consensus patrum
10 Декабрь 2018, 21:26:09 *
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
   Начало   Помощь Поиск Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Практика Иисусовой молитву в миру  (Прочитано 4771 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Виктор Шипилов
Новичок
*
Offline Offline

Сообщений: 23


« : 23 Февраль 2016, 13:44:12 »

Данную статью написал Валаамский иеромонах Киприан. На сегодняшний день считаю ее лучшей, поэтому предлагаю познакомиться с ней поближе.

Занятия Иисусовой молитвой мирянина, существенно различаются от делания монаха, и ему недосягаемы и порой даже не понятны, способы молитв, творимых исихастом. Здесь Иисусова молитва механическая – молитва произносится вслух или «про себя», накладывается крестное знамение, совершаются поклоны. Молитвы совершают обычно с применением четок. Назначение четок – прерывание помыслов во время молитвы. Считать молитвы не нужно, четки не для счета, счет - это дело совсем другое. Если ты решил после утреннего правила читать Иисусову молитву сто раз, это будет небольшая разминка для твоего ума. Утренняя гимнастика не делает человека чемпионом. То есть, если ты решил научиться Иисусовой молитве, то должен уметь находить время для занятий. И уже в зависимости от времени, которое ты можешь провести в молитве, и будет число кругов четок. У тебя есть два часа, которые ты можешь молиться, тяни четки два часа и не отвлекайся на подсчет молитв. Когда часы были редкостью, тогда святые отцы использовали четки как меру времени. Опытно определяли, сколько времени уходит на какое-то число молитв и в зависимости от духовного уровня, физического состояния и свободного время христианина предлагали ему количество молитв. Четки лучший инструмент для занятия Иисусовой молитвой. Однако следует избегать перебирания четок на показ.
За неимением четок можно загибать пальцы, причем, для того чтобы не сбиться какую пятерку ты считаешь, первую или вторую счет лучше начинать с мизинца, как начинать загибать, так и разгибать. Сжал кулак, поочередно загибая пальцы, начиная с мизинца, и разгибай с мизинца. На левой руке лучше откладывать единицы, а на правой, если есть в том необходимость, десятки.

Прерывание молитвы.

Прерывание другой молитвой.

а) молитва по четкам.

Читаешь на узелках десять Иисусовых молитв, на одиннадцатом узле - Богородице Дево радуйся, а на соединении читай Отче наш.
Правило чтения молитв по четкам предлагают на маленьких узелках проговаривать Иисусову молитву, на большом узле «Богородице Дево радуйся» и на соединении, на крестике прочитать «Отче наш», и поклоны.
Проговорить десять Иисусовых молитв, прервать чтением «Богородице Дево радуйся» и наложить на себя крестное знамение. На десяти коротких молитвах, ум не способен удержать свое внимание. Рассеянность и увлечение помыслами властвуют над умом. Святые отцы назначили прерывать Иисусову молитву чтением другой молитвы, зная неспособность человеческого ума не развлекаться, не уходить в мечтание, не блуждать свободно, где ему хочется. Так что, прерывается не молитва, а увлечение помыслами, молитвы уже нет, ты только проговариваешь слова и сам, не слышишь их. После прочтения большего количества Иисусовых молитв и «Богородице Дево радуйся», ум приноравливается и к этому ритму правила и оставляет молитвы без своего внимания. Против этого: изменить на крестике произносимые молитвы, в данном случае прочитать «Отче наш», и сделать крестное знамение с поклонами.
Бывает, что когда дочитываешь молитвы, то перед узлом, и особенно перед соединением помыслы в другой раз не тревожат ум, и молитва идет без рассеяния. Может появиться желание не прерывать молитву, а продолжать ее как чистую и данную свыше. Отбрось сей лукавый помысел, ты не дочитаешь до середины следующего десятка, как помыслы пленят тебя. К ним прилепится еще и смущение, будешь укорять себя, что не исполнил правило и пропустил молитвы.
Правило исполняй неуклонно, не пренебрегай им. Некоторые святые отцы предлагают при одолении помыслов, особенно при засыпании, ударять себя (не сильно!) четками по плечам или спине.
Перебирать четки от себя или к себе, не имеет ни какого значения, как тебе удобнее, так и делай.
Если ты не делаешь прерывание на больших узелках, то молитвы у тебя нет, твой ум давно уже в мечтах, ему там хорошо, и ты этого не замечаешь.
Необходимо иметь ввиду, что не обязательно читать именно «Богородице Дево» на больших узлах, можно применять какие-то другие короткие молитвы, например «Спаси Господи, люди Твоя». А на соединении, если молишься сидя, то не делать поклоны. То есть не нужно описываемый способ загонять в какие-то жесткие рамки.

