consensus patrum
27 Май 2019, 16:51:51 *
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
   Начало   Помощь Поиск Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Силу против первородного греха Сам Бог вложил в природу.  (Прочитано 4060 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
azamat
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 2841



« : 05 Апрель 2009, 00:28:10 »

начну с отвержения пессимистичного и в чём-то даже богохульного воззрения,будто человек,даже стараясь,не смог бы спастись.

я не буду цитировать слова о том,что Логос вложил в природу естественное стремление к Нему,надеясь на то,что никому из знающих св.отцов не придёт в голову противоречить сему.

перейду к словам о силе против греха в самой нашей природе,что эта сила не была упразднена грехом Адама.

три труда Кавасилы:Слово на Рождество Б-цы,Слово на Благовещенье Б-цы и Слово на Успение Б-цы-
я буду кратко обозначать впредь "Р","Б","У". а рядом ставить номер главы.

Р5:
"нам от начала была придана сила, во-первых, пусть не без трудов и борьбы брать верх над грехом, а во-вторых, выставив и употребив все [имеющиеся] у нас [возможности], препокоиться от трудов и без борений пребывать хорошими и не согрешающими в нетлении тела и нести в себе [все] это. Иначе удел человеческий не был бы сообразен со здравым смыслом. Ведь если бы естество наше было так расположено ко греху, что вследствие наносимых им ран мы бы стали совершенно нечистыми, хотя бы мы напрягали все [силы] и изощряли наш ум, и, таким образом, зло оказалось бы в нас неисторжимо, то тогда, во-первых, мы бы стали хуже бессловесных тварей, в которых нет ничего дурного, а во-вторых отсюда трудно было бы не навлечь обвинение на Творца за то, что Он не во всем Благ как являющийся создателем злого, и за то, что Он не всегда правосуден, требуя от нас того, что не было вложено е природу, и за то, что Он несправедливо взыскивает за вину всякого греха, не вооружив человека против него. А если бы Он изначально так связал [человека] со своими благими действиями, что ничего не делая сами, мы бы являлись добрыми, то в таком случае мы бы не оказались подлинно добрыми, не сами по себе устремляясь к благу и добродетели, но будучи к тому принуждаемы, скорее претерпевая добро, чем исполняя, Тогда какой прок от самостоятельности разума, полученного нами как основание для похвал и венцов, которым мы и отличаемся от влекомых собственным естеством и благодаря которому поступаем по собственному побуждению.

Однако и то неподобно Богу, чтобы вовсе не дать человеку упокоения от браней за добродетель, каковых браней Он Сам нашел (нашу) природу достойной, но дать тому бороться без конца, не зная никакого предела усилиям. Тогда бы не было никого несчастнее человека в сравнении со всеми остальными, имеющими к чему стремиться и где препокоиться. Поэтому совершенно необходимо верить в то, что сила против всяческого греха от Бога была вложена в природу, а от нас требовалось преобразовать эту силу в действие и, таким образом, по своей воле и благодаря самим себе пребыть добрыми, а Бог бы затем приложил Свою [помощь] для усовершенствования в нас добра и упокоения от трудов и усилий. Но зачем другим нужны подвиги (труды), как не потому, что добродетель наша, будучи несовершенной, находится недалеко от противников, мы же должны беречься греховного соседства? Тогда не будет никакой опасности и никакой, даже самой малой, возможности греха, когда Бог, совершеннейшее благо, овладеет всеми нашими стремлениями, не оставив вне Себя никакой пустоты.

Таковы дары Божии людям, и такое имеют они величие. Люди же, которые получили природу из руки Творца столь прекрасной (получили бы и еще более прекрасное, если бы сохранили первое), так плохо кончили, что не смогли ни управлять существующим, ни пользоваться наличествующим, как было должно, ни получить последующее, которое было бы много лучше и которое они бы получили, если бы проявили себя хорошими домоправителями первого. Но сила против греха была в природе и была при каждом, но никто не претворил ее в действие и никто не прожил жизнь, будучи чистым от вины, но болезнь, начавшаяся от первого человека, через всех прошла и всеми овладела, так что, казалось, мы зло имеем в своей природе. Красота, присущая природе, сокрывалась, и в таком бесчисленном множестве человеческих теп не видно было человека, поскольку все употребляли силу души на сквернейшее, и присущее добро никак не проявлялось, так как никто не жил сообразно ему
."

