consensus patrum
25 Апрель 2024, 11:59:18 *
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
   Начало   Помощь Поиск Войти Регистрация  
Страниц: [1] 2 3
  Печать  
Автор Тема: Учение блаж. Августина о человеческой природе Иисуса Христа  (Прочитано 18758 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Денис В.С.
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 539


« : 29 Сентябрь 2009, 17:50:24 »

Как блаж. Августин учил о человечестве Бога Слова ? Подобно свтт. Григориям и Кириллу о всецелой обоженности человечества Логоса с самого Его зачатия или нет ?

Просто встречал мнение, что Августин - криптонесторианин.
« Последнее редактирование: 24 Ноябрь 2009, 17:59:07 от Алексей » Записан
Денис В.С.
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 539


« Ответ #1 : 06 Ноябрь 2009, 17:48:06 »

Вот что пишет Августин о Богочеловеке :

Христос есть человек, воспринятый Словом Божиим и ставший с Ним едино безо всяких предшествовавших заслуг. Высшее явление благодатного принципа, Христос, потому есть высшее обнаружение предопределения. "Нет более славного примера предопределения? чем сам Иисус". "Кто из верных хочет хорошо понять предопределение, тот пусть взирает на Него и в Нем найдет самого себя". Бог, сделавший этого воспринятого Им человека из семени Давида праведным без о всяких его предшествовавших заслуг, так же поступит и со святыми, которых Он предопределил.

http://antology.rchgi.spb.ru/Sanctus_Aurelius_Augustinus/pars2.html

Это в чистом виде вера Диодора, Феодора, Нестория, Феодорита.

Вот откуда у католиков сопротивление Пятому Вселенскому Собору.
Записан
azamat
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 2841



« Ответ #2 : 08 Ноябрь 2009, 18:51:14 »

Это в чистом виде вера Диодора, Феодора, Нестория, Феодорита.

наоборот. именно Пелагий был учеником сирийского несторианина.

а блж.Августин был апологетом благодати,видевшим цель в обожении.

по блж.Августину, любое спасительное движение в человеке начинается нетварной энергией,совершается при помощи нетварной энергии и направлено на нетварную энергию.

а у несторианствующего Пелагия цель человека стать хорошим человеком,а не Богом.

поэтому Августин обожен,а Пелагий нет.

впрочем, по чистоте учения св.Кассиан превосходит св.Августина.
Записан

Св.Иоанн Дамаскин: "Ибо одну только ревность к Истине я имею как надежду на спасение, и надеюсь, и желаю с нею встретить Господа Христа, предлагая Ему ее, как умилостивление за те постыдные грехи, какие были мною совершены."
azamat
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 2841



« Ответ #3 : 08 Ноябрь 2009, 18:56:10 »

Вот что пишет Августин о Богочеловеке :

Христос есть человек, воспринятый Словом Божиим и ставший с Ним едино безо всяких предшествовавших заслуг. Высшее явление благодатного принципа, Христос, потому есть высшее обнаружение предопределения. "Нет более славного примера предопределения? чем сам Иисус". "Кто из верных хочет хорошо понять предопределение, тот пусть взирает на Него и в Нем найдет самого себя". Бог, сделавший этого воспринятого Им человека из семени Давида праведным без о всяких его предшествовавших заслуг, так же поступит и со святыми, которых Он предопределил.

если рассматривать человеческую природу Христа,то она была обожена безо всяких заслуг и достижений.

не было в её обожении никакого динамизма.

так и в крещении даруется святость без всяких заслуг со стороны человека.

кстати, прочтите обличение пеллагианского учения митр.Сергия Страгородского священномучеником и святителем Виктором Островидовым,епископом Глазовским и Воткинским.

http://antimodern.wordpress.com/2009/02/07/%d0%bd%d0%be%d0%b2%d1%8b%d0%b5-%d0%b1%d0%be%d0%b3%d0%be%d1%81%d0%bb%d0%be%d0%b2%d1%8b/

там отстаивается именно августинизм,именно дарование благодати крещения безо всяких заслуг по образу (не по тождеству) Боговоплощения,по образу высшего и уникального ипостасного единства человеческой природы с Божеством.

