consensus patrum
20 Февраль 2019, 00:50:27 *
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
   Начало   Помощь Поиск Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Об актуальном и неактуальном, устаревшем и современном в святоотеческом наследии  (Прочитано 1922 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
student
Пользователь
**
Offline Offline

Сообщений: 84


« : 14 Март 2012, 08:46:40 »

Тема открыта по мотивам слов Павла Недашковского:

Цитировать
Нет, я считаю что христианство это не "религия Книги" (1), что Отцы это не "диктофоны из мяса" (2), что верность Традиции это не перброска цитатами (3) - но это отдельная тема

Встречные тезисы:

(1) Из Библии нельзя делать аллегорию или путаный полумифологический-полуисторический текст, который без "научно-критического" подхода скорее уведет от истины, чем приблизит к ней.
(2) Слова отцов нельзя оставлять только на суд их эпохи и четко ограничивать области знания, с которыми их можно соотнести и с которыми нельзя. Не для того они нам написаны, не для того переданы.
(3) Еще меньше полезно традиции сознательное и последовательное нивелирование одного гносеологического критерия (верность Преданию и Писанию) для возвышения другого (доводы "естественного разума").

Всячески готов к обсуждению поставленной проблемы Улыбающийся
« Последнее редактирование: 14 Март 2012, 09:14:43 от student » Записан
Павел Недашковский
Старожил
****
Offline Offline

Сообщений: 394



« Ответ #1 : 14 Март 2012, 14:00:48 »

1. Писание не с неба упало, его писали люди и для людей, человек адресат Откровения: нужно различать жанры, учитывать исторический и культурный контекст, интенцию автора etc.

Догматическая конституция Dei Verbum

Цитировать
"Поскольку же Бог говорил в Священном Писании через людей и по человечеству,6 то истолкователь Священного Писания, дабы уяснить, чту Бог хотел нам сообщить, должен внимательно исследовать, чту священнописатели в действительности намеревались сказать и чту Богу было угодно открыть нам через их слова. Чтобы выяснить намерение священнописателей, нужно, кроме всего прочего, принимать во внимание и "литературный жанр". Действительно, истина излагается и выражается по-разному и различными способами в текстах исторических, пророческих, поэтических или в других "речевых жанрах". Поэтому нужно, чтобы толкователь исследовал смысл, который священнописатель хотел выразить и выразил в определённых обстоятельствах, соответственно условиям своего времени и своей культуры, посредством употреблявшихся в его время литературных жанров"

2. Отцы это люди, мыслившие и описывающие реальность (в том числе Откровение) в определенном дискурсе

Ханс Урс фон Бальтазар

Цитировать
"быть верным традиции не означает повторять и дословно пересказывать философские или богословские тезисы, которые представляются как такие, которые не подлежат проверке временем и историческими обстоятельствами. Она  заключается в наследовании глубокой медитации и смелых творческих усилий наших Отцов в вере"

Кардинал Йозеф Ратцингер, ныне Святейший Отец Бенедикт XVI

Цитировать
"догматы не оспариваться, однако указывается на культурную обусловленность языка. Веру невозможно передавать из поколения в поколение в виде окончательных формулировок"
Записан

Я преобразился в нуле форм и выловил себя из омута дряни Академического искусства
Iohannes
Старожил
****
Offline Offline

Сообщений: 298



« Ответ #2 : 15 Март 2012, 09:58:42 »

Откровение Бог никогда не озвучивает и не дает безотносительно к воспринимающему. Любое слово Бог говорит по отношению (relatio) и снисхождению к конкретным людям, культурам, нациям и т.д. Об этом хорошо написал преп.Максим Исповедник в Вопросоответах. Например, когда Бог говорил "Сотворим человека", то под множественным числом подразумевалась Троица, потому что Адам творился в святости, а когда Бог сказал "Вот, Адам стал как один из нас", то Бог иронизировал, подразумевая богов, так как Адам пал, захотев стать богом вне Бога.

Формы Откровения всегда разные и всегда будут меняться даже по отношению к одному человеку (пример Адама до падения и после падения), потому что обусловлены духовным уровнем воспринимающих, особенностями их мышления и т.д.

PS Когда Христос сказал неискупленным апостолам, что Дух исходит от Отца, то говорил тоже по икономии, так как большее апостолы не могли тогда вместить. Это я сказал в качестве примера и повода к раздумьям.
Записан

"при совершении священных таинств не поминать между святыми тех, кто отделён от общения с Католической Церковью, то есть тех, кто не пребывает в согласии с Апостольским Престолом" (c) Libellus Hormisdae
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Powered by SMF 1.1.11 | SMF © 2006-2008, Simple Machines LLC Valid XHTML 1.0! Valid CSS!