8:
"те, кто в сем бытии пользуются рассуждением и свободой воли, тем возможно достичь благобытия через должное употребление рассуждения и свободы воли."

14:
"согласно ли с требованиями разума, чтобы закон Божий не был никем в полноте сохраняем, и получалось так, будто Премудрый необдуманно его установил, когда затем не нашлось никого, кто бы соблюдал все законы, будто предписал то, чему никто не мог следовать, будто Он говорил, не найдя никого, кто бы захотел слушать, будто Преуспевший во всем в этом отношении потерпел неудачу?"

15:
"Бог вложил в нас силу через трезвение и усердие, о чем было сказано выше, брать верх над грехом, и вознамерился украсить победивших непадательным пребыванием в добре."
« Последнее редактирование: 16 Июнь 2010, 14:11:42 от azamat » Записан

Св.Иоанн Дамаскин: "Ибо одну только ревность к Истине я имею как надежду на спасение, и надеюсь, и желаю с нею встретить Господа Христа, предлагая Ему ее, как умилостивление за те постыдные грехи, какие были мною совершены."
seksta
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 714


Елена


« Ответ #1 : 16 Июнь 2010, 13:23:41 »

Цитата: azamat
начну с отвержения пессимистичного и в чём-то даже богохульного воззрения, будто человек, даже стараясь, не смог спастись

Термин "спастись" подразумевает предшествующее падение. В  этом контексте только  и имеет смысл рассматривать дело спасения.

Из грехопадшего состояния - сам (без помощи Бога) спастись не мог.  Без  Крестной Жертвы - нет.
Записан
Виталий
Пользователь
**
Offline Offline

Сообщений: 94


« Ответ #2 : 16 Июнь 2010, 15:02:12 »

начну с отвержения пессимистичного и в чём-то даже богохульного воззрения,будто человек,даже стараясь,не смог бы спастись.
Слово "спастись" подразумевает, что некто находится в состоянии, что своими силами выбраться не может, и ему требуется поддержка из вне.Причем подразумевает, что спасение происходит не просто от какой-то мелочи типа "упал, разбил нос" (но не приведи Господь и этого)
а от того, что приносит существенный ущерб образу нашего бытия, что равносильно смерти, и не на пять минут (ладно уж потерпим) а на всегда.
Да и какой смысл спасать человека, во власти которого избавить самого себя от опасности?
Записан
Виталий
Пользователь
**
Offline Offline

Сообщений: 94


« Ответ #3 : 16 Июнь 2010, 15:48:26 »

"Бог вложил в нас силу через трезвение и усердие, о чем было сказано выше, брать верх над грехом, и вознамерился украсить победивших непадательным пребыванием в добре."
Как мы можем победить сами собою (без соединения с Богом, а если с Богом соединены, то что побеждать тогда?) грех, если Христос говорит:"Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. Я есмь лоза,а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь,и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают" (Ин 15:4-6).
"Всякий, пребывающий в Нем, не согрешает; всякий согрешающий не видел Его ине познал Его" ( 1Ин 3:6).
Единственный способ как побеждать так и не грешить - пребыть во Христе.
"Я есмь путь  (так понимаю духовный путь) и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня".
« Последнее редактирование: 16 Июнь 2010, 16:20:52 от Виталий » Записан
Виталий
Пользователь
**
Offline Offline

Сообщений: 94


« Ответ #4 : 16 Июнь 2010, 16:54:34 »

