consensus patrum
25 Ноябрь 2020, 23:02:23 *
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
   Начало   Помощь Поиск Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Описание духовного причащения у прп. Каллиста Ангеликуда  (Прочитано 4692 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Евгений
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 547


WWW
« : 15 Август 2017, 20:12:11 »

как одной из стадий обожения.

Интересно своим подробным и возвышенным изложением.

(Кратко)  этому предшествует стадия созерцания, состоящая из созерцания чувственных творений, творений умопостигаемых, умопостигаемых нетварных и нетварного Единого. Последнее -- как врата между стадиями созерцания и обожения. Стадия созерцания Единого приводит к опытному осознанию непостижимости Божией и смирению. Но далее начинается самое интересное. Христос принимает это смирение души за готовность воспринять большее и вводит ее в новые состояния, относящиеся уже к обожению.

Далее следует стадия сошествия полноты Духа на подвижника и пространное описание помазания души (Невесты Христовой) различными дарами Духа. Христос причиняет душе рану необычайную любви к Нему (и с этой раны уже начинаются евхаристические мотивы). Из этой раны точится непрестанный и непреходящий, нематериальный и духовный свет. Душа веянием почившего на ней Св. Духа поднимается в горнии высоты на евхаристический Пир.

Жених преподает душе хлеб и вино, которые обоживают ее и воспламеняют эросом непереносимой любви. При этом ядомое и пиемое не уменьшается, а возрастет еще больше, хотя бы этим и переполнялись и так исполненные хлеб и чаша. Явное указание на любовь, как на содержание внутрибожественной жизни, преизливающейся во вне и тут же называемой энергией Св. Духа. Причастившийся этой жизни обрел в своем сердце приснотекущие реки животворящей энергии Духа.

Причем от одного движения сердца совершенным образом является, благодаря действию этого хлеба и чаши, два аспекта этой энергии Духа, соответствующие хлебу и вину: огонь и вода (и, как можно было бы еще добавить, движение и неподвижность, покой). Огнь при этом навсегда угашает огонь греха (о нем до сих пор идет речь), а вода останавливает поток злобы.

Далее еще несколько стадий обожения, но уже эта стадия, евхаристического Пира в Царствии Божием, показывает, насколько она, во-первых, наполнена конкретным содержанием (в отличие от простого созерцания Единого). А во-вторых, что основным содержанием, ее и вообще внутрибожественной жизни, является Любовь как ипостасная энергия Духа и два ее аспекта, движение и покой
« Последнее редактирование: 15 Август 2017, 20:21:41 от Евгений » Записан
Neovitos
Старожил
****
Offline Offline

Сообщений: 340


« Ответ #1 : 16 Август 2017, 00:35:41 »

как одной из стадий обожения.

Интересно своим подробным и возвышенным изложением.

(Кратко)  этому предшествует стадия созерцания, состоящая из созерцания чувственных творений, творений умопостигаемых, умопостигаемых нетварных и нетварного Единого. Последнее -- как врата между стадиями созерцания и обожения. Стадия созерцания Единого приводит к опытному осознанию непостижимости Божией и смирению. Но далее начинается самое интересное. Христос принимает это смирение души за готовность воспринять большее и вводит ее в новые состояния, относящиеся уже к обожению.

Далее следует стадия сошествия полноты Духа на подвижника и пространное описание помазания души (Невесты Христовой) различными дарами Духа. Христос причиняет душе рану необычайную любви к Нему (и с этой раны уже начинаются евхаристические мотивы). Из этой раны точится непрестанный и непреходящий, нематериальный и духовный свет. Душа веянием почившего на ней Св. Духа поднимается в горнии высоты на евхаристический Пир.

Жених преподает душе хлеб и вино, которые обоживают ее и воспламеняют эросом непереносимой любви. При этом ядомое и пиемое не уменьшается, а возрастет еще больше, хотя бы этим и переполнялись и так исполненные хлеб и чаша. Явное указание на любовь, как на содержание внутрибожественной жизни, преизливающейся во вне и тут же называемой энергией Св. Духа. Причастившийся этой жизни обрел в своем сердце приснотекущие реки животворящей энергии Духа.

