consensus patrum
24 Август 2019, 08:28:12 *
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
   Начало   Помощь Поиск Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Кожаные ризы  (Прочитано 6663 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
tatiana
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 1397



« : 09 Июнь 2009, 16:40:07 »

В качестве "затравки" хотелось бы привести слова Великого Канона св. Андрея Критского, так как они очень полно, как это и бывает в литургических текстах, отражают суть произошедшего и корень самого вопроса, вынесенного в заглавие.

Песнь 2-я

Я помрачил страстными удовольствиями красоту души, и весь свой ум обратил в прах.

Разодрал я первую мою одежду, которую Создатель соткал мне в начале, и потому лежу нагим.

Облекся я в разодранную ризу, которую соткал мне змий коварством, и стыжусь (Быт. 3:21).

Посмотрел я на красоту дерева, и прельстился умом; потому лежу нагим и стыжусь.

На хребте моем орали (пахали) все вожди страстей, проводя вдоль по мне своё беззаконие (Псал. 128:3).

Погубил я первозданную красоту и благообразие моё, и теперь лежу нагим и стыжусь.

II. Грех сшил мне кожаные ризы, сняв с меня прежнюю Богом сотканную одежду.

Облекся я, как листьями смоковницы, одеянием стыда, в знак самовольных моих страстей (Быт. 3:7).

Оделся я в ризу, постыдно запятнанную и окровавленную нечистотой страстной и сластолюбивой жизни.

Осквернил я ризу плоти моей и очернил в себе, Спаситель, то, что было создано по Твоему образу и подобию.

Подвергся я мучению страстями и тлению телесному, и потому враг меня ныне угнетает.

Предпочтя бескорыстию жизнь, привязанную к земным благам, я теперь нахожусь, Спаситель, под тяжким бременем.

Я украсил кумир плоти разноцветным одеянием гнусных помыслов, и подвергаюсь осуждению.

Усердно заботясь об одном внешнем благолепии, я пренебрег внутренний, по образу Божию устроенной скинией.

Отобразив в себе безобразие страстей, я исказил красоту ума сластолюбивыми стремлениями.

Зарыл я красоту первобытного образа в грехах, Спаситель, как некогда драхму, Ты взыщи и найди её(Лук. 15:8 ).

Согрешил, взываю к Тебе, как блудница, один я согрешил пред Тобою; прими и от меня, Спаситель, вместо мира слёзы (Лук. 7:37).




То, что выделено жирным - имеет непосредственное отношение к теме.
Записан
Кирилл Кострыкин
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 589


Пока я дышу, я надеюсь


« Ответ #1 : 10 Июнь 2009, 07:58:52 »

Ну, как известно, кожаные ризы - это не шкуры первобытных людей, а наше современное тело, которые было дано Адаму вместо особого, духовного.
Записан

"Плотолюбцам и чревоугодникам входить в исследование предметов духовных так же неприлично, как блуднице разглагольствовать о целомудрии" (Преподобный Исаак Сирин).
azamat
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 2841



« Ответ #2 : 06 Июль 2009, 01:37:43 »

Ну, как известно, кожаные ризы - это не шкуры первобытных людей, а наше современное тело, которые было дано Адаму вместо особого, духовного.

а духовным тело не было и до падения.

оно было чувственным и нетленным.

духовным же оно будет только по воскресении.
Записан

Св.Иоанн Дамаскин: "Ибо одну только ревность к Истине я имею как надежду на спасение, и надеюсь, и желаю с нею встретить Господа Христа, предлагая Ему ее, как умилостивление за те постыдные грехи, какие были мною совершены."
Кирилл Кострыкин
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 589


Пока я дышу, я надеюсь


« Ответ #3 : 06 Июль 2009, 06:18:37 »

Ну, как известно, кожаные ризы - это не шкуры первобытных людей, а наше современное тело, которые было дано Адаму вместо особого, духовного.