Самое интересное то, что я согласен с тем, что пишет и Азамат.
Согласен по духу того, что сказано. Но у меня не укладывается все в голове. Не могу понять, как можно самому побеждать грех без Христа. Хотя, очевидно, по факту можно стремиться к добру и без знания христианства вообще. Но видно, грех имеет меру, что мы лишь можем побеждать нечто перефирийное в себе, но мы не можем "выпрыгнуть" из самих себя, и как бы со стороны исправить образ бытия нашего естества. Ведь "выпрыгивая" из самого себя, мы также в чем-то остаёмся преждними, стало быть в чем-то важном не меняемся. И тут либо нужно признать, что у нас благо по природе заложено т.е. что мы благи по природе, сами по себе (без Бога) либо нужно признать, что мера наших трудов, не может все-таки достигать
чего-то высокого, и самого важного.
"На все это я обратил сердце мое для исследования, что праведные и мудрые и деяния их - в руке Божией, и что человек ни любви, ни ненависти не знает во всем том, что перед ним.
2 Всему и всем - одно: одна участь праведнику и нечестивому, доброму и злому, чистому и нечистому, приносящему жертву и не приносящему жертвы; как добродетельному, так и грешнику; как клянущемуся, так и боящемуся клятвы.
3 Это-то и худо во всем, что делается под солнцем, что одна участь всем,
и сердце сынов человеческих исполнено зла, и безумие в сердце их, в жизни их; а после того они отходят к умершим. " (Екклесиаст, глава 9)
Записан
seksta
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 714


Елена


« Ответ #5 : 16 Июнь 2010, 20:32:50 »

Цитата: Виталий
Не могу понять, как можно самому побеждать грех без Христа.

Это, на мой взгляд, возможно - побеждать грех. Были ведь праведники.

Но от смерти и ада (=шеола) самому не спастись (на мой взгляд). 
Записан
Виталий
Пользователь
**
Offline Offline

Сообщений: 94


« Ответ #6 : 16 Июнь 2010, 21:17:04 »

Цитата: Виталий
Не могу понять, как можно самому побеждать грех без Христа.

Это, на мой взгляд, возможно - побеждать грех. Были ведь праведники.

Но от смерти и ада (=шеола) самому не спастись (на мой взгляд). 
Не знаю, не знаю... Я вот с одним священником общался, он мне сказал - что без Христа мы не можем ничего в себе окончательно исправить. Да, какой-то переферийный грех, типа "бросить курить" -
мы ещё можем преодолеть. Но не думаю что мы можем преодолеть нечто серьезное из страстей. Например: самомнение, гордость, самонадеянность, своеволие, лживость (как страсть) и д.р.
Отцы пишут, что приобретение смирения и победа над гордостью равносильна Спасению. Вот цитаты (те, которые без подписи взяты из настольной книги священнослужителя):
Гордость и высокоумие низвергли диавола с Неба в преисподнюю. Смирение и кротость возносят человека с земли на Небо
Гордость, если бы и приблизилась к небу, низвергается даже до ада. Так, напротив, смирение, если бы низошло до ада, оттуда возводится даже до неба. (Отечник, собран. еп. Игнатием (Брянчаниновым). СПб. 1903, С. 401 )
Гордость - начало греха. С нее начинается всякий грех и в ней находит свою опору. Святитель Иоанн Златоуст (45, 575).
Как узнается гордый и чем исцеляется? Узнается потому, что домогается предпочтения. А исцеляется, если будет верить суду Сказавшего: "Бог гордым противится, а смиренным дает благодать" (Иак. 4, 6). Впрочем, надо знать, что хотя убоится суда, произнесенного за гордость, однако не может исцелиться от этой страсти, если не оставит всех помышлений о своей предпочтительности. Святитель Василий Великий (8, 195).
Подвиг предлежит нам против духа гордости. Эта страсть, хотя по времени борьбы с пороками и по порядку исчисления ставится последней, но по важности и по времени происхождения она первая: этот зверь самый лютый, свирепее всех предыдущих, искушает особенно совершенных и почти уже поставленных на верху добродетели, и жестоким угрызением губит их (53, 143).
Смерть-это низвергнутая с небес гордость, которая возносит нас до небес и низводит до бездн (57, 178).
Гордостью болен тот, кто стал отступником от Бога и собственным своим силам приписывает добрые дела
Как же потушить гордость? Нужно познать Бога... Когда же познаем Бога, от нас удалится всякая гордость. Кто знает, до какой степени Сын Божий смирил Себя, тот не превозносится
Человек был человеком по природе и устроению Божию, но стал животным через приобщение к гордости. Был человеком как носящий в себе образ Божий и стал зверем, преисполненным тщеславия
Гордый не знает самого себя и после многих трудов теряет все сокровище добродетели

