consensus patrum
10 Декабрь 2018, 21:24:57 *
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
   Начало   Помощь Поиск Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Исихазм. Наследие Макария Великого  (Прочитано 1325 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Евгений
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 547


WWW
« : 11 Июль 2017, 13:25:35 »

Две основные характеристики аскетики Макария по утверждению современных исследователей (Р. Белэ) повлияли на всю последующую исихастскую традицию:

1. «Мистика сердца».

Понятие «сердце» в библейском смысле этого термина. Изучение связи между сердцем и умом. Практика сердечной молитвы. Очищение сердца. Сердце как "зеркало" Небесного Царства.

2. «Опытное познание действия Св. Духа»

Возможность опытного познания действия Св. Духа в сердце. Опытное познание действия Св. Духа (в особенности) в виде огня и света. Исследование признаков, сопровождающих этот опыт. Подчеркивание необходимости подобного опыта для христианина.
« Последнее редактирование: 11 Июль 2017, 13:47:13 от Евгений » Записан
Евгений
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 547


WWW
« Ответ #1 : 11 Июль 2017, 16:36:50 »

Мы уже говорили о том, что одним из основных признаков действия Духа для подвижника, это осознание того, что он уже живет в двух мирах. Адам пал, когда стал жить только в вещественном мире, а подвижник восстанавливает в себе состояние первозданного Адама, когда начинает жить в мире умопостигаемом. Каким образом? Хаззайя:

Цитировать
«Память Божия, которая все более и более усиливается в душе, является признаком того, что душа начинает менять один мир на другой, иначе говоря, мир видимый на мир умопостигаемый. Блаженна она, если не расслабляется и не изменяет своему образу действий, ибо оба мира будут принадлежать ей!»

Память Божию производят постоянные движения Духа, присутствующие в душе после рождения от Него. Как пишет Симеон Благодатный:

Цитировать
"Душа радуется с услаждением, она чувствует движение благодати, которая действует в ней и становится пламенеющей, как от воздействия огня"

Или Сахдона:

Цитировать
"Если мы употребим великое усердие, чувственный воздух станет, может быть, менее близок к дыханию наших внешних чувств, чем Святой Дух будет близок к нашему сердцу, беспрестанно овевая его Своим памятованием, все больше водворяясь в нас и являясь нам так, что Он постоянно будет пребывать в нашей мысли, питая нашу душу, как воздух питает наше тело"

Но что это за умопостигаемый мир, в котором начинает жить подвижник? Хаззайя (вслед за Евагрием) упоминает о трех типах движения души во время молитвы:

1. Сложном, обладающем формами и запечатывающем (по Евагрию) ум. Оно препятствует молитве и не является движением Духа, даже если само по себе добродетельно и благословно.

2. Простом, являющемся "озарениями" ума относительно бестелесного мира и логосов твари, промысла и суда. Эти движения не имеют (сложной) формы, не запечатывают ум, являются движениями Духа, и всякий раз, когда они открываются уму во время молитвы

Цитировать
"они делают нёбо ума сладким, подобно меду, и своею теплотою согревают все силы души и тела, и слезы тогда без меры исходят из глаз человека, при том что текут они не из-за страданий и не из-за скорби о неразумных поступках, но, напротив, от радости и изумления творческой силой и промыслом Божиим"

В этом умопостигаемом мире и начинает жить подвижник после рождения от Духа.

3. Третий тип движения -- "беспредельное", соответствующие обожению и созерцанию Св. Троицы
« Последнее редактирование: 11 Июль 2017, 16:53:39 от Евгений » Записан
Neovitos
Старожил
****
Offline Offline

Сообщений: 340


« Ответ #2 : 11 Июль 2017, 23:52:16 »

Я перевожу это для себя на язык о трех тропосах ума:
1. многозначные движения ума во времени и пространстве
2.  единовидные движения ума в тварной вечности и бесконечности - совершаются в чистой молитве.
3. движения света в нетварной вечности - совершаются при единении (обожении)