Причем от одного движения сердца совершенным образом является, благодаря действию этого хлеба и чаши, два аспекта этой энергии Духа, соответствующие хлебу и вину: огонь и вода (и, как можно было бы еще добавить, движение и неподвижность, покой). Огнь при этом навсегда угашает огонь греха (о нем до сих пор идет речь), а вода останавливает поток злобы.

Далее еще несколько стадий обожения, но уже эта стадия, евхаристического Пира в Царствии Божием, показывает, насколько она, во-первых, наполнена конкретным содержанием (в отличие от простого созерцания Единого). А во-вторых, что основным содержанием, ее и вообще внутрибожественной жизни, является Любовь как ипостасная энергия Духа и два ее аспекта, движение и покой

Евгений, вы не указали, какой текст Каллиста вы комментируете. Без этого ваше высказывание повисает в воздухе, как личное мнение.
Записан
Евгений
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 547


WWW
« Ответ #2 : 16 Август 2017, 00:54:35 »

Евгений, вы не указали, какой текст Каллиста вы комментируете. Без этого ваше высказывание повисает в воздухе, как личное мнение.

Указать не могу. Пусть пока повисит:-)

Прошу прощения, но я, действительно, пока не могу этого сделать. Пусть это будет мое личное мнение, у меня нет желания кому-либо что-либо доказывать:-)
Записан
Neovitos
Старожил
****
Offline Offline

Сообщений: 340


« Ответ #3 : 16 Август 2017, 01:31:16 »

как одной из стадий обожения.

Интересно своим подробным и возвышенным изложением.

(Кратко)  этому предшествует стадия созерцания, состоящая из созерцания чувственных творений, творений умопостигаемых, умопостигаемых нетварных и нетварного Единого. Последнее -- как врата между стадиями созерцания и обожения. Стадия созерцания Единого приводит к опытному осознанию непостижимости Божией и смирению. Но далее начинается самое интересное. Христос принимает это смирение души за готовность воспринять большее и вводит ее в новые состояния, относящиеся уже к обожению.
Евгений, это высказывание нуждается в уточнении терминов. В частности, Каллист относит к естественному созерцанию ума следующее - чувственные и умопостигаемые творения, умопостигаемые нетварные логосы. Созерцание же Единого Каллист не отрывает от единения с Единой Святой Троицей и называет это сверхъестественным состоянием, которое выше всякого созерцания ума:

Глава 36. "И таким образом, следовательно, ум его, начавши от многих постигаемых чувствами тварей, и увидев благоустройство их прекрасного создания, и постигши умом умосозерцаемые твари, и перешедши к несозданному умопостижимому, прошел уже как бы четыре ступени на лестнице.
После же этого, за ним следует божественное и превосходящее ум безмолвие, молчание и изумление и, короче сказать, взирание и созерцание премирного единого и единение

Глава 43. "Когда бывает духовное соприкосновение, происходящее свыше мышления между Богом и умом, тогда, как говорят, ум мысленным чувством совершенно принимает образ сверхъестественного тайного единого, превышающего собственную природу ума ...  востекши до божественной сокровенности и ставши превыше мышления, он, действительно, ничего не созерцает — да и как это возможно? ... Теперь же, созерцая, он весьма ясно созерцает, что он не созерцает, будучи превыше созерцания, и что невозможно, чтобы было созерцаемо то, чего он не созерцает ... Ибо ум, воспрянув туда, впадая в глубину бесконечности и беспредельности, в мысленном свете достигнув непостижимого в этой божественной необозримой сокровенности, затмевается, так сказать, и останавливается, не ощущая ничего другого, кроме изумления среди мысленной светлости".


Состояние сверхъсозерцания Единого в единении с Единым - это высшее состояние совершенного обожения человека. Согласен с тем, что опыт такого состояния является вратами к процессу обожения духовного младенца, родившегося заново при первичном вкушении единения с Единым. Об этом Каллист говорит:

Из Слова V О том, как Святой Дух действует в верных. "принявшие Духа от полноты Христовой , словно из [некоего] вместилища, становятся, соответственно, близкими для божественной природы и, естественно, воистину друзьями Божиими единодушными с Ним, через вышеназванное единение прилепившимися Господу  и в едином Духе посредством Него приходящими к совершенству.
5.   И с этих пор ставшим, наконец, друзьями Божиими сопутствует откровение тайн, предвидение будущего, всеблаженное состояние нерожденного божества и обожение, как следствие невыразимого дара".