б) составить десять молитв.

читать 7 раз молитву Иисусову и 3 раза молитву “Пресвятая Богородице, спаси мя грешнаго”, что составит десять молитв по четкам.

в) рассматривание помыслов.

Прочитав десять молитв, на одиннадцатом узле рассматриваешь приходившие помыслы и тотчас каешься в грехах, о которых они тебе напомнили, а так же в рассеянности и невнимательности в молитве.

г) крестное знамение и поклоны.

Крестное знамение обычно накладывают на больших узлах, а с поклонами на соединении. При сильном нападении помыслов крестное знамение накладывают на каждом узелке, а на больших узлах с поклоном (поклонами).

д) молитва на четыре стороны.

Прочитав десять молитв, наложи на себя крестное знамение и сотвори земной поклон, повернись вполоборота и повтори молитвы, знамение и поклон, и так по кругу. Поворачиваться через правое плечо. Молитва обычно совершается, когда трудно определить восток, но особенно при одолении сна или сильных и навязчивых помыслов.

е) чтение писания или святых отцов.

Прочитав сто или больше молитв, замечаешь, что ты устаешь, твое внимание рассеянно, тогда оставь молитвы и почитай писание или о Иисусовой молитве у святых отцов.

ж) слово молитвы на узелке.

Известен также и такой способ молитвы по четкам: на каждом узелке молящийся прочитывает не всю молитву, как это обычно делается, а лишь одно слово молитвы. Можно попробовать сочетать этот способ с другими, для борьбы с помыслами. Здесь будет изменяться ритм произношения молитвы, что несколько прервет безразличную монотонность, ты как бы встряхнешься от какой-то задумчивости.

Изменения в молитве.

Применение вставок. Изменение окончаний молитв. Сокращение слов в молитве.

Применение вставок. Молитва перед иконами.

Встань перед иконами. Смотри на икону Пресвятой Богородицы и со вставкой, произнеси десять раз гласно Иисусову молитву:
Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, молитвами Богородицы, помилуй мя.
Прочитав десять раз, на большом узле перекрестись и сделай поклон.
После чего, обратившись к следующему образу святого, читай:
Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, молитвами преподобного Серафима, помилуй мя.
И потом так же обращаться к другим или возвращаться к прежним образам святых. На чей образ будешь взирать у того и просишь помощи, изменяя вставку. Начинать молиться к другому образу можно поворачиваясь всем телом, или повернув голову или только переведя взгляд. Когда в храме, то достаточно перевести взгляд, и, конечно же, недопустимо сопровождать твою внутреннюю молитву осеняя себя крестным знамением и творя поклоны, что необходимо делать со всеми, согласно совершаемой службе. Не крути головой по сторонам, и не топчись на месте, тебе достаточно двух или трех образов, что прямо перед тобой. Никто не должен догадываться о твоем внутреннем духовном делании. Будучи один, лучше, особенно вначале, повернуться всем телом, даже если иконы близко друг от друга, нужно постепенно вырабатывать привычку неподвижного стояния. Освоив способ «Применение вставок» перед иконами, его можно применять и как самостоятельный способ моления, то есть, не глядя на иконы, допустим с закрытыми глазами в храме, и как прием борьбы с помыслами, когда ты молишься другим способом.

Изменение окончаний молитв.