В движениях нетварной вечности есть изменеия в причастности благодати, видам и мере нетварных энергий, передаваемых через высших ангелов. Есть иземенения в очищении, просвещении и совершенствовании умов ангелов и человека.
В нетварной вечности все совершенно обожено.
Записан
Евгений
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 547


WWW
« Ответ #3 : 12 Июль 2017, 12:29:45 »

2.  единовидные движения ума в тварной вечности и бесконечности - совершаются в чистой молитве.
3. движения света в нетварной вечности - совершаются при единении (обожении)

Греч. слово θέωσις буквально переводится как обожение. Со времен Кирилла и Мефодия все литургические и богословские тексты переводили θέωσις на слав. и русс. языки словом "обожение". Совершенно непонятно, зачем именно теперь надо устраивать реформу литургического и богословского языка и переводить θέωσις словом "единение":-)

Тоже самое касается стадии "чистой молитвы". Со времен Евагрия эту стадию называли стадией "усовершения" или "просвещения", но никак не стадией "чистой молитвы" (хотя по отношению к стадии "обожения" ее и можно назвать "началами или начатками обожения", или тоже "обожением", когда различие этих стадий в контексте не важно)
« Последнее редактирование: 12 Июль 2017, 12:43:32 от Евгений » Записан
Евгений
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 547


WWW
« Ответ #4 : 12 Июль 2017, 12:54:41 »

В движениях нетварной вечности есть изменеия в причастности благодати, видам и мере нетварных энергий, передаваемых через высших ангелов. Есть иземенения в очищении, просвещении и совершенствовании умов ангелов и человека.
В нетварной вечности все совершенно обожено.

Имхо, ангелы, в отличие от человека, не могут находиться в состоянии конечного (для человека) обожения. В этом и преимущество человека перед ангелами. Человек -- более совершенное творение и может находиться в состоянии (конечного) обожения за счет воспринятия его природы Богом Слово и восседания одесную Отца. Бог Слово же не воспринял ангельскую природу, поэтому ангелы в состоянии (конечного для человека) обожения находиться не могут.
Именно за счет его природы, восседающей одесную Отца, человек в (конечном) обожении может быть участником и созерцателем внутритроичной жизни -- в отличие от ангелов
« Последнее редактирование: 12 Июль 2017, 13:07:34 от Евгений » Записан
Евгений
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 547


WWW
« Ответ #5 : 12 Июль 2017, 13:51:22 »

Опытное познание действия Св. Духа (в особенности) в виде огня и света

Иоанн Дальятский:

Цитировать
«Есть действие благодати, при котором в сердце монаха западает как бы горящий огнь и воспламеняет его своим жаром, охватывая даже целиком все его тело. Это Дух усыновления, полученный нами во святом крещении в качестве залога вечной жизни. Сей-то Дух рождает всех святых во свет будущего века; через Него они достигают совершенства в любви к Тому, в Ком все приведено к совершенству. Это тот огонь, о котором наш Господь сказал: “Огонь пришел Я низвести на землю...” Это сокровище, о котором святой Павел сказал, что мы носим его в скудельном сосуде, и величие коего — от Бога. Это Дух откровений, Параклит, Дух-Утешитель. Это тот огонь, которым был облечен Адам до того, как преступил заповедь, и от которого был обнажен, когда вкусил плод непослушания; (это огонь), которого он (снова) удостоился лишь тогда, когда облекся во второго Адама водою и Духом.»


"Есть действие благодати, при котором в сердце монаха западает как бы горящий огнь и воспламеняет его своим жаром, охватывая даже целиком все его тело.
" -- Конструкция подразумевает развитие во времени, когда этот жар охватывает сначала сердце (начало обожения), а потом все тело подвижника целиком (конечные этапы). Телесный жар подразумевает также воспринятие природы Нового Адама, соединенной с божеством, то есть имеет и евхаристический контекст -- "духовного причащения".