Процесс обожение есть следствие невыразимого дара единения. Процесс обожения включает последующие просвещение ума в чистой молитве при естественном созерцании и умопостижении логосов, искушения трудными обстоятельствами жизни, вкушение повторных состояний единения:

Исихастское утешение: "  И, таким образом, созерцает душа, животворясь Духом, будучи возносима и ниспосылаема, радуясь и любя Бога и Божии [создания] и, [то] жгучее и любовное наслаждение получая, [то] снова стесняясь от трудных обстоятельств и унывая, до тех пор, пока не взойдет [она] в совершенство"

Такова последоватеьность стадий и состояний в процессе обожения по Каллисту. Однако, у вас иное понимание (непонимание) Каллиста. Это проявляется в вашей фразе:
 
Цитировать
Христос принимает это смирение души за готовность воспринять большее и вводит ее в новые состояния, относящиеся уже к обожению.

Говоря о новых состояниях, которые относятся уже к обожению, вы указываете на то, что состояние единения не было состоянием обожения, а было простым созерцанием Единого в отрыве от единения и обожения. Однако, созерцание Единого невозможно иначе, кроме как в единении с Единым и в богоподобии Единому.
Записан
Евгений
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 547


WWW
« Ответ #4 : 16 Август 2017, 01:59:12 »

Из Слова V О том, как Святой Дух действует в верных. "принявшие Духа от полноты Христовой , словно из [некоего] вместилища, становятся, соответственно, близкими для божественной природы и, естественно, воистину друзьями Божиими единодушными с Ним, через вышеназванное единение прилепившимися Господу  и в едином Духе посредством Него приходящими к совершенству.
5.   И с этих пор ставшим, наконец, друзьями Божиими сопутствует откровение тайн, предвидение будущего, всеблаженное состояние нерожденного божества и обожение, как следствие невыразимого дара".


Вот в этом отрывке К. описывает, только очень кратко, то же самое, что и в исходном тексте темы. Вкратце, через ("вышеназванное", где-то перед этим) Единение, верные (затем) обретают полноту Духа (со всеми стадиями помазания различными Дарами Духа). Далее им "сопутствует откровение тайн". Здесь имеются ввиду следующие стадии обожения, евхаристический Пир и Брак (в которых тоже различаются какие-то стадии)

Цитировать
Христос принимает это смирение души за готовность воспринять большее и вводит ее в новые состояния, относящиеся уже к обожению.

Говоря о новых состояниях, которые относятся уже к обожению, вы указываете на то, что состояние единения не было состоянием обожения

Нет, я выше, в исходной теме, написал, что единение у К. относится как к созерцанию, так и обожению. А состояния -- только к обожению
Записан
Олегъ
Новичок
*
Offline Offline

Сообщений: 25


« Ответ #5 : 16 Август 2017, 12:37:30 »


Евгений, вы не указали, какой текст Каллиста вы комментируете. Без этого ваше высказывание повисает в воздухе, как личное мнение.

Это не "личное мнение", это Слово 8 "Исихастского утешения" прп. Каллиста Ангеликуда, покамест не опубликованное даже в оригинале, не говоря уже о переводе. Поэтому дано в пересказе, вполне корректном.
Записан
Neovitos
Старожил
****
Offline Offline

Сообщений: 340


« Ответ #6 : 17 Август 2017, 09:45:22 »

Из Слова V О том, как Святой Дух действует в верных. "принявшие Духа от полноты Христовой , словно из [некоего] вместилища, становятся, соответственно, близкими для божественной природы и, естественно, воистину друзьями Божиими единодушными с Ним, через вышеназванное единение прилепившимися Господу  и в едином Духе посредством Него приходящими к совершенству.
5.   И с этих пор ставшим, наконец, друзьями Божиими сопутствует откровение тайн, предвидение будущего, всеблаженное состояние нерожденного божества и обожение, как следствие невыразимого дара".


