Алексей
глобальный модератор
Ветеран
Offline
Сообщений: 1225
|
|
« Ответ #15 : 11 Август 2009, 20:31:05 » |
|
Я, как технарь, вижу, что это бред.
Да, я тоже технарь. И я встречал неоднократно людей, вышедших из технарей, но довольно хороших гуманитариев в богословии, и наоборот - формально гуманитариев, но по уровню богословской мысли - технарь технарем.
Технарь технаря...
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Дмитрий Бирюков
глобальный модератор
Ветеран
Offline
Сообщений: 1155
|
|
« Ответ #16 : 11 Август 2009, 20:35:07 » |
|
И Вы..?)
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Алексей
глобальный модератор
Ветеран
Offline
Сообщений: 1225
|
|
« Ответ #17 : 11 Август 2009, 20:41:28 » |
|
И Вы..?)
Не-а, я в юности лирические стихи писал
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Дмитрий Бирюков
глобальный модератор
Ветеран
Offline
Сообщений: 1155
|
|
« Ответ #18 : 11 Август 2009, 20:42:23 » |
|
|
|
|
Записан
|
|
|
|
npomonon
|
|
« Ответ #19 : 11 Август 2009, 23:50:48 » |
|
Насколько я знаю, в средневековых университетах было три факультета: богословский, естественный (т.е. технарский) и гуманитарный. Так что богословие - не гуманитарная наука, а значит, неважно, кто ей занимается: экс-технарь или экс-гуманитарий. Лишь бы по-святоотечески. А вообще - с технарями проще общаться: тумана меньше в голове.
|
|
|
Записан
|
Жизнь коротка - потерпи немного...
|
|
|
Кирилл Кострыкин
|
|
« Ответ #20 : 12 Август 2009, 00:28:23 » |
|
Там еще обязательно был юридический факультет, ибо римское право было освящено Церковью, как на Западе, так и на Востоке, в Византии (достаточно вспомнить знаменитых византийских канонистов - Вальсамона, Зонару, Властаря), а на Западе еще и тесно связано с богословской мыслью. А вообще - с технарями проще общаться: тумана меньше в голове.
Вот это точно, хотя бывает и скучновато, гуманитарии все-таки, как правило, более начитанные в разных областях, а не по узкой специализации. Хотя, опять же, все зависит от каждого конкретного человека. У меня много друзей, которые технари - но при этом очень начитанные и интеллектуальные люди, которые могут поддержать беседу практически в любой области. Вообще, согласен с Вами, что нельзя жестко делить людей на технарей и гуманитариев применительно к богословию. Но все же, и среди пастырей Церкви не всегда богословы попадаются. Святитель Лука был пастырем прежде всего, а не теологом. Сейчас изданы его совершенно удивительные проповеди, которые построены на прекрасном знании им Священного Писания, но особо высокой богословской мысли в них нет. Его задача была в другом. А так ли уж необходимо священнику или епископу непременно быть новым Максимом Исповедником или Григорием Паламой? И неужели если святитель Лука допускает какие-то воззрения, несогласующиеся с православным богословием, можно сомневаться в его святости? В конце концов, преподобный Иоанн Дамаскин в "Точном изложении православной веры" тоже приводит совершенно абсурдные с точки зрения современной науки сведения о физическом мире, а Иоанн Златоуст всерьез верил, что земля плоская и основывал свою эту веру исключительно на Писании...
|
|
|
Записан
|
"Плотолюбцам и чревоугодникам входить в исследование предметов духовных так же неприлично, как блуднице разглагольствовать о целомудрии" (Преподобный Исаак Сирин).
|
|
|
tatiana
|
|
« Ответ #21 : 12 Август 2009, 01:21:45 » |
|
И неужели если святитель Лука допускает какие-то воззрения, несогласующиеся с православным богословием, можно сомневаться в его святости? В конце концов, преподобный Иоанн Дамаскин в "Точном изложении православной веры" тоже приводит совершенно абсурдные с точки зрения современной науки сведения о физическом мире, а Иоанн Златоуст всерьез верил, что земля плоская и основывал свою эту веру исключительно на Писании...
