consensus patrum
02 Май 2024, 00:43:04 *
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
   Начало   Помощь Поиск Войти Регистрация  
Страниц: 1 [2] 3
  Печать  
Автор Тема: Субстанции и акциденции  (Прочитано 22445 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
azamat
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 2841



« Ответ #15 : 03 Октябрь 2009, 01:39:33 »

а можно источник? где св.отец так говорит? хочется контекст.
Записан

Св.Иоанн Дамаскин: "Ибо одну только ревность к Истине я имею как надежду на спасение, и надеюсь, и желаю с нею встретить Господа Христа, предлагая Ему ее, как умилостивление за те постыдные грехи, какие были мною совершены."
Дмитрий Бирюков
глобальный модератор
Ветеран
*
Offline Offline

Сообщений: 1155



« Ответ #16 : 03 Октябрь 2009, 01:51:19 »

Григорий Богослов в "Определениях, слегка начертанных" немного по-разному видит сущность и природу. Первое употребляет только по отношению к Богу. А по отношению к вещам пользуется понятием природы.

Цитата: Григорий Богослов
Бог есть сущность и первая доброта.

А то, что каждую вещь делает такой или иной, есть природа.

На мой взгляд, в разговоре о пресуществлении  нужно это учитывать. Разный бытийный уровень "до" и "после".

Пресуществление - возведение природного с сущностному.


Хотя, знаю, что в богословии это часто синонимы, но через Григория Богослова здесь можно видеть и возможность различения.

По-моему, из этих слов Григория Богослова не следует различения сущности и природы.
Записан
Андрей Белоус
глобальный модератор
Ветеран
*
Offline Offline

Сообщений: 2347



« Ответ #17 : 03 Октябрь 2009, 01:57:15 »

По-моему, тоже. Вообще не понял, откуда такой вывод.
Записан

Если желаешь Истинной Жизни, ожидай всегда человеческой смерти (с) Нил Синайский
seksta
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 714


Елена


« Ответ #18 : 03 Октябрь 2009, 03:07:02 »

Цитировать
- Хотя, знаю, что в богословии это часто синонимы, но через Григория Богослова здесь можно видеть и возможность различения.

 - По-моему, из этих слов Григория Богослова не следует различения сущности и природы.

 - По-моему, тоже. Вообще не понял, откуда такой вывод.

К этой мысли о необходимости различать в богословии употребление понятия сущности по отношению к тварному и по отношению к Богу подводит  Дионисий Ареопагит в "Божественных Именах". Помните, когда он говорит, что если мы называем сущностью Бога, то все остальное не имеем права так именовать. Если же все остальное сущность - то тогда Бог не сущность (а СВЕРХСУЩНОСТЬ).

Вот это важное различение можно отобразить, если для Бога употреблять первое именование (сущность), а для для тварного - второе (природа).

Или можно иным образом формулировать. Если в Дарах до пресуществления - сущность, то после пресуществление - уже присутствие СВЕРХСУЩНОСТИ.

Тогда определение будет выглядеть так:

Пресуществление - возведение сущности к сверхсущности.

.................

Простите, если опять что-то не то сказала. Ни на чем не настаиваю.
« Последнее редактирование: 03 Октябрь 2009, 03:09:29 от seksta » Записан
seksta
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 714


Елена


« Ответ #19 : 03 Октябрь 2009, 03:17:57 »

Цитата: ioann
а можно источник? где св.отец так говорит? хочется контекст.

Там контекста нет. Там пунктир определений. Каждая мысль самозамкнута и лаконична и за каждой - законченность красоты мысленного движения.

Мне кажется, это может быть школой ума, для того  чтобы перенимать какое-то ценное умение. Я часто перечитываю - как род поэзии.

Вот ссылка:

Свт. Григорий Богослов. Определения, слегка начертанные

http://mystudies.narod.ru/library/g/greg_naz/poems/90.html
« Последнее редактирование: 03 Октябрь 2009, 04:59:03 от seksta » Записан
Иеродиакон Иоанн
Пользователь
**
Offline Offline

Сообщений: 53


Амбелокипиот


« Ответ #20 : 08 Октябрь 2009, 13:11:57 »

Субстанция (усия, сущность) и акциденции (симбебикос, привходящие признаки) - это античная еще пара понятий, которая постоянно использовалась в патристике в самых разных сферах, задолго до латинской схоластики.