Вот в этом отрывке К. описывает, только очень кратко, то же самое, что и в исходном тексте темы. Вкратце, через ("вышеназванное", где-то перед этим) Единение, верные (затем) обретают полноту Духа (со всеми стадиями помазания различными Дарами Духа). Далее им "сопутствует откровение тайн". Здесь имеются ввиду следующие стадии обожения, евхаристический Пир и Брак (в которых тоже различаются какие-то стадии)

Цитировать
Христос принимает это смирение души за готовность воспринять большее и вводит ее в новые состояния, относящиеся уже к обожению.

Говоря о новых состояниях, которые относятся уже к обожению, вы указываете на то, что состояние единения не было состоянием обожения

Нет, я выше, в исходной теме, написал, что единение у К. относится как к созерцанию, так и обожению. А состояния -- только к обожению
Что то я не помню такого, чтобы термин "единение" у Каллиста да и у других отцов относился к естественному созерцанию невидимого (1-го рода по Евагрию). Термин "созерцание" употребяется в трех значениях - созерцание видимого, невидимого и Святой Троицы. И когда говорят о созерцании Святой Троицы, то обязательно добавляют слово, которое указывает на сверхъестественное единение со Святой Троицей или это ясно из контекста. Каллист, в частности, специально акцентирует внимание, что при единении ум уже не может созерцать, а слово это употребляется условно по подобию. А если же говорят просто "созерцание", то под этим имеют ввиду чаще всего созерцание невидимого.

Поэтому "единение" у Каллиста никак не может относиться просто к "созерцанию". Термин "единение" обозначает обоженное состояние единения со Святой Троицей. Так его употребляет Каллист и также другие отцы.  
« Последнее редактирование: 17 Август 2017, 09:47:10 от Neovitos » Записан
Neovitos
Старожил
****
Offline Offline

Сообщений: 340


« Ответ #7 : 17 Август 2017, 09:58:19 »


Евгений, вы не указали, какой текст Каллиста вы комментируете. Без этого ваше высказывание повисает в воздухе, как личное мнение.

Это не "личное мнение", это Слово 8 "Исихастского утешения" прп. Каллиста Ангеликуда, покамест не опубликованное даже в оригинале, не говоря уже о переводе. Поэтому дано в пересказе, вполне корректном.
Олег, этот пересказ некорректен, т.к. некорректно используются термины обожение и созерцание. Некорректность состоит в том, что не конкретизируется в каком именно смысле употребляются эти многозначные термины. А термин единение, имеющий единственный смысл, наоборот используется в двояком смысле. Из-за этого возникает либо двусмысленность, либо искажение.
Записан
Neovitos
Старожил
****
Offline Offline

Сообщений: 340


« Ответ #8 : 17 Август 2017, 10:55:35 »

как одной из стадий обожения.

Интересно своим подробным и возвышенным изложением.

(Кратко)  этому предшествует стадия созерцания, состоящая из созерцания чувственных творений, творений умопостигаемых, умопостигаемых нетварных и нетварного Единого. Последнее -- как врата между стадиями созерцания и обожения. Стадия созерцания Единого приводит к опытному осознанию непостижимости Божией и смирению. Но далее начинается самое интересное. Христос принимает это смирение души за готовность воспринять большее и вводит ее в новые состояния, относящиеся уже к обожению.