Кирилл, Вы ничего тут не напутали? Одно дело - несогласованность воззрений с православным богословием, а другое - несогласованность с научными данными. Последнее как-то совсем маргинально и неважно для богословских текстов и тем более для святости. Хотя и несогласованность воззрений с православным богословием не говорит о не-святости человека, тут, наверное, дело в степени такой несогласованности....
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Кирилл Кострыкин
|
|
« Ответ #22 : 12 Август 2009, 20:21:39 » |
|
Вы правы, напутал, я не то хотел сказать. Здесь вообще речь не идет о соответствии или несоответствии богословию, потому что те проблемы, которые ставит в своей книге свт. Лука - чисто медицинского характера. Ну, и как христианин, свт. Лука и на эти проблемы пытается смотреть с точки зрения христианина. Богословие, кстати, так и не сформулировало четкого и подробного ответа на вопрос о том, что есть душа в человеке, каково ее происхождение и сущность. Одни отцы говорят одно, другие - другое...Наверное, нам это не дано знать... А книга свт. Луки - это своего рода выражение его научных гипотез, не более того. Я ее вообще не рассматриваю как богословский труд (хотя покупал ее именно с этой целью, думал, что уж в книге с таким названием и такого чтимого святого точно должен быть богословский ответ на то, какова природа души, но оказалось - нет...)
|
|
« Последнее редактирование: 12 Август 2009, 20:23:58 от Кирилл Кострыкин »
|
Записан
|
"Плотолюбцам и чревоугодникам входить в исследование предметов духовных так же неприлично, как блуднице разглагольствовать о целомудрии" (Преподобный Исаак Сирин).
|
|
|
Денис В.С.
|
|
« Ответ #23 : 12 Август 2009, 20:50:06 » |
|
В конце концов, преподобный Иоанн Дамаскин в "Точном изложении православной веры" тоже приводит совершенно абсурдные с точки зрения современной науки сведения о физическом мире, Например ?
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Алексей
глобальный модератор
Ветеран
Offline
Сообщений: 1225
|
|
« Ответ #24 : 12 Август 2009, 21:26:36 » |
|
те проблемы, которые ставит в своей книге свт. Лука - чисто медицинского характера. Ну, и как христианин, свт. Лука и на эти проблемы пытается смотреть с точки зрения христианина.
Например, вот это, да? «Дух не только творит формы материальных тел, направляя и определяя процесс роста, но может сам принимать эти формы - материализовываться… Чем, если не материализацией духа, можно объяснить явление Господу Иисусу Христу Илии и Моисея при Его Преображении на горе Фаворе? А явление ангелов в человеческом виде? Ангел, явившийся Гедеону и его жене, исчез в дыме горящего мяса и похлебки совершенно так же, как исчезают материализованные духи, вызываемые спиритами". Чисто медицинского характера проблема с точки зрения христианина
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Кирилл Кострыкин
|
|
« Ответ #25 : 13 Август 2009, 00:16:24 » |
|
В конце концов, преподобный Иоанн Дамаскин в "Точном изложении православной веры" тоже приводит совершенно абсурдные с точки зрения современной науки сведения о физическом мире, Например ? Например, предположение, что земля имеет форму конуса или что небо, вращаясь, увлекает за собой планеты. Кстати, а кто дал такое название "Точное изложение православной веры" этой книге? У самого преп. Иоанна название было другое - "Источник знания". И если уж книга называется "точное изложение православной веры", то такое название предполагает, что мы должны верить тем натурфилософским измышлениям, которые в ней предлагаются. Хотя непонятно, какое отношение они имеют к предмету православной ВЕРЫ?
|
|
|
Записан
|
"Плотолюбцам и чревоугодникам входить в исследование предметов духовных так же неприлично, как блуднице разглагольствовать о целомудрии" (Преподобный Исаак Сирин).
|
|
|
Кирилл Кострыкин
|
|
« Ответ #26 : 13 Август 2009, 00:24:21 » |
|
те проблемы, которые ставит в своей книге свт. Лука - чисто медицинского характера. Ну, и как христианин, свт. Лука и на эти проблемы пытается смотреть с точки зрения христианина.
