Максим Горланов
Новичок
Offline
Сообщений: 45
|
|
« : 26 Март 2009, 13:55:28 » |
|
Человек окружен тьмами бесов, которые внушают ему множество помыслов. Самые опасные те. что в "одеждах овчих"... Чтобы ум просветила благодать, необходимо отречься от содружества с ними, что дает вращающийся меч молитвы. Богословие предлагает сформулированный опыт. Вопрос такой: не опасно ли уму пускаться в богословствование раньше времени. Где та граница когда ум отрывается от своей реальной меры очищения и входит в область прелестного собеседования с тонкими помыслами?
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Андрей Белоус
глобальный модератор
Ветеран
Offline
Сообщений: 2347
|
|
« Ответ #1 : 26 Март 2009, 14:04:10 » |
|
Максим, Ваш вопрос никак к разделу "догматика и богословие" не относится, поэтому я его переместил сюда. На будущее будьте, пожалуйста, внимательней, заводите темы в тех разделах, для которых они предназначены. Администратор
|
|
|
Записан
|
Если желаешь Истинной Жизни, ожидай всегда человеческой смерти (с) Нил Синайский
|
|
|
Г е о р г и й
|
|
« Ответ #2 : 26 Март 2009, 14:58:56 » |
|
Человек окружен тьмами бесов, которые внушают ему множество помыслов. Самые опасные те. что в "одеждах овчих"... Чтобы ум просветила благодать, необходимо отречься от содружества с ними, что дает вращающийся меч молитвы. Богословие предлагает сформулированный опыт. Вопрос такой: не опасно ли уму пускаться в богословствование раньше времени. Где та граница когда ум отрывается от своей реальной меры очищения и входит в область прелестного собеседования с тонкими помыслами?
Если человек не утратил влечения и способности к богословствованию даже после того, когда перетерпел немалые и многочисленные испытания и искушения, скорби, падения, сомнения, познание своей «нищеты», и вместе с тем остался верным членом Церкви, да еще более ревностным к исповедованию Православия, то про него можно сказать, что он познал ту «границу» «когда ум отрывается от своей реальной меры очищения и…». И чтобы не переступить границу, этот человек уже может пользоваться как своим «вращающимся мечем молитвы», зная себя, чисто исповедоваться, достойно причащаться, накапливать духовный опыт. С помощью Божией. Богослов же еще не испытанный искушениями и скорбями, должен будет их познать, чтобы знать свою «границу». Все проходят через испытания, но каждому они даются в ту меру, которую человек может перенести (1Кор.10:13). Итоги и результаты делания оцениваются не в начале делания, а в конце его.
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Кирилл Кострыкин
|
|
« Ответ #3 : 26 Март 2009, 15:43:52 » |
|
Догматику надо знать, просто для того, чтобы правильно верить, быть по-настоящему православным. А опыт личный - необходим, само собой. Святитель Игнатий (Брянчанинов) писал, что необходимо всякому ученому христианину после приобретения познаний теоретических познать Христианство опытно, жительство по евангельским заповедям и распятием плоти со страстьми и похотьми. Святые отцы как раз и были такими людьми. Многие из них были чрезвычайно образованы именно до вступления на путь подвижничества. Кстати, очень "в тему" цитата из преп. Исаака Сирина, которую я использую в качестве подписи под каждым сообщением, как некое напоминание всем нам...
|
|
« Последнее редактирование: 26 Март 2009, 15:46:13 от Кирилл Кострыкин »
|
Записан
|
"Плотолюбцам и чревоугодникам входить в исследование предметов духовных так же неприлично, как блуднице разглагольствовать о целомудрии" (Преподобный Исаак Сирин).