Гордость и высокоумие низвергли диавола с неба, смирение и кротость возносят человека от земли на небо. АНТОНИИ ВЕЛИКИЙ

Сокровище смиренномудренного внутри его: оно Господь.
Врата Божий - смиренномудрие.
АВВА ИОАНН КОЛОВ

На вопрос: как спастись? – более благонамеренные отвечают: надо молиться Богу для спасения, а будешь молиться, и спасешься. И не выходят из этого круга. А между тем молитва человека страстного не спасет его. Цель, и единственная цель нашей жизни и заключается в том, чтобы искоренить страсти и заменить их противоположными добродетелями. Преподобный Варсонофий Оптинский (1845-1913).

Кто постится без смирения, тот постом своим прогневляет Бога; и блудники лучше горделивых девственников; милостыня, поданная без смирения, не приемлется на небе.
Преподобный Ефрем Сирин (IV век).

Хочешь ли явиться на небесах с ангелами и всеми святыми? Будь подражателем их здесь. Будь мирен, кроток, простодушен и послушен. Без сих же свойств, аще бы ты и на небеси был, то и оттуда будешь низвержен, по подобию бесов; зане не восхощеша быти послушны и покорны Богу, того ради и свержены с неба.
Схимонах Зосима (XVII-XIX вв.).

Если гордость ангелов в неба низринула во ад, то, по противоположности, надлежит заключить, что смирение от самого ада, то есть от самой глубины греха, может возвести на небо.] (Cвятитель Филарет)

Два главнейших дела есть в настоящей жизни: одно - величайшее добро, а другое - величайшее зло. Первое, как верховное благо, возводит человека на Небеса, а другое, как крайнее зло, низводит его в преисподнюю. Первое - истина, а второе - ложь; первое - великое упокоение, второе - безмерная скорбь. Первое - верх разумности, второе - край безумия. Первое родственно и свойственно человеку, второе враждебно и чуждо. Первое - вся прямота, второе - вся искривленность. Первое - радость и веселие, второе - печаль и томление. Какие же это дела? Смирение и гордость (60, 268).

Смирение наделяет непорочных благословениями и делает их наследниками светлого чертога в Небесном Царствии (28, 117).

Смирение - путь к Царству, небесная дверь, райский сад, трапеза сладостей, начало благ, источник благословений, упование, не посрамляющее никого из притекающих к нему (28, 119).

Смирение приблизит тебя к Богу, и Бог возвеселится о тебе и тебя возвеселит, и сделаешься достойным сосудом во славу Господа твоего. Преподобный Ефрем Сирин (28, 121).
Гордость и высокоумие низвергли диавола с Неба в преисподнюю, смирение и кротость возносят человека с земли на Небо. Преподобный Антоний Великий (82, 14).

Уничижающего и умаляющего себя преумудрит Господь. Отпадает от премудрости Божией тот, кто признает себя мудрым. Преподобный Исаак Сирин

Врата Божии - смирение. Отцы наши после многих уничижений вошли, радуясь, в храм Божий. Преподобный Иоанн Колов (82, 287).

Если кто будет смиряться, то блистательно и величественно будет вознесен, потому что Бог собственной силой возвышает смиренного. Святитель Василий Великий

Где истинное смирение, там и глубина смиренномудрия; где смиренномудрие, там и воссияние Святого Духа. Где воссияние Святого Духа, там обильное излияние света Божия и Бог с премудростью и ведением таин Его. Где все это, там Царствие Небесное, и сознание Царствия, и сокровенные сокровища боговедения, и явление духовной нищеты, радостный плач и непрестанные слезы, которые очищают душу от всяких привязанностей и пристрастий, и всю ее делают светлой

