consensus patrum
28 Март 2024, 23:37:09 *
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
   Начало   Помощь Поиск Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Апроприация  (Прочитано 6039 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Iohannes
Старожил
****
Offline Offline

Сообщений: 298



« : 06 Март 2012, 23:54:27 »

Отношения Лиц Троицы вечны, а потому эти отношения сохраняются и в домостроительстве. Приобретаемые (усваеваемые, апроприируемые) Отцом, Сыном и Святым Духом домостроительные характеристики различным образом отражают Их превечные ипостасные особенности, не конфликтуя с ними.

Так, например, Отец усваивает Себе домостроительную характеристику "Отца небесного", так как от Отца происходит всякое отчество на небесах и на земле. То есть, Отец - это самый главный Отец всех отцов, начало всяческих. Его свойство "рождать" сохраняется и в домостроительстве, так как Отец благоволением рождает Сына как Человека, рождает нас в крещении, усыновляет нас Себе в обожении.

Св.Иоанн Дамаскин. Слово первое на Рождество Пресвятой Богородицы:

"Отец, бесстрастно родивший от начала по естеству, Того же Самого Сына опять бесстрастно раждает по строительству спасения людей, как свидетельствует и Богоотец Давид, говоря: Господь рече ко мне: Сын Мой еси Ты, Аз днесь родих Тя (Пс.2:7). Слово "днесь" не может относиться к предвечному рождению, так как оно вне времени".

Отец гипотетически (чисто теоретически, без относительно к спасению людей) мог бы стать Человеком, но только в том случае, если бы понадобилось создать новый вид "человек-2". Почему? Потому что Отец, воплотившись, стал бы человеческим Отцом, Праотцем-2, началом нового вида. А иначе никак невозможно. Стать чьим-то сыном (и уж тем более дочерью) Он не может, так как от этого испортится Его вечная характеристика "быть Отцом", Его идиома уничтожится. Максимум, Он мог бы стать Отцом некоего другого вида, не единосущного Адаму. Но зачем? Нет в этом никакого домостроительного смысла. Поэтому Отец не воплотился бы. Ведь для спасения нужно было воспринять естество согрешившего Адама, а не создавать новое естество человека, которое оказалось бы не единосущным тому согрешившему Адаму. Правосудие требовало, чтобы искупление совершил не просто человек (которого можно было бы создать по логосу из ничего), а именно такой человек, который был бы от плоти того самого Адама, дабы заместить Адама удовлетворяющей жертвой. Поэтому требовалось именно восприять человеческую субстанцию от какого-нибудь потомка Адама.

Сын тоже не действует так, чтобы диссонировать со Своими вечными характеристиками. Все домостроительные действия Сына консонируют с Его вечными особенностями: "быть Сыном", "рождаться", "быть Единородным".

Согласно Дамаскину "быть Единородным" имеет два разных значения: не иметь братьев и сестёр, происходить от одного родителя.

Св.Иоанн Дамаскин. Слово первое на Рождество Пресвятой Богородицы:

"Свят Бог и Отец, благоволивший в Тебе (в Деве) и из Тебя совершиться таинству, прежде век предопределенному. Свят крепкий, Сын Божий и Бог Единородный, произведший Тебя ныне от бесплодной матери (Анны), чтобы Самому, Единородному из Отца и Первородному всея твари, родиться также Единородным из Тебя, Девы Матери, и Первородным во многих братиях, подобно нам приобщившись из Тебя плоти и крови. Он произвел Тебя (Деву) не из одного отца (Иоакима) или одной матери (Анны) для того, чтобы совершенная единородность была особенною принадлежностью одного Единородного; ибо Он один есть Единородный из единого Отца и один Единородный из единой Матери".

Как видим, Сын не мог воплотиться таким образом, чтобы не быть Единородным. Следовало, чтобы Мария не имела детей, так как это нарушит единородность Сына. А также следовало, чтобы Единородный имел Своей биологической причиной только одну Марию и никого больше. В этом втором рождении земной отец исключается в принципе. Точно также Святой Дух не стал в воплощении Сына отцом Единородного, так как две причины (Мария и Дух) в одном плотском рождении нарушили бы у Сына единородность. Поэтому единственной причиной в этом рождении является Мария. А если и говорится в Н-К Символе веры, что Сын воплотился от Духа Святого, то имеется ввиду от творческого и освящающего действия Духа по отношению к умноодушевлённой плоти Сына, а не то, что Дух стал причиной воплощённого Сына.