Основа молитвы это – Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, а следующая часть молитвы изменяется периодически через десятки или сотни раз.
Примеры окончаний смотреть у свт. Феофана или прп. Сампсона.
Применять способ можно, как и в «Сокращение слов в молитве».

Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, озари страхом Твоим душу мою, окаянную.
Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, прости, прости, не помяни многое множество согрешений моих.
Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, прости, прости, не помяни бесчисленное множество согрешений моих.
Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго.

«Пятисотница.»

«Установить на каждый одиннадцатый узел молитву «Достойно». Каждую сотницу отличить от другой изменением кончика Иисусовой, например:
первую сотницу «помилуй мя»,
вторую «и меня помилуй»,
третью «помилуй меня по велицей милости Твоей,
пятую «Спасе мой и Боже мой, пощади и помилуй мя».
Вот по этому рецепту преподобный Серафим Саровский, епископ Феофан Затворник, и блаженный схимонах Силуан научали нас сладкому келейному правилу, Иисусовому правилу.» Старец иеросхимонах Сампсон.

Сокращение слов в молитве.

Протянув по кругу один или два раза четки, читай, сократив количество слов в молитве, например: Господи, Иисусе Христе, помилуй мя; или Господи, Сыне Божий, помилуй мя. Способ можно применять в тех случаях, когда механические способы применить сложно, в основном это когда ты находишься среди людей, в транспорте, на работе и других общественных местах. Проговорив про себя, допустим десять раз молитву полностью, другие десять говоришь сокращенную молитву.
Можно 10 раз: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя. и 10 раз: Господи, Иисусе Христе, помилуй мя.
В этом способе борьбы с помыслами нужно временно сократить количество слов в молитве, и таким образом совершать молитву, до тех пор, пока помысел не отойдет и ум не возвратится в молитву и сердце, после чего перейди к прежнему совершению молитвы. Какое изменение применить решай сам или из тех, что я привел или примени твое сокращение/изменение чередования слов, по твоему душевному расположению.

Накладывание молитвы на движения: взгляда и механические ритмичные.

на движения:

А) взгляда

а) за авторучкой.
Не спеша, читай молитву и то же время, обратным концом ручки, проведи прямую линию, круг, дугу, треугольник, квадрат или любую другую фигуру. Взгляд удерживай в месте соприкосновения ручки с плоскостью. Начало и окончание движения ручки должно совпадать с прочтением молитвы. Движение может быть прерывистым, когда каждому слову или молитве соответствует одна линия или фигура, или непрерывным, когда каждому слову или молитве, так же, соответствует одна линия или фигура, но фигуры пишутся без отрыва ручки, в продолжение нескольких молитв. Скорость чтения и величину фигуры, (буквы или цифры) определишь опытным путем. Для борьбы с помыслами меняй фигуру каждый раз или через заданное число молитв, например на больших узлах. Должно получиться три действия 1) проговаривание молитвы; 2) движение ручкой; 3) перемещение узелка. Первые два действия совместные, а третье действие дополнительное, пауза.
Освоив этот способ, его можно выполнять без четок, а так же применять при письме или рисовании.

б) за секундной стрелкой.

Проговаривая молитву, следи и удерживай взгляд на движении секундной стрелки часов. Для борьбы с помыслами можно применить различные способы.

в) взгляда на предметы.

Посмотри на предметы, находящиеся перед тобой на столе, на стене или за окном, выбери порядок перемещения твоего взгляда по ним и говори одно слово или часть молитвы, глядя, на каждый из них. Помыслы прерываешь молитвой, как обычно на одиннадцатом узле, или изменением порядка перемещения взгляда по предметам.

г) взгляда по точкам или линиям.

Для этого наметь несколько точек на окне, полу или на любом предмете, что есть перед тобой и как в способе в) читай Иисусову молитву.
Способы в) и г) удобно применять без четок, сидя или стоя, находясь в храме, в общественных местах и при поездках в транспорте, будучи пассажиром.

Б) механические ритмичные:

а) во время ходьбы.