а духовным тело не было и до падения.

оно было чувственным и нетленным.

духовным же оно будет только по воскресении.
Но где-то у святых отцов я встречал мнение, что тело до падения было именно духовным. Иначе - при чем здесь кожаные ризы?
Записан

"Плотолюбцам и чревоугодникам входить в исследование предметов духовных так же неприлично, как блуднице разглагольствовать о целомудрии" (Преподобный Исаак Сирин).
azamat
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 2841



« Ответ #4 : 06 Июль 2009, 17:02:00 »

Но где-то у святых отцов я встречал мнение, что тело до падения было именно духовным. Иначе - при чем здесь кожаные ризы?

оно было чувственным.

а кожаные ризы-это греховное состояние плоти.

плюсом риз является только то,что оно,будучи дебелостью,защищает нас от видения бесов.
Записан

Св.Иоанн Дамаскин: "Ибо одну только ревность к Истине я имею как надежду на спасение, и надеюсь, и желаю с нею встретить Господа Христа, предлагая Ему ее, как умилостивление за те постыдные грехи, какие были мною совершены."
azamat
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 2841



« Ответ #5 : 10 Июль 2009, 22:39:57 »

Татьяна,я нашёл суперскую цитату,подтверждающую Вашу мысль о том,что Бог облёкся в кожаные ризы!

а значит ризы-это просто тленность,а не греховность.

Св.Анастасий Синаит. Три слова об устроении человека по образу и подобию Божиему 2, 3:

«Адам отображает и предотпечатлевает Воплощение и телесную плотяность человеческого рождения нетленного и невещественного Бога Слова и в том, что он, вместо нетленного, бессмертного и близкого к невещественному тела, которым обладал до грехопадения, был переоблачен Богом в тело нынешнее – более дебелое и страстное. Этот пример, я имею в виду наготу и одевание Адама, показывает, как это представляется и божественным Григориям, что нагой и непокрытый Бог Слово будет покрыт и облачен в некие нерукотворные и богозданные, кожаные и плотяные ризы нашего естества. Поэтому человек и был сотворен нагим и не являлся самооблаченным наподобие скотов и птиц, обладающих естественно присущим им покровом благодаря перьям, толстой коже, шерсти и волосам. А человек, будучи первоначально нагим, нетленным и бессмертным, затем был облачен в бессемянные кожаные ризы во образ и подоби нагого Слова; ибо Бог облачил Адама, не совлекши и не отняв эти ризы у какого-либо скота, но бессемянно и боголепно поставил его над всяким прочим естеством. Отсюда ризы эти – не скотоподобны, не берут свое начало в неразумном естестве, но, как и сам человек, созданы руцей Божией. Ведь тем самым ясно и несомненно предначертана богозданная и бессемянная плоть Бога Слова, которую соделал Ему Сам Бог, подобно тому, как сотворил Иаков пеструю ризу собственному сыну Иосифу (Быт. 37, 3). И если кожаные ризы не предначертали Воплощения нагого второго Адама, то почему Бог не одел его в ризы виссоновые, льняные или сотканные из какого-либо иного материала?»
Записан

Св.Иоанн Дамаскин: "Ибо одну только ревность к Истине я имею как надежду на спасение, и надеюсь, и желаю с нею встретить Господа Христа, предлагая Ему ее, как умилостивление за те постыдные грехи, какие были мною совершены."
tatiana
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 1397



« Ответ #6 : 10 Июль 2009, 22:50:58 »

спасибо, Азамат! до творений св. Анастасия Синаита у меня как-то все руки не доходили.   Улыбающийся

(если честно, такую мысль, что Бог облекся в кожаные ризы, я не двигала эксплицитно, мне это кажется некоторой неточностью. Но суть не в этом.)

После разговора с Вами в другой теме (Пять отличий...) мне теперь кажется, что истина лежит где-то посередине:

что в кожаных ризах заключен грех человеческий, превратившийся в смерть, но это не исключает того, что Бог набросил на человека эти ризы, полагая пределы греху.


