consensus patrum
27 Апрель 2024, 22:40:40 *
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
   Начало   Помощь Поиск Войти Регистрация  
Страниц: 1 [2]
  Печать  
Автор Тема: Архиепископ Лука. Дух, душа и тело  (Прочитано 14817 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Алексей
глобальный модератор
Ветеран
*
Offline Offline

Сообщений: 1225


WWW
« Ответ #15 : 11 Август 2009, 20:31:05 »

Я, как технарь, вижу, что это бред.

Да, я тоже технарь. И я встречал неоднократно людей, вышедших из технарей, но довольно хороших гуманитариев в богословии, и наоборот - формально гуманитариев, но по уровню богословской мысли - технарь технарем.

Технарь технаря...  Улыбающийся
Записан
Дмитрий Бирюков
глобальный модератор
Ветеран
*
Offline Offline

Сообщений: 1155



« Ответ #16 : 11 Август 2009, 20:35:07 »

И Вы..?)
Записан
Алексей
глобальный модератор
Ветеран
*
Offline Offline

Сообщений: 1225


WWW
« Ответ #17 : 11 Август 2009, 20:41:28 »

И Вы..?)

Не-а, я в юности лирические стихи писал Улыбающийся
Записан
Дмитрий Бирюков
глобальный модератор
Ветеран
*
Offline Offline

Сообщений: 1155



« Ответ #18 : 11 Август 2009, 20:42:23 »

 Улыбающийся
Записан
npomonon
Старожил
****
Offline Offline

Сообщений: 317



WWW
« Ответ #19 : 11 Август 2009, 23:50:48 »

Насколько я знаю, в средневековых университетах было три факультета: богословский, естественный (т.е. технарский) и гуманитарный. Так что богословие - не гуманитарная наука, а значит, неважно, кто ей занимается: экс-технарь или экс-гуманитарий. Лишь бы по-святоотечески.
А вообще - с технарями проще общаться: тумана меньше в голове.
Записан

Жизнь коротка - потерпи немного...
Кирилл Кострыкин
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 589


Пока я дышу, я надеюсь


« Ответ #20 : 12 Август 2009, 00:28:23 »

Там еще обязательно был юридический факультет, ибо римское право было освящено Церковью, как на Западе, так и на Востоке, в Византии (достаточно вспомнить знаменитых византийских канонистов - Вальсамона, Зонару, Властаря), а на Западе еще и тесно связано с богословской мыслью.
 
А вообще - с технарями проще общаться: тумана меньше в голове.
Вот это точно, хотя бывает и скучновато, гуманитарии все-таки, как правило, более начитанные в разных областях, а не по узкой специализации. Хотя, опять же, все зависит от каждого конкретного человека. У меня много друзей, которые технари - но при этом очень начитанные и интеллектуальные люди, которые могут поддержать беседу практически в любой области.
Вообще, согласен с Вами, что нельзя жестко делить людей на технарей и гуманитариев применительно к богословию. Но все же, и среди пастырей Церкви не всегда богословы попадаются. Святитель Лука был пастырем прежде всего, а не теологом. Сейчас изданы его совершенно удивительные проповеди, которые построены на прекрасном знании им Священного Писания, но особо высокой богословской мысли в них нет. Его задача была в другом.
А так ли уж необходимо священнику или епископу непременно быть новым Максимом Исповедником или Григорием Паламой? И неужели если святитель Лука допускает какие-то воззрения, несогласующиеся с православным богословием, можно сомневаться в его святости? В конце концов, преподобный Иоанн Дамаскин в "Точном изложении православной веры" тоже приводит совершенно абсурдные с точки зрения современной науки сведения о физическом мире, а Иоанн Златоуст всерьез верил, что земля плоская и основывал свою эту веру исключительно на Писании...
Записан

"Плотолюбцам и чревоугодникам входить в исследование предметов духовных так же неприлично, как блуднице разглагольствовать о целомудрии" (Преподобный Исаак Сирин).
tatiana
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 1397



« Ответ #21 : 12 Август 2009, 01:21:45 »

И неужели если святитель Лука допускает какие-то воззрения, несогласующиеся с православным богословием, можно сомневаться в его святости? В конце концов, преподобный Иоанн Дамаскин в "Точном изложении православной веры" тоже приводит совершенно абсурдные с точки зрения современной науки сведения о физическом мире, а Иоанн Златоуст всерьез верил, что земля плоская и основывал свою эту веру исключительно на Писании...