На каждый шаг произноси одно слово молитвы. Счет молитвам веди пальцами левой руки, а десятки правыми, и загибать и разгибать пальцы лучше начинать с мизинца так не спутаешь, первая у тебя пятерка или вторая. Прочитав, несколько молитв, заметишь, что молитва проговаривается, а ум увлекся помыслом. Для борьбы с ним, есть несколько способов. Перейти на чтение молитвы на шаг одной ноги, или начать чтение молитвы, пропустив, без слов один или два шага. Сократить или добавить слова в молитву, на шаг произносить одно или несколько слов. Сочетать изменения в ходьбе и молитве. Не всегда сразу заметишь мечтательность и, даже пребывая в мечтательности, будешь часто уверен, что творишь молитву. Против этого назначь себе за правило, прочитать десять молитв и применять изменения независимо увлекся ты помыслом или нет. Правила не переменяй во время ходьбы, когда заметишь, что выдерживаешь его без развлечения помыслами, только в другой раз, увеличь число молитв.
Во время ходьбы на каждый шаг проговариваем одно слово молитвы, через какое то время одолеют помыслы в таком случае пропустим один шаг и на шаг с другой ноги начинаем говорить молитву, не пройдет и пяти молитв помыслы привяжутся и снова пропустить шаг. А можно на шаг только одной ноги, допустим левой говорить слова молитвы и сосчитав пять молитв (больше или меньше зависит от борьбы с помыслами), на шаг правой ноги начать говорить молитву. Пройдет некоторое время, и устанешь не от ходьбы (или как выше от поклонов), а от молитвы, точнее от борьбы с бесами, пока удержать такую молитву невозможно, требуются постоянные упражнения.

б) во время копания.

На одну копку лопатой проговори часть молитвы, а когда откидываешь другую. Однако здесь много зависит от твердости почвы и твоей физической силы. Надо приспособиться, найти ритм, и накладывать молитву как будет тебе удобно. От развлечения помыслами применяй правило и изменения в молитве.

в) при однообразной работе.

Процесс делится на отдельные циклы или операции: винтить гайку или шуруп, чистить картофелину или мыть посуду, копать лопатой или грести веслами и т. п. Во время работы гласно читай молитву. Каждой операции или циклу работы соответствует слово/часть молитвы, молитва или несколько молитв, в зависимости от их продолжительности. После чего небольшая пауза. Счет молитвам не ведется.

г) на дыхание.

Вместе с вдыхаемым и выдыхаемым воздухом произноси слова молитвы.
Дышать ровно и неспешно, вслух, шепотом или проговаривая про себя, произнести часть молитвы на вдох и, оставшуюся часть на выдох. Дыхание с чуть приоткрытым ртом, тогда оно меньше мешает молитве. Какую часть произносить на вдох, а какую на выдох зависит от твоего здоровья, твоей возможности. Не должно быть напряжения дыхания. Если не хватает дыхания, то сократи молитву: Господи, Иисусе Христе, помилуй мя, или Сыне Божий, помилуй мя.
Изменения количества слов на вдох и выдох, или изменение количества слов самой молитвы, используй для борьбы с помыслами.
Способ соединения молитвы с дыханием предлагают как нечто особенное в делании молитвы. Хотя этот способ удержания внимания, один из множества вспомогательных способов обучению молитве. При молитве в сердце, обращать внимание на дыхание не следует, это будет мешать молитве.

д) на звук.

Тиканье часов, стук колес поезда и другие ритмичные звуки, другой раз мешают упражняться молитвой. Не огорчайся, а примени их в делании молитвы. На каждый отдельный звук наложи слог/слово/часть молитвы. Для борьбы с помыслами можно использовать способ, применяемый в церкви.

Замирание.