Личные свойства Сына неподвижны.

Св.Иоанн Дамаскин. Слово первое на Рождество Пресвятой Богородицы:

"От непорочности (Иоакима и Анны) и долженствовала процвести Дева, чтобы, по благоволению бестелесно Родившего, телесно произвести на свет один Единородный Свет, не раждающий, но всегда раждаемый, Которого особенное личное свойство есть раждаемость".

Св.Иоанн Дамаскин. ТИПВ 4,4:

"Отец есть Отец, а не Сын; Сын есть Сын, а не Отец; Дух Святый есть Дух, а не Отец и не Сын, ибо (личное) свойство – неизменно. Иначе каким образом свойство могло бы оставаться в силе, если бы он было подвижно и изменяемо? Поэтому Сын Божий делается Сыном человеческим, чтобы (Его личное) свойство сохранялось неизменным. Ибо, будучи Сыном Божиим, Он сделался Сыном человеческим, воплотившись от Святой Девы и не лишившись (своего) сыновнего свойства".

Также можно заключить, что Сын принципиально не стал бы дщерью. Сын не стал бы биологическим отцом. Это тоже исказит Его вечную сыновность.

К Духу у Сына сохраняются те же отношения, кроме того, что относится к плоти Сына. Потому что всё, что относится к человечеству Сына, имеет общее действие всей Троицы. Так, например, не один только Дух творит плоть Сыну, но и Сын самодействует, а Отец благоволит. Поэтому говорится, что Христос - это самосозданный Человек. Не один только Дух помазует плоть, но и Сам Сын Себя помазывает вместе с Отцом. Поэтому Христос самопомазывающийся. Не один только Отец воскрешает Сына, но и Сам Сын Себя воскрешает вместе с Духом.

В этом же плане говорится и о схождении Духа на иорданском Богоявлении. Схождение Духа на человечество Сына началось с самого воплощения, а не с крещения на Иордане. На Иордане показано было Предтече то, что это Мессия, крестящий Духом. И когда Дух посылал Иисуса в пустыню, то это тоже относится к человечеству Христа, так как и Отец послал Сына и Сам Сын Себя отправил в пустыню, как Бог Человека.

Но когда Христос посылает Духа, то это нельзя понимать с точки зрения человечества Христова, потому что не может человек посылать Бога. Христос выдыхает и посылает Духа как Бог Бога, так как и в вечности Дух исходит от Отца чрез Сына и от Сына. А Дух посылает Сына не как Бог Бога, а как Бог Человека.

Что касается воплощения, то Дух принципиально не мог воплотиться, так как это нарушило бы Его вечную характеристику быть Духом, вечно духовным, только Духом. Дух не смог бы родиться, так как Он вечно нерождённый.

Итак, в домостроительстве Отец действует отечески, Сын действует сыновне, Дух действует духовно (или исходяще). Лица не могут действовать вопреки Своим идиомам. Их идиомы наложили отпечаток на Их действия в домостроительстве.
« Последнее редактирование: 07 Март 2012, 00:06:38 от Iohannes » Записан

"при совершении священных таинств не поминать между святыми тех, кто отделён от общения с Католической Церковью, то есть тех, кто не пребывает в согласии с Апостольским Престолом" (c) Libellus Hormisdae
Iohannes
Старожил
****
Offline Offline

Сообщений: 298



« Ответ #1 : 23 Май 2012, 13:42:55 »

Хорошо об апроприациях писал кардинал Шёнборн в своём труде "Икона Христа":

"Безначальным началом является Бог-Отец. К Нему Богооткровение возводит нас как к начальному источнику, первопричине, нетварному началу. Восхождение к этому началу есть путь, по которому нас ведет само Откровение, а именно: от Бога-Св. Духа как раздаятеля даров Божиих чрез Бога-Сына как их посредника к Богу-Отцу как конечному началу. Св. Григорий исследует порядок этого Откровения, еще раз исходя из их происхождения: «Ибо от Бога-Отца исходит Бог-Сын, чрез Которого сотворено все, и с Которым Св. Дух всегда понимается неразрывно. Ибо невозможно мыслить о Боге-Сыне, не будучи прежде просвещенным Св. Духом» (4,19-22). Порядок Откровения соответствует порядку бытия. Дела Божии открываются нам в определенном порядке, исходящем от Отца, посредуемом Сыном и исполняемом Св. Духом. Св. Григорий предложил этот путь, чтобы привести нас к тому, что характеризует Божественные Лица в их взаимных отношениях. Теперь, правда, можно спросить, способно ли внешнее, совершаемое в истории Откровение Божие своими дарами привести к постижению того, чем характеризуются Божественные Лица во внутреннейшей жизни Божией. Арий почувствовал этот вопрос и попытался разрешить его, радикально отделив трансцендентность Бога от Его Откровения...