|
|
|
Максим Горланов
Новичок
Offline
Сообщений: 45
|
|
« Ответ #4 : 26 Март 2009, 16:10:29 » |
|
Догматику надо знать, просто для того, чтобы правильно верить, быть по-настоящему православным. А опыт личный - необходим, само собой. Святитель Игнатий (Брянчанинов) писал, что необходимо всякому ученому христианину после приобретения познаний теоретических познать Христианство опытно, жительство по евангельским заповедям и распятием плоти со страстьми и похотьми. Святые отцы как раз и были такими людьми. Многие из них были чрезвычайно образованы именно до вступления на путь подвижничества.Кто же спорит). Хотя имхо достаточно знать Символ веры для спасения, ведь в нем содержатся все основные догматы не так ли?. Суть в том, чтобы спасаться то есть реально соприкасаться, жить в духовном мире, и святоотеческое учение - вроде факела в руках, чтобы освещать путь. И как вы считаете именно "чрезвычайное образование" отцов привело их к подвижничеству? К тому же мне думается вы имели в виду академическую образованность. Что говорил преп. Серафим Саровский о том, почему так мало святых? Что не хватает "решимости". Да и вообще насколько глубоко я могу постигнуть догмат? Настолько насколько он будет мне открыт. Человек окружен тьмами бесов, которые внушают ему множество помыслов. Самые опасные те. что в "одеждах овчих"... Чтобы ум просветила благодать, необходимо отречься от содружества с ними, что дает вращающийся меч молитвы. Богословие предлагает сформулированный опыт. Вопрос такой: не опасно ли уму пускаться в богословствование раньше времени. Где та граница когда ум отрывается от своей реальной меры очищения и входит в область прелестного собеседования с тонкими помыслами?
Если человек не утратил влечения и способности к богословствованию даже после того, когда перетерпел немалые и многочисленные испытания и искушения, скорби, падения, сомнения, познание своей «нищеты», и вместе с тем остался верным членом Церкви, да еще более ревностным к исповедованию Православия, то про него можно сказать, что он познал ту «границу» «когда ум отрывается от своей реальной меры очищения и…». И чтобы не переступить границу, этот человек уже может пользоваться как своим «вращающимся мечем молитвы», зная себя, чисто исповедоваться, достойно причащаться, накапливать духовный опыт. С помощью Божией. Богослов же еще не испытанный искушениями и скорбями, должен будет их познать, чтобы знать свою «границу». Все проходят через испытания, но каждому они даются в ту меру, которую человек может перенести (1Кор.10:13). Итоги и результаты делания оцениваются не в начале делания, а в конце его. То есть человек сначала должен пройти через искушения, выстоять в них и лишь потом с полным правом пользоваться молитвой? А сами искушения он как преодолевать? При помощи чего... Не силой же богословствования. .. "кто истинно молится тот и богослов" Помните? Что значит истинно, это значит помня о том, что любой даже благочестивый помысел может быть лукав.
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Кирилл Кострыкин
|
|
« Ответ #5 : 26 Март 2009, 16:18:48 » |
|
Надо просто всегда и во всем искать золотую середину, в том числе и здесь. Нельзя, конечно, высокоумничать на высокодуховные темы, если жизнь не соответствует уровню поднимаемых тем.
|
|
|
Записан
|
"Плотолюбцам и чревоугодникам входить в исследование предметов духовных так же неприлично, как блуднице разглагольствовать о целомудрии" (Преподобный Исаак Сирин).
|
|
|
Г е о р г и й
|
|
« Ответ #6 : 26 Март 2009, 16:50:47 » |
|
То есть человек сначала должен пройти через искушения, выстоять в них и лишь потом с полным правом пользоваться молитвой? А сами искушения он как преодолевать? При помощи чего... Не силой же богословствования. .. "кто истинно молится тот и богослов" Помните? Что значит истинно, это значит помня о том, что любой даже благочестивый помысел может быть лукав.
Все взаимосвязано. Вероисповедание (богословствование) испытывается искушениями, которые и преодолеваются тем же истинным вероисповеданием Церкви, молитвой, смирением и терпением. И истинное богословствование невозможно без покаянной молитвы, смирения, терпения, Евхаристии.