Некоторые святые отцы советуют перед началом молитвы, принять какое либо положение тела и сохранять его до конца упражнения молитвой. Стоять неподвижно на ногах или коленях, сидеть, прижать подбородок к груди, распрямить плечи, подтянуть живот, лежать в постели, держа голову немного над подушкой и тому подобное. Смыл замирания, заключается в привлечении внимания к сохранению неподвижности, чему способствует терпение усталости и боли от этой неподвижности. Когда помыслы начнут одолевать, тотчас тело, заметно тля тебя, невольно расслабится, ты сразу понимаешь, что ты пленен помыслами и возвращаешься к прерванной молитве. Как книга, выпавшая из рук, будит задремавшего ее читателя.
Прием замирания держит внимание на неподвижности тела и позволяет отсекать помыслы при малейших изменениях положения тела. Помыслы будут предлагать тебе, если стоишь, то перенести тяжесть тела с одной ноги на другую, если сидишь, согнувшись, то слегка выпрямиться, или же повернуть голову и перевести взгляд на что-то интересное и тому подобные изменения как незначительные и маловажные. Не верь таким помыслам, только начни им подчиняться и они не отстанут и пользы от приема замирания не будет. Ты будешь не в состоянии определить, то ли ты пленен, то ли просто облегчил твое положение тела. Порой приходится часто накладывать на себя крестное зн
Записан
Виктор Шипилов
Новичок
*
Offline Offline

Сообщений: 23


« Ответ #1 : 23 Февраль 2016, 16:11:52 »

Знаете чем интересна данная практика монаха? Тем что писана с личного опыта и подходит как монаху, так и мирянину.
Записан
Neovitos
Старожил
****
Offline Offline

Сообщений: 340


« Ответ #2 : 28 Февраль 2016, 16:54:07 »

Знаете чем интересна данная практика монаха? Тем что писана с личного опыта и подходит как монаху, так и мирянину.
Виктор, дорогой мой тезка, не понимаю, какое отношение имеет личный опыт монаха  Киприана к практике Иисусовой молитвы (ИМ) в миру? Если вы увидели в его тексте, некоторые схожие черты с вашей личной практикой, то это говорит лишь о том, что монах Киприан, как и вы, не имея опытного наставника, читает все подряд об ИМ и пробует то одно, то другое, не укоренившись в чем -то одном и забывая упомянуть в наставлениях о мотивации молитвы и сути умного делания.

К сожалению, в настоящее время на Валааме нет опытных наставников молитвы. Каждый монах творит ее сам по себе, как получится. Я не говорю о том, что там нет опытных в молитве, но о том, что там нет опытных наставников. Между имеющим некоторый личный опыт молитвы и имеющим опыт наставничества существует принципиальная разница. Когда я приехал в 2011г. на Валаам с целью найти опытного наставника молитвы и получить ответы на вопросы, возникшие из личной практики, то благочинный отец Давид поступил осторожно и благоразумно. Он сказал, что есть у них один монах, который имеет опыт молитвы, но он никого не обучает молитве и надо подумать, чтобы не навредить ни мне, ни тому монаху. Подумал, посоветовался с монахом и сказал, что лучше обратиться к старцу схиархимандриту Иоакиму (Парр), который как раз в это время находился на Валааме. Я так и сделал, получив у старца очень полезные советы об ИМ, молитвенное правило и благословение на молитву.

Там же мне повезло быть на беседах старца Иоакима с валаамской братией. Один монах попросил рассказать, какое молитвенное правило он дает своим монахам. На это старец ответил, что молитвенное правило индивидуально и он дает его в зависимости от духовного состояния монаха. Поэтому нет общего правила, которое можно было бы рекомендовать всем. И добавил, что могу сказать только то, что кому бы он ни давал правило, все сначала говорили, что это очень легкое правило и просили дать что-нибудь еще, но проходило время и они говорили старцу, что правило слишком тяжелое. Поэтому старец всем говорил - исполняй правило, которое я тебе дал, а если покажется мало, то добавляй, как пожелаешь.

Схиарх.Иоаким имеет многолетний опыт молитвы. Он с юности начинал в бенедиктианском монастыре, затем перешел в православие и восемь лет подвизался на Афоне, затем в Нью-Йорке построил дом милосердия и монастырь, а позже Спасский скит в отдалении от городов. После валаамских бесед он стал известен в России и его стали приглашать многие монастыри и церкви. Многие из его бесед записаны на видео и размещены в интернете. Но нигде он не говорит о том, как надо молиться. Он говорит о том, что такое молитва, но не говорит о технике молитвы. Он говорит о том, почему трудно молиться, но не дает общего правила для всех.