об этом же писал и св.Николай Кавасила.
« Последнее редактирование: 08 Ноябрь 2009, 19:40:41 от azamat » Записан

Св.Иоанн Дамаскин: "Ибо одну только ревность к Истине я имею как надежду на спасение, и надеюсь, и желаю с нею встретить Господа Христа, предлагая Ему ее, как умилостивление за те постыдные грехи, какие были мною совершены."
azamat
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 2841



« Ответ #4 : 08 Ноябрь 2009, 19:26:07 »

вот полный текст. пишет Е.Н.Трубецкой:

Христос, по учению Августина, есть высшее явление благодати: в Нем, "как в нашем Главе, раскрывается сам источник благодати", откуда она изливается на все члены Его тела". Христос есть человек, воспринятый Словом Божиим и ставший с Ним едино безо всяких предшествовавших заслуг. Высшее явление благодатного принципа, Христос, потому есть высшее обнаружение предопределения. "Нет более славного примера предопределения? чем сам Иисус". "Кто из верных хочет хорошо понять предопределение, тот пусть взирает на Него и в Нем найдет самого себя". Бог, сделавший этого воспринятого Им человека из семени Давида праведным без о всяких его предшествовавших заслуг, так же поступит и со святыми, которых Он предопределил. Бог в людях, как и в Нем, соделывает благую волю. Создатель вселенной "и Его и нас предопределил. Ибо и в Нем, чтобы Он стал нашим Главою, и в нас, чтобы мы стали Его членами, Он предвидел не дела наши, имеющие предшествовать, а будущие Свои дела". Таким образом? человеческая воля Христа, как и человеческая воля вообще, низводится Августином до степени пассивной среды бдагодати, автоматического орудия предопределения. Притом, так как сама благодать не есть всеобщее Божественное действие, а лишь одно из последствий предопределения, то и человечность Христа, как выражение благодати по преимуществу, есть лишь частное проявление всеобщего закона предопределения.

исходя из этого,Денис,Вы слова философа Е.Н.Трубецкого приписали святому Августину и стали обвинять его в ереси.

а потом,нельзя ставить на одну доску еретиков со святыми (имею ввиду ещё и блж.Феодорита).
« Последнее редактирование: 08 Ноябрь 2009, 19:48:39 от azamat » Записан

Св.Иоанн Дамаскин: "Ибо одну только ревность к Истине я имею как надежду на спасение, и надеюсь, и желаю с нею встретить Господа Христа, предлагая Ему ее, как умилостивление за те постыдные грехи, какие были мною совершены."
Алексей
глобальный модератор
Ветеран
*
Offline Offline

Сообщений: 1225


WWW
« Ответ #5 : 08 Ноябрь 2009, 22:29:05 »


а блж.Августин был апологетом благодати,видевшим цель в обожении.

по блж.Августину, любое спасительное движение в человеке начинается нетварной энергией,совершается при помощи нетварной энергии и направлено на нетварную энергию.


Так по Августину-то благодать вроде тварная.
Записан
azamat
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 2841



« Ответ #6 : 08 Ноябрь 2009, 22:42:11 »

Так по Августину-то благодать вроде тварная.

где? )

ведь там может по контекству под благодатью подразумеваться эргон.

у св.Максима Исповедника даже "логос" может быть тварным,если богоприлично понимать.
Записан

Св.Иоанн Дамаскин: "Ибо одну только ревность к Истине я имею как надежду на спасение, и надеюсь, и желаю с нею встретить Господа Христа, предлагая Ему ее, как умилостивление за те постыдные грехи, какие были мною совершены."
Алексей
глобальный модератор
Ветеран
*
Offline Offline

Сообщений: 1225


WWW
« Ответ #7 : 08 Ноябрь 2009, 23:10:43 »

Ты, кажется, втискиваешь Августина в не совсем органичную для него систему координат.

Где конкретно он говорит о тварности благодати, не знаю - специально не интересовался.
Но об этом, как о само собой разумеющемся факте, писали, например, Мейендорф, Романидис (он вообще Августина числил чуть ли не в неосужденных еретиках)... Фаворский свет, Купину и т.п. он будто бы понимал, как некие сотворенные элементы. И дескать, католический антипаламизм растет из Августина.

Кто-нибудь помнит об этом поточнее?