Таинственные (встречи) и общение с Господом нашим Иисусом Христом, Богом Всевышним, приносят три действенных плода: жизнь, бессмертие и смиренномудрие. Жизнь и бессмертие действуют через смиренномудрие, и опять, вследствие жизни и бессмертия действует смирение. Смирение требуется и прежде жизни и бессмертия, и после и есть, таким образом, и первое, и третье: первое, потому что есть причина прочих двух, третье - как объемлющее и удерживающее их. Итак, кто не стяжал смирения Христова так, чтобы оно составляло как бы его естественное свойство, тот ничего уже не получит от Христа, и Христос ничем не поможет ему. Такой не знает ни Бога, ни себя самого, ибо если бы знал, что без Христа невозможно сделать ничего истинно доброго и спасительного, то, конечно, смирился бы и, как в царское одеяние, облекся бы в смирение Христово, посредством которого христиане делаются царями - царствуют над страстями и демонами силой Его. По мере истинного и совершенного смирения бывает и мера спасения. Родитель же и отец смиренномудрия есть ум, просвещаемый благодатью Христовой и при этом Божественном свете ясно видящий немощь свою. И напротив, отец высокомудрия и гордости есть ум, покрытый мраком неведения. О, когда бы избавиться и нам всем от такого мрака и, просветясь Божественным светом, прийти в смиренномудрие благодатью и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа

Смирение) есть евангельская добродетель, соединяющая силы человека воедино миром Христовым, превысшая человеческого постижения
Смирение есть неизъяснимая благодать Божия, непостижимо постигаемая одним духовным ощущением души
Все сокровища заключены в смирении. Все блага, все духовные богатства можно найти в нем. Сочти и перечисли их, если можешь; потому что в смирении есть все (28, 119).
Ты хочешь стоять высоко? Возлюби смирение: оно без усилий делает человека праведным. Преподобный Ефрем Сирин (28, 117).
Смирение есть наставник всех. добродетелей. Оно крепчайшее основание небесного здания. Оно - собственный и великий дар Спасителя. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин

Одно - говорить смиренные слова и другое - иметь смиренномудрие. Одно есть смирение, другое - цвет смирения, а третье - плод его. Иное есть красота плода, иное - сладость его, а иное - действия, бывающие от этого плода. Из этого, что сказано о смирении, иное в нашей, а инее не в нашей власти. В нашей власти - помышлять о том, что располагает нас к смирению, мудрствовать о том, рассуждать, говорить и делать, но само святое смирение с его существенными свойствами, дарами и действиями - не в нашей власти, но есть дар Божий, чтобы не вздумал кто хвалиться даже и этим. Преподобный Симеон Новый Богослов

Смиренномудрие - всеобъемлющая добродетель: ею отгоняется гордость, попирается славолюбие, поражается своенравие, вводится кротость, мир, любовь и прочее... Преподобный Феодор Студит

Люби смирение: оно покроет тебя от грехов. Преподобный Антоний Великий

Без смирения, хотя бы кто много постился, или удручал себя тяжкими подвигами, или старался исполнить заповеди, все труды тщетны. Преподобный авва Исаия
_____________
Так вот, исходя из всего сказанного о смирении и гордости Отцами, я  не думаю, что мы можем приобрести смирение сами собою, и тем самым  победить сами собою страсти.
Я не верю в это. Я думаю, что только через Христа мы можем спасаться.  Да, на какой-то короткий промежуток времени та или иная страсть от нас отступает, и как бы затихает на время. Но она не изживается до конца. Что касается обожения праведников до Христа, и те ссылки которые давал Азамат и иные уважаемые участники, то я ещё не вполне  "воспринял" то , что до Христа было обожение возможно.(хотя и не отрицаю тотально. Нечто было возможно, конечно... но в точности ли то, что и после Христа... пока не уверен; c этим нужно ещё разбираться).Желательно иметь свидетельство не нескольких отдельных  Отцов а Церкви.
Записан
seksta
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 714


Елена


« Ответ #7 : 16 Июнь 2010, 21:24:09 »

Цитата: Виталий
Не знаю, не знаю...

На мой взгляд, праведники с грехом справлялись (Енох, Авраам, Мелхиседек, Моисей...) На то они и праведники.

Была ли они в "соработничестве" со Христом - это у Азамата (или еще кого-нибудь) нужно спросить. Он знает, каким образом последствия Христовой Жертвы актуализируются не только после, но и до момента Воплощения. Для меня это пока туман.
Записан
Виталий
Пользователь
**
Offline Offline

Сообщений: 94


« Ответ #8 : 16 Июнь 2010, 21:30:53 »

Цитата: Виталий
Не знаю, не знаю...