"Это Дух усыновления, полученный нами во святом крещении в качестве залога вечной жизни". -- Имеется, имхо, в виду, что крещение дает залог вечной жизни, а Дух рождает для нее. Называется Духом усыновления, потому что, в свою очередь, подает усыновление (обожение) в возможности, в то время как на конечной стадии это будет сыновство и обожение в действительности.

"Сей-то Дух рождает всех святых во свет будущего века". -- Как мы и говорили ранее, Дух рождает святых, рождает в них начаток обожения для обожения будущего века.

"Это тот огонь, которым был облечен Адам до того, как преступил заповедь, и от которого был обнажен, когда вкусил плод непослушания".--Адам обладал этими начатками обожения (и был, таким образом, облечен в божественную славу) и должен был завершить его, но проявил непослушание и лишился своего одеяния (славы).

" (это огонь), которого он (снова) удостоился лишь тогда, когда облекся во второго Адама водою и Духом."-- Но человек облекся в природу Нового Адама через крещение и рождение от Духа (что служит начатками его будущего конечного обожения). Этот отрывок снова носит отчетливый евхаристический контекст -- духовного причащения и восстановления в человеке природы Нового Адама через рождение от Духа

Записан
Neovitos
Старожил
****
Offline Offline

Сообщений: 340


« Ответ #6 : 12 Июль 2017, 20:50:25 »

В движениях нетварной вечности есть изменеия в причастности благодати, видам и мере нетварных энергий, передаваемых через высших ангелов. Есть иземенения в очищении, просвещении и совершенствовании умов ангелов и человека.
В нетварной вечности все совершенно обожено.

Имхо, ангелы, в отличие от человека, не могут находиться в состоянии конечного (для человека) обожения. В этом и преимущество человека перед ангелами. Человек -- более совершенное творение и может находиться в состоянии (конечного) обожения за счет воспринятия его природы Богом Слово и восседания одесную Отца. Бог Слово же не воспринял ангельскую природу, поэтому ангелы в состоянии (конечного для человека) обожения находиться не могут.
Именно за счет его природы, восседающей одесную Отца, человек в (конечном) обожении может быть участником и созерцателем внутритроичной жизни -- в отличие от ангелов
Я сомневаюсь. Ведь человек - это ангел во плоти, сединивший в себе две природы. Если можно дайте ссылки на отцов.
Записан
Neovitos
Старожил
****
Offline Offline

Сообщений: 340


« Ответ #7 : 12 Июль 2017, 21:01:50 »

2.  единовидные движения ума в тварной вечности и бесконечности - совершаются в чистой молитве.
3. движения света в нетварной вечности - совершаются при единении (обожении)

Греч. слово θέωσις буквально переводится как обожение. Со времен Кирилла и Мефодия все литургические и богословские тексты переводили θέωσις на слав. и русс. языки словом "обожение". Совершенно непонятно, зачем именно теперь надо устраивать реформу литургического и богословского языка и переводить θέωσις словом "единение":-)

Тоже самое касается стадии "чистой молитвы". Со времен Евагрия эту стадию называли стадией "усовершения" или "просвещения", но никак не стадией "чистой молитвы" (хотя по отношению к стадии "обожения" ее и можно назвать "началами или начатками обожения", или тоже "обожением", когда различие этих стадий в контексте не важно)
А затем,чтобы приблизить к практической стороне исихазма. Я не против термина "обожение", но мы уже неоднократно отмечали двоякость смысла с точки зрения практики. В практике есть понятия состояний, которые отличаются от понятий этапов. Так есть этап просвещения, но есть мистическое состояние, при котором осуществляется просвещение. Это состояние чистой молитвы, которое может быть как до состояния единения, так и после него. А если говорить о просвещении, как о состоянии, то становится не понятно. как оно может быть после обожения? И в описаняих отцов описываются чаще не этапы, а последовательность мистических состояний. И следует отличать одно от другого, чтобы не запутаться. 
Записан
Сергий
Постоялец
***
Offline Offline

Сообщений: 114


« Ответ #8 : 13 Июль 2017, 00:00:17 »

