consensus patrum
28 Март 2024, 13:38:10 *
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
   Начало   Помощь Поиск Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: заповеданное vs советуемое  (Прочитано 3834 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
GrigoryB
Новичок
*
Offline Offline

Сообщений: 2


« : 14 Февраль 2016, 16:45:58 »

Интересно сравнить отрывок из прп. Иоанна Кассиана с комментариями В.М. Лурье (из "Призвания Авраама") и отрывок из М.И. Мои комментарии после него. "Там Моисей на отказывающихся возлагает неотрицаемую тяжесть; здесь Павел подает только совет желающим, стремящимся к совершенству (ср.: 1 Кор. 7, 25 и 40). Ибо не должно заповедывать вообще и, так сказать, обязательно требовать от всех то, что по причине дивной высоты не может быть достигнуто всеми; но преимущественно возбуждаются все советом и благодатию, так что большие могут увенчаться добродетелию совершенства, а малые, которые не могут исполнить меру возраста исполнения Христова (Еф. 4, 13), как будто остаются в неизвестности, будучи закрываемы светом больших, как звезд.... Итак Христос никого необходимою заповедию не принуждает к достижению верха добродетелей, но призывает желающих по свободному произволению, пользою совета воспламеняет желание совершенства. Ибо где заповедь, там необходимость; а где необходимость, там и трудность; где трудность, там и нерадение; где нерадение, там и грех; а где грех, там и наказание. <...>» (Собеседования, 21, 5; пер. еп. Петра с небольшими изм.). Главная мысль этого отрывка: девство и безбрачие — это «совет», а не «заповедь», но только советы и ведут в меру возраста исполнения Христова, то же, что заповедуется обязательно для всех (даже тогда, когда заповеди Моисеевы повторяет Христос — как в Мф. 19), — это избавляет от наказания за грехи, но это не Евангелие, а закон. Мы опять пришли к учению о безбрачии как норме христианской жизни — при том, что сама эта жизнь, в согласии с Новым Заветом, общеобязательной нормой не является".

Теперь послушаем М.И. "Одни деяния, совершаемые нами ради Бога, делаются по заповеди, а другие, так сказать, по добровольному приношению. Например, совершаемые по заповеди суть: любовь к Богу и ближнему, любовь к врагам, воздержание от прелюбодеяния и убийства и так далее. Когда мы преступаем эти [заповеди], то подвергаемся осуждению. Деяния, совершаемые не по заповеди, суть: хранение девства, безбрачная жизнь, нестяжание, отшельничество и так далее. Они имеют значение даров, дабы, если мы по немощи не можем исполнить какие-либо из заповедей, такими дарами смогли бы умилостивить благого Владыку нашего". (Сотницы о любви 4.67). Сходство общей канвы очевидно. Но заметно и отличие. У И.К. есть заповеданное и советуемое. Второе - добровольно и для достижения совершенства и собственно евангельской жизни в меру возраста Христова. У М.И. девственная жизнь и т.п. мотивируются не стремлением стяжать совершенство, а сознанием своего несовершенства, точнее своей немощи - неспособности исполнить заповеди (к слову, среди последних не только заповеди ВЗ, но и заповедь возлюбить врага, специфическая для Евангелия). С другой стороны, кто может сказать, что он исполняет заповеди, перечисленные М.И., в их позитивном, а если иметь в виду помыслы и в негативном смысле? В любом случае, евангельским по М.И. является уже и первая часть - стремление жить по заповедям, а не только одна вторая, а вторая органически вырастает из первой (сознания своей немощи в ее исполнении).
« Последнее редактирование: 14 Февраль 2016, 18:57:51 от GrigoryB » Записан
Андрей Белоус
глобальный модератор
Ветеран
*
Offline Offline

Сообщений: 2347



« Ответ #1 : 14 Февраль 2016, 18:41:17 »

Сходство общей канвы очевидно. Но заметно и отличие. У И.К. есть заповеданное и советуемое. Второе - добровольно достижения совершенства и собственно евангельской жизни в меру возраста Христова. У М.И. евангельская жизнь по заповедям не равнозначна подзаконности, он явно говорит не только о заповедях "негативных", вроде не убий, но и позитивных - любви к Богу и ближним, даже врагам.

Мне кажется, отличие не только в том, что Вы указали (хотя оно есть), но еще и в том,что Иоанн Кассиан имеет конкретные труды и ответственность, которые берет на себя человек для достижения совершенства: например, конкретный объем тех или иных правил, или служб (если служба совершается мирским чином, например Улыбающийся), конкретную меру поста, конкретную меру упражнения в Иисусовой молитве, конкретную меру и способы работ, послушаний, обязанностей и т.д. Именно конкретные труды ИК советует не навязывать как "заповедь", а предлагать в виде совета как добровольное делание по возможностям конкретного человека; в противном случае человек может надорваться, если, например, возьмет большой объем псалмпения или поста и такда случится все по описанной схеме - где заповедь, там необходимость; а где необходимость, там и трудность; где трудность, там и нерадение; где нерадение, там и грех; а где грех, там и наказание
 А МИ, когда говорит о заповеди любви, обозначает не столько конкретные дела, которые христианин должен сделать как проявление любви - сколько общую интенцию, сам принцип, что человеку заповедано как-то проявлять любовь, воздержание и т.д. - но как конкретно он это должен делать он в данном случае не говорит. То есть фактически оставляет это (так же, как, собственно, и ИК) на произволение подвизающегося.
« Последнее редактирование: 14 Февраль 2016, 18:44:10 от Андрей Белоус » Записан

Если желаешь Истинной Жизни, ожидай всегда человеческой смерти (с) Нил Синайский
Евгений
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 547


WWW
« Ответ #2 : 14 Февраль 2016, 22:11:40 »

По мне так ближе в данном случае точка зрения И.К., она мне кажется более традиционно-аскетической, а воззрение М.И,  кажется здесь несколько "юридическим". Но ничего больше по сути сказать не могу, плохо знаком с тематикой, основательно ее подзабыл. "Призвание Авраама" -- это было так давно:-)
Записан
GrigoryB
Новичок
*
Offline Offline

Сообщений: 2


« Ответ #3 : 15 Февраль 2016, 15:21:21 »

Сам Лурье ответил на мое наблюдение, что существуют обе традиции объяснения девства монашества и т.д. и обе они древние, и в принципе, согласуются др. с др. С этим я согласен. С тем добавлением, что они взамодополнительны. И одна без другой не полна. Но наиболее тонкое место связано тут на мой взгляд с пониманием евангельского vs законнического. Так вот мое мнение, что,  если человек стремится исполнить заповеди Христа не из страха наказания, а ради Бога (а МИ пишет именно об этом: "совершаемые нами ради Бога"), то это уже жизнь евангельская. А так-то и заповеди блаженства - тоже заповеди, и заповедь любви к врагам - заповедь, а не только декалог и т.п. То, что за неисполнение заповедей грозит наказание, само по себе не делает стремящихся исполнять их "подзаконными". Таковыми становятся по отношению к этим заповедям. Ради чего (Кого) их стремятся исполнить.
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Powered by SMF 1.1.11 | SMF © 2006-2008, Simple Machines LLC Valid XHTML 1.0! Valid CSS!