Кроме сущности и привходящих свойств-акциденций есть еще и сущностные свойства-идиомы и свойства-энергии.
Акциденции в узком смысле - это как раз отделимые привходящие признаки. Но различаются еще и не отделимые акциденции.

Если бы Вы попытались разобраться со значением этих терминов и характером их использования у отцов, Вам, думаю, стало бы ясно, что все Ваши доводы - мимо цели.
 
Католическая и православная евхаристологии - это совершенно разные учения, исходящие из разой христологии, онтологии и т.д.. Но отсюда, на мой нынешний взгляд, не следует, что в каком-то одном аспекте они не могут быть описаны с помощью одних и тех же терминов, формулировок и концепций. 


(((Кроме сущности и привходящих свойств-акциденций есть еще и сущностные свойства-идиомы и свойства-энергии.
Акциденции в узком смысле - это как раз отделимые привходящие признаки. Но различаются еще и не отделимые акциденции.)))

Все это понятно! Но на мой взгляд, все эти термины и попытки с их помощью выразить невыразимое ничего не дают. Можно лишь  только указывать на неудачные попытки с их помощью обьяснить необьяснимое.
Я читал уже некоторые темы этого форума и видел как эти термины употребляются, так например, многие считаю, что в иконе присутствуют ипостасные идиомы того кто на ней изображен.
И все это преподноситься как обьяснение.
Думаю, очень легко будет показать, что подобное выражение ничего не обьясняет в принципе (хотя я и сам так считаю). Именно поэтому можно пользоваться более спокойными и простыми формулировками.
А так некоторые участники форума писали мне (не буду называть имени), что фото человека, или портрет (не говоря уже об иконе) – это таже на 100% личность, что и в натуре (допустим, если человек, который на фото еще жив). Что называется человек забогословствовался и даже не увидел, что подобная его трактовка полностью опровергает само понятие личности (мы  с ним остановились на формулировке которую дал Кураев, - для простоты).

(((Если бы Вы попытались разобраться со значением этих терминов и характером их использования у отцов, Вам, думаю, стало бы ясно, что все Ваши доводы - мимо цели.)))

Не могу я с этим согласиться!  Так например, термин «акциденции» не получил у св.отцов широкого применения.
Проблема состоит в том, что во времена св.отцов наука и богословие были фактически неотделимы, грубо говоря (очень грубо) и науки то совсем небыло. Вот богословы (а также философы, алхимики) и пытались найти решение некоторых естественно-научных вопросов с помощью богословских методов.
У того же пр.Иоанна Дамаскина в его «Точном изложении…» есть такие естественно-научные пассажи от которых можно только улыбаться. В любом случае использование их как святоотеческий аргумент недопустимо.
Подобные вещи можно найти практически у всех отцов.

Кстати, доводы это не мои, а хаотически (простите не было времени систематизировать) взяты из дискуссий в сети. Хотелось бы, чтобы парочка из них была рассмотрена подробно (допустим случай с акциденциями плесени и т.д.).
Да и потом, нельзя же у св.отцов брать все подряд и выдавать это как богооткровенную истину.
Думаю, вы знаете, что все (или почти все) ереси выводились из св.отцов.
Мне кажется (еще только кажется), что основная ошибка здесь заключается в желании все и вся обьяснить. И действительно в христианстве антиномий больше нежели нам бы хотелось. Вот мы и пытаемся все разложить по полочкам. Увы, часто это неверный ход мысли.
 
(((Католическая и православная евхаристологии - это совершенно разные учения, исходящие из разой христологии, онтологии и т.д..)))