Вот, например, греческий богослов Панайотис Неллас так говорит об этом (у него вообще целый трактат по антропологии здесь http://www.pagez.ru/olb/066.php):

"основным содержанием "кожаных риз" является смертность, превращение жизни в выживание. Она действительно является прямым физиологическим следствием греха, а не творением Божиим. Бог зла не творит [42]. Но Он попускает (т.е. условно принимает, хранит и поддерживает) в Своей безграничной любви даже это новое состояние и преображает его в благословение. Он изменяет то, что возникло как результат отречения (и потому негативно), в нечто относительно позитивное, если принять во внимание конечное преображение."
Записан
azamat
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 2841



« Ответ #7 : 10 Июль 2009, 23:26:27 »

да,моё понимание было близко к Нелласу,хотя руки до него у меня всё не доходят )

но смотрите,как красиво пишет св.Анастасий!

Бог Сам творит кожу нагому Адаму,знаменуя тем самым Своё же будущее воплощение.
Записан

Св.Иоанн Дамаскин: "Ибо одну только ревность к Истине я имею как надежду на спасение, и надеюсь, и желаю с нею встретить Господа Христа, предлагая Ему ее, как умилостивление за те постыдные грехи, какие были мною совершены."
tatiana
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 1397



« Ответ #8 : 12 Июль 2009, 16:02:00 »

ага, согласна,  лепота.

а кого подразумевает св. Анастасий под "божественными Григориями" - св. Григория Богослова и св. Григория Нисского?

У Григория Богослова в Слове 45 нашла очень глубокие слова:

"незакалаемая Жертва — очищение не малой части вселенной, и не на малое время, но целого мира и вечное. Для сего берется овча (Исх. 12, 5) по незлобию и как одеяние древней наготы; ибо такова Жертва, за нас принесенная, которая есть и именуется одеждою нетления."

Записан
tatiana
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 1397



« Ответ #9 : 12 Июль 2009, 16:07:18 »

возможно, в этих словах есть ключ к тому, как же сопоставить слова одних отцов (св. Григория Нисского) о том, что ризы были наброшены на человека с естества бессловесных, и других отцов (св. Анастасия Синаита) - о том, что ризы не скотоподобны и не берут начало в неразумном естестве.

Агнец - Христос. Он "яко овча" был заклан во спасение мира.

"Одеяние древней наготы" (овча, ризы бессловесных) - благодаря Христу стало одеждой нетления.
Записан
azamat
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 2841



« Ответ #10 : 12 Июль 2009, 16:41:01 »

думаю,что "нетление" может пониматься и как "неистление" (незагнивание плоти).

ведь Дамаскин под "тлением" подразумевает сразу два разных смысла.

тело Жертвы неистленно,но тленно по первому значению слова "тление".
Записан

Св.Иоанн Дамаскин: "Ибо одну только ревность к Истине я имею как надежду на спасение, и надеюсь, и желаю с нею встретить Господа Христа, предлагая Ему ее, как умилостивление за те постыдные грехи, какие были мною совершены."
tatiana
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 1397



« Ответ #11 : 12 Июль 2009, 17:01:22 »

а здесь уже неважно, сколько смыслов у "тления" и какой из них относится ко Христу, к Его телу, в котором Он жил на земле.

Думаю, что св. Григорий Богослов говорит о том, что Жертва, которой мы приобщаемся, для нас становится одеждой нетления.

здесь не имеет значения, в каком теле (тленном в одном из значений) ходил Бог по земле. Имеет значение то, что Он воскрес вместе с этим телом, которое стало нетленным в каком угодно значении, и нас облекает одеждой нетления при участии в Его таинствах.


Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Powered by SMF 1.1.11 | SMF © 2006-2008, Simple Machines LLC Valid XHTML 1.0! Valid CSS!