Ведь человек - это ангел во плоти, соединивший в себе две природы.
Виктор? Откуда это? Кто из святых так говорил?
Это же чистый оригенизм, неоплатонизм, евагреизм так говорить и думать.
Не надо меня так окончательно пугать, я и так весьма насторожен вашими разговорами ...
Все же человек особое разумное существо, специально Богом созданное ВЕЧНО и НЕИЗМЕННО состоять из разумной души и чувственного тела, а не в павший в плоть ангел, который со временем вновь освободится от своего ТЕПЕРЕШНЕГО тела и всякой телесной чувственности ...
« Последнее редактирование: 13 Июль 2017, 00:02:09 от Сергий » Записан

Русское государство имеет то преимущество перед другими, что оно управляется непосредственно Самим Господом Богом. Иначе невозможно объяснить, как оно существует… Х.А. Миних
Neovitos
Старожил
****
Offline Offline

Сообщений: 340


« Ответ #9 : 13 Июль 2017, 01:11:12 »

Ведь человек - это ангел во плоти, соединивший в себе две природы.
Виктор? Откуда это? Кто из святых так говорил?
Это же чистый оригенизм, неоплатонизм, евагреизм так говорить и думать.
Не надо меня так окончательно пугать, я и так весьма насторожен вашими разговорами ...
Все же человек особое разумное существо, специально Богом созданное ВЕЧНО и НЕИЗМЕННО состоять из разумной души и чувственного тела, а не в павший в плоть ангел, который со временем вновь освободится от своего ТЕПЕРЕШНЕГО тела и всякой телесной чувственности ...
Я имел ввиду слова свт.Григория Богослова:
"Но еще не было смешения из ума и чувства, сочетания противоположных... Искусное Слово созидает живое существо, в котором приведены в единство то и другое, то есть невидимое и видимая природа;созидает, говорю, человека, и из сотворенного уже вещества взяв тело, а от Себя вложив жизнь (что в слове Божием известно под именем разумной души и образа Божия), творит как бы некоторый второй мир – в малом великий; ставит на земле иного ангела, из разных природ составленного поклонника, зрителя видимой твари, свидетеля твари умосозерцаемой, царя над тем, что на земле, подчиненного горнему царству, земного и небесного, временного и бессмертного, видимого и умосозерцаемого, ангела, который занимает середину между величием и низостью, один и тот же есть дух и плоть"
Записан
Сергий
Постоялец
***
Offline Offline

Сообщений: 114


« Ответ #10 : 13 Июль 2017, 21:24:33 »

Ведь человек - это ангел во плоти, соединивший в себе две природы.
Виктор? Откуда это? Кто из святых так говорил?
Это же чистый оригенизм, неоплатонизм, евагреизм так говорить и думать.
Не надо меня так окончательно пугать, я и так весьма насторожен вашими разговорами ...
Все же человек особое разумное существо, специально Богом созданное ВЕЧНО и НЕИЗМЕННО состоять из разумной души и чувственного тела, а не в павший в плоть ангел, который со временем вновь освободится от своего ТЕПЕРЕШНЕГО тела и всякой телесной чувственности ...
Я имел ввиду слова свт.Григория Богослова:
"Но еще не было смешения из ума и чувства, сочетания противоположных... Искусное Слово созидает живое существо, в котором приведены в единство то и другое, то есть невидимое и видимая природа;созидает, говорю, человека, и из сотворенного уже вещества взяв тело, а от Себя вложив жизнь (что в слове Божием известно под именем разумной души и образа Божия), творит как бы некоторый второй мир – в малом великий; ставит на земле иного ангела, из разных природ составленного поклонника, зрителя видимой твари, свидетеля твари умосозерцаемой, царя над тем, что на земле, подчиненного горнему царству, земного и небесного, временного и бессмертного, видимого и умосозерцаемого, ангела, который занимает середину между величием и низостью, один и тот же есть дух и плоть"
Тогда ОК.
Это сказанное можно понимать и СТРОГО православно. К тому же слово "ангел" омоним. Строго говоря, например, в Писании это ОБЫЧНО просто посланник Бога. При этом СОВЕРШЕННО не обязательно этот ПОСЛАННИК есть только чисто умная духовная сущность, он может быть именно что человеком. В этом смысле уверен и использовано слово " ангел" у св. Григория.
Записан