Далее следует стадия сошествия полноты Духа на подвижника и пространное описание помазания души (Невесты Христовой) различными дарами Духа.
Евгений, если предположить, что в этом тексте вы пересказываете описание Каллистом вознесения к единению со св.Троицей и последующие в этом состоянии стадии обожения (а это, как я понял и есть ваше основное несогласие со мной в понимании Калллиста), то возникают следующие несоответствия в терминах:
1. Осознание непостижимости и смирение возникает не в состоянии единения, а после него, когда ум обретает способность осознавать и смиряться. В состоянии единения человек не может смиряться или не смиряться, ибо он во всем подобен Богу, кроме сущности. Смирение - это движение тварной сущности и тропосе тварного бытия. Осознание непостижимости - это также движение тварного ума в познании нетварного. А при единении ум человека становится Умом Христовым, воля человека становится волей Отца, а дух человека становится Духом Святым в единстве Троицы - это и есть единение с простой и неделимой Троицей. А если предположить, что в единении душа человека смиряется, то возникает деление на две акциденции - смирение и несмирение. И тогда душа раздваивается и не может быть в единении с простой и неделимой Троицей.  
2. "Сошествие полноты Духа" означает нисхождение Духа с небес на землю сердца человеческого. В состоянии единения Дух не нисходит, а соединяется с духом человека после того, как душа человека возносится Духом к единению. А вознесение происходит после сошествия полноты Духа. О различии терминов "шествие", "восхождение" и "вознесение" подробно изложено у Максима в Трудностях у Иоанну.  Сошествие полноты Духа может означать и просвещение ума  Духом после опыта единения со святой Троицей. Именно этот процесс просвещения ума логосами о Святой Троице и о логосах тварного мира описывает Каллист в "Исихастском утешении".

Евгений, если вы употребили термины "осознание", "смирение" и "сошествие полноты Духа" не по своей инициативе, а повторили то, что говорит Каллист, то тогда однозначно речь у Каллиста идет не о состоянии обоженного единенения со св.Троицей, а о процессе обожения, который включает вознесение к единению с Богом, вкушение бытия Богом и ниспослание к осознанию и богомыслию в тропосе благобытия и в полноте просвещающения дарами Духа.
« Последнее редактирование: 17 Август 2017, 10:57:18 от Neovitos » Записан
Neovitos
Старожил
****
Offline Offline

Сообщений: 340


« Ответ #9 : 17 Август 2017, 12:51:57 »

Созерцание Единого и единение с Единым может означать в текстах отцов не одно и тоже. Дело в том, что высшим состоянием чистой молитвы является отрешение от всего тварного и созерцание только одного Бога (божественного света), но не в тропосе сверхъестественного обожения, а в тропосе естественного созерцания. Это состояние двоицы созерцателя и Созерцаемого, когда душа еще не вознесена к единению с Единой Троицей и двоица еще не соединилась в единицу. В этом состоянии ум восходит Духом к отрешению от множественности чувственного и умопостигаемого, явив в себе наивысший всеобщий логос тварного мира и представ пред Богом в единой простоте ума. Из этого состояния простоты созерцающего ума происходит вознесение к единению с Единым и сверхъестественному созерцанию св.Троицы.

У Максима это состояние двоицы созерцателя и Созерцаемого описывается в Главах о любви, как второе состояние чистой молитвы:
"Признак второй, – когда в самом устремлении молитвы ум бывает восхищаем Божественным и безмерным светом, и совсем не чувствует ни себя, и ничего иного из сущих, кроме Единого, любовью содевающего в нем таковое озарение".

Здесь восхищение ума светом и озарение ума любовью - это не созерцание Света Святой Троицы, а именно естественное созерцание Единого. В этом состоянии ум "подвизаемый к уразумению словес о Боге, получает он чистые и светлые о Нем познания" или в переводе В.Петрова - "Тогда, двигаясь окрест логосов, которые относятся к Богу, ум воспринимает относящиеся к Нему чистые и явные отобразы Его".

В терминологии Максима есть слова, по которым можно отличить о каком тропосе говорит Максим. Так термин "восхищение" относится к естественносу созерцанию в тропосе благобытия, а термин "вознесение" относится к единению в тропосе присноблагобытия (единения с Богом). При этом Максим поясняет  разницу между этими терминами, состоящую в том, что восхождение осуществляется по произволению человека, а вознесение происходит по волению благодати:
«Восхождением» же [назвал] оставление всего чувственного, как более не действующего [в нем] и не подвергающегося воздействию с его стороны согласно чувству, и превосхождение в духе относящегося к нему естественного гностического созерцания. А «вознесением» — бывшее ему затем пребывание и утверждение в Боге, которое учитель подходяще назвал «вознесением», показывая этим, что апостол скорее претерпел нежели совершил вознесение. Ибо вознесение есть пассивное состояние возносимого, действие же возносящего». (1237D)