Кирилл, Вы ничего тут не напутали? Одно дело - несогласованность воззрений с православным богословием, а другое - несогласованность с научными данными. Последнее как-то совсем маргинально и неважно для богословских текстов и тем более для святости.

Хотя и несогласованность воззрений с православным богословием не говорит о не-святости человека, тут, наверное, дело в степени такой несогласованности....
Записан
Кирилл Кострыкин
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 589


Пока я дышу, я надеюсь


« Ответ #22 : 12 Август 2009, 20:21:39 »

Вы правы, напутал, я не то хотел сказать. Здесь вообще речь не идет о соответствии или несоответствии богословию, потому что те проблемы, которые ставит в своей книге свт. Лука - чисто медицинского характера. Ну, и как христианин, свт. Лука и на эти проблемы пытается смотреть с точки зрения христианина. Богословие, кстати, так и не сформулировало четкого и подробного ответа на вопрос о том, что есть душа в человеке, каково ее происхождение и сущность. Одни отцы говорят одно, другие - другое...Наверное, нам это не дано знать... А книга свт. Луки - это своего рода выражение его научных гипотез, не более того. Я ее вообще не рассматриваю как богословский труд (хотя покупал ее именно с этой целью, думал, что уж в книге с таким названием и такого чтимого святого точно должен быть богословский ответ на то, какова природа души, но оказалось - нет...)
« Последнее редактирование: 12 Август 2009, 20:23:58 от Кирилл Кострыкин » Записан

"Плотолюбцам и чревоугодникам входить в исследование предметов духовных так же неприлично, как блуднице разглагольствовать о целомудрии" (Преподобный Исаак Сирин).
Денис В.С.
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 539


« Ответ #23 : 12 Август 2009, 20:50:06 »

Цитировать
В конце концов, преподобный Иоанн Дамаскин в "Точном изложении православной веры" тоже приводит совершенно абсурдные с точки зрения современной науки сведения о физическом мире,


Например ?
Записан
Алексей
глобальный модератор
Ветеран
*
Offline Offline

Сообщений: 1225


WWW
« Ответ #24 : 12 Август 2009, 21:26:36 »

те проблемы, которые ставит в своей книге свт. Лука - чисто медицинского характера. Ну, и как христианин, свт. Лука и на эти проблемы пытается смотреть с точки зрения христианина.

Например, вот это, да?
«Дух не только творит формы материальных тел, направляя и определяя процесс роста, но может сам принимать эти формы - материализовываться…
  Чем, если не материализацией духа, можно объяснить явление Господу Иисусу Христу Илии и Моисея при Его Преображении на горе Фаворе? А явление ангелов в человеческом виде? Ангел, явившийся Гедеону и его жене, исчез в дыме горящего мяса и похлебки совершенно так же, как исчезают материализованные духи, вызываемые спиритами".

Чисто медицинского характера проблема с точки зрения христианина  Улыбающийся
Записан
Кирилл Кострыкин
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 589


Пока я дышу, я надеюсь


« Ответ #25 : 13 Август 2009, 00:16:24 »

Цитировать
В конце концов, преподобный Иоанн Дамаскин в "Точном изложении православной веры" тоже приводит совершенно абсурдные с точки зрения современной науки сведения о физическом мире,


Например ?
Например, предположение, что земля имеет форму конуса или что небо, вращаясь, увлекает за собой планеты. Кстати, а кто дал такое название "Точное изложение православной веры" этой книге? У самого преп. Иоанна название было другое  - "Источник знания". И если уж книга называется "точное изложение православной веры", то такое название предполагает, что мы должны верить тем натурфилософским измышлениям, которые в ней предлагаются. Хотя непонятно, какое отношение они имеют к предмету православной ВЕРЫ?
Записан

"Плотолюбцам и чревоугодникам входить в исследование предметов духовных так же неприлично, как блуднице разглагольствовать о целомудрии" (Преподобный Исаак Сирин).
Кирилл Кострыкин
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 589


Пока я дышу, я надеюсь


« Ответ #26 : 13 Август 2009, 00:24:21 »

те проблемы, которые ставит в своей книге свт. Лука - чисто медицинского характера. Ну, и как христианин, свт. Лука и на эти проблемы пытается смотреть с точки зрения христианина.