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Максим Горланов
Новичок
Offline
Сообщений: 45
|
|
« Ответ #7 : 26 Март 2009, 17:34:44 » |
|
Кирилл, значит при регистрации на форуме необходимо свидетельство что человек не принадлежит к упомянутым падшим существам) Плотолюбие и чревоугодие победиши)
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Кирилл Кострыкин
|
|
« Ответ #8 : 26 Март 2009, 17:57:17 » |
|
Максим, не понимаю вашего сарказма. Все мы боремся со страстями на протяжении всей жизни, и на протяжении всей жизни (и даже после нее) нам предстоит духовная борьба с бесами. На этом пути будут и победы, но будут и поражения. Но ведь наверное святые отцы не просто так, не от нечего делать писали богословские труды. Значит, они думали о нас с вами, о том, во что мы, будущие христиане, будем верить, и для того они создавали свои творения, чтобы оградить нас, по возможности, от всякой ереси. Вот именно поэтому, чтобы будучи подвижником не стать еретиком, и надо изучать богословие. Ведь сама по себе подвижническая жизнь отнюдь не ограждает человека от неправильных воззрений. Было очень много еретиков в древности, которые вели строгую подвижническую жизнь. Но при этом они неправильно веровали и учили о Боге.
|
|
|
Записан
|
"Плотолюбцам и чревоугодникам входить в исследование предметов духовных так же неприлично, как блуднице разглагольствовать о целомудрии" (Преподобный Исаак Сирин).
|
|
|
Максим Горланов
Новичок
Offline
Сообщений: 45
|
|
« Ответ #9 : 26 Март 2009, 18:48:16 » |
|
Ведь сама по себе подвижническая жизнь отнюдь не ограждает человека от неправильных воззрений. Именно! Именно ограждает). Преп.Мария Египетская имела ли какие-то богословские знания? Именно неправильная духовная жизнь и ведет к заблуждениям. Сколько у нас профессоров богословия, просто академически подкованных людей, которых их знания не спасают от еретизма, не позволяют увидеть сегодняшнего отступления Церкви от чистоты Предания! Потому что лукавое око и видит лукаво. И сколько бы я книжек не прочитал, меня это не приведет к видению Истины. Поймите правильно, я обеими руками за святоотеческое учение, только и в нем чтобы отделить зерна от плевел, необходим ясный взгляд. Мёд вообще такая штука много вредно есть.
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Кирилл Кострыкин
|
|
« Ответ #10 : 26 Март 2009, 18:55:05 » |
|
Мёд вообще такая штука много вредно есть.
Много есть вообще вредно! Только вот в ваших словах о "сегодняшнем отступлении Церкви от чистоты Предания" я угадываю протестантский настрой. Простите, но это так, Лютер тоже с этого начинал.
|
|
|
Записан
|
"Плотолюбцам и чревоугодникам входить в исследование предметов духовных так же неприлично, как блуднице разглагольствовать о целомудрии" (Преподобный Исаак Сирин).
|
|
|
Евгений
|
|
« Ответ #11 : 26 Март 2009, 18:58:48 » |
|
не опасно ли уму пускаться в богословствование раньше времени
все цитаты из отцов, говорящие об опасности богословствования, когда не очищено сердце, говорят о созерцательном богословии, а не об изучении богословия отцов изучение же богословия отцов необходимо (сначала для изучения основ веры, затем для "естественного созерцания" догматов, а потом и для) для очищения сердца (и перехода к созерцательному богословию), и прежде всего для людей умозрительного, а не деятельного склада, каких сейчас большинство:-) путь деятельной аскетики (и непосредственного перехода от нее к созерцательному богословию) тоже возможен, но более труден, и более характерен, наверно, для аскетов древности
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Максим Горланов
Новичок
Offline
Сообщений: 45
|
|
« Ответ #12 : 27 Март 2009, 00:13:08 » |
|
Мёд вообще такая штука много вредно есть.
Много есть вообще вредно! Только вот в ваших словах о "сегодняшнем отступлении Церкви от чистоты Предания" я угадываю протестантский настрой. Простите, но это так, Лютер тоже с этого начинал. Угадывать можно что угодно) Мало ли мне что мерещится) Вот почитайте, если хотите, на мой взгляд, весьма здравый, выдержанный и богословски) обоснованный сайт. Это не просто эмоции. http://apologet.spb.ru/.