Согласен! Но, в чем разница наших обьяснений того, что происходит в таинстве евхаристии, когда мы применяем тот же самый, что и католики терминологический аппарат? Можно подробнее? Что-то я еще ни разу не читал (может просто не попадалось) более-менее вразумительное обьяснение ситу таинства с помощью этих терминов. Если таковое есть очень бы хотелось его почитать.
Я знаю, что в этом моменте Осипова многие критикуют. Но, увы, лучшего обьяснения лично я пока не встречал.
Да и кстати, основная претензия к Осипову о том, что он слабо опирается на св.отцов, мол у них похожего ничего нет звучит как-то странно.
Во-первых: это не аргумент в пользу ложности его мнения.
Во-вторых: эпоха св.отцов не кончилась и никогда не кончится. Следовательно будет и богословское творчество.
Следовательно будут новые мнения. А вдруг тот же Осипов станет св.отцов или учителем Церкви? Думаю, нужно давать  опровержение по сути, т.е. только тогда это будет настоящим опровержением.
 

(((Субстанция (усия, сущность) и акциденции (симбебикос, привходящие признаки) - это античная еще пара понятий, которая постоянно использовалась в патристике в самых разных сферах, задолго до латинской схоластики.)))

Действительно, - это еще античная пара понятий. Понятий которые в принципе ничего не обьясняют (т.е. когда их пытаются связать). Другое дело, что в латинские схоласты решили, что этими понятиями можно адекватно выразить суть вещей в этом и была их ошибка (на мой взгляд). Также на мой взгляд, зря мы идем по ихнему пути.

Всего доброго !
Записан

Амбелокипиотский скит имени пр.Нила Сорского, с.Рубань, Тульчинской епархии УПЦ МП
Иеродиакон Иоанн
Пользователь
**
Offline Offline

Сообщений: 53


Амбелокипиот


« Ответ #21 : 08 Октябрь 2009, 13:16:50 »

Григорий Богослов в "Определениях, слегка начертанных" немного по-разному видит сущность и природу. Первое употребляет только по отношению к Богу. А по отношению к вещам пользуется понятием природы.

Цитата: Григорий Богослов
Бог есть сущность и первая доброта.

А то, что каждую вещь делает такой или иной, есть природа.

На мой взгляд, в разговоре о пресуществлении  нужно это учитывать. Разный бытийный уровень "до" и "после".

Пресуществление - возведение природного с сущностному.


Хотя, знаю, что в богословии это часто синонимы, но через Григория Богослова здесь можно видеть и возможность различения.

По-моему, из этих слов Григория Богослова не следует различения сущности и природы.

Простите, нет времени внимательно прочитать всю тему (я сейчас в салоне). Но вот какой хотел бы задать вопрос: а можно ли выразить сущность какой-либо вещи (в природе, вообще)? О каких вещах (допустим кроме человека, ангелов и бесов) можно говорить в субстанциональном смысле?
Записан

Амбелокипиотский скит имени пр.Нила Сорского, с.Рубань, Тульчинской епархии УПЦ МП
tatiana
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 1397



« Ответ #22 : 08 Октябрь 2009, 13:42:36 »

Проблема состоит в том, что во времена св.отцов наука и богословие были фактически неотделимы, грубо говоря (очень грубо) и науки то совсем небыло. Вот богословы (а также философы, алхимики) и пытались найти решение некоторых естественно-научных вопросов с помощью богословских методов.
У того же пр.Иоанна Дамаскина в его «Точном изложении…» есть такие естественно-научные пассажи от которых можно только улыбаться. В любом случае использование их как святоотеческий аргумент недопустимо.

Дмитрий, говорить о появлении науки можно лишь со времени границы Средневековья-Возрождения (15 век).

Естественно-научные вопросы могут рассматриваться с помощью богословских методов. Потому что это вопросы об устройстве Вселенной, и наука - лишь один из многих путей и подходов к изучению мира.

Вы постоянно путаете и смешиваете науку, богословие, еще какие-то собственные вымыслы, а валите все почему-то на Дамаскина и других отцов. От этого, извините, остается только улыбаться, по Вашему выражению.

Тема о научных воззрениях отцов здесь уже была
http://www.consensuspatrum.ru/index.php?topic=494.0



Кстати, доводы это не мои, а хаотически (простите не было времени систематизировать) взяты из дискуссий в сети.

Извините, но здесь не помойка, чтобы хаотически нахватанные доводы из сети сливать на этот форум. Кто за Вас тут должен систематизировать Ваши доводы и еще и отвечать на них?