В вышеприведенном тезисе о чистой молитве, Максим говорит о восхищении ума. Так же термин "озарение" светом означает именно внешнее озарение Божественным светом просвещения в состоянии, когда ум различает двоичность, состоящую из созерцателя и созерцаемого. Озарение светом Максим относит к этапу, следующему за очищением, а единение со Светом - к этапу, следующему за озарением:

" …Кроткий же соблюдает заповеди, соблюдающий их очищается, очищенный озаряется, а озаренный удостаивается сочетаться [небесным] браком с Женихом-Словом в сокровищнице тайн [небесных]" (Главы о богословии и о домостроительстве воплощения Сына Божия, 1.16).

Здесь Максим различает следующие этапы: очищение-озарение-единение. То есть, для Максима термин "озарение" соответствует просвещению светом созерцания логосов сущих. И в этом тексте Максима ощущение или созерцание Единого означает втрое состояние чистой молитвы в тропосе естественного созерцания.

Во всех этих описаниях Максима и Каллиста о восхождении и вознесении ума к Богу и обожению выделяется состояние единения, которое есть высшее состояние обожения. Но состояние обожения дается на время, а после этого душа ниспосылается вниз и снова возносится у Богу ради совершенствования и ради устойчивого пребывания в единении с Богом.
Записан
Евгений
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 547


WWW
« Ответ #10 : 17 Август 2017, 18:22:21 »

Ну вот сами смотрите.

У Максима это состояние двоицы созерцателя и Созерцаемого описывается в Главах о любви, как второе состояние чистой молитвы:
"Признак второй, – когда в самом устремлении молитвы ум бывает восхищаем Божественным и безмерным светом, и совсем не чувствует ни себя, и ничего иного из сущих, кроме Единого, любовью содевающего в нем таковое озарение".

Здесь восхищение ума светом и озарение ума любовью - это не созерцание Света Святой Троицы, а именно естественное созерцание Единого. В этом состоянии ум "подвизаемый к уразумению словес о Боге, получает он чистые и светлые о Нем познания" или в переводе В.Петрова - "Тогда, двигаясь окрест логосов, которые относятся к Богу, ум воспринимает относящиеся к Нему чистые и явные отобразы Его".

В вышеприведенном тезисе о чистой молитве, Максим говорит о восхищении ума. Так же термин "озарение" светом означает именно внешнее озарение Божественным светом просвещения в состоянии, когда ум различает двоичность, состоящую из созерцателя и созерцаемого. Озарение светом Максим относит к этапу, следующему за очищением, а единение со Светом - к этапу, следующему за озарением:

Здесь у Вас "озарение" означает единение.


В вышеприведенном тезисе о чистой молитве, Максим говорит о восхищении ума. Так же термин "озарение" светом означает именно внешнее озарение Божественным светом просвещения в состоянии, когда ум различает двоичность, состоящую из созерцателя и созерцаемого. Озарение светом Максим относит к этапу, следующему за очищением, а единение со Светом - к этапу, следующему за озарением:

" …Кроткий же соблюдает заповеди, соблюдающий их очищается, очищенный озаряется, а озаренный удостаивается сочетаться [небесным] браком с Женихом-Словом в сокровищнице тайн [небесных]" (Главы о богословии и о домостроительстве воплощения Сына Божия, 1.16).

Здесь Максим различает следующие этапы: очищение-озарение-единение. То есть, для Максима термин "озарение" соответствует просвещению светом созерцания логосов сущих. И в этом тексте Максима ощущение или созерцание Единого означает втрое состояние чистой молитвы в тропосе естественного созерцания.

А здесь почему-то "озарение" -- созерцание логосов сущих. И для того, чтобы все это все совместить, Вам приходится придумывать диаду созерцание Единого-единение и диаду восхищение-вознесение (они, может, и имеют смысл на своем месте, только не по отношению к единению).

