х гг. Ольга Николаевна Вышеславцева обратилась в издательство Братства святителя Алексия с просьбой опубликовать одну рукопись, на титульном листе которой в качестве автора был указан прот. Иоанн Журавский. При знакомстве с рукописью мы обнаружили почти полное совпадение ее с одноименной книжкой «О внутреннем христианстве», анонимная самиздатская версия которой попадалась нам в руки еще в 80-е годы. Однако действительным автором труда Ольга Николаевна назвала не прот. Иоанна Журавского, а Сергея Ситикова — друга ее давнего знакомого Николая Карловича Миллера, который и передал ей рукопись Ситикова на сохранение. Рукопись Ситикова местами была полнее самиздатской книжки анонимного автора. Материалы предисловия к намеченному изданию рукописи, а также некоторые проясняющие обстоятельства ее написания, продиктовала нам сама Ольга Николаевна."

И далее:

"Ольга Николаевна Вышеславцева так пояснила нам обстоятельства появления этой рукописи. Ее давний друг Николай Карлович Миллер в юности вместе со своим другом Сережей Ситиковым путешествовали по Кавказу в поисках духовного совета и наставления. Там они встретили старца-пустынника, который рассказал молодым людям о молитве Иисусовой и Умном делании. Беседа запала в души двух друзей, но, как нередко бывает, постепенно яркость впечатлений стушевалась, и только спустя почти сорок лет, по свидетельству самого Сергея Ситикова (в письме к другу
Николаю Миллеру), когда Сергей оказался в Сергиевом Посаде на монашеском кладбище, он неожиданно с прежней силой почувствовал
силу слов старца-пустынника. Это и послужило стимулом к написанию книги «О внутреннем христианстве». А причиной, по которой Сергей Ситиков в качестве выходных данных поставил на титульном листе «прот. Иоанн Журавский, 1912 год», была обычная для тех лет гонений на Церковь конспирация. Рукопись С. Ситикова отдал на сохранение О.Н. Вышеславцевой сам Н.К. Миллер."


там же дана вот эта ссылка http://dz9.narod.ru/supr.html.
(то, что там сказано о Ситиковых, Алексей уже излагал выше)


А письма о.Сергия Ситикова другу Николаю Миллеру - это небесная музыка. Без слез ее читать невозможно.
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Powered by SMF 1.1.11 | SMF © 2006-2008, Simple Machines LLC Valid XHTML 1.0! Valid CSS!