Хотелось бы, чтобы парочка из них была рассмотрена подробно (допустим случай с акциденциями плесени и т.д.).
Да и потом, нельзя же у св.отцов брать все подряд и выдавать это как богооткровенную истину.


Хотелось бы, для начала, чтобы Вы излагали здесь свои доводы более отчетливо и желательно без сваливания в кучу. Никто за Вас разгребать все это не собирается.



Все посты от Вас, Курмояров Дмитрий, без каких-либо изменений в характере подачи материала будут правиться и удаляться, а к Вам будут применяться необходимые меры. Делайте выводы.
« Последнее редактирование: 08 Октябрь 2009, 13:47:55 от tatiana » Записан
Алексей
глобальный модератор
Ветеран
*
Offline Offline

Сообщений: 1225


WWW
« Ответ #23 : 08 Октябрь 2009, 13:52:28 »

Дмитрий, я не понял, что именно Вы хотели бы обсудить. Вы сказали очень много всего, но ничего конкретно. Впрочем, из того многого неконкретного, что Вы сказали, я не согласен ни с чем.  Улыбающийся

Отнеситесь со всей серьезностью к тому, что в начале темы Вам написала Татьяна.
Без учета этого замечания вести дискуссии, по крайней мере в рамках данного форума, просто бессмысленно. Нужен единый понятийный аппарат.

Этот форум - "консенсус патрум", ориентирован на патристику. Его участники в болшинстве своем имеют живой интерес к патристике, хотя бы и не профессиональный.
Поэтому понятийный аппарат, которым здесь стараются пользоваться - патристический. Постарайтесь начать его осваивать, иначе, еще раз повторю, разговора не получится, при всем к Вам уважении, по чисто техническим причинам  Улыбающийся

Кстати, термином акциденции св. отцы пользовались постоянно, это один из самых распространенных у них терминов.
В евхаристологии - да, этот термин использовался только св. Геннадием Схоларием.
Но ни он, ни даже католики, кстати сказать, не претендовали на то, чтобы с помощью этой терминологии раскрыть тайну Евхаристии. Речь только об ориентирах для движения нашего ума на пути к этой тайне. Как, впрочем, и относительно всех других богословских формулировок.

Сущность, с точки зрения св. отцов, естественным образом (разумом, чувствами) не познаваема. Непознаваемы даже тварные и даже материальные сущности. Сущность познается только по энергиям.
Познание самих тварных сущностей может быть только сверхъестественным, через причастие Богу и познания в Нем логосов тварей.  
  
« Последнее редактирование: 08 Октябрь 2009, 13:56:20 от Алексей » Записан
Иеродиакон Иоанн
Пользователь
**
Offline Offline

Сообщений: 53


Амбелокипиот


« Ответ #24 : 08 Октябрь 2009, 14:17:55 »


Алексей, я подробно отвечу на ваш пост позднее, спасибо за то, что не отказываете в общении.

Всего доброго !
Записан

Амбелокипиотский скит имени пр.Нила Сорского, с.Рубань, Тульчинской епархии УПЦ МП
Иеродиакон Иоанн
Пользователь
**
Offline Offline

Сообщений: 53


Амбелокипиот


« Ответ #25 : 08 Октябрь 2009, 14:21:46 »

Пост удален как флудный.
« Последнее редактирование: 08 Октябрь 2009, 14:29:35 от tatiana » Записан

Амбелокипиотский скит имени пр.Нила Сорского, с.Рубань, Тульчинской епархии УПЦ МП
Romeo
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 621


УПЦ МП


WWW
« Ответ #26 : 09 Октябрь 2009, 23:58:20 »

Я знаю, что в этом моменте Осипова многие критикуют. Но, увы, лучшего обьяснения лично я пока не встречал.

Дмитрий, что Вы имеете в виду? Уж не учение ли Осипова, что Дары по-халкидонски воспринимаются в Ипостась Христа - для Вас самое лучшее "обьяснение" преложения/пресуществления??..