А далее, если сказать кратко, устанавливается, что Бог так действует, каков Он по естеству; и поскольку Его действования тринитарны, Он и есть Пресв. Троица. А далее еще устанавливается, что для каждого из Божественных Лиц собственный вид действования всякий раз соответствует Его собственному бытию как Лица. Вот почему исходя из Откровения Божия мы способны судить и о Его бытии...

Свойство каждого Лица, следовательно, есть не что иное, как всякий раз собственный способ вступать в отношения с другими Лицами. Действительно, свойства - непосредственные и единственные, но одновременно они являются совершеннейшим выражением неизреченной общности, которая есть Бог, - Отец, Сын и Св. Дух, - «новая и парадоксально единая различность и различное единство» (4, 89 и сл.). В качестве наглядного примера такого единства св. Григорий приводит образ цепи: невозможно пошевелить в ней хотя бы одно звено, чтобы не задвигались и другие. Следовательно, общность Божественных Лиц основывается в том, что единственность каждого Лица состоит как раз в Его полнейшей соотнесенности с двумя другими Лицами (4, 70-76). Именно их особенное есть объединяющее их...

Действительно, «наисобственное» начало Божественных Лиц есть не что иное, как всякий раз свой способ быть в связи с другими Лицами или же иметь от них свое происхождение. Если они отсюда по порядку Откровения обнаруживают свое «Наисобственное», свое «Наиличное», то это есть Откровение других Божественных Лиц, особенно Бога-Отца, «беспричинной причины» других Божественных Лиц. Вера наставляет нас, что только Сын знает и открывает нам Отца (Мк 11,27; Ин 1,18) и что только Св. Дух сообщает познание Иисуса Христа...

Порядок следования Божественных Лиц, на основе которого ариане сделали заключение об их соподчиненности, на самом деле ничего не говорит об их естествах, об их сущности, - он всего лишь показывает их взаимоотношения в аспекте происхождения. Сын единосущен Отцу, и единоволен Ему, но Он обладает тем же самым естеством и той же самой волей все же иным способом, чем Отец; Он обладает ими как Сын, своим способом. Этот собственный способ бытия является одновременно способом происхождения каждого Лица и Его способом открывать себя людям. Так, Сын есть образ Отца, поскольку Он «рожден от Отца» и поскольку Он во всем действует как Сын. Мы теперь еще яснее видим, как именно Сын является совершенным образом Отца: в своем наисобственном способе бытия Сыном...

Это «чрез Него» в конечном итоге означает способ бытия Сына. Ибо «свойство», характеризующее Ипостась Сына, состоит в том, чтобы Ему целиком быть от Отца, как в бытии, так и в действовании. Вот этим способом Сын есть образ Отца: Отец действует чрез Сына, и поэтому Отец познается чрез Сына".
Записан

"при совершении священных таинств не поминать между святыми тех, кто отделён от общения с Католической Церковью, то есть тех, кто не пребывает в согласии с Апостольским Престолом" (c) Libellus Hormisdae
Iohannes
Старожил
****
Offline Offline

Сообщений: 298



« Ответ #2 : 23 Май 2012, 13:45:49 »

Ещё по этой теме слова св.Фомы Аквинского:

http://jean-damascene.livejournal.com/7569.html
Записан

"при совершении священных таинств не поминать между святыми тех, кто отделён от общения с Католической Церковью, то есть тех, кто не пребывает в согласии с Апостольским Престолом" (c) Libellus Hormisdae
Iohannes
Старожил
****
Offline Offline

Сообщений: 298



« Ответ #3 : 07 Январь 2013, 04:04:44 »

http://www.mospat.ru/church-and-time/793
Записан

"при совершении священных таинств не поминать между святыми тех, кто отделён от общения с Католической Церковью, то есть тех, кто не пребывает в согласии с Апостольским Престолом" (c) Libellus Hormisdae
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Powered by SMF 1.1.11 | SMF © 2006-2008, Simple Machines LLC Valid XHTML 1.0! Valid CSS!