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Г е о р г и й
|
|
« Ответ #13 : 27 Март 2009, 08:29:41 » |
|
все цитаты из отцов, говорящие об опасности богословствования, когда не очищено сердце, говорят о созерцательном богословии, а не об изучении богословия отцов
А говорят ли что-либо отцы об изучении богословия отцов в отрыве от созерцательного богословия? изучение же богословия отцов необходимо (сначала для изучения основ веры, затем для "естественного созерцания" догматов, а потом и для) для очищения сердца (и перехода к созерцательному богословию), и прежде всего для людей умозрительного, а не деятельного склада, каких сейчас большинство:-)
А не появляется ли сначала у обращенного и уверовшего стремление к очищению сердца (борьба с грехами), а затем только желание более глубокого изучения основ веры? Или изучением богословия отцов можно успешно заниматься и неверующим, или маловерующим и погрязшим в пороках? путь деятельной аскетики (и непосредственного перехода от нее к созерцательному богословию) тоже возможен, но более труден, и более характерен, наверно, для аскетов древности
А может ли сегодня полуграмотный простец-монах (а то и мирянин), но очень ревностный в подвижнической и молитвенной жизни по вере своей простой придти к душевному покою и духовному созерцанию без изучения богословия отцов?
|
|
« Последнее редактирование: 27 Март 2009, 08:32:27 от валентин »
|
Записан
|
|
|
|
Новиков Павел
|
|
« Ответ #14 : 27 Март 2009, 17:19:03 » |
|
Ведь сама по себе подвижническая жизнь отнюдь не ограждает человека от неправильных воззрений. Именно! Именно ограждает). Преп.Мария Египетская имела ли какие-то богословские знания?
В контексте ее жития уместным будет заметить, что все хорошо в совокупности. А пример того, что при правильном делании - Бог открывает и чистоту понимания Писания, из ее же жития: "Она же отвечала: "Хлебы мои кончились, как я сказала, в эти семнадцать лет. После того я стала питаться кореньями и тем, что могла обрести в пустыне. Платье, которое было на мне, когда перешла Иордан, давно разодралось и истлело, и мне много потом пришлось терпеть и бедствовать и от зноя, когда меня палила жара, и от зимы, когда я тряслась от холода. Сколько раз я падала на землю, как мертвая. Сколько раз в безмерном борении пребывала с различными напастями, бедами и искушениями. Но с того времени и до нынешнего дня сила Божия неведомо и многообразно соблюдала мою грешную душу и смиренное тело. Питалась и покрывалась я глаголом Божиим, всё содержащим ( Втор. 8, 3), ибо не о хлебе едином жив будет человек, но о всяком глаголе Божием ( Мф. 4, 4; Лк. 4, 4), и не имеющие покрова камением облекутся ( Иов. 24, , если совлекутся греховного одеяния ( Кол. 3, 9). Как вспоминала, от сколького зла и каких грехов избавил меня Господь, в том находила я пищу неистощимую".
Когда авва Зосима услышал, что и от Священного Писания говорит на память святая подвижница - от книг Моисея и Иова и от псалмов Давидовых, - тогда спросил преподобную: "Где, мать моя, научилась ты псалмам и иным Книгам?" Она улыбнулась, выслушав этот вопрос, и отвечала так: "Поверь мне, человек Божий, ни единого не видела человека, кроме тебя, с тех пор, как перешла Иордан. Книгам и раньше никогда не училась, ни пения церковного не слышала, ни Божественного чтения. Разве что Само Слово Божие, живое и всетворческое, учит человека всякому разуму ( Кол. 3, 16; 2 Пет. 1, 21; 1 Фес. 2, 13). Впрочем, довольно, уже всю жизнь мою я исповедала тебе, но с чего начинала, тем и кончаю: заклинаю тебя воплощением Бога-Слова - молись, святой авва, за меня, великую грешницу.
И еще заклинаю тебя Спасителем, Господом нашим Иисусом Христом - все то, что слышал ты от меня, не сказывай ни единому до тех пор, пока Бог не возьмет меня от земли. И исполни то, о чем я сейчас скажу тебе. Будущим годом, в Великий пост, не ходи за Иордан, как ваш иноческий обычай повелевает".
Опять удивился авва Зосима, что и чин их монастырский известен святой подвижнице, хотя он пред нею не обмолвился о том ни одним словом..."
|
|
|
Записан
|
«Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними; ибо в этом закон и пророки» (от Матфея 7:12).
|
|
|
|