С ув., Роман.
http://orthodox-man.livejournal.com
Записан

Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема ( Гал. 1 : 8 )
seksta
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 714


Елена


« Ответ #27 : 10 Октябрь 2009, 01:27:10 »

Все-таки хочется вернуться к  мысли о разном бытийном  уровне "до" и "после" события пресуществления.

Напоминаю уже высказанную мысль:

Если оттолкнуться от нюансов определения Григория Богослова , что "Бог есть сущность... а то, что каждую вещь делает такой или иной, есть природа", получается

1) Пресуществление - возведение природного с сущностному.

Если же оттолкнуться от рассуждения Дионисия Ареопагита о сущем (тварном) и в корне от него отличающемся СВЕРХСУЩЕМ (нетварном, Божественном), тогда определение будет выглядеть так:

2) Пресуществление - возведение сущности к сверхсущности.

То есть, в Дарах до пресуществления - одно, а после пресуществления - уже на порядок выше.


...................


Тут наткнулась на формулировку в одном из ЖЖ разговоров, которая в чем-то перекликается с попыткой трактовать пресуществление не в терминах "превращения" одного в другое, а как возведение низшего к высшему.

Цитировать
Общее учение Церкви (до латинской ереси): реальность хлеба и вина сохраняется полностью и во всех смыслах, а таинство заключается в том, что нечто другое к ней прибавляется

Реальность вещественная действительно сохраняется - т.е.хлеб и вино после эпиклезы не становятся призраками и при вкушении не происходит обмана в области чувств.

Не превращается, а неслиянно соединяется (как в рассуждениях о природах Христа)... С чем именно соединяется - это уже следующий этап рассуждений, об этом пока не говорим...

И не нужно привлечение всяких сложных терминов - таких как субстанция, акциденция...

Вопрос: так можно видеть, или здесь скрыта ошибка?

« Последнее редактирование: 10 Октябрь 2009, 19:30:14 от seksta » Записан
seksta
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 714


Елена


« Ответ #28 : 10 Октябрь 2009, 01:40:04 »

Цитата:  Курмояров Дмитрий
О каких вещах (допустим кроме человека, ангелов и бесов) можно говорить в субстанциональном смысле?

Просьба. Разъясните, пожалуйста,  что значит "субстанциональный смысл" вещи?

Мне нужно пройти  ликбез.

Записан
Иеродиакон Иоанн
Пользователь
**
Offline Offline

Сообщений: 53


Амбелокипиот


« Ответ #29 : 16 Октябрь 2009, 09:15:32 »

Я знаю, что в этом моменте Осипова многие критикуют. Но, увы, лучшего обьяснения лично я пока не встречал.

Дмитрий, что Вы имеете в виду? Уж не учение ли Осипова, что Дары по-халкидонски воспринимаются в Ипостась Христа - для Вас самое лучшее "обьяснение" преложения/пресуществления??..

С ув., Роман.
http://orthodox-man.livejournal.com

Нет я имею в виду, не учение Осипова.
Речь идет о том, что идя путем католического богословия мы только запутаем ситуацию, а не проясним ее. Кстати, я уже писал вам, что не  считаю данное разьяснение А.И.Осипова корректным.
Подробно все поясню позднее.
Вот тольк не уверен, что мои посты не удалят как флуд. А ведь в удаленном посте я просил привести примеры того, где я конкретно допустил бестактность и т.д. Честно говоря меня удивил тот факт, что мусором были названы цитаты св.Григория Нисского, Лосского и Хомякова.
Признаюсь я надеялся, что участники этого форума владеют культурой дискуссии (да и сейчас на это надеюсь), а культура дискуссий предполагает в случае несогласия обоснования своих выводов. Причем не обязательно комментировать все мои аргументы, можно разобрать какой-либо один из них.
Допускаю, конечно, что я несколько сумбурно изложил информацию. Надеюсь, что после моих соответствующих разьяснений ситуация поправиться.
Всего доброго !
Записан

Амбелокипиотский скит имени пр.Нила Сорского, с.Рубань, Тульчинской епархии УПЦ МП
Страниц: 1 [2] 3
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Powered by SMF 1.1.11 | SMF © 2006-2008, Simple Machines LLC Valid XHTML 1.0! Valid CSS!