Например, вот это, да?
«Дух не только творит формы материальных тел, направляя и определяя процесс роста, но может сам принимать эти формы - материализовываться…
  Чем, если не материализацией духа, можно объяснить явление Господу Иисусу Христу Илии и Моисея при Его Преображении на горе Фаворе? А явление ангелов в человеческом виде? Ангел, явившийся Гедеону и его жене, исчез в дыме горящего мяса и похлебки совершенно так же, как исчезают материализованные духи, вызываемые спиритами".

Чисто медицинского характера проблема с точки зрения христианина  Улыбающийся
Вообще-то бесы тоже имеют ангельскую природу, соответственно, им свойственно по природе все то, что свойственно и ангелам. И если ангелы могут материализовываться, то могут материализовываться и бесы. А медицина - это не только лечение простуды, медицина занимается еще и психотерапией и психиатрией, и напрямую соприкасается с самым таинственным в человеке - его душой.
А кроме того, этот отрывок мне напомнил попытку Ньютона объяснить воскресение мертвых следующим способом: он смешал металлические частицы с сухой землей, и поднес магнит - металлические частицы сразу же прилипли к магниту.
Записан

"Плотолюбцам и чревоугодникам входить в исследование предметов духовных так же неприлично, как блуднице разглагольствовать о целомудрии" (Преподобный Исаак Сирин).
Алексей
глобальный модератор
Ветеран
*
Offline Offline

Сообщений: 1225


WWW
« Ответ #27 : 13 Август 2009, 09:18:52 »

Ага, понял.
Записан
Василий Centurion
Гость
« Ответ #28 : 23 Август 2009, 09:56:29 »

В книге "Дух, душа, тело" архиепископ Лука писал об одухотворенность не только животных, но и растений. В частности: "Если так очевидно, что временная смерть семян и животных не мешает тому, чтобы снова возникла в них жизнь, то не имеем ли мы права утверждать, что это возможно без проявления в них какой-то неведомой нам силы, жизненной энергии, совершенно не поддающейся воздействию вредных агентов, уничтожающих жизнь семян и растений? А такая энергия, конечно, может быть только духовной энергией, животворящей силой Святаго Духа".

Не является ли это формой пантеизма?

Из этой же книги: "Вечером на цветущем лугу все множество цветов поворачивается к солнцу, точно воссылая ему вечернюю молитву, а после его заката тихо засыпает, чтобы утром, повернувшись на восток, опять встретить его утренней радостной молитвой... Благоухание цветов – это фимиам Богу. Цветы – кадильницы".
Записан
Андрей Белоус
глобальный модератор
Ветеран
*
Offline Offline

Сообщений: 2347



« Ответ #29 : 23 Август 2009, 13:00:49 »

В книге "Дух, душа, тело" архиепископ Лука писал об одухотворенность не только животных, но и растений. В частности: "Если так очевидно, что временная смерть семян и животных не мешает тому, чтобы снова возникла в них жизнь, то не имеем ли мы права утверждать, что это возможно без проявления в них какой-то неведомой нам силы, жизненной энергии, совершенно не поддающейся воздействию вредных агентов, уничтожающих жизнь семян и растений? А такая энергия, конечно, может быть только духовной энергией, животворящей силой Святаго Духа".

Не является ли это формой пантеизма?
Конкретно эта фраза - не является. Пантеизм - это отождествление жизни природы, космоса с жизнью Божества. Здесь же говорится о проявлении могущества животворящих божественных энергий по отношению к твари, о том, что жизнь не может возникнуть сама по себе, без Бога, без проявления Его божественной энергии. Где Вы тут увидели пантеизм?

Цитировать
Из этой же книги: "Вечером на цветущем лугу все множество цветов поворачивается к солнцу, точно воссылая ему вечернюю молитву, а после его заката тихо засыпает, чтобы утром, повернувшись на восток, опять встретить его утренней радостной молитвой... Благоухание цветов – это фимиам Богу. Цветы – кадильницы".

Ну и что? И где же тут пантеизм? Он здесь просто поэтически своими словами излагает ту мысль, что "всякое дыхание да хвалит Господа".

Записан

Если желаешь Истинной Жизни, ожидай всегда человеческой смерти (с) Нил Синайский
Страниц: 1 [2]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Powered by SMF 1.1.11 | SMF © 2006-2008, Simple Machines LLC Valid XHTML 1.0! Valid CSS!