На мой взгляд, праведники с грехом справлялись (Енох, Авраам, Мелхиседек, Моисей...) На то они и праведники.
Была ли они в "соработничестве" со Христом - это у Азамата (или еще кого-нибудь) нужно спросить. Он знает, каким образом последствия Христовой Жертвы актуализируются не только после, но и до момента Воплощения. Для меня это пока туман.
даже если праведникам до Христа помогал Христос, все же , это не означает, что они сами собою могли побеждать грех, по одной лишь своей природе.
« Последнее редактирование: 16 Июнь 2010, 21:50:25 от Виталий » Записан
Cuma
Пользователь
**
Offline Offline

Сообщений: 66


« Ответ #9 : 17 Июнь 2010, 13:48:13 »

Цитата: Виталий
Не знаю, не знаю...

На мой взгляд, праведники с грехом справлялись (Енох, Авраам, Мелхиседек, Моисей...) На то они и праведники.

Св. Григорий Палама:
«Вместо одного Адама, ставшего жалким и бедным через красоту чувственного древа, Бог явил множество праведников, исшедших из чувственного и блаженно обогатившихся Боговедением, добродетелью, знанием и божественным благоволением; свидетели тому: Сиф, Енос, Енох, Мелхиседек, Авраам и те, которые между ними, до и после них были подобны или близки им по добродетели. Однако поскольку среди стольких и таких мужей ни один не жил совершенно безгрешно и не мог исправить падения прародителей, исцелить повреждение корня рода человеческого и быть достаточным для освящения, благословения и возвращения к жизни всех последующих поколений, то Бог провидел это и избрал в надлежащее время из родов и племен тот народ, из которого произошел многовоспеваемый жезл и от корня которого взошел цвет – посредством него и должно было совершиться спасительное Домостроительство всего рода человеческого»
Записан
seksta
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 714


Елена


« Ответ #10 : 17 Июнь 2010, 16:51:46 »

Цитата: seksta
На мой взгляд, праведники с грехом справлялись

Цитата: Св. Григорий Палама
среди стольких и таких мужей ни один не жил совершенно безгрешно

Под "справлялись с грехом" имела в виду  иное, чем "жить безгрешно". Имела в виду  некое итоговое качество (то качество, за которое Бог, например,  "преложил" Еноха, т.е. взял на небо в обход смерти).

Но не настаиваю. В теме о первородном грехе столько разноречивых высказываний на этот счет... Эта тема, вместо того, чтобы прояснить для меня вопрос, наоборот, запутала (я имею в виду предъявление двух исключительных с точки зрения общечеловеческой греховности  личностей - Девы Марии и Иоанна Крестителя...)
« Последнее редактирование: 17 Июнь 2010, 16:53:34 от seksta » Записан
azamat
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 2841



« Ответ #11 : 17 Июнь 2010, 19:49:29 »

Когда-то очень давно я читал книгу об антропологии блж.Августина.

Там говорилось,что в начале Адам был удобопреклонным к добру,но согрешил,т.е.сделал усилие,даже огромное усилие против Бога,чтобы пойти против течения,против своего естества.

Но потом,согрешив,стал,наоборот,удобопреклонным к злу,ныне делая огромные усилия,чтобы идти против тяготения его естества ко греху,дабы спастись.

А у свт.Григория Богослова нет такого,что человек стал по природе удобопреклонным к злу.

Песнопения таинственные. Слово 8, о заветах и о пришествии Христовом:

"Если бы я был не человек изменяемый, а непреодолимый; то была бы нужна мне только заповедь великого Бога, и она бы меня украшала, спасала и вела к высокой славе. Но теперь не богом создал меня Бог, а поставил в равновесии удобопреклонным туда и сюда; потому и поддерживает меня многими опорами, из которых одною служит для людей благодать омовения. Как некогда еврейские дети спасались от погубления Христовою кровию и очищали пороги дверей, между тем как в одну ночь погибли все первородные Египта; так и это для меня есть печать избавляющего нас от зол Бога, и для младенцев только печать, а для возрастных врачевство и совершеннейшая божественная печать Христа Светодавца, чтобы, спасшись из глубины скорбей и облегчив несколько выю от бремени, обратил я стопы свои к жизни."
Записан

