consensus patrum
20 Апрель 2024, 02:29:51 *
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
   Начало   Помощь Поиск Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Как в христианстве опровергается понятие судьбы?  (Прочитано 7802 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Сергей КС
Новичок
*
Offline Offline

Сообщений: 3


« : 16 Май 2010, 11:43:52 »

Вопрос возник в связи с обсуждением Промысла Божьего и свободой воли человека. Столкнулся с представлением, что судьба есть результат отклонения человека от Промысла Божьего. Косвенно ссылались на богословие преп.Максима Исповедника. После поисков выяснил, что понятие судьбы в Св.Писании, трудах св.отцов не используется.
Однако, как можно проинтерпретировать судьбу богословским языком? И если можно, укажите где подлежит разбору учение о Промысле в аспекте частной "судьбы" человека.
Записан
Новиков Павел
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 654


« Ответ #1 : 16 Май 2010, 12:02:34 »

Может, здесь? http://www.consensuspatrum.ru/index.php?topic=126.msg1910#msg1910
Записан

«Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними; ибо в этом закон и пророки» (от Матфея 7:12).
seksta
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 714


Елена


« Ответ #2 : 16 Май 2010, 12:35:37 »

Цитата: Сергей КС
После поисков выяснил, что понятие судьбы в Св.Писании, трудах св.отцов не используется.

А вы можете дать свое определение судьбы? Что это такое в родном для этого термина контексте? Родной (на мой взгляд) для этого термина можно считать область, представленную древнегреческой трагедией (напр. история царя Эдипа)

Интересно вглядеться и понять, может ли вообще быть задействовано это понятие (судьба) в христианских системах координат.
Записан
Денис В.С.
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 539


« Ответ #3 : 16 Май 2010, 13:31:03 »

Цитировать
Вопрос возник в связи с обсуждением Промысла Божьего и свободой воли человека. Столкнулся с представлением, что судьба есть результат отклонения человека от Промысла Божьего. Косвенно ссылались на богословие преп.Максима Исповедника. После поисков выяснил, что понятие судьбы в Св.Писании, трудах св.отцов не используется.
Однако, как можно проинтерпретировать судьбу богословским языком? И если можно, укажите где подлежит разбору учение о Промысле в аспекте частной "судьбы" человека.


Святитель Григорий Нисский "Против учения о судьбе"

http://mirrors.rusbible.ru/pagez.ru/lsn/0476.php.html
Записан
Сергей КС
Новичок
*
Offline Offline

Сообщений: 3


« Ответ #4 : 16 Май 2010, 13:33:34 »

Спасибо. В голове у меня каша. Материала хватит надолго.
Записан
Сергей КС
Новичок
*
Offline Offline

Сообщений: 3


« Ответ #5 : 16 Май 2010, 14:20:08 »


А вы можете дать свое определение судьбы? Что это такое в родном для этого термина контексте? Родной (на мой взгляд) для этого термина можно считать область, представленную древнегреческой трагедией (напр. история царя Эдипа)

Интересно вглядеться и понять, может ли вообще быть задействовано это понятие (судьба) в христианских системах координат.
Могу ошибаться. В ант.философии греков судьба находится в топологической сист.координат. Судьба завязана на топосе бытия, споре "земли" и "мира".
У Гераклита "Война(Полемос) - отец всех, царь всех: одних она объявляет богами, других людьми, одних творит рабами, других свободными" (фрагменты ранних греческих философов/ ред. А.В.Лебедев. ч1.М., 1989. С.202).
 
Записан
Павел Недашковский
Старожил
****
Offline Offline

Сообщений: 394



« Ответ #6 : 17 Август 2010, 03:23:53 »

Можно еще Боэция полистать по теме, о соотношении свободы, фатума и провиденции (De consolatione philosophiae IV-V)
« Последнее редактирование: 17 Август 2010, 03:29:11 от Павел Недашковский » Записан

Я преобразился в нуле форм и выловил себя из омута дряни Академического искусства
zenko
Новичок
*
Offline Offline

Сообщений: 12


WWW
« Ответ #7 : 04 Октябрь 2012, 18:17:19 »

     Христианство принесло на землю благую весть об освобождении человека от власти греха. Поэтому с самого начала своего существования оно выступало против всех языческих форм предопределения человеческой судьбы, да и против самого понятия судьбы (см., например, работу Григория Нисского "Против учения о судьбе").

     В христианстве индивидуальный путь человека, с его проблемами и тяготами, осмысляется через понятие "креста" – притом креста индивидуального. Слова Спасителя: "Если кто хочет идти за Мной, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мной" (Мф. 16, 29) – именно и означают, что у каждого человека есть свой крест (Зеньковский. 1997, с. 460). Как писал Феодор епископ Едесский: "отвергнуться себя должно прежде всего, и таким образом взяв крест, последовать Владыке, для достижения высшего состояния обожения" (христ.: Феодор Едесский. 1900, с. 347).
    
     Понятие креста обычно отождествляют с понятием страданий и трудностей, которыми заполнена жизнь человека:
     – "Взять крест свой – значит с покорностию и смирением подчиниться тем временным скорбям и бедствиям, которые благоугодно Божественному Промыслу попустить нам в очищение наших согрешений. Тогда крест служит для человека лествицею от земли к небу" (христ.: Игнатий (Брянчанинов). Т. 4. 1993, с. 93);
     – "Крест – термин христианского нравственного богословия, означающий совокупность жизненных лишений, страданий, тяжелых обязанностей, мучительной борьбы нравственного долга с искушением греха и т. п. – всего, что христиа-нин обязан выносить мужественно и благодушно, не нарушая требований религии и внушений чистой совести" (христ.: Барсов. 1993, с. 836).

     Здесь, конечно, все верно, но все тяжкое и трудное образует не "сущность" креста, а лишь его проявления, почти всегда неизбежные в движении человека "извилистыми путями" к премудрости Божией. Правильнее толковать "крест" как задачу, возложенную на человека Богом, как закон, энтелехийно определяющий созревание человека (Зеньковский. 1997, с. 460). И человеческие страдания в жизни чаще и возникают от того, что люди стремятся "обойти" эту волю Божию, не хотят идти путем, предназначенным для них свыше. В диалектике исканий часто мятущейся, часто путающей самое себя души раскрывается наш "крест", который надо принять, надо взять, чтобы мы смогли пойти со Христом, взять Его "иго", т. е. принять участие в спасении и преображении мира (там же, с. 463).
  
      По материалам Словаря христианской антропологии и психологии.

« Последнее редактирование: 04 Октябрь 2012, 18:33:05 от zenko » Записан

Кому интересно, моя
персональная страница
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Powered by SMF 1.1.11 | SMF © 2006-2008, Simple Machines LLC Valid XHTML 1.0! Valid CSS!