Чему же учит монах Киприан, обращаясь к мирянам? Я вижу только набор различных правил, почерпнутых из разных книг и личных практик. Но разве это полезно для тех, кто не имеет наставника и ищет совета?
 
Вспомнился еще один ответ старца Иоакима. Когда один из монахов попросил его рассказать, какие уроки он извлек из монашеского опыта на Афоне и о каких ошибках он может предостеречь валаамских монахов? Старец ответил - основная моя ошибка была в том, что я думал, что делаю что-то хорошо, а все остальные мои ошибки исходили из этой.

Вот так, похоже и с монахом Киприаном, который думает, что сделал что-то хорошее, написав статью о том, как творить ИМ в миру.
« Последнее редактирование: 05 Март 2016, 00:02:25 от Neovitos » Записан
Сергий
Постоялец
***
Offline Offline

Сообщений: 114


« Ответ #3 : 28 Февраль 2016, 18:31:46 »

Неовитос, сильный и правильный пост. СпасиБо.
Записан

Русское государство имеет то преимущество перед другими, что оно управляется непосредственно Самим Господом Богом. Иначе невозможно объяснить, как оно существует… Х.А. Миних
Neovitos
Старожил
****
Offline Offline

Сообщений: 340


« Ответ #4 : 28 Февраль 2016, 19:55:54 »

Виктор Шипилов, вы открыли очень актуальную тему "Практика Иисусовой молитвы в миру". Она актуальна не только для мирян, но и для современных монахов, пришедших в монастырь из современного мира и принесших с собой мирской дух. 
Уверен, что на этом богословском форуме многие практикуют или пробовали практиковать ИМ. потому что не возможно не увлечься трактатами отцов-богословов, в которых Иисусовой молитве отводится самое почетное место.

Но почему тема не вызывает интереса? Мне кажется, что здесь три причины. Первая состоит в том, многие попробовали упражняться в ИМ, но начали это делать преждевременно. Вторая причина - это отсутствие опытного наставника, что приводит к ошибкам и разочарованию. И третья - это наличие опыта благодатной молитвы, который учит не рассеиваться на беседы о молитве, но хранить безмолвие умного делания. 

Существует ошибочное мнение, что молитву можно творить всем, ведь отцы говорят, что молитву можно творить не только монахам, но и мирянам. Верно. Только отцы предупреждают и монахов, и мирян, что не всем можно начинать творить молитву по своему желанию, а только тем, кому настало время. Отцы хорошо знали. что преждевременное обучение ИМ может нанести вред начинающему молитвеннику. И потому не всякого обучали ИМ и называли это учение тайным - "Много смущает и тревожит бесов то, когда инок вооружает себя тайным поучением, которое заключается в следующей молитве: "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго. (авва Исаия).

Поэтому, мне кажется, в этой теме нельзя не упомянуть прежде всего о том, кому можно, а кому не должно заниматься ИМ? Об этом говорится в прекрасной книге "Беседы о молитве Иисусовой" на стр.229-230, изданной в 1937г. Валаамским игуменом Харитоном и  переизданной Валаамским монастырем в 1998г. (https://vk.com/doc208722395_437311241).  В этой книге особое внимание уделяется необходимости ознакомиться с "Предисловиями" прп.Василия Поляномерульского, в которых он предостерегает о преждевременном делании ИМ начинающими подвижниками.