Св.Иоанн Дамаскин: "Ибо одну только ревность к Истине я имею как надежду на спасение, и надеюсь, и желаю с нею встретить Господа Христа, предлагая Ему ее, как умилостивление за те постыдные грехи, какие были мною совершены."
azamat
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 2841



« Ответ #12 : 17 Июнь 2010, 20:06:11 »

Св. Григорий Палама:
«Вместо одного Адама, ставшего жалким и бедным через красоту чувственного древа, Бог явил множество праведников, исшедших из чувственного и блаженно обогатившихся Боговедением, добродетелью, знанием и божественным благоволением; свидетели тому: Сиф, Енос, Енох, Мелхиседек, Авраам и те, которые между ними, до и после них были подобны или близки им по добродетели. Однако поскольку среди стольких и таких мужей ни один не жил совершенно безгрешно и не мог исправить падения прародителей, исцелить повреждение корня рода человеческого и быть достаточным для освящения, благословения и возвращения к жизни всех последующих поколений, то Бог провидел это и избрал в надлежащее время из родов и племен тот народ, из которого произошел многовоспеваемый жезл и от корня которого взошел цвет – посредством него и должно было совершиться спасительное Домостроительство всего рода человеческого»

"от корня которого взошел цвет". Корнем и Жезлом всегда и везде (в Писании,в Предании) именуется Мария,т.к.из Неё взошёл Цвет (Христос).

Согласно Кавасиле,чел.роду нужен был такой человек,который бы мог согрешить,но не согрешил бы никогда (в противоположность Адаму).
Очевидно,что таким человеком не был Христос,поскольку не мог согрешить. Таким человеком была Мария,предвиденная Им до творения мира.
Она,воспользовавшись всеми возможностями,вложенными в человеческую природу (которая "добра зело"),достигла такой беспредельной святости,что далеко вышла за пределы вообще тварного (оставаясь,конечно,творением по природе).

Св.Николай Кавасила. Слово на Рождество Пресв.Богородицы,14:

"Сам Он (Христос) был не в том отношении ко греху, какое должен был иметь человек в этой жизни. Он вовсе был неприступен греху, а не то, что, имея возможность двоякого выбора, предпочел добро злу и устремился к добру, хотя мог стать и злым. Отсюда надлежало, чтобы открылся тот, кто, имея возможность согрешить, ни в чем не согрешил и был таким, каким Бог возжелал в этой жизни быть человеку."

Мария совершила часть домостроительства спасения,а потом передала эстафету Христу.
Ведь искупить человечество мог только Тот,Кто не мог бы согрешить. Таковым,конечно,был только Богочеловек.
« Последнее редактирование: 18 Июнь 2010, 03:55:46 от azamat » Записан

Св.Иоанн Дамаскин: "Ибо одну только ревность к Истине я имею как надежду на спасение, и надеюсь, и желаю с нею встретить Господа Христа, предлагая Ему ее, как умилостивление за те постыдные грехи, какие были мною совершены."
seksta
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 714


Елена


« Ответ #13 : 18 Июнь 2010, 17:25:23 »

Цитата: azamat
Мария совершила часть домостроительства спасения

Нужно помнить, что не "сама в себе совершила" а как завершение всей предыдущей линии ветхозаветного домостроительства спасения. Все предыдущие поколения на нее работали, ведясь особым спасительным Божественным промыслом.

Если вернуться к начальному вашему посту:

Цитата: azamat
начну с отвержения пессимистичного и в чём-то даже богохульного воззрения,будто человек, даже стараясь, не смог бы спастись.

Мария совершила часть домостроительства спасения,а потом передала эстафету Христу.
Ведь искупить человечество мог только Тот, Кто не мог бы согрешить.


Правильно ли я поняла, что, на ваш взгляд, спасение, - это по силам человеку, а искупление - это особая спасительная функция Христа?

Приведите, пожалуйста,  пример успешного "спасительного старания человека" без Божьего соработничества.

« Последнее редактирование: 18 Июнь 2010, 18:27:07 от seksta » Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Powered by SMF 1.1.11 | SMF © 2006-2008, Simple Machines LLC Valid XHTML 1.0! Valid CSS!