Например, вот это, да? «Дух не только творит формы материальных тел, направляя и определяя процесс роста, но может сам принимать эти формы - материализовываться… Чем, если не материализацией духа, можно объяснить явление Господу Иисусу Христу Илии и Моисея при Его Преображении на горе Фаворе? А явление ангелов в человеческом виде? Ангел, явившийся Гедеону и его жене, исчез в дыме горящего мяса и похлебки совершенно так же, как исчезают материализованные духи, вызываемые спиритами". Чисто медицинского характера проблема с точки зрения христианина Вообще-то бесы тоже имеют ангельскую природу, соответственно, им свойственно по природе все то, что свойственно и ангелам. И если ангелы могут материализовываться, то могут материализовываться и бесы. А медицина - это не только лечение простуды, медицина занимается еще и психотерапией и психиатрией, и напрямую соприкасается с самым таинственным в человеке - его душой. А кроме того, этот отрывок мне напомнил попытку Ньютона объяснить воскресение мертвых следующим способом: он смешал металлические частицы с сухой землей, и поднес магнит - металлические частицы сразу же прилипли к магниту.
|
|
|
Записан
|
"Плотолюбцам и чревоугодникам входить в исследование предметов духовных так же неприлично, как блуднице разглагольствовать о целомудрии" (Преподобный Исаак Сирин).
|
|
|
Алексей
глобальный модератор
Ветеран
Offline
Сообщений: 1225
|
|
« Ответ #27 : 13 Август 2009, 09:18:52 » |
|
Ага, понял.
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Василий Centurion
Гость
|
|
« Ответ #28 : 23 Август 2009, 09:56:29 » |
|
В книге "Дух, душа, тело" архиепископ Лука писал об одухотворенность не только животных, но и растений. В частности: "Если так очевидно, что временная смерть семян и животных не мешает тому, чтобы снова возникла в них жизнь, то не имеем ли мы права утверждать, что это возможно без проявления в них какой-то неведомой нам силы, жизненной энергии, совершенно не поддающейся воздействию вредных агентов, уничтожающих жизнь семян и растений? А такая энергия, конечно, может быть только духовной энергией, животворящей силой Святаго Духа".
Не является ли это формой пантеизма?
Из этой же книги: "Вечером на цветущем лугу все множество цветов поворачивается к солнцу, точно воссылая ему вечернюю молитву, а после его заката тихо засыпает, чтобы утром, повернувшись на восток, опять встретить его утренней радостной молитвой... Благоухание цветов – это фимиам Богу. Цветы – кадильницы".
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Андрей Белоус
глобальный модератор
Ветеран
Offline
Сообщений: 2347
|
|
« Ответ #29 : 23 Август 2009, 13:00:49 » |
|
В книге "Дух, душа, тело" архиепископ Лука писал об одухотворенность не только животных, но и растений. В частности: "Если так очевидно, что временная смерть семян и животных не мешает тому, чтобы снова возникла в них жизнь, то не имеем ли мы права утверждать, что это возможно без проявления в них какой-то неведомой нам силы, жизненной энергии, совершенно не поддающейся воздействию вредных агентов, уничтожающих жизнь семян и растений? А такая энергия, конечно, может быть только духовной энергией, животворящей силой Святаго Духа".
Не является ли это формой пантеизма? Конкретно эта фраза - не является. Пантеизм - это отождествление жизни природы, космоса с жизнью Божества. Здесь же говорится о проявлении могущества животворящих божественных энергий по отношению к твари, о том, что жизнь не может возникнуть сама по себе, без Бога, без проявления Его божественной энергии. Где Вы тут увидели пантеизм? Из этой же книги: "Вечером на цветущем лугу все множество цветов поворачивается к солнцу, точно воссылая ему вечернюю молитву, а после его заката тихо засыпает, чтобы утром, повернувшись на восток, опять встретить его утренней радостной молитвой... Благоухание цветов – это фимиам Богу. Цветы – кадильницы".
Ну и что? И где же тут пантеизм? Он здесь просто поэтически своими словами излагает ту мысль, что "всякое дыхание да хвалит Господа".
|
|
|
Записан
|
Если желаешь Истинной Жизни, ожидай всегда человеческой смерти (с) Нил Синайский
|
|
|
|