Вл.Василий (Кривошеин). Кафоличность и церковный строй.
Во-первых, вл.Василий дает определение Церкви кафолической, опираясь на св.Кирилла Иерусалимского:
лучшим его определением или описанием являются слова святого Кирилла Иерусалимского в его "Катехизических беседах": "И (Церковь) называется "кафолической", потому что она простирается по всему миру, от одного края земли до другого и учит всецелому "знанию" и включает в себя все учения, которые должны стать частью человеческого знания... и обнимает весь род человеческий... и обладает всей полнотой благодати для врачевания любого греха души или тела и обладает всеми добродетелями в слове и в деле, какие могут быть мыслимы, и всеми духовными дарами"
Можно сказать, что, по воззрениям святого Кирилла Иерусалимского, который в этих словах выразил зрелое понимание Церковью ее главного свойства, "кафолический" означает:
1) универсальный, вселенский, как в географическом ("все концы света"), так и качественном аспектах, обнимающий людей различных рас, культур и социальных положений;
2) обладающий полнотой истины;
3) обладающий полнотой спасительной власти, препобеждающий любой грех и любое зло;
4) обладающий полнотой святости и милости;
5) и как следствие, "кафолическая" является единственной характеристикой истинной Церкви.
Кроме св.Кирилла, вл.Василий опирается на св.Иринея Лионского:
святой Ириней Лионский наиболее ярко выражает географическую и вместе с тем качественную универсальность Кафолической Церкви, единственность и многообразие, сочетающиеся в ней воедино:
"Церковь, хотя и рассеянная по всему миру до крайних его пределов, получила веру свою от апостолов и их учеников... Это священство и эту веру Церковь, хотя и рассеянная по всему миру, свято хранит, как если бы она вся была в одном доме, и исповедует, если бы исповедовала едиными устами. И хотя много в мире наречий, смысл Предания остается один и тот же. Потому что одна и та же вера соблюдается и наследуется Церквами в Германии, Испании, среди кельтских племен, на Востоке, в Ливии и в центральных частях мира. Но как Солнце, создание Божие, одно и то же для всего мира, так и свет служения истине, который просвещает всех, желающих прийти к познанию истины"
Таким образом, кафоличность включает в себя как вселенскость (географический момент), так и обладание полнотой истины (правую веру), власти (иерархический момент), святости и милости.
Признаки кафоличности можно поделить на внешние признаки - главным образом это универсальный охват в пространстве и времени, и качественные признаки - включение в себя людей без различий в их социальных характеристиках, культурном уровне, полноту истины и милости.
Осознание Церковью своей вселенскости основывается на словах Христа: "Будете Мне свидетелями... даже до края земли" (Деян.1,8 ).
Универсальность проявляется не только в пространстве, но и во времени. В "Пастыре" Ермы:
На свой вопрос: "Почему Церковь старая?" - Ерма получает ответ: "Потому что она была создана прежде всех вещей. По этой причине она старая, и ради нее был создан мир"
Географическая универсальность обеспечивается иерархией (епископами) по всему миру:
Святой Игнатий Богоносец говорит о вселенском характере Кафолической Церкви еще более конкретно, связывая его с епископским строем. Он пишет эфесянам о "епископах, которые назначены по всему миру"
Вл. Василий критикует евхаристическую экклезиологию Афанасьева, которая, по его мнению, утверждает прежде всего существование Поместной Церкви, и отрицает «вселенскую экклезиологию».
Афанасьев неправ, когда утверждает, что Свящ.Писание знает лишь Поместные Церкви, а идея Вселенской Церкви была впервые сформулирована св.Киприаном Карфагенским.
Кроме того, Афанасьев неправ в умалении значения иерархии в Церкви.
Достоинство самой Евхаристии обусловливается тем, что она совершается епископом и в общении с ним.
Важное замечание также заключается в том, как правильно понять Церковь Поместную и Церковь Вселенскую.
С одной стороны, Поместная Церковь - это Кафолическая Церковь в геогр.рамках, и она тождественна с Кафолической Церковью Вселенской. Но в то же время Поместную церковь нельзя отождествлять с Кафолической Церковью Вселенской.
Эта антиномия решается с помощью аналогии с троической жизнью:
Отец, Сын и Дух Святой - не есть часть Святой Троицы, так же как в каждом из Них всецелое Божество проявлено полностью, так же как каждый из Них есть Истинный Бог и в то же время никто из них не есть Святая Троица и не тождественен с Нею - так же аналогичным образом полнота Кафолической Церкви проявляется во всех поместных Церквах, которые нельзя представлять себе ни как "части" Вселенской Церкви, ни как нечто, тождественное с нею. Такое отождествление можно сравнить с ересью Савелия, согласно которому "Отец", "Сын", "Дух Святой" не обладают истинной реальностью, но суть лишь простые проявления одного и того же.
Поместные церкви в отдельности друг от друга не обладают полнотой кафоличности:
множественность подчеркивалась уже в "Апостольском Предании" Ипполита (III в.) и предписывается первым апостольским каноном, четвертым Никейским каноном и девятым Антиохийским. Они нас учат, что в союзе с другими епископами епархия как поместное и полное проявление Кафолической Церкви может реализовать и поддерживать свою кафоличность как член (но не часть!) Тела Христова, которое есть "святая Кафолическая Церковь на всяком месте" [24], "Церкви по всему миру" [25]. Еще больше можно сказать о другом "харизматическом" установлении Кафолической Церкви: ее поместных и Вселенских соборах, начиная с Апостольского собора в Иерусалиме. С самого начала Церковь ясно сознавала, что ни один апостол, тем более ни один отдельный епископ, не имеет духовной власти решать основных вопросов веры и церковной жизни, возникающих в ходе церковной истории.
Термин «кафолический» был впервые использован св.Игнатием Богоносцем:
"Где епископ - там да будет и множество"; так же как "где Иисус Христос, там и Кафолическая Церковь"
Единственно верное понимание этой формулы (по вл.Василию) таково:
появление епископа среди поместного духовенства делает его Поместной Церковью с правящим епископом во главе, так аналогичным образом присутствие Христа в Церкви делает всю ее Кафолической. Как епископ является главой Поместной Церкви, так Христос есть Глава Церкви Кафолической. Другими словами, Поместная Церковь имеет видимую главу, епископа, тогда как Кафолическая Церковь в целом не имеет видимой главы. Ее главой является Сам Христос.
Неверные интерпретации -
у римо-католиков
(подобно тому, как Поместная Церковь имеет своей главой местного епископа, так Вселенская Кафолическая Церковь должна возглавляться по аналогии вселенским епископом.)
и у Афанасьева
(в обеих частях формулы речь идет об одной и той же поместной Церкви, и говорится о ней как о кафолической, потому что, где собираются евхаристическое собрание и епископ, там Христос, полнота и, следовательно, Кафолическая Церковь.)
В самом начале статьи из вскользь брошенной фразы можно понять, что вл.Василий считает неверным употребление термина «соборность» для перевода слова «кафолический». Хомяков думал иначе.