Кстати, я читал где-то, что почитать Августина в православном мире начали очень поздно, в 18-19 вв.
Записан
Андрей Белоус
глобальный модератор
Ветеран
*
Offline Offline

Сообщений: 2347



« Ответ #8 : 09 Ноябрь 2009, 00:01:46 »

я помню, что у Аквината благодать тварная, и фаворский свет... это я у него самого читал в "Сумме теологии". насчет Августина  - ты прямо мне глаза открываешь, Алексей! я нигде об этом не читал. Улыбающийся
Записан

Если желаешь Истинной Жизни, ожидай всегда человеческой смерти (с) Нил Синайский
Андрей Белоус
глобальный модератор
Ветеран
*
Offline Offline

Сообщений: 2347



« Ответ #9 : 09 Ноябрь 2009, 00:05:23 »

Цитировать
Кстати, я читал где-то, что почитать Августина в православном мире начали очень поздно, в 18-19 вв.

я тоже об этом где-то слышал, но в этом случае непонятно, почему для Марка Эфесского он был одним из свв. отцов?.. да и в списке "избранных отцов" 5-го Всел. собора (хотя бы только и в латинском варианте Улыбающийся тоже Августин присутствует..
Записан

Если желаешь Истинной Жизни, ожидай всегда человеческой смерти (с) Нил Синайский
Алексей
глобальный модератор
Ветеран
*
Offline Offline

Сообщений: 1225


WWW
« Ответ #10 : 09 Ноябрь 2009, 00:10:31 »

У Августина Бог - абсолютно простая сущность. Он не различал в Боге сущность и свойства, силы, энергии (у Попова в книге об Августине есть даже небольшая глава, к-рая называется типа критика Августином восточного учения о различии в Боге сущности и сил). Вечное блаженство как интеллектуальное созерцание сущности Божией, это же от него на Западе идет.

Об этом всем, если не изменяет память, в "О Троице" у него должно быть.  
Записан
Алексей
глобальный модератор
Ветеран
*
Offline Offline

Сообщений: 1225


WWW
« Ответ #11 : 09 Ноябрь 2009, 00:23:12 »

Цитировать
Кстати, я читал где-то, что почитать Августина в православном мире начали очень поздно, в 18-19 вв.

я тоже об этом где-то слышал, но в этом случае непонятно, почему для Марка Эфесского он был одним из свв. отцов?.. да и в списке "избранных отцов" 5-го Всел. собора (хотя бы только и в латинском варианте Улыбающийся тоже Августин присутствует..

Св. Марк просто знал западные приоритеты. Со списком тоже понятно, даже если не только в латинском варианте, - дипломатия и т.п. Но при этом ведь, как говорят, его в первом тысячелетии никто на Востоке не читал.

Известность его творения приобретают в поствизантийский период (хотя в узких интеллектуальных кругах их знали, кажется, века с 12), в 17-18 складывается традиция православного августинизма, а литургическое почитание, в смысле вносится в святцы и служба составляется, в конце 18 (Синаксарь преп. Никодима?) и в 19.   

 
Записан
Дмитрий Бирюков
глобальный модератор
Ветеран
*
Offline Offline

Сообщений: 1155



« Ответ #12 : 09 Ноябрь 2009, 00:31:08 »

не-не, считается, что Палама его читал в переводе Максима Плануды и им проникался. Когда в "150 главах" идет речь о Духе как эросе между Отцом и Сыном, то, считают, что это влияние Августина. И еще в "150 главах" что-то связанное как раз с темой, что энергии не то же, что "привходящее" (сюмбебекос) - считают, что это он тоже прочитал в "О Троице" и пересказал.
Записан
Алексей
глобальный модератор
Ветеран
*
Offline Offline

Сообщений: 1225


WWW
« Ответ #13 : 09 Ноябрь 2009, 00:55:15 »

Это я слышал.
А этот Максим Плануда когда жил?
Записан
Дмитрий Бирюков
глобальный модератор
Ветеран
*
Offline Offline

Сообщений: 1155



« Ответ #14 : 09 Ноябрь 2009, 01:02:11 »

Он был старшим современником Паламы и выполнил первые ваще на востоке переводы Августина. Но потом Августина переводили еще Кидонисы.
Записан
Страниц: [1] 2 3
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Powered by SMF 1.1.11 | SMF © 2006-2008, Simple Machines LLC Valid XHTML 1.0! Valid CSS!