А на самом деле у МИ "озарением" здесь называется одно и тоже, созерцание Единого (=единение-обожение). А после единения-озарения он описывает следующие стадии обожения (о которых написано черным по белому и у прп. К. во многих местах), под общим названием "Брак":

озаренный удостаивается сочетаться [небесным] Браком с Женихом-Словом в сокровищнице тайн [небесных]".

Или у Вас единение, которое всегда описывается апофатически, носит какое-то конкретное содержание в виде "Брака"?:-)

Давайте не будем спорить бесконечно об одном и том же, а сосредоточимся лучше на изучении конкретных текстов. Вот у меня появился пер. Амбигв под ред. Беневича (могу прислать, если у Вас нет) и можем обсудить, насколько там хорошо переведена ключевая (в том числе и для нашего обсуждения) Амбигва про Монаду в сравнении с др. переводами. Мы уже частично начали эту тему обсуждать, когда обсуждали предыдущую статью Беневича
Записан
Neovitos
Старожил
****
Offline Offline

Сообщений: 340


« Ответ #11 : 17 Август 2017, 21:41:32 »

Ну вот сами смотрите.

У Максима это состояние двоицы созерцателя и Созерцаемого описывается в Главах о любви, как второе состояние чистой молитвы:
"Признак второй, – когда в самом устремлении молитвы ум бывает восхищаем Божественным и безмерным светом, и совсем не чувствует ни себя, и ничего иного из сущих, кроме Единого, любовью содевающего в нем таковое озарение".

Здесь восхищение ума светом и озарение ума любовью - это не созерцание Света Святой Троицы, а именно естественное созерцание Единого. В этом состоянии ум "подвизаемый к уразумению словес о Боге, получает он чистые и светлые о Нем познания" или в переводе В.Петрова - "Тогда, двигаясь окрест логосов, которые относятся к Богу, ум воспринимает относящиеся к Нему чистые и явные отобразы Его".

В вышеприведенном тезисе о чистой молитве, Максим говорит о восхищении ума. Так же термин "озарение" светом означает именно внешнее озарение Божественным светом просвещения в состоянии, когда ум различает двоичность, состоящую из созерцателя и созерцаемого. Озарение светом Максим относит к этапу, следующему за очищением, а единение со Светом - к этапу, следующему за озарением:

Здесь у Вас "озарение" означает единение.

Евгений, читайте внимательнее. Я однозначно говорю и акцентирую внимание на том, что у Максима термин "озарение" означает не единение, а естественное созерцание в состоянии двоичности и что единение следует за этапом озарения.
Записан
Евгений
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 547


WWW
« Ответ #12 : 17 Август 2017, 21:55:04 »

Ну вот сами смотрите.

У Максима это состояние двоицы созерцателя и Созерцаемого описывается в Главах о любви, как второе состояние чистой молитвы:
"Признак второй, – когда в самом устремлении молитвы ум бывает восхищаем Божественным и безмерным светом, и совсем не чувствует ни себя, и ничего иного из сущих, кроме Единого, любовью содевающего в нем таковое озарение".

Здесь восхищение ума светом и озарение ума любовью - это не созерцание Света Святой Троицы, а именно естественное созерцание Единого. В этом состоянии ум "подвизаемый к уразумению словес о Боге, получает он чистые и светлые о Нем познания" или в переводе В.Петрова - "Тогда, двигаясь окрест логосов, которые относятся к Богу, ум воспринимает относящиеся к Нему чистые и явные отобразы Его".

В вышеприведенном тезисе о чистой молитве, Максим говорит о восхищении ума. Так же термин "озарение" светом означает именно внешнее озарение Божественным светом просвещения в состоянии, когда ум различает двоичность, состоящую из созерцателя и созерцаемого. Озарение светом Максим относит к этапу, следующему за очищением, а единение со Светом - к этапу, следующему за озарением:

Здесь у Вас "озарение" означает единение.

Евгений, читайте внимательнее. Я однозначно говорю и акцентирую внимание на том, что у Максима термин "озарение" означает не единение, а естественное созерцание в состоянии двоичности и что единение следует за этапом озарения.


Да какая разница. Вы это "естественное созерцание в состоянии двоичности" выдумали сами. Суть в том, что "озарением" у прп. Максима Вы сначала называете одно (неважно что, единение или созерцание Единого -- это все придуманная Вами терминология и различение), а потом называете заведомо совсем другое (созерцание логосов).