** Но вместо того, чтобы говорить с вами об этом своими словами, я предлагаю вам прослушать то, что написали о молитве молдавские старцы — схимонах Василий, старец и начальник Поляномерульского скита, и схиархимандрит Паисий (Величковский), настоятель Нямецкого монастыря. Эти старцы жили в 18-м веке. Оба они вышли из России. Старец Василий был наставником и другом старца Паисия. Он постриг его в монашество. Оба они деятельно, собственным опытом, проходили святоотеческое учение об умном делании и об Иисусовой молитве и пишут об этом предмете не только на основании того, чему научились из книг, но и на основании своего личного опыта. Поэтому все их слова отличаются ясностью, точностью, определен¬ностью. Об этих старцах, особенно о Паисии Величковском, вы, наверное, уже слышали. Последний из них, собравший вокруг себя до тысячи братий в Нямецком монастыре, воспитавший многочисленную школу своих учеников и обно¬вивший своими переводами святоотеческую аскетическую литературу, имел в 18-м и 19-м веках большое влияние на православное монашество, особенно в России, которое не потеряло своего значения и в настоящее время, о чем рас-пространяться подробно я сейчас не буду.** (из вышеупомянутой книги)

**Представь себе пять состояний, действующих по страсти: а) впадая в гнев и досаду, оставаться всегда злобствующим на оскорбившего б) будучи опечаленным, помнить зло в течение многих дней; в) гневаться одну неделю; г) один только день помнить и д) враждуя, досаждая, смущая и смущаясь, в тот же час измениться. Вот сколько различных устроений, однако все они находятся под адом до тех пор, пока действует страсть, как сказал св. Дорофей, и таким не должно касаться умного делания, ибо они подобны человеку, который, будучи ранен стрелою от врага своего, берет ее собственными руками и вонзает в свое сердце; о них сказал Богослов: делающий грех от диавола есть /1 Ин. 3:8/
      Возьми и пять других состояний: а) оскорбившегося и скорбящего не потому, что потерпел досаждение, но потому, что не перетерпел его; б) поучающегося всегда терпению, но в конце концов, побеждающегося увлечением; в) не хотящего отвечать злом за зло, но увлекающегося силою привычки; г) старающегося отнюдь не произносить зла, но скорбящего о полученной обиде, упрекающего себя и кающегося в этом и д) не скорбящего о полученной обиде, но и не радующегося ей. Эти все суть сопротивляющиеся страсти, так как произволением борются со страстью и не хотят действовать по ней, но и скорбят, и подвизаются. Таковые подобны находя¬щемуся под обстрелом врага, но облеченному в броню и неуязвимому, говорит тот же св. Дорофей. И во всяком слу¬чае можно и должно обучаться умному деланию, потому что они очищаются вседневною благодатию Христовою, чрез умную молитву и ежечасное покаяние, и о них сказал Тайновидец: если скажем, что не имеем греха, прельщаем себя; и если грехи наши исповедуем, верен есть и праведен, да оста¬вит нам, и очистит нас от всякой неправды (1 Ин. 1: 8, 9).
Записан
Neovitos
Старожил
****
Offline Offline

Сообщений: 340


« Ответ #5 : 28 Февраль 2016, 21:12:39 »

В этой теме, как мне кажется. имеет смысл говорить о личном опыте, но использовать, говоря богословским языком, апофатический метод, т.е.  путем последовательного отрицания, что не должно делать вместо того, чтобы учить, как творить ИМ.
Опытный молитвенник совершил немало ошибок и может смело делиться ими. не боясь. что кому-то навредит. Ошибка в личной практике молитвы носит универсальный характер, ибо Иисусова молитва творится человеком с разной степенью участия Святого Духа. И то, что от человека, то и приводит к типичным ошибкам, а то, что от Духа, то не может быть ошибочным и всегда дается с учетом индивидуальных особенностей молящегося.

Для начала можно поговорить об ошибках, которые очертил прот.Влаентин Свенцицкий в его хорошей книге "ТАЙНОЕ ПОУЧЕНИЕ О НАШЕМ СПАСЕНИИ (о молитве Иисусовой)":

**Начинающему надо знать опасности, которые его ожидают:
1)     если начинать без руководителя,
2)     если сразу начинать со многого,
3)     если постоянно ждать результатов,
4)     если пренебрегать установленной общецерковной молитвой,
5)     если не бороться со страстями.**

Вот этот круг ошибок и предлагаю обсудить в данной теме.

 
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Powered by SMF 1.1.11 | SMF © 2006-2008, Simple Machines LLC Valid XHTML 1.0! Valid CSS!