Русское государство имеет то преимущество перед другими, что оно управляется непосредственно Самим Господом Богом. Иначе невозможно объяснить, как оно существует… Х.А. Миних
Евгений
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 547


WWW
« Ответ #11 : 15 Июль 2017, 14:26:46 »

А затем,чтобы приблизить к практической стороне исихазма. Я не против термина "обожение", но мы уже неоднократно отмечали двоякость смысла с точки зрения практики. В практике есть понятия состояний, которые отличаются от понятий этапов. Так есть этап просвещения, но есть мистическое состояние, при котором осуществляется просвещение. Это состояние чистой молитвы, которое может быть как до состояния единения, так и после него. А если говорить о просвещении, как о состоянии, то становится не понятно. как оно может быть после обожения? И в описаняих отцов описываются чаще не этапы, а последовательность мистических состояний. И следует отличать одно от другого, чтобы не запутаться.  

Поразмыслив, я решил, что пользоваться можно и тем и другим языком, тем более, что у отцов они оба присутствуют. А заодно перенести обсуждение этой подтемы -- об обожении (единении) -- в другую ветку http://www.consensuspatrum.ru/index.php?topic=1338.new#new
« Последнее редактирование: 15 Июль 2017, 15:10:09 от Евгений » Записан
Евгений
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 547


WWW
« Ответ #12 : 24 Июль 2017, 18:46:05 »

ангелы, в отличие от человека, не могут находиться в состоянии конечного (для человека) обожения. В этом и преимущество человека перед ангелами. Человек -- более совершенное творение и может находиться в состоянии (конечного) обожения за счет воспринятия его природы Богом Слово и восседания одесную Отца. Бог Слово же не воспринял ангельскую природу, поэтому ангелы в состоянии (конечного для человека) обожения находиться не могут.
Именно за счет его природы, восседающей одесную Отца, человек в (конечном) обожении может быть участником и созерцателем внутритроичной жизни -- в отличие от ангелов
Я сомневаюсь

Вот нашел ссылку:
Цитировать
"Я болезную, я страдаю смиренною душою своею, когда внутри ее явится ясно сияющий свет Твой.
Любовь называется у меня болезнью и является страданием, оттого что я не могу всего Тебя обнять  и насытиться, насколько мне желательно, и (потому) я воздыхаю.
Однако, так как я вижу Тебя, то для меня довольно и этого, (что) и будет (мне) славою, и радостью,  и  венцом царствия, и превыше всего сладостного и вожделенного в миpе; это покажет меня и подобным Ангелам, а быть может, и большим их соделает меня, Владыко.
Ибо если Ты невидим для них существом и естеством неприступен, мне же Ты видишься и совершенно смешиваешься со мною сущностью естества (Своего), ибо они не отделены в Тебе и  совершенно не разделяются,
но естество (есть) существо Твое и существо—естество; то поэтому, причастившись плоти Твоей, я приобщаюсь естества (Твоего) и поистине бываю причастником существа Твоего, (делаясь) соучастником и даже наследником Божества и бывая в теле выше бестелесных, я полагаю, (что) и сыном Божиим соделываюсь, как сказал Ты не к Ангелам, но к нам, Богами так (нас) назвав:
„Я сказал: вы – боги, и сыны Всевышнего" (Псал. 81, 6; Иоан. 10, 34).

Так как Ты соделался  человеком, будучи Богом по естеству, неизменно и неслиянно, пребыв тем и другим, то и меня, человека по природе, соделал Богом по усыновлению и по благодати Твоей чрез Духа Твоего,  чудным образом, как Бог, соединив разделенное." (СНБ, Гимн 49)
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Powered by SMF 1.1.11 | SMF © 2006-2008, Simple Machines LLC Valid XHTML 1.0! Valid CSS!