Притом к тому же Брак втискиваете в единение, хотя единение заведомо апофатично, а Брак заведомо наполнен конкретным содержанием
Записан
Neovitos
Старожил
****
Offline Offline

Сообщений: 340


« Ответ #13 : 18 Август 2017, 02:19:08 »

Ну вот сами смотрите.

У Максима это состояние двоицы созерцателя и Созерцаемого описывается в Главах о любви, как второе состояние чистой молитвы:
"Признак второй, – когда в самом устремлении молитвы ум бывает восхищаем Божественным и безмерным светом, и совсем не чувствует ни себя, и ничего иного из сущих, кроме Единого, любовью содевающего в нем таковое озарение".

Здесь восхищение ума светом и озарение ума любовью - это не созерцание Света Святой Троицы, а именно естественное созерцание Единого. В этом состоянии ум "подвизаемый к уразумению словес о Боге, получает он чистые и светлые о Нем познания" или в переводе В.Петрова - "Тогда, двигаясь окрест логосов, которые относятся к Богу, ум воспринимает относящиеся к Нему чистые и явные отобразы Его".

В вышеприведенном тезисе о чистой молитве, Максим говорит о восхищении ума. Так же термин "озарение" светом означает именно внешнее озарение Божественным светом просвещения в состоянии, когда ум различает двоичность, состоящую из созерцателя и созерцаемого. Озарение светом Максим относит к этапу, следующему за очищением, а единение со Светом - к этапу, следующему за озарением:

Здесь у Вас "озарение" означает единение.

Евгений, читайте внимательнее. Я однозначно говорю и акцентирую внимание на том, что у Максима термин "озарение" означает не единение, а естественное созерцание в состоянии двоичности и что единение следует за этапом озарения.


Да какая разница. Вы это "естественное созерцание в состоянии двоичности" выдумали сами. Суть в том, что "озарением" у прп. Максима Вы сначала называете одно (неважно что, единение или созерцание Единого -- это все придуманная Вами терминология и различение), а потом называете заведомо совсем другое (созерцание логосов).

Притом к тому же Брак втискиваете в единение, хотя единение заведомо апофатично, а Брак заведомо наполнен конкретным содержанием
Покажите, где я озарением называю одно, а потом другое.

Единение апофатично, но не в том смысле, что оно есть следствие апофатического мышления, а в том, что при единении ум не способен постигать нетварное окрест Бога.

Я не знаю о каком Браке вы ведете речь. Отцы говорят о браке души с Богом, как о единении. А о единении отцы говорят как о мраке неведения, превышающего всякое ведение ума, а не о ведении ума, наполненном содержанием.

О двоичности созерцателя и созерцаемого после Бога (т.е. при естественном созерцании) говорит Максим в Трудностях:

" И двойка, опять же, есть всякое сгущение сущих после Бога, так как все чувственное, составленное из материи и вида, есть двойка, а также и умопостигаемое, [состоящее] из сущности и сущностным образом придающей ему вид акциденции (συμβεβηκότος). Ибо абсолютно ничто сотворенное не является в собственном смысле слова простым, потому что оно не есть просто то или это, но как бы в субъекте сущности имеет созерцаемое вместе с ней входящее в его состав и отделяющее [от других субъектов той же сущ¬ности] различие, которое образует само то, и само же отли¬чает его от другого. А ничто, каким-либо образом имеющее для выражения своего существования что-либо существенно созерцаемое вместе с собой, не может быть названо в собст¬венном смысле слова простым".

Записан
Евгений
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 547


WWW
« Ответ #14 : 18 Август 2017, 13:20:37 »

Покажите, где я озарением называю одно, а потом другое

Все, я прекращаю с Вами спорить по этой теме. У каждого своя точка зрения на этот вопрос -- это нормально. А бесконечные препирательства с повторением аргументов -- это никому не на пользу
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Powered by SMF 1.1.11 | SMF © 2006-2008, Simple Machines LLC Valid XHTML 1.0! Valid CSS!